Методология практического обучения по дисциплине рисунок в условиях перехода ФГОС. «Новосибирское государственное художественное училище (техникум)» Автор: Чирва Василий Павлович (презентация для Москвы 2011) Дизайн и верстка: Пашкин Игорь Алексеевич ©

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Advertisements

Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Автор: мастер п/о Тетерич О.В.. Профессиональная подготовка обучающихся является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.
Педагогический сценарийРазработка педагогического сценария Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС.
Районное методическое объединение учителей географии.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
«Психолого-педагогическое сопровождение внедрения ФГОС в образовательный процесс»
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
ОГОУ НПО Профессиональное училище 2, Ресурсный центр «Строитель» Рябикова, 6 тел
Транксрипт:

Министерство культуры Новосибирской области Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирское государственное художественное училище (техникум)» Министерство культуры Новосибирской области Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирское государственное художественное училище (техникум)» НОВОСИБИРСК 1 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

Министерство культуры Новосибирской области Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирское государственное художественное училище (техникум)» Министерство культуры Новосибирской области Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирское государственное художественное училище (техникум)» Докладчик: Чирва Василий Павлович председатель ПЦК «Рисунка и живописи» преподаватель дисциплины «Рисунок» НОВОСИБИРСК Методология практического обучения по дисциплине рисунок в условиях перехода ФГОС 2 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

СОДЕРЖАНИЕ: 1) Проблема и актуальность. 2) Сущность методологического подхода при проектировании и организации практического обучения. 3) Технологический подход к созданию фонда практических заданий, как основа качества подготовки выпускника в соответствии с ФГОС. 4) Фонд практических заданий по учебной дисциплине «Рисунок» специальности «Рисунок». 5) Вывод. 3 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

1)Проблема и актуальность. Учитывая, что в требованиях ФГОС по учебной дисциплине «Рисунок» всего два требование УМЕТЬ: - изображать объекты предметного мира; - использовать основные техники и материалы. 4 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

Э Эти умения лежат в основе всего практического обучения учебной дисциплине «Рисунок», а изучение дисциплины осуществляется 4 года. В процессе обучения возникли определенные проблемы: 1. спроектировать 1. Как спроектировать фонд практических заданий в соответствии ФГОС. 2. распределить 2. Как распределить фонд на 4 года, при соблюдении принципа преемственности. 3. обеспечить 3. Как обеспечить дидактически обоснованную последовательность формирования этих двух умений (т.е. как пошагово обеспечить обучение дисциплине «Рисунок» и не отойти от требований ФГОС). 5 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

целесообразным Считаю целесообразным, создание фонда практических заданий, в строгом соответствии с ФГОС, чтобы решить выше перечисленные проблемы. 6 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

2) Сущность методологического подхода при проектировании и организации практического обучения в соответствии с требованиями ФГОС. В Введение ФГОС предполагает научно – методическое обеспечение образовательного процесса и в первую очередь практического обучения. 7 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

П понимание Нупорядочении Нотработку Нформирование Практическое обучение по сути, является центральной частью профессионального образования и направлено на понимание обучающимися социальной значимости выбранной профессии. Направленно на упорядочении у них системы научных знаний о сущности, закономерностях, взаимозависимостях и взаимосвязях явлений и процессов. Направленно на отработку у обучающихся умений, навыков и опыта. Направленно на комплексное формирование компетенций, которые являются основой для эффективной профессиональной деятельности. 8 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

У «УМЕТЬ» «ЗНАТЬ» методологией* Учитывая то, что ФГОС по СПО ориентирован на результат – ПК и ОК и содержит требования «УМЕТЬ» и «ЗНАТЬ», т.е. содержание отсутствует, очень важно, изначально определиться с подходами, методологией*, с научным обоснованием проектируемого содержания, выбором форм и методов практического обучения, созданием фондов для практического обучения (ФПЗ), фондов оценочных средств (ФОС) и т.д. в соответствии с требованиями ФГОС. 9 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

*Методология *Методология – учение об организации деятельности. Методология учебной деятельности частично перекликается с педагогикой и с педагогической психологией, однако имеет свой чёткий предмет – она рассматривает процесс учения со стороны его организации. Организовать деятельность означает, упорядочит её в целостную систему с чётко определёнными характеристиками, логической структурой и процессом её осуществления. 10 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

Омодели системный подход. К многоплановый процесс систему поэтапно освоению профессии Основой создания модели организации и содержания практического обучения в условиях модернизации инновационной экономики является системный подход. К этой проблеме, который предполагает рассматривать практическое обучение, как целый, единый и многоплановый процесс, представляющий собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющую шаг за шагом, поэтапно достичь требуемого результата по практической подготовке и освоению профессии и специальности в соответствии с требованиями ФГОС. 11 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

Методологический подход основывается Методологический подход к проектированию содержания, созданию ФПЗ, к формированию и обновлению содержания практического обучения основывается на: 1. Осознании 1. Осознании сущности профессионального образования в системе непрерывного и опережающего образования; 2. Понимании 2. Понимании сущности ФГОС, как результата подготовки обучающегося в соответствии с общими и профессиональными компетенциями; 3. Учёте 3. Учёте тенденций развития социально – экономической сферы в условиях потребности в инновациях и модернизации; 12 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

4. Использовании 4. Использовании возможностей вариативной части ФГОС; 5. Ориентация 5. Ориентация на задачи, стоящие перед профессиональным образованием в свете реализации государственной политики о роли и месте профессионального образования на современном этапе. 13 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

