ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ Экспериментировать значит развиваться, а в настоящее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Advertisements

Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Структура программы экспериментально- исследовательской деятельности К семинару руководителей муниципальных методических служб.
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
Экспертиза - совокупность действий, представляющих оценку содержания и качества какого-либо объекта.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МНОГОМЕРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ МОУ Гимназия 44 г.Краснодара.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
1 2 Социальное проектирование - это процесс конструирования желаемых состояний будущего Социальное проектирование - это процесс конструирования желаемых.
- это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма работы учреждения, организации, объединения. Проект представляет собой.
Сетевой институт ДПО Сетевой институт ДПО Разработка инновационного проекта образовательным учреждением Сетевой институт ДПО distant.posidpo.ru.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Особенности составления заявки на открытие опытно - экспериментальной площадки Волкова Л. А.- доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО.
Проблемно- ориентированный анализ Анализ деятельности образовательного учреждения как основа планирования.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Содержание апробационной экспертизы Семинар «Планирование экспертизы»
Транксрипт:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ Экспериментировать значит развиваться, а в настоящее время - время смены принципов образования - выжить может только развивающееся, ищущее образовательное учреждение (П. Г. Щедровицкий)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Когда возникает необходимость проведения опытно - экспериментальной работы в образовательном учреждении? Когда возникает необходимость проведения опытно - экспериментальной работы в образовательном учреждении? Что Вы хотите знать об организации ОЭР в ОУ? Что Вы хотите знать об организации ОЭР в ОУ? Что такое эксперимент? Что такое эксперимент? Как организуется ОЭР в ОУ? Как организуется ОЭР в ОУ? Что нужно для организации ОЭР? Что нужно для организации ОЭР? На какие этапы делится ОЭР? На какие этапы делится ОЭР? Как и зачем организуется мониторинг ОЭР? Как и зачем организуется мониторинг ОЭР?

Что такое эксперимент? Что такое эксперимент? Эксперимент - в строгом понимании - научно-исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом. Эксперимент - в строгом понимании - научно-исследовательская работа с заранее совершенно неопределенным и неизвестным результатом. В системе образования под понятие эксперимент обедняют "поиск", "поисковую работу", "опыт", "опытно-экспериментальную работу", "исследовательскую работу" и т.п., четких различий между ними нет, все они подразумевают собственно экспериментальную деятельность В системе образования под понятие эксперимент обедняют "поиск", "поисковую работу", "опыт", "опытно-экспериментальную работу", "исследовательскую работу" и т.п., четких различий между ними нет, все они подразумевают собственно экспериментальную деятельность

Что такое эксперимент? Эксперимент - проверка гипотезы. Эксперимент - проверка гипотезы. Эксперимент - воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер, и т.п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем. Эксперимент - воспроизведение кем-то разработанной методики (технологии, системы мер, и т.п.) в новых условиях другим педагогом или управленцем. Эксперимент - исследовательская работа в ОУ по той или иной проблеме. Эксперимент - исследовательская работа в ОУ по той или иной проблеме. Эксперимент - строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой (новое содержание образования или обучения). Эксперимент - строго направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой (новое содержание образования или обучения).

Что такое эксперимент? Экспериментальная работа образовательного учреждения - это комплексный многофункциональный метод, предназначенный для решения самых разных задач и подразумевающий следующие уровни творческой деятельности: Экспериментальная работа образовательного учреждения - это комплексный многофункциональный метод, предназначенный для решения самых разных задач и подразумевающий следующие уровни творческой деятельности: - модификационный - предполагает усовершенствование, рационализацию, модернизацию, видоизменение какой-то известной методики, приема. Сюда же можно отнести и воссоздание известной методики в новых условиях образовательной среды другого образовательного учреждения, либо утраченного массовой практикой знания, забытого; - модификационный - предполагает усовершенствование, рационализацию, модернизацию, видоизменение какой-то известной методики, приема. Сюда же можно отнести и воссоздание известной методики в новых условиях образовательной среды другого образовательного учреждения, либо утраченного массовой практикой знания, забытого;

Что такое эксперимент? радикальный (инновационный)- предполагает рождение принципиально новых, новаторских подходов, не имеющих доселе ни аналогов, ни прототипов. радикальный (инновационный)- предполагает рождение принципиально новых, новаторских подходов, не имеющих доселе ни аналогов, ни прототипов. комбинаторный - предполагает новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании до сих пор не использовались (нужно иметь в виду, что интеграция известных элементов может породить совершенно новый эффект, новые системные качества, иначе говоря, новую технологию); комбинаторный - предполагает новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании до сих пор не использовались (нужно иметь в виду, что интеграция известных элементов может породить совершенно новый эффект, новые системные качества, иначе говоря, новую технологию);

