Совершенствование управления самостоятельной работы обучающихся со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Advertisements

Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Самостоятельная работа обучающихся. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА аудиторнаявнеаудиторная.
«Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов на уроках русского языка и литературы» преподаватель ГБОУ СПО «Балахнинский технический техникум»
Смоленский политехнический колледж «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ФГОС)»
1 Обоснование: Требование ФГОС по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования: Раздел VII «Требования к условиям реализации.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Преподаватель первой категории Алешина Оксана Валерьевна.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Оптимальные формы организации занятий с учащимися.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО.
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
Виды письменных работ, применяемых в учебном процессе Разуваева Евгения Михайловна КГУ «Гимназия 1города Темиртау»
Транксрипт:

Совершенствование управления самостоятельной работы обучающихся со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения

Самостоятельная работа: Форма обучения Форма обучения Метод обучения Метод обучения Вид учебной деятельности Вид учебной деятельности Средство организации и управления познавательной деятельностью Средство организации и управления познавательной деятельностью

Признаки самостоятельной работы Наличие задания Наличие задания Наличие специально предоставленного для выполнения задания времени Наличие специально предоставленного для выполнения задания времени Отсутствие непосредственного участия преподавателя в выполнении задания Отсутствие непосредственного участия преподавателя в выполнении задания Наличие опосредованного управления преподавателем познавательной деятельности Наличие опосредованного управления преподавателем познавательной деятельности

Виды и формы самостоятельной работы Основание классификации Характеристика По способу организации Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная По месту выполнения Аудиторная (выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по пего заданию) и внеаудиторную (выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия) По способу выполнения Устная, письменная, мануальная(действия с предметами), комбинированная По источнику знаний Работа с учебной книгой (составление плана отдельных глав, ответы на вопросы педагога, анализ текста по вопросам, работа над первоисточниками), работа со справочной литературой, работа с интернет ресурсом, решение и составление задач, упражнения, сочинения и описание, наблюдения и лабораторные работы, работа с раздаточным материалом, графические работы По характеру заданий и уровню познавательной активности 1. самостоятельная работа по образцу (выполняются на основе образца, характерен воспроизводящий способ деятельности); 2. реконструктивные самостоятельные работы (протекают на уровне преобразования структуры учебных текстов и наличного опыта решения задач); 3. вариативные самостоятельные работы (содержащие познавательные задачи и требующие от обучающихся анализа незнакомой им проблемной ситуации); 4. творческие самостоятельные работы (предполагающие непосредственное участие обучающихся в производстве принципиально новых для них знаний и умений)

Виды самостоятельной работы в зависимости от формы организации обучения ( по В.А.Ситарову) Форма организации обучения Виды и особенности самостоятельной работы Уроки Работа с учебной литературой, самостоятельное решение задач, выполнение упражнений, заданий, самостоятельная работа с применением компьютерных обучающих и контролирующих программ Лекции Активное слушание и конспектирование лекций, самостоятельная работа над предложением, литературой в контексте лекции Семинары Работа с литературой по теме семинара, написание реферата, подготовка тезисов для выступления на семинаре Лабораторно-практические занятия Экспериментально-исследовательская работа, изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов экспериментально-исследовательской работы Экскурсии Работа с учебной и справочной литературой на этапе подготовки к экскурсии, написание аналитических отчетов по результатам экскурсии, сбор и систематика новой информации в процессе экскурсии Игры Работа по решению ситуативных задач и заданий, самостоятельная работа с компьютерными играми, самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом Домашняя самостоятельная работа Выполнение упражнений, задач, подготовка рефератов, докладов, выполнение заданий разного уровня сложности Гибкое сочетание разнообразных форм и технологий обучения Гибкое сочетание и разнообразное применение всех перечисленных выше видов самостоятельной работы обучающихся

Общедидактические цели самостоятельной работы Виды домашнего задания Первичное овладение знаниями, умениями и навыками Чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения Закрепление приобретенных знаний, сформированность умений и навыков Работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка к выступлению семинаре; подготовка рефератов и докладов, составление библиографии Применение знаний, формирование умений Решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм; подготовка курсовых, дипломных проектов, экспериментально-конструкторская, опытная работа и работа на тренажере

