Математические софизмы «Правильно понятая ошибка- это путь к открытию» И.П.Павлов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Софизмы в математике Руководитель проекта Москвичёва В.Н. Автор проекта Самохина Маргарита ученица 7 «А» класса МБОУ Дубровская 2 СОШ.
Advertisements

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ работа ученицы 5 класса Симурзиной Дарьи.
Выполнили: Кибарина Мария, Демичева Анна ученицы 9 мн класса МОУ «Лицей г.Отрадное» Руководитель: Лупашко Людмила Валентиновна.
Софизмы и парадоксы в математике МБОУ «Средняя образовательная школа 9 г. Чебоксары» Руководитель проекта: Штырова Галина Николаевна учитель математики.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ Выполнили: Хальфутдинова Эльвира; Миколюк Наталья, ученицы 11 б класса Ханты – Мансийский автономный округ – Югра Городской округ.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 84» Работу выполнила: Вотякова Мария -
Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал. Альберт Эйнштейн Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так.
Прямая на плоскости Общее уравнение прямой Уравнение прямой в отрезках Каноническое уравнение прямой Уравнение прямой с угловым коэффициентом Угол между.
Из школьного курса геометрии хорошо известен признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними, а именно: Если две стороны и угол между.
Парадоксы и софизмы в математике Руководитель проекта: Мысливец Раиса Борисовна учитель математики Жуховичской гимназии Автор ы проекта: Ломоносов Сергей.
Равносильность уравнений. Определение: Два уравнения называются равносильными, если их множества решений равны Два уравнения называются равносильными,
Тема: «Софизмы» Работу выполнили ученицы 10 класса МОУ СОШ 103 Есаян Эльмирна и Папоян Сатеник Руководитель: Салова Татьяна Алексеевна.
Презентация по теме: «Треугольники» Подготовили Ученицы 9 класса Б Камаретдинова Карина Семёнова Алина.
Треугольник.Треугольник.. Отметим какие- нибудь 3 точки, не лежащие на одной прямой, и соединим их отрезками(рис.1а).Мы получим геометрическую фигуру,
Треугольник геометрия 7 класс Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества, а потому.
Мастер - класс Геометрия 7 класс Учитель : Пидоря В.Н.
Математические софизмы
Обмен опытом работы по теме самообразования «Решение нестандартных задач избранных разделов математики при подготовке к ЕГЭ» учителя математики Костюк.
Урок геометрии в 7 классе Параллельные прямые. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей 4 3 а b c и 5 –односторонние углы.
Треугольники. Задачи на построение.. Содержание: Определение Виды треугольника Первый признак равенства треугольников. Доказательство. Второй признак.
Транксрипт:

Математические софизмы «Правильно понятая ошибка- это путь к открытию» И.П.Павлов

Введение Древние софизмы Числовые софизмы Геометрические софизмы Выводы Содержание

Софизм (от греческого sophisma- уловка, выдумка, головоломка)- логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное. Математический софизм- удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Эффектная демонстрация явно неверного доказательства- в этом и состоит смысл софизма. Что такое софизм?

Где появились софизмы? В Древней Греции. Для чего они создавались? С какой целью? Появление софизмов заставило задуматься математиков о логическом строении геометрии и арифметики. Кто придумал математические софизмы? мудрец Зенон Элейский в V веке до нашей эры. Древние софизмы

Древний софизм «Рогатый» Равен ли полный стакан пустому Последние годы нашей жизни короче, чем первые. Древние софизмы

То, что ты не потерял, то и имеешь. Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь. Где ошибка? Древний софизм «Рогатый» ответ

Оказывается, что да. Пусть есть стакан, наполненный водой до половины. Тогда стакан, наполовину полный, равен стакану, наполовину пустому. Увеличим обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Где ошибка? Равен ли полный стакан пустому?= ответ

Известно изречение: в молодости идет время медленнее, а в старости скорее. Это изречение можно доказать математически. Человек в течение тридцатого года жизни проживает 1/30 часть своей жизни, в течение семидесятого -1/70 часть жизни. Очевидно, что 1/30>1/70. Откуда ясно, что последние годы жизни короче первых. Не подвела ли математика? Последние годы нашей жизни короче, чем первые ответ

