ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 26» Экспериментальная площадка:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Advertisements

Из о пыта р аботы М ОУСОШ 16 п о с озданию п рограммы « Формирование т олерантного сознания с реди п едагогов и обучающихся » РАЙОННЫЙ СЕМИНАР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Липковская средняя общеобразовательная школа 1» администрации муниципального образования Киреевский район.
МКУ ДО «Кежемский районный центр детского творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Кодинск-2014.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Цель программы – создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся, сохранение и укрепление психологического.
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
«Педагогический контроль в процессе воспитания» МБОУ «Основная общеобразовательная школа 11 им. А.И.Фатьянова»
Транксрипт:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 26» Экспериментальная площадка: «Психолого- педагогические условия формирования толерантности младшего школьника»

В условиях социально-экономической нестабильности в современной России у значительной части населения утеряны морально-нравственные ориентиры, сформировалась неуверенность в завтрашнем дне, что привело к психологической деформации взаимоотношения людей, прежде всего, проявляющейся в нетерпимом отношении друг другу, к государству в целом. В то время как благополучное развитие общества, политико-экономические отношения между странами, межличностные отношения, а также эффективность любой общественной и производственной деятельности человека в значительной мере зависят от проявления толерантности субъектами взаимодействия Актуальность темы исследования (социальный аспект)

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что интолерантные формы поведения стали характерными для определенной части молодого поколения школьного возраста. Нетерпимое отношение к своему окружению, к требованиям родителей, учителей, неприятие мнений окружающих людей, усугубленное неблагополучными семейными взаимоотношениями часто приводит часть школьников на путь асоциального поведения. Об этом свидетельствуют статистические данные о росте преступности среди подростков Актуальность темы исследования (социальный аспект)

В условиях роста числа неблагополучных семей в стране возрастает роль учителя в воспитании школьников. Воспитание толерантности и толерантного поведения становится важнейшей задачей школы, учителей. Чтобы развивать толерантность детей и их толерантное поведение учителю необходимо знать закономерности и психологические условия развития толерантности, быть толерантным во взаимоотношениях со всеми субъектами образовательного пространства Актуальность темы исследования (педагогический аспект)

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ (собственно-научный аспект) исследования терпимости (толерантности) в онтологии сознания и самосознания (Э.В.Золотухин, А.М.Кондаков, В.И.Красиков), терпимости как условия ненасильственного поведения во взаимоотношениях людей (Е.Ю.Клепцова, В.Г.Маралов, Г.У.Солдатова), установок толерантного поведения (А.Г.Асмолов, Г.Л.Барднер, А.М.Кондаков), нравственных границ проявления терпимости (А.В.Зимбули), межэтнической толерантности (А.В.Петрицкий, Г.У.Солдатова), психолого-педагогических основ развития толерантных отношений руководителей образовательных учреждений к субъектам педагогической деятельности (Е.Ю.Клепцова), толерантности как условия преодоления агрессивности личности и разрешения конфликтных ситуаций (О.А.Аллахвердова, толерантности личности как диалога в контексте персонального мифа (Э.И.Мещерякова) и другие.

554 обучающихся – 31 национальность

Атеисты – 6% Лояльное отношение к религии – 94% Православие – 82 % Мусульмане – 13,3% Буддизм – 0,5% Другие течения – 4,2%

Социальный паспорт семей обучающихся

Образование родителей обучающихся

Возраст педагогов

Образование педагогов

Стаж педагогической работы

Семейное положение

Потребность общества в толерантной личности Отсутствие технологии формирования толерантного поведения в образовательном учреждении Нормы, ценности государства Нормы, ценности семьи ученика Нормы поведения и ценности в образовательном учреждении Стремление ученика к выработке собственного понимания мира, индивидуальных моделей поведения

Поиск путей построения толерантной среды школы для формирования и развития толерантной личности будущего гражданина на основе реализации идей гуманистической педагогики и психологии, а также разработки методологических основ создания условий становления, воспитания и развития толерантной личности в условиях образовательного учреждения

Признание толерантной среды как явления, отражающего особенности и ценностные установки современного общества и необходимости определения методологии ее построения, в переосмыслении целевых установок образовательного процесса со знаниевоцентристских на плюралистические, способных обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально- педагогического мышления младшего школьника

Создать психолого-педагогические условия развития толерантного поведения субъектов образовательно- воспитательного пространства школы

толерантное поведение личности младшего школьника

Психолого-педагогические условия развития толерантного поведения младшего школьника

Толерантность личности преимущественно определяется центральными структурными ее составляющими: ценностными ориентациями, эмоциональной устойчивостью, коммуникативной компетентностью, эмпатией, ассертивностью

