Экономика общественного сектора Тема 6. «Налоговый механизм и общественный сектор» (занятие 2) Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка)
Advertisements

Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Рассматриваемые вопросы: 1)излишек потребителей и производителей в условиях равновесия; 2) изменение общественного благосостояния вследствие вмешательства.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Спрос и предложение. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский.
Спрос, предложение и рынок Рынок- набор соглашений с помощью которых покупатели и продавцы товаров вступают с в контакт по поводу купли-продажи данного.
«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.. Целью деятельности любой фирмы является максимизация экономической прибыли. Целью деятельности любой фирмы является максимизация.
ТЕМА 5. Макромодель рынка благ 5.1. Совокупный спрос и его структура 5.2. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Линия IS Мультипликативные.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Транксрипт:

Экономика общественного сектора Тема 6. «Налоговый механизм и общественный сектор» (занятие 2) Лектор: Молчанов Игорь Николаевич, д.э.н., доцент кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова,

2 Молчанов И.Н План лекции 1. Налоговые обязательства и сферы действия налогов. 2. Распределение налогового бремени на конкурентных рынках. 3. Распределение налогового бремени в условиях монополии. 4. Распределение налогового бремени на рынке труда.

3 Молчанов И.Н Налоговые обязательства и сферы действия налогов Общее представление о перемещении налогового бремени дается в стандартном курсе микроэкономики. Налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он вынужден нести. Причина в том, что налог модифицирует экономическое поведение индивидов и организаций. Существует возможность переложить налог назад, когда в результате налогообложения будет оказано влияние на заработную плату работников и спрос на рабочую силу, и переложить налог вперед на потребителей, когда налогообложение повлияет на цены.

4 Молчанов И.Н Налоговые обязательства и сферы действия налогов Для того чтобы определить настоящего плательщика того или иного налога, экономистами используется термин «налоговое бремя». При этом для определения прогрессивности или регрессивности налоговой системы страны необходимо использовать реальные налоговые ставки, которые являются отношением суммы фактически уплаченного налога к общему доходу плательщика. Анализ факторов, определяющих распределение налогового бремени в экономике, показывает, что не имеет значения, облагаются ли налогом производители или потребители. Налог в любом случае порождает изменение в относительных ценах, и именно это свойство рынка определяет, кто несет тяжесть налога. При этом главный фактор переноса налогового бремени - уровень конкуренции на рынке.

5 Молчанов И.Н Налоговые обязательства и сферы действия налогов Совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, т. е. тех, чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением данного налога, представляет собой сферу действия налога. Под ухудшением положения понимается снижение значения функции индивидуальной полезности. Не исключено, например, что лицо, на которое легла значительная часть налогового бремени, в конечном итоге выиграло в связи с тем, что за счет налога произведены некие значимые для этого лица общественные блага. К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия и других юридических лиц. В самом деле, речь идет о том, как в конечном счете распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников.

6 Молчанов И.Н Налоговые обязательства и сферы действия налогов Именно на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка. Налогоплательщик в отличие от государства не вправе принудить других лиц разделить свои обязательства, но он волен менять совокупность добровольных соглашений (сделок), в которые вступает. Делая это, он, естественно, руководствуется собственными интересами. Если вследствие налогообложения какие-либо сделки становятся для него невыгодными и он в состоянии от них отказаться, такие сделки остаются незаключенными. В результате проигрывают потенциальные партнеры, интересам которых, в принципе, отвечали бы эти сделки.

7 Молчанов И.Н Налоговые обязательства и сферы действия налогов Налогоплательщик, отказываясь от действий, которые повлекли бы принятие налогового бремени, в той или иной степени избегает ухудшения своего положения и в то же время косвенно ухудшает положение тех, для кого эти действия представляли бы интерес. Например, производители подакцизного товара могут счесть выгодным для себя сократить объем его продаж, что невыгодно лицам, заинтересованным в приобретении данного товара. Сокращение уменьшает налоговое бремя для производителей, но обусловливает вовлечение потребителей в сферу действия акциза, Таким образом, перемещение налогового бремени не сознательный волевой акт отдельного лица, а результат изменения рыночных условий.

8 Молчанов И.Н Налоговые обязательства и сферы действия налогов Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, очевидно, зависит от гибкости экономического поведения. Гибкость проявляется в том, чтобы без больших потерь сокращать свое участие в сделках, выгодность которых уменьшается в связи с налогообложением. Такого рода гибкость предполагает готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы, виды деятельности другими. Если под влиянием налога какой-либо рынок становится менее привлекательным, то, при прочих равных условиях, наибольшие потери несет та из сторон, которой труднее сократить свою активность на данном конкретном рынке, в некоторой степени перенеся ее на другие. Отсюда связь перемещения налогового бремени на конкурентном рынке с эластичностями спроса и предложения, известная из курса микроэкономики.

