1 Педагогический совет. 2 «Святая наука – расслышать друг друга». Булат Окуджава Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 2 «Святая наука – расслышать друг друга». Булат Окуджава Цель: профилактика конфликтов, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.
Advertisements

Южное Окружное Управление Образования г.Москвы ГОУ СОШ 2001 ПРЕДСТАВЛЯЕТ: «Учитель-ученик: конфликт или сотрудничество?»
Стили поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: К. Томас выделяет пять основных стилей.
1 2 «Святая наука – расслышать друг друга». Булат Окуджава.
Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы. Обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется.
1 Выступление на педсовете учителя технологии МБОУ «Бежаницкой СОШ» Васильевой И.Н.
Тема педсовета Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций
Педагогический совет Конфликт в школе Пути выхода из конфликтных ситуаций Цель : профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 3» г. Чистополя 1 Автор: Вахитова Лариса Равкатовна социальный педагог дополнительный.
Конфликты в деловом общении и пути их преодоления.
LOGO От конфликта к культуре педагогического общения.
Повестка: 1. Что такое культура общения? (Теоретическая часть и практикум. Работа в группах.) Зам. директора Галёва Е.В. 2. Роль классного руководителя.
Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»
Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Педагогическая этика Забывайте о своих собственных неприятностях. Пытаясь дать немного счастья другим, вы в первую очередь поможете себе. Д.Карнеги Д.Карнеги.
« Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно.
Шаталова М.Л., старший преподаватель кафедры педагогики ЗабКИПКРО.
Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. К.Д. Ушинский.
Педагогический совет Разрешение конфликтных ситуаций между учащимися, педагогами и родителями.
Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликт – одна из составных.
Транксрипт:

1 Педагогический совет

2 «Святая наука – расслышать друг друга». Булат Окуджава Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

3 Задачи: 1. Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей. 2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения конфликтных ситуаций. 3. Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов. 4. Осознание членами педсовета того, что направленность и качество разрешения конфликта определяет возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и педагогического взаимодействия. 5. Восполнение пробела в подготовке учителей в области меж научной информации о конфликтах в педагогической среде.

4 Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

5 Конфликты могут возникать в связи с противоречиями:

6 Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека. Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми. Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия.

7 В зависимости от способа разрешения выделяют:

8 Особенность педагогических конфликтов. Причины их возникновения «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликт - из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский

9 Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: Мотивационные Связанные с недостатками в организации обучения Конфликт взаимодействий

10 Мотивационные. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению)

11 Связанные с недостатками в организации в обучении I конфликтный период происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную. II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей –предметников. Появляются новые учебные предметы. III конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс. IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.

12 Конфликт взаимодействий : учащихся между собой, учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей. Они происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих: а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства; б) конфликты «учитель-ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-эстетический характер; в) конфликты «учитель-учитель» могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и учителями предметниками и т. д.; г) конфликты « учитель- администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями.

13 Особенностями педагогических конфликтов являются: Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.

14 Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.

15 Структура, сфера, динамика педагогического конфликта «ученик-учитель» Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, из взаимодействий объектов конфликта. Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Например, в классе есть трудный подросток. На уроках ведет себя вызывающе, грубит. Если во взаимодействиях с таким учеником ориентироваться в первую очередь на его поведение и его внешний вид, то напряжение во взаимоотношениях будет только расти. Чем чаще вы будете выражать строгость и нетерпение, высказывать запреты, тем большую агрессию будет он проявлять. Ваши конфликтные взаимоотношения с таким подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а внутреннюю позицию, то есть сможете понять его интересы, цели, мотивы. У большинства учащихся в возрасте 10–13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым, выделиться и утвердить свое «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание.

16 Объект конфликта определить бывает непросто. Вернемся к примеру с нарушением дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.

17 Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействующие друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную. Конфликтуйте культурно и не переходите «на личности». Конфликтовать необходимо профессионально, даже если лица, с которыми индивид имеет дело, понятия не имеют об этике. В этом и заключается особенность нравственного конфликта – что он и по форме должен быть нравственным.

18 Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда. Если конфликт все же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.

19 Стили разрешения конфликтной ситуации. Стиль конкуренции или соперничества Стиль сотрудничества Стиль уклонения, избегания Стиль приспособленчества Стиль компромисса

20 Стиль конкуренции или соперничества Суть стиля Характерные ситуации Может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; обладаете достаточной властью и авторитетом, предоставляется очевидным, что предполагаемое вами решение - наилучшее; чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого.

21 Стиль сотрудничества Можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения -разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; основной целью является приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

22 Стиль компромисса Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте -«мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться» Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы; удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого значения; вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными

23 Стиль уклонения, избегания Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы; знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу; хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение; пытаться решить проблему немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию; у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности

24 Стиль приспособления Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся; ' считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию; осознаете, что правда не на вашей стороне; чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

25 Выводы: 1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. 2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным. 3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации. 4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.

26 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации: 1. Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации? 2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание. 3. Личностная позиция педагога в возникшей ситуации (отношение к оппоненту), опишите реальные цели педагога во взаимодействии (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т. д.). 4. Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность...). 5. Смысл конфликта для каждого из его участников. 6. Варианты дальнейших отношений участников конфликта. 7. Какие действия, приемы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление?

27 Ситуация 1. «Педагог - педагог» Учитель после звонка с урока задержал класс на перемене. Результат - опоздание учащихся на следующий урок. Разгневанный второй учитель пришел высказать свое негодование первому, т. к. у него была запланирована контрольная работа; его предмет, как он считает, очень сложен, и из-за опоздания учащихся терять время урока он считает недопустимым. Первый учитель возражает, что его предмет не менее важен и труден, к тому же его сдают на экзамене. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.

28 Ситуация 2. «Педагог ученик» Категорический отказ учащегося дежурить по классу. Воспитатель авторитарно настаивает на том, что дежурить будет именно он.

29 Ситуация 3. «Педагог- родитель» Воспитатель в дневнике учащегося сделала запись «Поведение в столовой - «2». Рассерженный родитель пришел разбираться с педагогом. По его мнению, у него очень спокойный ребенок, а воспитатель совершенно не имеет права оценивать поведение детей в столовой. Между педагогом и родителем завязывается спор.

30 Выступление по результатам микроисследований в школе. Выступление по результатам микроисследований в школе. Характеристика взаимоотношений в школе в оценках старшеклассников (%). 1 Показатели отношений ВсегоУспеваемость «5»«4» и «5» «3»«2» Наличие конфликтов с учителями ДА НЕТ

31 Показатели отношений ВсегоУспеваемость «5»«4» и «5» «3»«2» Характер отношений в классе доброжелательность взаимный интерес равнодушие разобщённость неприязнь 50.50,54- враждебность 4--31

32 Показатели отношений ВсегоУспеваемость «5»«4» и «5» «3»«2» Характер отношений между классами доброжелательность взаимный интерес равнодушие разобщённость неприязнь враждебность

33 Показатели отношений ВсегоУспеваемость «5»«4» и «5» «3»«2» Бывают часто: конфликты между учащимися драки

34 Показатели отношений ВсегоУспеваемость «5»«4» и «5» «3»«2» Наличие друзей в классе: есть много один близкий друг только товарищи нет ни друзей, ни товарищей 1---1

35 Испытывают одиночество: всегда 2 иногда 48 никогда 50

36 Ранжирование:«причины конфликтов» учащиесяучителя 1. Нарушение дисциплины 1. Нежелание учиться 2. Плохая подготовленность уч-ся к занятиям 3. Несправедливое отношение учеников к педагогу 3. Нарушение дисциплины 4. Нежелание учиться 4. Игнорирование советов и пожеланий учителя 5. Игнорирование советов и пожеланий учителя 5. Несправедливое отношение учеников к педагогу 6. Наличие педагогов любимчиков среди учащихся 6. Нежелание учителей понять учеников 7. Несправедливость педагога 7. Слишком высокие требования учителей 8. Нежелание учителей понять учеников 8. Несправедливость педагога 9. Нежелание учителей признать свои ошибки 10. Слишком высокие требования учителей 10. Наличие педагогов любимчиков среди учащихся

37 Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский учёный – психолог Д. Карнеги. 1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благо- родньми целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт -обеспечить высокую культуру общения.

38 Проект решения:. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания. 1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания. 2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». 3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения. 4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. 5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п. 6. Методическому совету провести семинар по теме «Психология общения», чтобы учитель в критических ситуациях не действовал вслепую, ситуативно, а применял психологические знания.

39