Формирование учебной и социальной компетенции у студентов на занятиях по общеобразовательным дисциплинам (математика, информатика) преподаватель математики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатика в начальной школе. Информационные компетенции Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией Владение способами работы.
Advertisements

« КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Педагогическая рефлексия. Учебно-познавательные компетенции ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование,
«Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики и во внеурочное время с помощью информационных технологий» Хлебникова Зоя Николаевна.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Кластеры Кластер компетенций- набор тесно связанных между собой компетенций.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
В концепции модернизации российского образования в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. классификация.
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Транксрипт:

Формирование учебной и социальной компетенции у студентов на занятиях по общеобразовательным дисциплинам (математика, информатика) преподаватель математики и информатики Рогожкина О. Ю.

Есть ли разница между компетентностью и компетенцией? компетентность Термин «компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный), компетенция а термин «компетенция» характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов).

Ключевые компетенции это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. Оксфордско-Кембриджская Оксфордско-Кембриджская образовательная программа «Ключевые компетенции 2000»

Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»: - политические и социальные компетенции; - компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе; - компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; - компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; - способность учиться на протяжении жизни.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать. Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций: ценностно-смысловые компетенции, ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования. компетенции личностного самосовершенствования.

«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах». Из документов Из документов по модернизации образования РФ

МАТЕМАТИКА – одна из дисциплин, которая призвана обеспечивать создание фундамента для дальнейшего погружения студентов в сферу профессиональных задач Кто с давних лет занимается математикой, тот развивает свой ум, внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении поставленной цели

Основные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе изучения дисциплины «Математика»: Ценностно-смысловая компетенция. Студенты понимают значение и роль математики в развитии научно- технического прогресса. Используются межпредметные связи в процессе обучения студентов для сознательного овладения ими основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками.

Учебно-познавательная компетенция. Развитие компетенций студентов осуществляется в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В процессе обучения студенты учатся планировать свою работу, решать проблемные ситуации, составлять самостоятельно алгоритмы. Владение основными интеллектуальными операциями, такими как: анализ, сравнение, обобщение, синтез, выявление причинно следственных связей; формирование определенного уровня аналитического, логического, комбинаторного и алгоритмического стилей мышления; умения генерировать идеи и определять средства для их решения, являются составными частями учебно-познавательной компетенции студента.

Информационная компетенция. Компетенция навыков деятельности студента с информацией формируется при подготовке рефератов по предмету. Развивается умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию с использованием информационных технологий.

Коммуникативная компетенция. Формируется в процессе всего обучения. Работа в парах: сильный – слабый, равносильные пары, студенты выполняют самостоятельную работу на уроках одинаковой или разноуровневой степени сложности. В процессе закрепления изученного материала оказывается консультационная помощь. Студенты на уроках учатся этическим нормам общения.

Компетенция личностного самосовершенствования. В процессе обучения математике формируется культура мышления и поведения, личностные качества: дисциплинированность, аккуратность, ответственность, трудолюбие, умение выбрать правильное решение, концентрация внимания, сообразительность.

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам ИНФОРМАТИКИ прежде всего отводится роль развития информационной компетенции. Но правильно ли отводить информатике только эту роль? Безусловно, в самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Но правильно ли отводить информатике только эту роль?

Основные компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика»: В деятельностной форме суть ценностно-смысловой компетенции можно представить так: Умение формулировать собственные учебные цели Умение принимать решение, брать ответственность на себя Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так: Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так: Владение элементами художественно- творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. Владение элементами художественно- творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития

В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить: Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат Умение работать со справочной литературой, инструкциями Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Как было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности: Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами Владение способами работы с информацией Владение навыками работы с различными устройствами информации Критическое отношение к получаемой информации Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики: Владение формами устной речи Ведение диалога «человек» - «техническая система» Умение представить себя устно и письменно Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками Понимание факта многообразия языков Умение работать в группе, искать и находить компромиссы Толерантность

Особое внимание уделяется социально- трудовым компетенциям: Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений)

И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне учебы: Создание комфортной здоровьесберегающей среды Создание условий для самопознания и самореализации Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области.

Компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями. Компетентностный подход усиливает практическую направленность процесса обучения, включает в него ситуацию применения знаний и умений в конкретных жизненных условиях. Компетентностный подход усиливает практическую направленность процесса обучения, включает в него ситуацию применения знаний и умений в конкретных жизненных условиях. Грамотно, вдумчиво, организовав деятельность на уроке (серии уроков), учитель таким образом может способствовать всестороннему развитию личности ребенка.