Геометрия, 10 класс Тема: Построение сечений многогранников методом параллельных проекций Воробьев Леонид Альбертович, г.Минск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Геометрия, 10 класс Тема: Построение сечений многогранников методом «следа». Воробьев Леонид Альбертович, г.Минск.
Advertisements

Тема: « Задачи на построение сечений». Автор работы: Янаева Ольга Николаевна, учитель математики МБУ гимназии 35 г.о. Тольятти.
Определение призмы, пирамиды. Геометрия, 10 класс. Воробьев Леонид Альбертович, г.Минск.
Метод параллельного проектирования. Изображение пространственных фигур на плоскости. Геометрия, 10 класс. 10 класс. Воробьев Леонид Альбертович, г.Минск.
Презентация к уроку по геометрии (10 класс) по теме: «Проектирование пространственных фигур на плоскость» ( 10 класс)
Сечения призмы Геометрия 10. Содержание Определение сечения в призме Вопрос – «На каких свойствах прямых и плоскостей основано построение сечений в призме»?
Проект по стереометрии « Задачи на построение сечений». Выполнили:: ученики 11 «А» класса МБОУ СОШ 4 Азарченков Сергей и Михайлицкий Андрей Руководитель:
Метод параллельного проектирования. Изображение пространственных фигур на плоскости. Геометрия, 10 класс. 10 класс. Воробьев Леонид Альбертович, г.Минск.
Построение сечений многогранников. Учитель: Аляева О.Н.
Построение сечений многогранников. Решение задач..
Сечения призмы Для решения многих геометрических задач, необходимо уметь строить сечения призмы различными плоскостями.
Геометрия 10 класс. Треугольное сечение Треугольное сечение получается, если точки M, N и P лежат на выходящих из одной вершины рёбрах. Чтобы построить.
Методы изображений Практическое занятие 4. Построение сечений многогранников плоскостями.
Параллельное проектирование Пусть π - некоторая плоскость, l - пересекающая ее прямая. Через произвольную точку A, не принадлежащую прямой l, проведем.
Кроссворд по теме: «Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КОМБИНАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ» ПЕТРОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА идентификатор
Решение задачи на построение сечений состоит, обычно, из двух частей. Часть первая – само построение и описание построения. Часть вторая – доказательство.
Презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему: "Тетраэдр. Параллелепипед. Задачи на построение сечений" геометрия 10 класс
Построение сечений призмы. Сечения призмы плоскостями, проходящими через два боковых ребра, не принадлежащих одной грани.
Основное понятие геометрии – место пересечения прямой и плоскости, не имеющее измерения. (точка) Геометрическая фигура, состоящая из шести квадратных граней.
Транксрипт:

Геометрия, 10 класс Тема: Построение сечений многогранников методом параллельных проекций Воробьев Леонид Альбертович, г.Минск

Вспомним, что при параллельном проектировании в пространстве используют такие понятия как: плоскость проекций (любая плоскость ), направление параллельного проектирования (любая прямая m ). m

Рассматривая любую геометрическую фигуру как множество точек, можно построить в заданной плоскости проекцию данной фигуры. Для этого выбирают любую точку фигуры A (прообраз) и строят ее параллельную проекцию на плоскость A (образ). А А m

Таким образом можно получить изображение (или «проекцию») любой плоской или пространственной фигуры. (см.рис.) m

Пример 1. Постройте сечение треугольной призмы ABCABC, проходящее через точки M, N и K, лежащие в боковых гранях A B C C B M N K M K N Решение. 1)Построим проекции данных трех точек M, N и K на плоскость основания в направлении, параллельном боковому ребру. 2) Соединим две любые данные точки (например, M и K). 3) Построим образ полученного в п.2) отрезка MK. A

A B C A B M N K M K N 4) Соединим отрезком точки N и C, обозначив буквой F точку пересечения с отрезком MK. 5) Так как F MK, то прообраз этой точки F MK. Построим ее. 6) Прямые NN и CC лежат в одной плоскости (подумайте почему?). Построим в этой плоскости точку R=CC NF. 7) В боковых гранях ACC и BCC у нас появились по две точки, принадлежащие сечению, поэтому закончить построение сечения RST нетрудно. F F R S T C

