ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка в 3 классе Подготовила: Белобородова Светлана Новомировна, учитель начальных классов.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Критическое мышление Разумное ( обоснованное, рациональное ) рефлексивное мышление, сосредоточенное на решении вопросов « во что верить » и « что делать ». Дж. А. Браус, Д. Вуд. Система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. И. О. Загашев. Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. С. И. Заир - Бек, И. В. Муштавинская.

Критически мыслящий человек При возникновении проблемы : решая ее, проявляет настойчивость ; рассматривает проблему с разных точек зрения, рассматривает несколько возможностей решения проблемы ; решает проблемы, сотрудничая с другими людьми. Контролирует себя, свою импульсивность, терпим к неопределенности, избегает категоричности в утверждениях, слушает собеседника, эмпатичен, терпимо относится к другим точкам зрения. Активно воспринимает информацию, любознателен, устанавливает множественные связи между явлениями, открыт для других идей.

Образовательная технология развития критического мышления Система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Образовательный процесс Цель результат Цель = результат учебный процесс

Технологические этапы урока I стадия II стадия III стадия Вызов (+ рефлексия ): актуализация имеющихся знаний ; интерес к получению новой информации ; постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания (+ рефлексия ): получение новой информации ; корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия : размышление, рождение нового знания ; постановка учеником новых целей обучения.

Вызов : постановка целей обучения ( конкретных, достижимых, диагностических, операциональных ): цель - результат ; цель сформулирована так, как она предъявляется ученику, чтобы мотивировать его ; пробуждение интереса к получению новой информации, к решению проблемы ; актуализация имеющихся знаний.

Цель - результат Под целью в образовании понимается предвосхищаемый результат – образовательный продукт, ккоторый может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т. е. цель должна быть проверяема. Хуторской А. В.

Проблемы образовательного целеполагания Для человека, ккоторый не знает, к ктакой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. Сенека

Тема : « Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной ». ( по 1 главе романа « Евгений Онегин ») Образовательная Выявить идейный смысл 1 главы романа « Евгений Онегин ». Развивающая Развивать навыки анализа текста художественного произведения. Научить критически мыслить. Воспитательная Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина. Прочесть выборочно 1 главу романа « Евгений Онегин ». Ответить на вопросы о главном герое и авторе с привлечением цитат. Составить сравнительную таблицу « Главный герой и автор ».

Осмысление содержания : получение новой информации ; анализ, синтез ; интерпретация, т. е. переоформление содержания текста, его перевод на ктакой - то иной язык : понятийно - логический, образно - смысловой ( лирико - публицистический, язык графики, язык театра, кинематографа ).

Рефлексия : суммирование всей информации ; осознание того, достигнуты ли поставленные цели ; определение своего личного смысла в полученной информации ; определение своего личного места в ходе урока.

Типичные приемы технологии РКМЧП Составление списка известной информации за одну минуту. Рассказ - предположение на основе ключевых слов ( терминов ). Перепутанные логические цепочки ( систематизация и ранжирование ). Верное и неверное утверждение. Графическая систематизация материала ( таблицы, кластеры ). Система маркировки текста (insert). Чтение с остановками. Записи по ходу чтения. Сравнительные таблицы. Написание творческих работ.

Чтение с остановками Чтение – это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой. Текст не должен быть знаком учащимся. Текст заранее делится на части. Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности ( по Б. Блуму ).

Дерево предсказаний

« Ромашка Блума » Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие - то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов : « То есть ты говоришь, что...?», « Если я правильно понял, то...?» и др. Интерпретационные ( объясняющие ) вопросы. Обычно начинаются со слова « Почему ?». Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица « бы », а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. « Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы ?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. « Почему что - то хорошо, а что - то плохо ?», « Чем один урок отличается от другого ?» и т. д. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. « Как бы вы поступили на месте героя рассказа ?».

Вопросительные слова Основные понятия темы K ак ? Что ? Где ? Почему ? Сколько ? Откуда ? K такой ? Зачем ? K аким образом ? K акая взаимосвязь ? Из чего состоит ? K каково назначение ?

« Толстый и тонкий вопросы » ? ? Вопросы, на которые предполагается развернутый, « долгий », обстоятельный ответ. Например : «K какова связь между временем года и поведением человека ?». 1. Объясните, почему …? 2. В чем различие …? 3. Предположите, что будет, если …? 4. Дайте три объяснения, почему … Вопросы, на которые предполагается однозначный, « фактический » ответ. Например : «K который сейчас час ?». 1. Кто …? 2. Когда …? 3. Как звали …? 4. Согласны ли вы …?

Дневники Форма двухчастного дневника Форма трёхчастного дневника Цитата Комментарии Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание Вопросы к учителю

Инсерт ( условные значки ) ИНСЕРТ – « инновационная система разметки для эффективного чтения текста ». «v» – уже знал ; «–» – думал иначе ; «+» – новое ; «?» – не понял, есть вопросы. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу, куда тезисно заносятся сведения из текста.