Формы самостоятельной работы фронтально; фронтально; индивидуально; индивидуально; в группах в группах

Формы и методы интерактивного обучения Вопрос-ответ Вопрос-ответ Презентации Презентации Дискуссии Дискуссии «мозговой штурм» «мозговой штурм» Метод «круглого стола», метод «деловой игры» Метод «круглого стола», метод «деловой игры» Ролевые игры, тренинги Ролевые игры, тренинги Кейс-метод Кейс-метод Конкурсы практических работ с их обсуждением Конкурсы практических работ с их обсуждением Моделирование производственных процессов и ситуаций и др. Моделирование производственных процессов и ситуаций и др. Групповая деятельность на занятиях ( работа в парах, работа в малых группах) Групповая деятельность на занятиях ( работа в парах, работа в малых группах) Семинарское занятие Семинарское занятие

Формы и методы С.Р. аудиторная внеаудиторная - конспектирование; - ответы на вопросы; - формулировка вопросов; - рецензия ответа; - лабораторные и практические работы; - решение производственных ситуаций; - самостоятельная работа с книгой; - интеллектуальные игры, КВН; - деловые игры. -…… - подготовка докладов, рефератов; - выполнение д/задания; - работа на консультациях; -предметные кружки, факультативы; -конкурсы, викторины, олимпиады; -проектирование; -изготовление наглядных пособий.

Виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы Составление тезисов и конспектов при работе с литературой; Составление тезисов и конспектов при работе с литературой; Работа по заданию преподавателя с новинками литературы для опережающего обучения и сообщения его на уроке; Работа по заданию преподавателя с новинками литературы для опережающего обучения и сообщения его на уроке; Поиск практических примеров в обществе, СМИ по изученным темам и дисциплине в целом; Поиск практических примеров в обществе, СМИ по изученным темам и дисциплине в целом; Составление кроссвордов; Составление кроссвордов; Ответы на вопросы по самостоятельно изученному материалу; Ответы на вопросы по самостоятельно изученному материалу; Подготовка сообщений на конференциях; Подготовка сообщений на конференциях;

Виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы Рецензирование работы одногруппника; Рецензирование работы одногруппника; Решение проблемных ситуаций; Решение проблемных ситуаций; Самостоятельное составление практических задач по изученному материалу; Самостоятельное составление практических задач по изученному материалу; Подготовка вопросов для тематических КВН, тестов, олимпиад в рамках работы методических комиссий; Подготовка вопросов для тематических КВН, тестов, олимпиад в рамках работы методических комиссий; Самостоятельная работа с нормативно- технической документацией; Самостоятельная работа с нормативно- технической документацией; Выполнение письменных экзаменационных работ; Выполнение письменных экзаменационных работ; Подготовка к экзаменам. Подготовка к экзаменам. Выполнение домашних заданий и т.д. Выполнение домашних заданий и т.д.

Факторы влияющие на содержание заданий для самостоятельной работы примерные нормы времени для выполнения задания; примерные нормы времени для выполнения задания; логика и структура учебного материала; логика и структура учебного материала; практическое назначение задания, которое предстоит выполнять будущему специалисту: практическое назначение задания, которое предстоит выполнять будущему специалисту: характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий; характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий; постепенное нарастание сложности и проблемности. постепенное нарастание сложности и проблемности. необходимое учебно-методическое и материально- техническое обеспечение необходимое учебно-методическое и материально- техническое обеспечение организацию, контроль и анализ результатов с\р организацию, контроль и анализ результатов с\р

Примерные нормы времени для реализации форм самостоятельной работы Работа над конспектом лекции,выполнение домашнего задания Работа над конспектом лекции,выполнение домашнего задания 0,3 часа на 1 урок Подготовка к групповым занятиям, практическим и лабораторным работам, деловым играм 0,5-2 часа на 1 урок Доработка конспекта лекции с применением учебника, дополнительной литературы часа Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы часа на 1 урок Самостоятельное изучение отдельных тем, разделов, параграфов 1,5 - 3 часа на 1 урок