Создание необходимых психологических условий (формирование направленности личности, определяющей систему мотивов, установок, интересов, идей личности, признающей толерантность как гуманистическую ценность; индивидуальный подход к человеку; развитие готовности человека к проявлению эмпатии, ассертивности на основе понимания и принятия других, проявлению выдержки, самообладания, самоконтроля в любой коммуникативной ситуации; создание благоприятного психологического климата в коллективе с учетом психологической совместимости его членов; реализация специальной системы воспитания) обеспечит положительную динамику в развитии толерантности личности и толерантного поведения младшего школьника

Задачи исследования 3. Выявить основные индивидуально- типологические и личностные качества, необходимые для развития толерантного поведения 4. Разработать и апробировать коррекционно- развивающую программу развития эффективного толерантного поведения 1. Изучить и обобщить результаты теоретических и экспериментальных исследований толерантности, имеющиеся в психологической, педагогической литературе, с целью их использования при развитии эффективного толерантного поведения учителя 2. Определить структуру толерантности личности и психологические условия развития толерантности

Теоретико-методологическая основа исследования об общении и межличностном взаимодействии (А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов), теоретические положения о феномене ценностного отношения человека к другому человеку (аксиологический подход) о диалоге культур, мира, эпохи, общественной жизни (М. Бубер, М.М. Бахтин, Ф. Розенцвейг, А.А. Ухтомский), о связи толерантности с воспитанием (Ю.А.Шрейдер, И.С.Кон, В.А.Лефевр, С.Мендес) Эмпирическая группа методов: диагностические методы исследования теоретические методы: изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизацию, обобщение Метод количественной и качественной обработки полученных данных в ходе исследования Организационная группа методов: метод сравнительного анализа Методы исследования

« Толерантность - это искусство жить в мире непохожих людей и идей» А.Г.Асмолов Признание + Принятие + Понимание = Толерантность

альтруизм

результатов исследования обеспечена исходным теоретико-методологическим положениями, их соответствием современным тенденциям психологии; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; проверкой теоретических выводов на практике и их позитивной результативностью; статистической обработкой экспериментальных данных

1. Определена ядерная и периферические компоненты структуры толерантности личности. 2. Выявлены психологические условия, обеспечивающие позитивную динамику развития толерантности и толерантного поведения учителя. 3. Установлена взаимосвязь между профессионально важными качествами и толерантностью учителя. 4. Определены факторы, определяющие толерантность и толерантное поведение. 5. Проведенное исследование вносит вклад в развитие представлений о структуре толерантности личности, об особенностях детерминации толерантности человека его индивидуально-типологическими и личностными свойствами, о психологических условиях, обеспечивающих положительную динамику в развитии толерантности и толерантного поведения.

Полученный экспериментальный материал о структуре толерантности и психологических условиях, обеспечивающих позитивную динамику в развитии толерантности, позволяет создать эффективную систему развития толерантности. Коррекционно-развивающая программа развития толерантности и толерантного поведения с позитивным эффектом может быть использована в разных педагогических коллективах

Экспериментальная база исследования В эмпирическом исследовании участвовали 285 человек 50 человек в экспериментальной и контрольных группах

Научный консультант: Митрофанова С.Н., заместитель начальника департамента образования г. Братска, кандидат педагогических наук; Автор и научный руководитель: Левченко Е.Г. - директор МОУ «СОШ 26», кандидат психологических наук; Психологи: Батрак Я.А., Яганова Э.Н. Классные руководитель: Петрова Ю.В. Воспитатель: Ташкенова Т.В. Модульная группа: Елисеева В.Н., Артемова М.Н., Юдина О.В., Калиновская Л.Б., Лукьянчикова И.А., Степанова Л.В., Шаронова И.К., Воронцова В.В., Карманова И.С., Кряжевская И.А., Шандыба Л.В., Лескова С.В., Ирокосян Г.Н., Смирнова Е.Н. Состав участников эксперимента

сформированность направленности личности, определяющая систему мотивов, установок, ценностных ориентаций, интересов, идей личности, признающей толерантность как гуманистическую ценность; реализация индивидуального подхода в коррекционно-развивающей работе по развитию толерантности личности; формирование готовности индивида к проявлению эмоциональной устойчивости, эмпатии, ассертивности на основе понимания и принятия других, проявлению выдержки, самообладания, самоконтроля в любой коммуникативной ситуации; благоприятный психологический климат в коллективе, формирующийся с учётом психологической совместимости его членов; специальная система воспитания коррекционно-развивающая работа; владение учителями основами философско-этических учений, гуманистической психологии

Первый этап ( г.г.) – теоретический Второй этап ( г.г.) – экспериментальный Третий этап ( г.г.) – обобщающий ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Учитель Программа «Формирование толерантности личности педагога» Е.Г.Левченко Ученик Родитель Программы: «Мы разные, но мы равные» Е.Г.Левченко «Я в Мире людей…» Я.А.Батрак «Дорогою добра» Лекторий «Школа Элиаса» Е.Г.Левченко Индивидуальная работа Формирование толерантности субъектов образовательно-воспитательного пространства

