Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в них».
Цели: -закрепление полученных знаний о СПП, СПП с несколькими придаточными; -тренировка в расстановке знаков препинания в СПП; -обучение лингвистическому анализу текста.
Расставить ударения в следующих словах: I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель. II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод.
Объяснить лексическое значение слов: I вариант – диспансер; II вариант – языковое явление.
Предлагать, выбирать, заперли, намочил, заскочить, блестит, загорелся, растение, прикосновение, сложение, сотворение, расстилается, вычитать, подровнять, непромокаемый, наклонился, касание, выросли, умирать, обмакнуть, сдерёт, скакать, протирать, заря, выращенный, сплавлять, выжег, сравнять
Проверка. 1. СПП 2. ССП 3. БСП 4., 5. СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, присоединительными.
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. Ветер срывал листья с деревьев и д..ро..ки сада усыпал разн..цветным ковром. Уже вечерело и наро.. возвращался с п..лей. Его добрые гл..за св..тились ясным светом и худое лицо к..залось пр..красным.
Устно дать характеристику каждому предложению, объяснить постановку знаков препинания. Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увёл своего гостя в комнату. Селифан, не видя ни зги, направил лошадей прямо на деревню. Чичиков проснулся, потянул руки и ноги и почувствовал, что выспался хорошо.
Физкультминутка
Назовите виды подчинения СПП с двумя или несколькими придаточными. Составьте схемы к данным предложениям. Пока на земле существует злоба и ненависть, будут существовать и войны, которые уносят жизни людей. Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, где прошло их детство. Любовь к родной земле – важнейшее чувство, которое появляется в человеке с момента рождения, чтобы остаться на всю жизнь.
Итог урока. -Что такое СПП? -Назовите виды СПП. -Какие виды подчинения вы знаете?
Домашнее задание. Работа с текстами разных стилей. Спасибо за урок.