Примерные нормы времени для реализации форм самостоятельной работы Консультация по сложным, непонятным вопросам 0,3 часа на 1 лекцию,семинар, зачет Подготовка к зачету 8 часов Подготовка к экзамену до 18 часа Подготовка к семинарскому занятию 2-4 часа Подготовка реферата, доклада к конференции 6-10 часов Подготовка наглядных пособий примерно 2 часа на пособие Выполнение курсовой работы 20 часов Выполнение выпускной квалификационной работы 40 часов

Роль преподавателя при организации самостоятельной работы обучающихся организация активной самостоятельной деятельности обучающихся; повышение ответственности обучающихся за результаты учения; создание условий для совершенствования информационно-коммуникационной компетентности; развитие компетенций в области самообразовательной, исследовательской, проектной и творческой деятельности; формирование у обучающихся самостоятельности мышления; мотивирование обучающихся к освоению учебных программ

Требования к организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа обучающихся обязательно должна быть заслушана (прочитана) и оценена.. Самостоятельная работа обучающихся обязательно должна быть заслушана (прочитана) и оценена. При выдаче задания на самостоятельную работу необходимо четко поставить перед обучающимися цель, актуализировать и мотивировать ее, дать алгоритм выполнения задания и рекомендовать литературу, которая поможет выполнить задание, установить форму и сроки сдачи выполненной работы, определить сроки консультаций (оказание помощи в организации работы), установить критерии оценки. При выдаче задания на самостоятельную работу необходимо четко поставить перед обучающимися цель, актуализировать и мотивировать ее, дать алгоритм выполнения задания и рекомендовать литературу, которая поможет выполнить задание, установить форму и сроки сдачи выполненной работы, определить сроки консультаций (оказание помощи в организации работы), установить критерии оценки.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы Задание должно включать следующие разделы: Задание должно включать следующие разделы: тема задания (это может быть изучение документа, инструкции или технологические условия, составление рецептуры изделия и т.д.); тема задания (это может быть изучение документа, инструкции или технологические условия, составление рецептуры изделия и т.д.); собственно задание, т.е. что рекомендуется обучающемуся сделать; собственно задание, т.е. что рекомендуется обучающемуся сделать; методические рекомендации, которые содержат ключевые моменты изучаемого вопроса; методические рекомендации, которые содержат ключевые моменты изучаемого вопроса; вопросы, способствующие активизации умственной деятельности учащегося; вопросы, способствующие активизации умственной деятельности учащегося; содержании отчета о проделанной работе (записка, рассказ, доклад, реферат или отчет, выполненный по заранее определенной форме, например: рабочая тетрадь, изделие; наглядное пособие); содержании отчета о проделанной работе (записка, рассказ, доклад, реферат или отчет, выполненный по заранее определенной форме, например: рабочая тетрадь, изделие; наглядное пособие); вопросы для самоконтроля. вопросы для самоконтроля.

Основные направления деятельности педагогического коллектива по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся 1. Учебная часть : 1. Учебная часть : Разрабатывает нормативную документацию по самостоятельной работе обучающихся; Разрабатывает нормативную документацию по самостоятельной работе обучающихся; Информирует методические комиссии о нормативных документах и рекомендациях Министерства образования и науки; Информирует методические комиссии о нормативных документах и рекомендациях Министерства образования и науки; Утверждает учебно-методические разработки, составленные преподавателями, по планированию и организации внеаудиторной работы обучающихся; Утверждает учебно-методические разработки, составленные преподавателями, по планированию и организации внеаудиторной работы обучающихся; Контролирует планирование и организацию самостоятельной работы обучающихся. Контролирует планирование и организацию самостоятельной работы обучающихся.