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Школьная адаптация «Я в школе» «Я и мои друзья» «Я и класс» Взрослеем вместе ЭУ ЦО КК ЭМ АС ЭУ ЦО КК ЭМ АС ЭУ ЦО КК ЭМ АС ЭУ ЦО КК ЭМ АС

Тематический план - сетка занятий Класс Название программы Количество часов для практических и самос. занятий 1 классЯ в школе 36 2 классЯ и мои друзья 36 3 классЯ и класс 36 4 класс Взрослеем вместе 36 Всего:144

п/п Ожидаемый результатинструментарий Сроки 1Ценностные ориентации Методика М.Рокича 2, 4 класс 2Межличностные взаимоотношения Методика Т.Лири 2, 4 класс 3Социальные взаимодействия Социометрия Д. Морено 2, 4 класс 4Адаптированность личностиИТДО2, 4 класс 5Уровень толерантностианкета 2, 4 класс

АНКЕТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Батрак Я.А., педагог-психолог МОУ «СОШ 26»

апробация диагностических методик, выяснение их действенности в целом и их отдельных частей, предварительной проверки достоверности результатов опроса; анализ состояния данной проблемы в экспериментальном и контрольном классах; выявление отдельных наиболее выраженных характеристик учащихся для планирования коррекционно-развивающей работы и разработки коррекционно-развивающей программы. Цели пилотажного исследования:

Результаты первичной диагностики толерантности по «Анкете изучения навыков толерантного поведения младших школьников» «Анкете экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника»

Результаты первичной диагностики толерантности по Анкете самооценки и Анкете экспертной оценки

N 1-е обследование Ретест.х – у(х – у) 2 Корреляция Эмпатия 663,6 00 Ценностные ориентации 664,0 00 Эмоциональная устойчивость 662,22,50,30,09 Коммуникативная компетентность 663,53,70,20,04 Ассертивность 663,13,30,20,04 = 0,170,9915 Результаты вычисления коэффициента надежности

Компо ненты Количество учащихся с «1» Количество учащихся с «2» Количество учащихся с «3» Количество учащихся с «4» Количество учащихся с «5» кол% % % % % КК34,51725,72334,81624,2710,6 Эм 46,01928,82131,81522,7710,7 Ас 20,32233,32538,11319,646,0 ЭУ46,02334,82436,41116,846,0 ЦО69,01928,82030,41624,257,5 Тол-ть 34,52030,42334,81522,757,6 Компо ненты Количество учащихся с «1» Количество учащихся с «2» Количество учащихся с «3» Количество учащихся с «4» Количество учащихся с «5» кол% % % % % КК34,51928,72233,31624,569 Эм 46,02030,32131,81522,769 Ас 34,51928,72537,81624,534,5 ЭУ57,51827,42436,41522,746,0 ЦО69,01827,42030,31725,857,5 Тол-ть 46,01928,72335,11522,757,5 Распределение результатов первого и второго обследований

Рис.2 Разброс данных исследования коммуникативной компетентности

Рис.3 Разброс данных исследования эмпатии

Рис.4 Разброс данных исследования ассертивности

Рис.5 Разброс данных исследования Эмоциональной устойчивости

Рис.6 Разброс данных исследования ценностных ориентаций

Рис.7 Разброс данных исследования толерантности Результаты первичной диагностики толерантности по Анкете самооценки и Анкете экспертной оценки

Интерпретация результатов 0- 1 низкий уровень развития данного компонента толерантности. 1,1 – 2 – недостаточный уровень развития компонента толерантности. 2,1 – 3 - средний уровень развития компонента толерантности. 3,1 – 4 - достаточный уровень развития данного компонента толерантности. 4,1 – 5 - высокий уровень развития компонента толерантности.

Соотнесение шкал Опросника и факторов методики СPQ Р.Кеттелла Шкалы Опросника Факторы CPQ эмпатияF-I / чувствительность ценностные ориентацииF-Q3 / социальность эмоциональная устойчивостьF-Q4 / самоконтроль коммуникативная компетентность F-A / общительность ассертивностьF-C / уверенность Соотнесение шкал Опросника и факторов методики СPQ Р.Кеттелла

Распределение непосредственной выборки Компо- ненты Количество учащихся с «1» Количество учащихся с «2» Количество учащихся с «3» Количество учащихся с «4» Количество учащихся с «5» кол% % % % % КК104,55525,17735,15324,12411,2 Эм ,57132,45123,2198,9 Ас 73,17032,18538, ЭУ135,97333,58337,83917,8115 ЦО83,66228,36730,55424,62813 Тол-ть 104,56529,67634,74922,4198,8 Распределение непосредственной выборки