9 Молчанов И.Н Налоговые обязательства и сферы действия налогов Практически любой налогоплательщик участвует в рыночных взаимодействиях и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Если он под воздействием налога сокращает покупки, налоговое бремя перемещается назад, т. е. на его рыночных партнеров- продавцов. Если сокращение касается продаж, то бремя перемещается вперед, на рыночных партнеров-покупателей. Часто и то и другое происходит одновременно. Например, после введения акциза производители подакцизного товара, вполне вероятно, уменьшат его предложение и сократят спрос на специализированный труд, используемый при изготовлении данного товара. Первое непосредственно повлечет повышение цены на товар, т. е. перемещение налогового бремени вперед, на покупателей, а второе - снижение заработной платы, т. е. перемещение бремени назад, на поставщиков ресурсов, в данном случае труда. Какой из этих процессов окажется преобладающим, зависит от конкретных характеристик рынков труда и подакцизного товара.

10 Молчанов И.Н Налоговые обязательства и сферы действия налогов Исследование сфер действия налогов имеет очевидное практическое значение. Имея дело с введением или отменой налога либо изменением его ставки, важно отчетливо представлять себе распределительные последствия предпринимаемых действий. При этом необходимо сознавать, что информации о налоговых обязательствах, которую можно почерпнуть, анализируя законодательство, в большинстве случаев явно недостаточно. Требуется анализировать рынки. Перемещение налогового бремени способно существенно менять относительное положение поставщиков разных факторов производства, прежде всего труда и капитала, а в конечном итоге - относительные уровни благосостояния различных социальных слоев, отраслевых и региональных общностей и даже поколений. Формирование сфер действия налогов сказывается на доступности всевозможных товаров и рабочих мест, трудовой и инвестиционной активности.

11 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на конкурентных рынках Рассмотрим, как происходит перемещение бремени акциза на конкурентном рынке. Пусть некий товар, кривые спроса (D) и предложения (S) которого представлены на рис. 2.1, обложен налогом в размере t руб. на единицу продаж. Если налоговое обязательство возложено на продавцов, ему соответствует перемещение линии S вверх на расстояние t в положение S'; если обязательство несут покупатели, этому соответствует перемещение линии D вниз на ту же величину в положение D`. Под воздействием налога исходное равновесие Е 0 и цена Р 0 заменяются новыми.

12 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на конкурентных рынках Рисунок 2.1. Перемещение налога на конкурентном рынке товара

13 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на конкурентных рынках Когда налог платят продавцы, равновесие Е 1 D достигается в точке пересечения линий S` и D. Ему соответствует "цена покупателей" P D, определяющая их реальные расходы, а следовательно, покрывающая t наряду с издержками продавцов. Когда налогом непосредственно облагаются покупатели, они платят на рынке лишь "цену продавцов" Р S, которая не включает t, а равновесие достигается в точке Е 1 S, в которой пересекаются S и D`. Однако налог государству покупатели платят отдельно, так что фактически единица товара обходится Р S + t.

14 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на конкурентных рынках Независимо от того, на какую из сторон возложены налоговые обязательства, после налоговое равновесие достигается при таком объеме продаж Q 1, при котором расстояние между S` и D` соответствует t. Такое значение Q - единственное, коль скоро функции спроса и предложения монотонны. Следовательно, именно размер налога определяет изменение объема продаж ΔQ, а точки Е 1 D и Е 1 S находятся на одном и том же перпендикуляре к оси абсцисс.

15 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на конкурентных рынках Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями определяется соотношением абсолютных величин Δ P D И ΔP S, где ΔP D = P D – P 0, a ΔP S = P S – P 0. Из предыдущих рассуждений ясно, что вопрос о том, кто непосредственно платит налог, при этом не имеет значения. На рис. 2.1 первый из соответствующих отрезков больше второго. Причина, очевидно, в том, что линия D в данном случае круче линии S. Содержательно это означает относительно большую гибкость рыночного поведения продавцов по сравнению с покупателями. Более строго та же мысль может быть выражена следующим образом: на участке Q 0 Q 1 спрос эластичнее по цене, чем предложение.