Таблица - синтез K ключевые слова ( словосочетания ) Выписки из текста ( связанные с ключевыми словами ) Почему эта цитата важна для меня ? ( анализ )

Знаю – хочу узнать – узнал ( ЗХУ )

Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке

Бортовой журнал Что мне известно по данной теме ? / Предположения Что нового я узнал из текста ? / Новая информация Список известной информации и ее систематизация. Ответы на вопросы учителя. Кключевые слова.

Бланковка « Бортового журнала »

Стратегия решения проблем « Идеал » Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально. Дж. Гилфорд. Интересно, в чем проблема ? Давайте найдем как можно больше способов решения проблем ! Есть ли какие - либо хорошие решения ? А теперь сделаем выбор ! Любопытно, как это осуществить на практике ?

Стратегия решения проблем « Идеал » 1. Какую главную проблему должны решить герои ? 2. Ктакой важной информацией снабдил вас автор ? 3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему ? 4. Каковы три главных способа решения проблемы ? 5. Ктакой из выбранных вами способов лучший ? Почему ?

Стратегия « Фишбоун »

Формы письменной рефлексии Писать – значит, переписывать. Джим и Кэрол Бирс. Эссе. Бортовой журнал. Письменное интервью. Дневники. Стихотворные формы рефлексии. Различные варианты портфолио.

Стратегия создания текста I. Инвентаризация. Записываем все, что сможем записать по данному поводу. Размещаем рисунки, схемы, фотографии, обрывки фраз. II. Составление чернового варианта. III. Правка. IV. Саморедактирование. V. Публикация ( презентация ).

Синквейн Существительное – объект ( тема синквейна ). Два прилагательных, описывающие признаки или свойства объекта. Три глагола – действия, совершаемые объектом. Предложение – отношение автора к объекту. Существительное – синоним к первой строчке, выражающее суть объекта.

Синквейн Учитель. Трудолюбивый, знающий. Помогает, учит, поощряет. Учитель – нужный человек. Творец. Ученики. Любимые и разные. Дерзают, думают, шалят … Без них не хватает чего - то. Судьба.

Диаманта Существительное. Два прилагательных. Три глагола. Две пары существительных ( всего 4) с противоположным понятиями. Три глагола. Два прилагательных. Одно существительное, противоположное по смыслу существительному 1- ой строки.

Диаманта Лист дерева Рождение. Зеленый, яркий. Растет, зеленеет, хорошеет. Жара, холод ; движение, покой. Колышется, отрывается, опадает. Коричневый, старый. Смерть.

Социо - игровое задание РАФТ РОЛЬ АУДИТОРИЯ ФОРМА ТЕМА Ход работы : 1. Выбор темы, роли, аудитории, формы. 2. Обсуждение выбранных параметров в группе, паре. 3. Письмо. 4. Правка. 5. Читка в « писательском кресле ». 6. Работа в группах.

Стратегия « Зигзаг » Предварительная работа : подбор текста, продуманное деление класса на группы. Этапы работы : 1. группы и роли, 2. актуализация, 3. будущий текст, 4. перегруппировка, 5. работа с текстом, 6. возвращение, 7. свой текст, 8. презентация, 9. заключительный этап, 10. самооценка.

Стратегия « Уголки » Истина рождается в споре друзей. Д. Юм. 1. Знакомство с текстом. Текст должен подразумевать разнообразие интерпретаций. 2. По поводу текста дети индивидуально формулируют свое мнение. Затем обсуждают его в парах или малых группах. 3. В группах должны быть учащиеся, которым поручено наблюдать и выявлять противоположные точки зрения. 4. После первичного обмена мнениями определяются две - четыре группы ребят, чьи точки зрения различаются между собой. Те же, чьи мнения не подходят ни к одной группе, могут выбрать : либо присоединиться к одной из групп, либо войти в состав аналитической группы. 5. Защита своей точки зрения. 6. « Оставьте последнее слово за мной !» – прием для завершения дискуссии.

Перекрестная дискуссия Виновен ли Пьер в своем браке не по любви ? ДАНЕТ По результатам полемики учащиеся пишут сочинение - миниатюру с одним из трех предложенных вступлений : « Да, Пьер виновен, потому что …», « Нет, Пьер не виновен, потому что …», « Я не могу дать однозначного ответа, потому что …».

Информация к размышлению … « Опыт блестящих педагогов неотделим от яркой личности каждого из них. Чудо - учителей всегда было мало и всегда будет мало. Технология возникает тогда, когда появляется массовое производство. Технология облегчает жизнь потребителя. Те, кто говорит, что технология должна облегчать жизнь учителя, - спекулянты и провокаторы. Образовательная технология должна облегчать жизнь ученика. Но еще граф Толстой заметил, что чем учебная метода легче для ученика, тем она труднее для учителя. Это диалектика противоположностей ».

Литература Журнал « Перемена » ( гг.). Загашев И. О., Заир - Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб., Загашев И. О., Заир - Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб., Заир - Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб., Основы критического мышления : Междисциплинарная программа : Пособия / Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – М., Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова – М., 2011.