Морфемика и словообразование. Морфемика Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОРФЕМЫ, ИХ ТИПЫ И ФУНКЦИИ. Повторение теоретического материала Что такое морфема, корень, однокоренные слова, омонимичные корни? Морфема - (от греч.
Advertisements

Задание В1 выяснить, что такое словообразование и какова его функция, какие существуют единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования;
9 Класс Вн … мание, в … бражение, восп … минание, воспр … ятие, д … сц … плинированность, сам … ценка, ид … нтификация, индив … дуальность, интуиц … я,
проверить знания, умения, навыки по теме; продолжить работу по орфографической зоркости, работу над умением определять способы образования слов; систематизировать.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Четырнадцатое октября. Классная работа. Основные способы образования слов. Четырнадцатое октября. Классная работа. Основные способы образования слов.
– раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Морфемный разбор слова Данилова Галина Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Кисловская СОШ» д. Кисловка, Томского района Томский Региональный.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Морфемы словообразующие и формообразующие. Морфемные модели.
Состав слова. План морфемного разбора
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
Морфемный и словообразовательный разбор слова. ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнила : студентка 2 курса группы С
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Зонального района Алтайского края Цапенко Оксана Владимировна.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 3» г.Белгорода Русинова Е.А.
Транксрипт:

Морфемика и словообразование

Морфемика Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

Морфемы Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов, окончаний. Все эти части называются общим словом – морфемы

Окончание Неизменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица Основа Часть слова без окончания

Корень Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Однокоренные - слова с одинаковыми корнями

Чтобы найти корень слова, надо: 1. Определить часть речи 2. Найти окончание 3. Найти основу 4. Подобрать однокоренные слова 5. Сопоставить однокоренные слова и выделить в них наименьшую общую часть, обозначив её как корень.

Приставка Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс Значимая часть слова, которая стоит после корня или окончания и служит для образования новых слов.

Суффиксы бывают: Словообразующие (служат для образования новых слов) Формообразующие ( служат для образования форм слова: ть – инфинитив, л – прошедшее время)

Формы слова образуются: 1. с помощью окончания (красивого) 2. с помощью окончания и предлога (к реке) 3. с помощью вспомогательных слов (буду говорить, говорил бы) 4. с помощью формообразующих суффиксов (читать – читал)

Морфемный разбор – разбор слова по составу Порядок морфемного разбора: 1. Выделяю окончание 2. Выделяю основу 3. Выделяю корень (записываю однокоренные слова разных частей речи) 4. Выделяю приставки и суффиксы

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. Приставочный Приехать ехать

2. Суффиксальный Туманный туман

3. Бессуффиксальнный Синий - синь

4.Приставочно- суффиксальный Приморский море

5.Сложение: а) слов б) основ: - с помощью соединительных гласных - без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов: - смешанное (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком) - сложение начальной части слова с целым - начальных букв - сокращение слов г) повторы а) Генерал-лейтенант б)- Трубопровод - Авиапочта в) Главк(главный комитет) - Стенгазета - МГУ - Универсам г) Белый-белый

6. Образование слов из словосочетаний: а) подчинительных Железнодорожный б) сочинительных Научно-технический

7. Переход одной части речи в другую Лежа(дееприч.)на диване - читать лежа (нар.)

Порядок действий при словообразовательном разборе: 1. Найти исходное слово или основу: переводчик переводить 2. Найти в слове словообразовательную морфему и «отделить» ее: переводчик перевод 3. Указать способ образования: суффиксальный

УПРАЖНЕНИЯ

1. Распределите слова в соответствии со способом образования: приставочный суффиксальный Приставочно- суффиксальный сложение Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, межконтинентальный, паровозный, прибежать Проверь себя

Приставочный Суффиксальный Антициклон Негромкий Безуспешный Межконтинентальный Прибежать Бумажник Малышка Паровозный Приставочно- суффиксальный Сложение Подберезовик Безрезультатный Законодатель Самокритика Проверь себя