16 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени в условиях монополии Сфера действия налога формируется под влиянием характеристик рынков и можно предположить, что барьеры на пути конкуренции существенно сказываются на перемещении налогового бремени. На первый взгляд рыночная власть должна гарантировать монополисту перемещение налогового бремени на контрагентов. Однако, в принципе, это не так. Как и на конкурентном рынке, решающее значение имеет гибкость экономического поведения, т. е. способность без значительных потерь переходить под влиянием налога в адекватную ему новую точку равновесия. Если монополист, в полной мере использовав преимущества своего положения до введения налога, не имеет возможности выбрать относительно равноценную ситуацию после его появления, он вынужден нести налоговое бремя. Для монополиста гибкость - это способность менять объем продаж (выпуска) в достаточно широком диапазоне при относительно небольших сдвигах в уровне предельных издержек. Данное свойство представляет собой аналог эластичного предложения на конкурентном рынке.

17 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени в условиях монополии Когда на рынок поступает уникальное произведение искусства или участок земли с присущими ему неповторимыми особенностями, продавец занимает монопольное положение. Однако диапазон вариантов рационального поведения для него весьма узок: можно либо продать товар по максимальной из приемлемых для покупателей цен, либо не продавать его вовсе. Если, например, покупатель приобретает картину на аукционе, он руководствуется собственной готовностью платить за это произведение независимо от распределения выручки между продавцом и государством. Покупатель в любом случае платит то, что считает допустимым для себя максимумом (предполагается конкуренция между покупателями). Однако при отсутствии налога вся сумма достается продавцу, а если налог введен, часть денег поступает в доход государства. Единственное, что может сделать продавец, реагируя на конкретную величину налога, - это снять картину с аукциона.

18 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени в условиях монополии Монополист, продающий уникальный товар, стоит перед выбором: или полностью принять на себя налоговое бремя, или покинуть рынок. Сфера действия налога формируется в данном случае так же, как при абсолютно неэластичном предложении на конкурентном рынке. Однако и весьма значительная гибкость экономического поведения сама по себе не обеспечивает монополисту возможность покинуть сферу действия налога. Перемещение налогового бремени зависит не только от него, но и от поведения его контрагентов. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим ситуацию, когда предельные издержки монополиста постоянны, что в некотором смысле эквивалентно абсолютно эластичному предложению.

19 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени в условиях монополии Рис Перемещение налога на монополизированном рынке

20 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени в условиях монополии Допустим, что функция спроса линейна (см. рис. 3.1, на котором МС - линия предельных издержек, a MR – линия предельного дохода, остальные обозначения соответствуют введенным ранее). Предполагается, что монополист должен платить специфический налог в размере t на единицу продаж, так что линия предельных (и средних) издержек смещается на t денежных единиц вверх в положение МС + t. Если линия спроса D – прямая, по мере изменения объема продаж Q цена Р изменяется вдвое медленнее, чем предельный доход. В состоянии равновесия MR=MC При переходе от доналогового равновесия к посленалоговому величины МС и MR увеличиваются на t, a P, следовательно, вдвое меньше.

21 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени в условиях монополии Итак, при линейной функции спроса прирост цены, по которой осуществляет продажи монополист, покрывает только половину прироста его предельных (и средних) издержек, обусловленного налогом. Это происходит несмотря на то, что линия предельных издержек горизонтальна. Таким образом, монополисту удается переместить на покупателей лишь половину налогового бремени. Вынужденный под воздействием налога отказываться от наиболее предпочтительного доналогового равновесия Е 0, монополист стремится повысить цену, чтобы покрыть дополнительные издержки. Для этого он вынужден сокращать объем продаж, что и данном случае означает переход на все более эластичные участки линии спроса. В результате возможности перемещения налогового бремени ограничиваются. "Цена покупателей" P D выше доналоговой цены P 0, но "цена продавцаP S - ниже P 0.

22 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на рынке труда Особый интерес представляют рынки, для которых характерны в определенном смысле необычные соотношения эластичностей. Это относится в первую очередь к рынку труда. Рынок труда служит ареной перемещения весьма значительной части налогов, прежде всего налогообложения заработной платы. Как правило, правомерно считать, что рынок труда по своим свойствам близок к конкурентному. В то же время эластичность предложения труда при различных значениях его цены может быть как положительной, так и отрицательной (см. рис. 4.1, на котором L - количество реализуемого на рынке труда, Р - его цена, т. е. ставка заработной платы, S - кривая предложения труда).