Рис.8 Разброс данных исследования толерантности на этапе непосредственной выборки

Разделы программы «Я в Мире людей» «Сопереживаю» : Развитие эмпатии и коммуникативной компетентности; «Выбираю ориентиры» : Развитие ценностных ориентаций и коммуникативной компетентности; «Управляю собой »: Развитие эмоциональной устойчивости и коммуникативной компетентности; «Уверенно общаюсь» : Развитие ассертивности и коммуникативной компетентности. Разделы программы «Я в Мире людей»

Темы просвещения для родителей и педагогов Возрастные особенности ребенка 6-7 лет; Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка; Эмоциональная устойчивость холерика; Развитие уверенности у ребенка; Как помочь гиперактивному ребенку? Развитие ассертивности ребенка через внешкольную деятельность; Давай вместе! А если не хочет? Чувства родителей: как с ними быть? Как разрешать конфликты; Темы просвещения для родителей и педагогов

А как насчет дисциплины? Эмоциональные трудности, нарушения поведения у детей – как помочь своему ребенку; Детская ревность! Как не втягиваться в детские конфликты; Способы формирования адекватной детской самооценки; Личный пример родителей в воспитании младших школьников; Средства для развития уверенности в себе у ребенка через физическую активность; Неуверенность: как помочь стеснительному ребенку? Развитие ассертивности ребенка через внешкольную деятельность; Как справляться с эмоциональной неустойчивостью? Развиваем коммуникативную компетентность: Еще раз о кружках и секциях; Домашние обязанности и самостоятельность ребенка. Темы просвещения для родителей и педагогов

Результаты промежуточной диагностики по Анкете самооценки и Анкете экспертной оценки

п/п Ожидаемый результатинструментарий Сроки 1Учебная успешность по предметамтестирование, к/работы и др. в течение всего времени 2Включенность и результаты участия в образовательных событиях (олимпиады, конкурсы, научно- исследовательская деятельность и др.) наблюдение, портфолио, изучение документации в течение всего времени 3Самостоятельность и продуктивность работы на занятиях наблюденияв течение всего времени 4Техника чтенияадминистративная проверка в течение всего времени 5Сохранение здоровьянаблюденияв течение всего времени 6Мотивациядиагностикаежегодно

Экспериментальный класс Контрольный класс успеваемостькачествоуспеваемостькачество 100%82,6%90%55%

Экспериментальный класс Контрольный класс успеваемостькачествоуспеваемостькачество Математика 100%80%90%50% Русский язык 100%80%95%45% Техника чтения 14/6/26/11/5

п/п Ожидаемый результатинструментарий Сроки 1Эффективность организации занятий с введением аспектов толерантности наблюдение, анализ уроков, планов уроков по плану контроля 2Выполнение программы «Формирование толерантности младшего школьника» наблюдение, анализ занятий, планов занятий по плану контроля 3Профессиональный уровень педагогов, работающих по реализации программы эксперимента анкетирование, наблюдение, портфолио начало, окончание эксперимента 4Взаимодействие участников эксперимента в системе управления наблюдение, анкетирование 2 раза в год 5Качество научно-методической работы участников исследования по программе эксперимента обобщение опыта в изданных сборниках ежегодно

Учебный год Посещено уроков (Администрация/ педагоги) Эффективность урока отличнохорошоудовлетвниже удовл (660/65) 18 (2,4%) 304 (42%) 391 (54%) 12 (1,6%) (490/146) 105 (16%) 407 (63%) 124 (21%) ----

- единое расписание первой и второй половины дня; - соединение базового и дополнительного образования; - творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности; - интеграции образовательного и оздоровительного процессов; - формирование образовательного и воспитательного пространства; - организация совместной работы с родителями; - организация отдыха и досуга детей во второй половине дня; - разнообразие и качество работы кружков, секций в системе дополнительного образования; - создание максимально комфортных условий в школе.

По организации учебного процесса – школа смешанных способностей (западный вариант) По целевой установке – «В школу пришел Человек и Личность» - модульная По системе управления введены подразделения сопровождения и обучения - матричная

Общее собрание работников Директор школы и его заместители Ученический коллектив Совет школы Родительская общественность Правление Фонда поддержки развития школы Центр, разрабатывающий стратегию школы Педагогический совет Модульные команды учителей и классных руководителей Заместитель директора школы по АХЧ Младший обслуживающий персонал Служба безопасности школы – охранное агентство Библиотека и медиатека Подразделение социально- Психологического сопровождения Методическое объединение Классных руководителей Подразделения Обучения Предметные Методические объединения Методический совет

Школа ДОУ 46 Спортивный комплекс ддют Дворец искусств Библиотека БрГУ Педагогический колледж Школа искусств кдн Спортивная школа