2. Распределите слова на две группы: 1) слова с нулевым окончанием; 2) слова, не имеющие окончания. Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть Проверь себя

слова с нулевым окончанием слова, не имеющие окончания Мышь, сам, горяч, сторож, молодежь, один, десять Очень, лишь, пополам невтерпеж, вброд, чуть Проверь себя

3. Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем: 1) слова со словоизменительными морфемами; 2) слова со словообразовательными морфемами. Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величественн-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, де-маскировать, величайший, волч-ий Проверь себя

слова со словоизменительными морфемами слова со словообразовательным и морфемами Читай-те, величественн-ее, наи- лучший, крепч-е, шуме-л-а, величайший рас-судить, бел-е-ть, велич-ав-ый, де- маскировать, волч-ий

4. В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем) 1) Любить, любой, любовь, любитель; 2) духовный, духовность, духи; 3) долина, доля, обездолить, бездольный; 4) долгий, долго, долгота, долг; 5) плен, пленник, пленарный, пленить; 6) липа, липкий, липняк, липовый; 7) клад, кладоискатель, укладка; 8) город, городской, горожанин, загородка; 9) бурить, бурильщик, буря; 10) воротник, воротить, возврат Проверь себя

1) Любить, любой, любовь, любитель; 2) духовный, духовность, духи; 3) долина, доля, обездолить, бездольный; 4) долгий, долго, долгота, долг; 5) плен, пленник, пленарный, пленить; 6) липа, липкий, липняк, липовый; 7) клад, кладоискатель, укладка; 8) город, городской, горожанин, загородка; 9) бурить, бурильщик, буря; 10) воротник, воротить, возврат.

5. Разбейте слова на группы в зависимости от значения суффикса -к-: 1) предмет для осуществления действия; 2) уменьшительно-ласкательное значение; 3) частица однородной массы; 4) вещество, возникшее в результате действия. Очистки, приманка, терка, идейка, щелка, малинка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, задвижка, выжимки Проверь себя

предмет для осуществления действия уменьшитель но- ласкательное значение частица однородной массы вещество, возникшее в результате действия Приманка, терка задвижка Идейка, щелка, малинка, свадебка, паутинка Чешуйка Очистки, объедки, выжимки

ТЕСТ

1. В каком ряду все слова однокоренные? 1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать; 2) кусать, закуска, вкусный; 3) воспитать, питание, подписка; 4) утроить, третий, трефовый

2. В каком ряду во всех словах выделяется окончание? 1) Прямиком, берегом, творогом; 2) одно, полотно, шестеро; 3) издавна, чиста, комната; 4) четыре, поверье, вскоре

3. В каком ряду все слова не имеют окончания? 1) Крюк, номер, насквозь; 2) мышь, здесь, четверо; 3) издавна, заново, лишь; 4) напрокат, самокат, вдоволь

4. В каком слове выделяются два окончания? 1) Синеглазый; 2) кто-либо; 3) шестьдесят; 4) кафе-бар

5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)? 1) Наи-меньший, под-бежать, по-больше; 2) собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший; 3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а; 4) пере-пилить, ши-л-и, весел-ей

6. В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются словообразовательными? 1) Чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый; 2) хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и; 3) грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и; 4) быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей

7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-? 1) Надеть, надежный, надпись; 2) надкостница, надтреснутый, над днепровский; 3) надежный, надбровье, надкусить; 4) надвинуть, надрезать, надводный

8. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под-? 1) Подворотня, подкрылок, неподражаемый; 2) подреберье, подробный, неподкупный; 3) неподсудный, подлесок, подарок; 4) неподвластный, подследственный, наподдать

9. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите? 1) Тратите, поднесите, толкните; 2) хотите, красите, согните; 3) стоите, караулите, позволите; 4) берегите, подчеркните, соберите

10. В каком слове есть суффикс -чик-? 1) Пончик; 2) зайчик; 3) ключик; 4) грузчик

Ответы

Литература