23 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на рынке труда Рисунок 4.1. Перемещение налогового бремени на рынке труда

24 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на рынке труда При невысоких ценах (ниже точки А на рис. 4.1) предложение труда растет по мере повышения цены. Однако дальнейшее увеличение Р приводит к тому, что часть работников начинают отказываться от сверхурочных работ и т. п., а некоторые вообще покидают рынок труда. Последнее происходит, когда в семье имеется несколько работников, и более высокий заработок одних членов семьи позволяет другим отказываться от оплачиваемого труда в пользу учебы, ведения домашнего хозяйства или раннего выхода на пенсию. Итак, на определенном участке кривой S, отмеченном на рисунке точками А и В, L сокращается с повышением Р, так что эластичность предложения на этом участке отрицательна. Наконец, при достаточно высоких ценах предложение почти стабилизируется: на рынке труда остаются те, кто практически при любых обстоятельствах не склонны его покидать, и почти все они работают в течение стандартного для данного общества времени (например, 8 часов в день), Соответственно выше точки В линия S близка к вертикали.

25 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на рынке труда Если точки доналогового и посленалогового равновесия располагаются на участке ниже точки А либо на участке выше точки В, то в контексте частичного равновесия перемещение налогового бремени происходит практически так же, как на обычном конкурентном рынке товара. Когда равновесие достигается на нижнем участке, бремя распределяется между продавцами (наемными работниками) и покупателями (работодателями) в соответствии с соотношением эластичностей предложения и спроса. Если же равновесие достигается на верхнем участке, то налоговое бремя практически полностью ложится на работников, поскольку эластичность предложения труда в данном случае близка к нулю.

26 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на рынке труда Однако когда точки доналогового и посленалогового равновесия находятся на участке АВ, возникает специфическая ситуация, изображенная на рисунке. Снижение фактического уровня оплаты, происходящее под влиянием налога, обусловливает в данном случае рост предложения труда. Доминирующим оказывается стремление семей поддержать привычный уровень дохода, которое побуждает искать дополнительные заработки. Соответственно после налоговое равновесие достигается при L 1 >L 0. Значение D соответствующее L 1 представляет собой цену P D, которую работодатели (покупатели труда) готовы платить при данном его количестве. Работники же реально продают свой труд по цене P S. Именно ей соответствует точка пересечения линий S и D`. Разность (P D -P S ) представляет собой ставку налога t.

27 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на рынке труда За счет того, что на рассматриваемом участке и спрос, и предложение имеют отрицательную эластичность по цене, не только точка E 1 S но и точка E 1 D находится ниже точки E 0. Таким образом, "цена продавцов", на основе которой формируются реальные доходы работников, более чем на t ниже доналоговой цены P 0. Что же касается покупателей труда, работодателей, то они в рассматриваемом случае имеют возможность приобрести по устраивающей их цене E 1 D большее, чем прежде, количество труда. Это, вообще говоря, дает возможность увеличить производство и на этой основе заключить дополнительные выгодные сделки.

28 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на рынке труда Подведем итоги: На конкурентном рынке степень переноса налога определяет эластичность спроса и предложения. В общем случае налог на потребителя переносится не полностью, однако, если предложение полностью эластичное или спрос полностью неэластичен, налог целиком оплачивается потребителем. Если предложение полностью неэластичное или спрос полностью эластичен, налог возлагается на производителей. Эти утверждения верны и для рынка труда. При существовании на рынке монополии или наличия сговора на олигополистическом рынке ситуация усложняется. Степень переложения налогового бремени в данном случае будет зависеть от вида кривой предельных издержек и кривой спроса. Налог может быть переложен как наполовину, так и на большую величину. Кроме того, в случае неконкурентного рынка определенное значение приобретает способ взимания налога: специальный или акциз (т.е. фиксированная сумма или процент стоимости) - производство будет выше при последнем. Распределение налогового бремени при чистой олигополии предсказать практически невозможно.

29 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на рынке труда Существует много случаев, когда налоги, различные с управленческой точки зрения, оказываются равноценными с экономической точки зрения. Такими налогами являются налог на выпуск продукции (налог с продаж), пропорциональный подоходный налог и налог на добавленную стоимость. Это объясняется тем, что величина дохода и выпуска должна быть одинаковой. Налог на заработную плату и налог на потребление также равноценны, так как введение и того и другого налога сокращает возможность потребления. На распределение налогового бремени оказывают влияние и другие факторы. Налог, оказывающий влияние не на одну, а на несколько отраслей, будет иметь иные последствия. В этом случае необходимо рассмотрение общего равновесия в экономике.

30 Молчанов И.Н Распределение налогового бремени на рынке труда Распределение налогового бремени может быть неодинаковым в долгосрочном и краткосрочном периодах, так как для некоторых изменений, происходящих в результате налогообложения, требуется много времени. Также оказывает влияние тип экономики: открытая или закрытая. Определенные сложности при исследовании распределения налогового бремени возникают еще и из-за того, что изменение государством одного налога сопровождается изменениями в других сферах экономической политики.

31 Молчанов И.Н Заключение. Тема 6. Занятие 2. Спасибо за внимание!