2=3 5=6 2·2=5 1=0, или уравнение x-a=0 не имеет решения Числовые софизмы

Рассмотрим очевидное равенство: (2-5/2) 2= (3-5/2) 2 Тогда (2-5/2)=(3-5/2) Прибавив к обеим частям равенства по 5/2, получим 2=3 Где ошибка? 2=3 ответы

Возьмем тождество: = Вынесем за скобки общий множитель: 5·(7+2-9)=6·(7+2-9) Разделим обе части на (7+2-9) Получим 5=6 5=6 ответ

Напишем тождество: 4:4=5:5 Вынесем в каждой части общие множители за скобки: 4·(1:1)=5·(1:1) Так как 1:1=1, то 4=5, или 2·2=5 2·2=5 ответ

Дано уравнение x-a=0 Имеем: (X-A) 0 (X-A) (X-A) 1=0 Так как это равенство неверное, то исходное уравнение не имеет корней. = 1=0, или уравнение х-а=0 не имеет корней ответ

Пусть Δ АВС- произвольный. Проведем биссектрису угла В и серединный перпендикуляр к отрезку АС. Точку их пересечения обозначим М. Т.к. MD- высота и медиана в Δ АМС, то он равнобедренный и АМ=МС Геометрические софизмы м А В С D

Опустим из точки М перпендикуляры МЕ и MF на стороны АВ и ВС соответственно. Из равенства треугольников ВЕМ и ВFМ следует, что МЕ=MF, ВЕ=BF. м А В С D E F

Геометрические софизмы Следовательно, прямоугольные треугольники АМЕ и CMF равны: у них равны гипотенузы (АМ и МС) и катеты (ME и MF) значит AE=CF. Итак, АЕ=СF, BE=BF Следует, что AB=BC. Возник парадокс: все треугольники равнобедренные м А В D E F C

Ошибка в чертеже. Правильный чертеж: M АС D E F Геометрические софизмы В

1. познакомились с понятием математические софизмы; 2. научились искать замаскированные ошибки; 3. осознали : важность правильных, корректных записей и чертежей недопустимость выполнения запрещенных действий важность учета применимости теорем, формул и правил. Выводы:

Ответы «Рогатый» Ошибка здесь состоит в неправильном переходе от общего правила к частному случаю, который этим правилом не предусмотрен. Действительно, то, что ты не потерял, подразумевает под словом «то» - все, что ты имеешь, и ясно, что в него не включены «рога». Поэтому заключение «ты имеешь рога» неправомерно. назад

« Равен ли полный стакан пустому» Приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправильное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно. назад

Ответ. «Последние годы нашей жизни короче, чем первые» Действительно, 1/30>1/40>1/50. Но неверно утверждение, что в течение тридцатого года человек проживает 1/30 часть жизни, он проживает 1/30 только той части жизни, которую он к этому моменту прожил, но именно части, а не всей жизни. Нельзя сравнивать между собой части различных отрезков времени. назад

2=3 Если (2-5/2) 2 =(3-5/2) 2, то правильным следствием должно быть Ι 2-5/2 Ι = Ι 3-5/2 Ι, откуда следует Ι - ½ Ι = Ι ½ Ι, а вовсе не равенство 2-5/2=3-5/2 назад

5=6 Ошибка допущена при делении верного равенства 5·(7+2-9)=6·(7+2-9) на число (7+2-9), равное нулю. Этого делать нельзя. Любое равенство можно делить только на число, отличное от нуля! назад

2·2=5 4:4=5:5 4/4=5/5 Вынесем общие множители: 4·1/4=5·1/5 В результате у нас не образуется общий множитель, а в предложенном доказательстве он был получен вследствие некорректных действий: 4:4=4·(1:1) назад

Уравнение х-а=0 не имеет корней, или 1=0 Так как х-а – корень уравнения, то разделив на (х-а) обе части, мы потеряли этот корень и поэтому получили неверное равенство 1=0. назад