методологических подходов В качестве основных методологических подходов к проектированию практического обучения можно выдвинуть следующие положения: Модульно - компетентностный подход ФГОС; Ориентация на усиления профессиональной направленности подготовки студентов; Учёт показателя практико ориентированности; Осуществление внутренних и междисциплинарных связей между теоретическим и практическим обучением; 14 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

5. 5. Интегративный подход в отборе содержания, а также в овладении методами, средствами обучения, подходами и технологиями и т.д.; Опора на принципы системности, фундаментализации знаний, концентризма в построении содержания и т.д.. 15 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

Реализация этих положений при проектировании содержания и создания ФПЗ выражается: В необходимости отработки внутри и междисциплинарных связей между требованиями к знаниям, умениям и опыту учебных дисциплин и профессиональных модулей и глубокую интеграционную связь теоретического и практического обучения; В усилении внимания к вопросам содержания, объёмам и результатам практического обучения; 16 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

3. 3. В создании условий для побуждения обучающихся к выбору индивидуальных заданий; В постановке контрольных вопросов, задач, заданий в междисциплинарном плане, профессиональной направленности, что потребует от обучающихся самостоятельного осмысления учебного материала, целенаправленного поиска недостающего и использования в образовательном процессе; В усилении профессионально – практической подготовки по УД и ПМ в плане предложения комплекса задач, заданий, ориентированных на ОК и ПК, аналитических и проектировочных умений и т.д. 17 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

О моделированию: Организация и проведение практического обучения представляет собой процесс, а любой процесс поддаётся моделированию: 1) 2) 1) Изучаются требования ФГОС по конкретной специальности; 2) Отрабатываются внутренние и междисциплинарные связи и глубокая меж интеграционная связь между теоретическим и практическим обучением; 18 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

3) 4) 3) Определяется метод, технология проектирования ФПЗ (фонд практических заданий); 4) Создаётся обобщённый макет модели организации практического обучения; Разрабатывается развёрнутая модель организации практического обучения в соответствии с требованиями ФГОС. 19 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

3) Технологический подход к созданию фонда практических заданий, как основа качества подготовки выпускника в соответствии ФГОС. технологический Рассмотрим технологический подход при проектировании содержания фонда практических заданий учебной дисциплины «Рисунок». 20 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

3.1) 3.1) Изучаем исходные данные: а) а) учебную дисциплину «Рисунок»; б) б) требование ФГОС; в) в) положение о производственной практике в СПО; г) г) методы и традиции в школе реалистического рисунка. 21 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

3.2) 3.2) Анализируем принципы и методы преподавания рисунка и осуществляем отбор наиболее эффективных в современных условиях. А именно: А именно: принцип от простого к сложному; от общего к частному и т.д. 22 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

3.3) 3.3) Создаём фонд практических заданий, с параллельным заполнением технологической карты (Таблица 1). 23 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

Предлагаем учитывать «УМЕТЬ» Предлагаем при проектировании фонда практических заданий (ФПЗ) учитывать различные объекты предметного мира, различные материалы, которые позволят расширить и совершенствовать требование «УМЕТЬ» за весь период обучения. Таким образом мы подходим к созданию технологической карты составленной следующим образом. 24 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

I семестр 25 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

I I семестр 26 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

Создаём «УМЕТЬ». Создаём фонд практических заданий для усвоение учебной дисциплины ОП 01 – Рисунок в соответствии с требованиями ФГОС «УМЕТЬ». ПЗ.1 ПЗ 2. Предусматриваем практические задания двух видов: ПЗ.1 «Изображение предметного мира, пространство, фигуры человека» ПЗ 2. «Использование основных изобразительных техник и материалов». 27 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

Таким образом 57 1-го 8-й 1284 Таким образом представленное многообразие объектов и материалов позволило создать фонд из 57 практических заданий которые изучаются с 1-го по 8-й семестр в объёме – 1284 часов. 28 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

С «УМЕТЬ» Следует отметить, что все задания составлены исключительно с учётом требований ФГОС «УМЕТЬ» с ориентацией на профессиональные компетенции т.е. фонд создан в компетентном и деятельностном ключе. Каждое задание сквозной Каждое задание пошагово отражает то, что должен делать студент. По сути эти задания носят сквозной непрерывный характер, что актуально при проектировании интегрирован- ных программ, учебных планов для разных уровней образования НПО, СПО, ВПО. А также индивидуальных учебных траекторий. А также будут являться основой для проектирования индивидуальных учебных траекторий. 29 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

4) Фонд практических заданий по учебной дисциплине «Рисунок» специальности «Рисунок». Представляю вашему вниманию фонд практических заданий (ПЗ) который лёг в основу проектирования учебной дисциплины «Рисунок». 30 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

Пример. Есть требование ФГОС – «изображать объекты предметного мира, пространства, фигуры человека средствами академического рисунка», а вот в технологической карте указана серия практических заданий под это одно требование. Меняя объекты и материалы, был составлен перечень практических заданий, указан семестр и объём времени. 31 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

32 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

является основой позволит спроектировать актуально принципов государственной политики. Созданный фонд практических заданий является основой для проектирования рабочей программы учебной дисциплины «Рисунок» в соответствии с требованиями ФГОС. А также позволит спроектировать индивидуальные учебные траектории, что актуально в условиях непрерывного профессионального образования, которое на современном этапе является одним из принципов государственной политики. Все практические задания. 5) Вывод. 33 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

ПЗ Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич

НОВОСИБИРСК «Новосибирское государственное художественное училище (техникум)» 49 Дизайн и вёрстка © Пашкин Игорь Алексеевич