Б ИОТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В ПРИРОДЕ. (вводная лекция) преподаватель биологии Ивашкина О. А. Тема проекта:
Ц ЕЛИ УРОКА : Сформировать понятие о биотических факторах среды. Доказать значение видового разнообразия биоценозов в поддержании их стабильности. Дать понятие о паразитизме и его значении в эволюционном процессе.
Т ВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ : «Во всем есть часть всего». Анаксагор
О СНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС : Существуют ли на Земле ненужные организмы?
А ННОТАЦИЯ : Проект предназначен для учащихся профессионального училища, изучающих биологию в рамках естественно-научного профиля. Проект разработан в пределах темы «Природные сообщества» и рассчитан на 6 уроков. Учащиеся в группах проводят самостоятельные исследования по своей проблеме и представляют результаты работы в виде презентации или публикации. Результаты исследований обсуждаются и оцениваются всеми учащимися группы. В ходе защиты проекта у учащихся формируется целостная картина изученной проблемы.
Э ТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА : 1-2 урок – вводная лекция; формулирование тем исследований учеников, формирование групп для проведения исследований, обсуждение плана работы учащихся, возможных источников информации; 3-4 урок – самостоятельная работа групп по выполнению заданий; 5 урок – подготовка отчета о проделанной работе в форме презентации и (или) публикации; 6 урок – защита проекта.
Р ЕСУРСЫ : 1. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И., Общая биология: учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2005 г – газета «Биология» - приложение к «1 сентября» – научные новости биологии учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ : Какое значение имеют биотические связи для устойчивости биоценоза? Что такое экологическая пирамида? Чем организмы-хищники отличаются от организмов- паразитов?
Биотические факторы среды – влияние организмов друг на друга.
Организмы могут использовать другие виды как постоянный источник питания. Такая форма сожительства получила название паразитизма.
ПАРАЗИТЫ Временные Организм-хозяин подвергается нападению на короткий срок, лишь на время питания. Постоянные Способны длительное время использовать хозяина не приводя к слишком ранней его гибели и обеспечивая себе тем самым наилучшее существование.
К РУГЛЫЙ ЧЕРВЬ РИШТА
К РОВОСОСУЩИЕ ПАРАЗИТЫ
ТРИПАНОСОМЫ
П РИСПОСОБЛЕНИЯ К ПАРАЗИТИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
О РГАНЫ ПРИКРЕПЛЕНИЯ – ПРИСОСКИ, КРЮЧКИ, КОГОТКИ.
У КРОВОСОСУЩИХ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ВМЕСТИМОСТЬ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗА СЧЁТ ПОЯВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ ВЫРОСТОВ КИШЕЧНОЙ ТРУБКИ.
П АРАЗИТЫ УТРАЧИВАЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ЦЕЛЫЕ СИСТЕМЫ – ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. У ПРОЩАЕТСЯ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ.
П АРАЗИТАРНЫЕ ФОРМЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ ПРОДУКТИВНОСТЬЮ.
В РЕД ПАРАЗИТОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. Механические повреждения крючками, присосками, коготками и другими приспособлениями. Личинки паразитических червей могут проходить через неповреждённую кожу или стенки сосудов, полостей. Крупные паразиты – лентецы, цепни, аскариды могут образовывать клубки и закрывать просвет кишечника, даже вызывая разрыв его стенки. Продукты жизнедеятельности оказывают токсическое действие на человека.
М ЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ Мыть руки перед едой Не употреблять в пищу немытые фрукты и овощи, плохо проваренные мясо и рыбу Быть осторожным при общении с животными, которые могут быть разносчиками паразитов Для лечения необходимо обратиться к врачу, точно соблюдать его предписания.
К АТАСТРОФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАРАЖЕНИЯ ПАРАЗИТАМИ НАБЛЮДАЮТСЯ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПАРАЗИТ – ХОЗЯИН НЕ СТАБИЛИЗИРОВАНЫ ДЛИТЕЛЬНЫМ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОТБОРОМ.
В СПОМНИМ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА
Какие факторы среды называются биотическими?
Какая форма сожительства получила название паразитизма?
На какие две группы делятся паразиты?
Перечислите приспособления к паразитическому образу жизни.
Каковы меры профилактики глистных заболеваний?
Как можно использовать паразитов?