Основные направления деятельности педагогического коллектива по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов 2. Методические комиссии : 2. Методические комиссии : Определяют основные направления, содержание, формы и методы подготовки обучающихся к самостоятельному труду; Определяют основные направления, содержание, формы и методы подготовки обучающихся к самостоятельному труду; Планируют организацию крупных внеаудиторных мероприятий (профессиональные конкурсы, конференции, научно-практические семинары, предметные декады, фестивали, выставки и т.п.); Планируют организацию крупных внеаудиторных мероприятий (профессиональные конкурсы, конференции, научно-практические семинары, предметные декады, фестивали, выставки и т.п.); Анализируют эффективность самостоятельной работы обучающихся в целом, вносят коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся ; Анализируют эффективность самостоятельной работы обучающихся в целом, вносят коррективы с целью активизации и совершенствования самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся ; Осуществляют мониторинг развития навыков самостоятельной работы обучающихся и вырабатывают рекомендации по их совершенствованию. Осуществляют мониторинг развития навыков самостоятельной работы обучающихся и вырабатывают рекомендации по их совершенствованию.

Основные направления деятельности педагогического коллектива по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3. Преподаватели : 3. Преподаватели : Разрабатывает учебно-методические пособия и методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся (в печатном и в электронном виде), критерии оценок, темы курсовых работ и проектов, рефератов, докладов, вопросов для подготовки к итоговому занятию по дисциплине в соответствии с государственным образовательным стандартом; Разрабатывает учебно-методические пособия и методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся (в печатном и в электронном виде), критерии оценок, темы курсовых работ и проектов, рефератов, докладов, вопросов для подготовки к итоговому занятию по дисциплине в соответствии с государственным образовательным стандартом; Соблюдает принципы последовательности (уровневый подход) в обучении при организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся ; Соблюдает принципы последовательности (уровневый подход) в обучении при организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся ; Знакомит обучающихся с целями, средствами, трудоёмкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы обучающихся; Знакомит обучающихся с целями, средствами, трудоёмкостью, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы обучающихся; Проводит групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы; Проводит групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы; Осуществляет систематический контроль выполнения графика самостоятельной работы; Осуществляет систематический контроль выполнения графика самостоятельной работы; Проводит анализ и даёт оценку выполненной работы обучающихся. Проводит анализ и даёт оценку выполненной работы обучающихся.

Основные направления деятельности педагогического коллектива по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов 4. Библиотека: 4. Библиотека: Организует занятия с обучающимися с целью формирования навыков поиска необходимой информации, её применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно- библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и обучающих базах данных; Организует занятия с обучающимися с целью формирования навыков поиска необходимой информации, её применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно- библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и обучающих базах данных; Оказывает преподавателям и обучающимся помощь в организации самостоятельных внеаудиторных занятий. Оказывает преподавателям и обучающимся помощь в организации самостоятельных внеаудиторных занятий.

Эффективность внеаудиторной работы. Эффективность внеаудиторной работы. Очень важно, чтобы параметры этой работы были ясными и чёткими, то есть, чтобы обучающимуся было ясно, когда и в каком виде должен быть представлен отчёт о выполненной работе. Очень важно, чтобы параметры этой работы были ясными и чёткими, то есть, чтобы обучающимуся было ясно, когда и в каком виде должен быть представлен отчёт о выполненной работе. Так же ясными должны быть требования к результату. Так же ясными должны быть требования к результату. Если задание связано с определёнными действиями, операциями или процедурами, то обучающийся должен научиться осуществлять их правильно. Если задание связано с определёнными действиями, операциями или процедурами, то обучающийся должен научиться осуществлять их правильно. Если же задание связано с тем, что обучающийся должен решить какую-проблему, то ему должна быть предоставлена максимальная свобода в выборе средств определения параметров задачи. При этом упор должен быть сделан на созидательность. Если же задание связано с тем, что обучающийся должен решить какую-проблему, то ему должна быть предоставлена максимальная свобода в выборе средств определения параметров задачи. При этом упор должен быть сделан на созидательность. Работа каждого члена педагогического коллектива должна быть направлена на исполнение «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся » Работа каждого члена педагогического коллектива должна быть направлена на исполнение «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся »

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !