Мультикультурный баланс: Анализ учебника «Школьная риторика. 5 класс» Под редакцией Т.А. Ладыженской Выполнили студентки III курса, ФИиСН, «История»: Е.В. Скалабан, М.А. Слобожан, О.В. Никифорова.
Анализируемое учебное пособие по риторике является составной частью комплекта учебников Образовательной программы "Школа 2100" и продолжает курс введения в риторику, начатый в младших классах.
Главным действующим лицом в учебнике является Риторик – это красиво одетый мальчик- брюнет. Его сопровождают верные друзья – Оля и Коля, которые представлены в книге блондинами.
Оля и Коля постоянно задают Риторику множество вопросов, на которые он весьма чётко и понятно отвечает. Это как бы подчёркивает стереотип о некой «неосведомлённости» носителей светлых волос в некоторых областях и яркого проявления ума брюнетов.
В полиэтническом смысле риторика является наукой древнегреческого происхождения, в этой связи в учебнике представлены иллюстрации с греческими мотивами.
В составлении учебника используется не только русская литература: Присутствует отрывок древнеиндийского стихотворения (с. 38); Повесть «Малыш и Карлсон» (с. 114); Отрывок из «Разговоров запросто» нидерландского писателя эпохи Возрождения, Эразма Роттердамского (с. 125); Отрывки из зарубежных повестей (Т. Сойер и Г. Берифин).
Также в учебнике присутствуют: Упражнение о греческом ораторе Демосфене (с. 40); Сведения о Сократе (с. 38); Высказывания известных зарубежных философов (например, Ф. Бекона).
Прослеживается следующий стереотип: Если человек взрослый и является представителем серьёзной профессии, он непременно должен быть в очках. (с. 55, 89, 90).
В целом,пятиклассники узнают много важного и интересного о том, как люди общаются, как лучше говорить, слушать, читать, писать, чтобы найти контакт, понимание, чтобы вызвать сопереживание, повлиять на чувства и поступки людей.
В учебном пособии много рисунков и схем, которые вводят школьников в речевую ситуацию, а также риторических игр, артикуляционных упражнений, заданий с использованием музыки, видео- и кинофрагментов.
Творческое задание: Задание называется «Встреча международных друзей». Класс необходимо разделить на 2 команды: россияне и иностранцы. Экшн: в Мурманск прилетели иностранцы из Голландии, Германии, Америки и Италии, желающие учить русский язык. Разумеется, им поначалу очень трудно общаться с русскими ребятами. Поэтому следует сыграть в игру «Пойми меня». Правила: объясняться с окружающими мимикой и жестами и разыгрывать такие ситуации, в которых иностранцам сразу будет понятен смысл русских слов.
Спасибо за внимание! =)