Основной целью применения метода параллельных проекций является получение дополнительной точки сечения (обычно на одном из боковых ребер). Для этого можно воспользоваться следующей схемой (пояснения – из примера 1): 1) нужно выбрать любую пару из данных точек сечения; (M и K) A C A C B M N K M K N F R S T 2) построить их проекции на основание призмы; ( M и K ) 3) направление параллельного проектирование выбирается параллельно боковым ребрам; ( AA ) 4) сначала получить образ вспомогательной точки в плоскости проекций (для этого привлекают образы данных точек сечения и одну из вершин основания призмы); (точка F, вершина – С) 5) найти прообраз вспомогательной точки; (точка F) 6) получить дополнительную точку сечения; (точка R). F Запишите схему в тетрадь!

Примечание. Еще раз обратите внимание на термин «любые» в п.2) примера 1. Попробуйте самостоятельно, по схеме, в тетради построить сечение из примера 1, соединяя две другие пары точек: M и N или N и K. Убедитесь в однозначности получающегося результата (сечение получается таким же). A A B C C B M N K M K N F F R S T A B C A C B M N K M K N F F R S T Дополнительная точка T Дополнительная точка S

Пример 2. Построить сечение четырехугольной призмы ABCDABCD, проходящее через точки M AA, N (BCC) и K (CDD). A A B B C C D D M N K P Q R Наблюдая за ходом построения сечения, составьте алгоритм по предложенной выше схеме. N K F F Четырехугольник MPQR – искомое сечение.

M K M K Пример 3. Построить сечение треугольной призмы ABCABC, заданное тремя точками М ABB, N ACC и K BCC. Решение. Как мы видим, никакие из трех точек сечения не лежат в одной грани призмы. Значит, метод «следа» нам не подходит. Проследим поэтапное применение метода параллельных проекций для построения сечения в данном случае. 1) Построим образы M, N и K данных точек при параллельном проектировании в направлении, параллельном боковому ребру призмы на ее нижнее основание. A B C A B C N N

M N K P L 2) Изобразим отрезок NK как образ отрезка NK. 3) Найдем точку P пересечения отрезков MC и NK. 4) Так как P NK, то прообраз этой точки P NK. Построим ее. 5) Теперь изобразим прообраз отрезка M C отрезок ML, где L=MP CC. 6) Точка L принадлежит плоскости сечения ( MNK ), значит, дальше можно воспользоваться методом «следа». A A B C B P M C K N

M L E D K A B C P P N F G A B В итоге получили искомое сечение – пятиугольник FELDG ! Итак, наша цель в построении сечения была достигнута благодаря появлению дополнительной точки L. K M C N При применении метода «следа» получим точку U. После чего закончить построение сечения нетрудно. U

M N K Примечание. В качестве плоскости проекции можно выбирать любое основание призмы. Применяя вышеописанный алгоритм неоднократно можно обойтись без метода «следа». Пример 4.

Плоскость сечения может задаваться: 1) тремя точками, не лежащими на одной прямой; 2) прямой и точкой, не лежащей на ней; 3) двумя пересекающимися прямыми; 4) двумя параллельными прямыми. Все эти случаи можно свести к первому, выбирая на прямых удобные для нас точки. A A B B C C D K D Пример 5. Постройте сечение 4-угольной призмы, в основании которой произвольный 4- угольник, проходящее через диагональ и точку в противоположных боковых гранях.

Решение. Выберем на диагонали две точки B и A. Построим сечение, проходящее через три точки K, B и A. При параллельной проекции на нижнее основание призмы образами этих точек являются точки K, B и A. A A B B C C D M N K K F F Проведем отрезок AK и построим его образ – отрезок AK. Соединим точки B и D, отмечая точку F пересечения его с AK. Найдем прообраз точки F. Отметим дополнительную точку M=BF DD. Получим сечение призмы AMNB, последовательно соединяя полученные точки. D