«Красная книга» Междисциплинарный проект на уроках МХК и биологии в 7 классе
Гибель римской культуры – историческая случайность или экологическая закономерность? Ключевой вопрос проекта:
ОВ HI (деятельность человека и его ответственность за последствия) Env (анализ взаимоотношений человека с окружающей средой) ATL (работа в группах, обмен информацией и опытом в ходе дискуссий, создание зоогеографической карты Римской империи и сопредельных территорий II-V вв., создание мозаики, создание статей на специальные темы, редакторская статья, презентация информации)
Материалы: карандаши, фломастеры, белая и цветная бумага, ножницы, клей, папки, учебная литература, рабочие тетради, тетради развития.
Цель урока: создать мини-презентацию Красная книга, посвященную ответственности человека за окружающую среду, являющуюся и фактором, и индикатором развития общества
Творческий процесс: описание каждого этапа работы в тетради развития
Рефлексия: Какова роль человека в экологическом аспекте гибели римской культуры? Как мы должны действовать в наши дни, чтобы не разрушать природу?
1.Сформировать группы по 5 человек 2.Распределить среди участников группы следующие специальности: Ход работы:
Редактор (отвечает за интеграцию и представление информации, предоставленной остальными участниками группы; формулировку общей цели и ключевого вопроса, объяснение его актуальности, обоснование выбранного подхода для его решения; формулировку выводов) Культуролог (отвечает за освещение исторических и культурологических аспектов проблемы) Художник – специалист по мозаике (отвечает за создание мозаики) Зоолог-зоогеограф (отвечает за представление данных в области зоологии, систематики, зоогеографии) Эколог (отвечает за представление данных в области экологии)
Ключевые вопросы специалистов: Как развлечения римлян влияли на римскую культуру? (культуролог) Как повлияли нравы людей древнего Рима на использование животных? (зоогеограф) Как повлияли нравы и традиционные развлечения древних римлян на экологическое состояние и последующую гибель Римской империи? (эколог)
Почему у римлян в мозаиках чаще всего встречалась картина борьбы гладиатора и животного? (художник)
3. Каждый из участников группы в соответствии с выбранной специальностью в дальнейшем собирает, анализирует и интегрирует информацию, которая затем будет использована при создании Красной книги в каждой из групп.
4. Провести в течение 10 минут круглые столы для специалистов (в отдельные группы собираются редакторы, культурологи, художники, зоологи- зоогеографы, экологи из разных групп), в ходе которых происходит обмен информацией и опытом между специалистами.
5. Представить результат работы классу, сделав краткое описание книги. Представляют работу совместно все участники группы (предварительно обсудив последовательность и очередность кратких выступлений).
Таким образом, книга должна содержать 6 страниц, посвященных следующим аспектам: Введение (страница редактора) Исторические и культурологические данные (страница культуролога) Данные зоологии, систематики, зоогеографии (страница зоолога-зоогеографа) Данные экологии (страница эколога) Практическая работа - мозаика, посвященная обсуждаемой тематике (страница художника) Выводы (страница редактора)
Редактор интегрирует информацию, создает страницу редактора, страницу с выводами, а также страницы, посвященные содержанию книги и списку использованной литературы.
Примечание: –Необходимая литература предоставляется специалистам заранее для подготовки к участию в круглых столах и созданию книги. Дополнительные источники информации могут быть предложены на уроке. –Помимо предоставленной литературы каждый из участников может использовать любые другие заранее подобранные источники информации. –Зоологам-зоогеографам предоставляется карта- заготовка для создания зоогеографической карты, карта Римской империи, а также рисунки-символы животных. –Для создания книги удобнее использовать тонкий альбом с плотными листами или папку с файлами.