Уровень эксперимента определяется значимостью его результатов для развития образования и уровнем официального заказа на проведение исследовательской работы. Одновременно в одном образовательном учреждении могут проводиться эксперименты на различных уровнях. Например, актуальная на сегодняшний момент ситуация по введению предпрофильной подготовки и профильного образования в школах может быть представлена на нескольких уровнях: определяется значимостью его результатов для развития образования и уровнем официального заказа на проведение исследовательской работы. Одновременно в одном образовательном учреждении могут проводиться эксперименты на различных уровнях. Например, актуальная на сегодняшний момент ситуация по введению предпрофильной подготовки и профильного образования в школах может быть представлена на нескольких уровнях:

Уровень эксперимента Областной - Разработка и апробация модели взаимодействии образовательных учреждений, организующих предпрофильную подготовку учащихся. Областной - Разработка и апробация модели взаимодействии образовательных учреждений, организующих предпрофильную подготовку учащихся. Городской, районный - Разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по предпрофильной подготовке Городской, районный - Разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по предпрофильной подготовке Школьный - Разработка, апробация индивидуального учебного плана ОУ, ученика по реализации предпрофильной подготовки. Разработка модели, содержания, форм, методов обучения, программ курсов по выбору для предпрофильной подготовки учащихся. Школьный - Разработка, апробация индивидуального учебного плана ОУ, ученика по реализации предпрофильной подготовки. Разработка модели, содержания, форм, методов обучения, программ курсов по выбору для предпрофильной подготовки учащихся. Конечно, данное распределение тем по уровням эксперимента абсолютно условное и со школьного может перейти на республиканский уровень или наоборот. Конечно, данное распределение тем по уровням эксперимента абсолютно условное и со школьного может перейти на республиканский уровень или наоборот.

Программа эксперимента должна включать в себя: формулировку темы экспериментальной работы; формулировку темы экспериментальной работы; цель экспериментальной работы; цель экспериментальной работы; основные идеи (исходные теоретические положения, определения ключевых понятий); основные идеи (исходные теоретические положения, определения ключевых понятий); гипотезу; гипотезу; круг задач, требующих решения в связи с постановкой данной цели и выдвинутой гипотезой; круг задач, требующих решения в связи с постановкой данной цели и выдвинутой гипотезой; перечень организационно-управленческих, педагогических и других условий, необходимых для начала эксперимента; перечень организационно-управленческих, педагогических и других условий, необходимых для начала эксперимента; этапы эксперимента, их предполагаемое содержание и сроки прохождения, методы исследования, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих экспериментальную деятельность; этапы эксперимента, их предполагаемое содержание и сроки прохождения, методы исследования, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих экспериментальную деятельность; предполагаемый продукт (научная, учебно-методическая и другая продукция, которая будет получена по завершении экспериментальной работы); предполагаемый продукт (научная, учебно-методическая и другая продукция, которая будет получена по завершении экспериментальной работы); возможные побочные образовательные эффекты или негативные последствия, которые могут возникнуть в результате практической реализации идей эксперимента; возможные побочные образовательные эффекты или негативные последствия, которые могут возникнуть в результате практической реализации идей эксперимента; предложения по возможному распространению результатов эксперимента; предложения по возможному распространению результатов эксперимента; расчет необходимых научных, кадровых, материально-технических и других ресурсов, а также предполагаемые источники финансирования. расчет необходимых научных, кадровых, материально-технических и других ресурсов, а также предполагаемые источники финансирования.

Постановка проблемы Постановка проблемы Во Вводной части заявки, необходимо описать актуальность инициативы, которую Вы предлагаете. Эксперт должен уяснить себе сферу Вашей деятельности - над чем Вы работаете, Вашу позицию. Где возникло противоречие уже существующей деятельности и ее результатов и желаемой (запрашиваемой "потребителем"). Вы должны точно изложить конкретную проблему, которую Вы собираетесь разрешить с помощью Вашего проекта. Во Вводной части заявки, необходимо описать актуальность инициативы, которую Вы предлагаете. Эксперт должен уяснить себе сферу Вашей деятельности - над чем Вы работаете, Вашу позицию. Где возникло противоречие уже существующей деятельности и ее результатов и желаемой (запрашиваемой "потребителем"). Вы должны точно изложить конкретную проблему, которую Вы собираетесь разрешить с помощью Вашего проекта. Постановка проблемы имеет решающее значение для выработки программы эксперимента. Описывается ситуация, вне Вашего ОУ, т.е. проблемы из жизни Ваших "потребителей", побудившие Вас приступить к разработке проекта. Формулируемые потребности не должны быть внутренними потребностями только Вашего учреждения, за исключением случаев, когда Вы ищете способы для повышения эффективности собственно педагогической деятельности. В частности, отсутствие у Вас кадрового потенциала, материально-технической базы - это НЕ проблема. Постановка проблемы имеет решающее значение для выработки программы эксперимента. Описывается ситуация, вне Вашего ОУ, т.е. проблемы из жизни Ваших "потребителей", побудившие Вас приступить к разработке проекта. Формулируемые потребности не должны быть внутренними потребностями только Вашего учреждения, за исключением случаев, когда Вы ищете способы для повышения эффективности собственно педагогической деятельности. В частности, отсутствие у Вас кадрового потенциала, материально-технической базы - это НЕ проблема.

Постановка проблемы Постановка проблемы Важно ответить на вопрос, для решения какой общей педагогической проблемы Вам нужен эксперимент. На что Вы направите деятельность? При описании проблемы Вы должны сделать следующее: Важно ответить на вопрос, для решения какой общей педагогической проблемы Вам нужен эксперимент. На что Вы направите деятельность? При описании проблемы Вы должны сделать следующее: логически связать задачи, выполняемые Вашим образовательным учреждением (организацией), с проблемами, которые Вы собираетесь решить; логически связать задачи, выполняемые Вашим образовательным учреждением (организацией), с проблемами, которые Вы собираетесь решить; четко определить все проблемы, с которыми Вы собираетесь работать, удостовериться в том, что Ваша задача выполнима, то есть ее можно успеть решить в реальный срок, с Вашими ресурсами; четко определить все проблемы, с которыми Вы собираетесь работать, удостовериться в том, что Ваша задача выполнима, то есть ее можно успеть решить в реальный срок, с Вашими ресурсами; подтвердить наличие проблемы с помощью дополнительных материалов: статистических данных, данных мониторинга, исследований профессионалов, работающих в Вашей области и др. подтвердить наличие проблемы с помощью дополнительных материалов: статистических данных, данных мониторинга, исследований профессионалов, работающих в Вашей области и др. быть реалистичными: не пытаться решить все проблемы разом в ближайшие два- три года. быть реалистичными: не пытаться решить все проблемы разом в ближайшие два- три года.

Результат - создание определенного продукта - создание определенного продукта

Есть ряд рекомендаций, неофициально используемых при написании документов подобной направленности. Они могут быть применены к тексту программы ОЭР: Есть ряд рекомендаций, неофициально используемых при написании документов подобной направленности. Они могут быть применены к тексту программы ОЭР: Фразы должны быть короткие, понятные неспециалисту в данной области, т.е. желательно не использовать узкие научные термины. Например: сравните эти две фразы Фразы должны быть короткие, понятные неспециалисту в данной области, т.е. желательно не использовать узкие научные термины. Например: сравните эти две фразы 1. Пастбищная дегрессия негативно влияет на оттавность растительного покрова. 1. Пастбищная дегрессия негативно влияет на оттавность растительного покрова. 2. Разрушение верхнего слоя почвы приводит к замедлению скорости роста травы после скашивания 2. Разрушение верхнего слоя почвы приводит к замедлению скорости роста травы после скашивания

Есть ряд рекомендаций, неофициально используемых при написании документов подобной направленности. Они могут быть применены к тексту программы ОЭР: Фразы должны быть точными по смыслу, без общих выражений и двойных смыслов. Например Фразы должны быть точными по смыслу, без общих выражений и двойных смыслов. Например Каково будущее страны? Каково будущее страны? О каком будущем в данном случае идет речь - экономическое, демографическое, политическое? О каком будущем в данном случае идет речь - экономическое, демографическое, политическое?

АКУАЛЬНОСТЬ или как выбрать тему эксперимента АКУАЛЬНОСТЬ или как выбрать тему эксперимента Вы уже очертили круг проблем, из-за которых Вы начинаете эксперимент, т.е. указали (например): Вы уже очертили круг проблем, из-за которых Вы начинаете эксперимент, т.е. указали (например): Из каких потребностей возникает необходимость данной опытно-экспериментальной работы. Из каких потребностей возникает необходимость данной опытно-экспериментальной работы. Какие противоречия практики обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового. Какие противоречия практики обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового.

Тема Далее формулируем тему эксперимента. Тема - точное отображение предмета экспериментального исследования. Вот пример, когда одна общая проблема для населенных пунктов с малой численностью населения может быть сформулирована в виде нескольких тем опытно-экспериментальной работы: Далее формулируем тему эксперимента. Тема - точное отображение предмета экспериментального исследования. Вот пример, когда одна общая проблема для населенных пунктов с малой численностью населения может быть сформулирована в виде нескольких тем опытно-экспериментальной работы:

Тема 2 Проектирование учебного плана малокомплектной городской школы на основе интеграции учебных предметов по предметным областям Тема 2 Проектирование учебного плана малокомплектной городской школы на основе интеграции учебных предметов по предметным областям Тема 3 Разработка методики проведения занятий в разновозрастных группах на основе имитационного моделирования Тема 3 Разработка методики проведения занятий в разновозрастных группах на основе имитационного моделирования Проблема: Проблема: Демографический провал 90 гг. привел к малой наполняемости учащихся в классах Демографический провал 90 гг. привел к малой наполняемости учащихся в классах Тема 5 Разработка методики проведения занятий в группах с малой наполняемостью Тема 5 Разработка методики проведения занятий в группах с малой наполняемостью Тема 7 Проектирование учебного плана малокомплектной и малочисленной сельской школы с учетом регионального компонента содержания образования Тема 7 Проектирование учебного плана малокомплектной и малочисленной сельской школы с учетом регионального компонента содержания образования Тема 8 Разработка механизмов укрупнения сельских школ за счет закрытия школ с малой численностью учащихся Тема 8 Разработка механизмов укрупнения сельских школ за счет закрытия школ с малой численностью учащихся

Объект исследования - это некоторое виртуальное пространство (педагогическое), область, в рамках которой и находится то, что будет изучаться - педагогический или ученический коллективы, система воспитательной работы школы, учебно-воспитательный процесс, преподавание какого-то предмета. В итоге конечным потребителем в том числе и промежуточных результатов эксперимента всегда будут дети, - это некоторое виртуальное пространство (педагогическое), область, в рамках которой и находится то, что будет изучаться - педагогический или ученический коллективы, система воспитательной работы школы, учебно-воспитательный процесс, преподавание какого-то предмета. В итоге конечным потребителем в том числе и промежуточных результатов эксперимента всегда будут дети,

Предмет исследования - конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий, который собственно и исследуется. - конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий, который собственно и исследуется.

Предмет может совпадать с темой исследования Например: Например: Объект - место деятельности, система воспитательной работы ОУ Объект - место деятельности, система воспитательной работы ОУ Предмет - процесс исследования - ее оптимизация. Предмет - процесс исследования - ее оптимизация.

Проблема Предшкольная подготовка детей, не посещающих ДОУ Проблема Предшкольная подготовка детей, не посещающих ДОУ Объект Организация занятий по предшкольной подготовке детей на базе школы Объект Организация занятий по предшкольной подготовке детей на базе школы Предмет Нормативно- правовое обеспечение организации занятий по предшкольной подготовке дошкольников Предмет Нормативно- правовое обеспечение организации занятий по предшкольной подготовке дошкольников Тема … содержание обеспечения предшкольной подготовки детей, не посещающих ДОУ Тема … содержание обеспечения предшкольной подготовки детей, не посещающих ДОУ Объект Психолого- педагогические условия организации занятий по предшкольной подготовке Объект Психолого- педагогические условия организации занятий по предшкольной подготовке Предмет Содержание занятий по предшкольной подготовке детей на базе школы

Цели и задачи проекта Цели и задачи проекта Выявление проблемы и формулировка темы эксперимента логически переходит к постановке Целей и Задач. Выявление проблемы и формулировка темы эксперимента логически переходит к постановке Целей и Задач.

Цели -это наиболее общие утверждения типа: "Создать дополнительные источники информации о предпрофильной подготовке для учащихся школы"; "Снизить число часто болеющих детей среди учащихся среднего звена"; "Создать службу мониторинга школы" и т.п. -это наиболее общие утверждения типа: "Создать дополнительные источники информации о предпрофильной подготовке для учащихся школы"; "Снизить число часто болеющих детей среди учащихся среднего звена"; "Создать службу мониторинга школы" и т.п. Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главная задача - показать тип проблемы, с которым имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач. Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главная задача - показать тип проблемы, с которым имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.

Цель может начинаться со слов: - выяснить... - выяснить... - выявить... - выявить... - сформировать... - сформировать... - обосновать... - обосновать... - провести... - провести... - определить... - определить... - создать... - создать... - построить... - построить...

Задачи - конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта. - Задачи - это те возможные улучшения ситуации, которую Вы описывали в разделе "Постановка проблемы". Например, если проблема состоит в том, что некоторые дети в Вашей школе читают в несколько раз хуже, чем остальные дети их возраста, то задача может состоять в том, чтобы к окончанию проекта определенный процент таких детей научился читать значительно лучше, чем прежде. Они будут читать лучше, чем те их сверстники, кто был раньше на одном с ними уровне, но не был охвачен проектом. В подобных задачах следует указывать, кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении, насколько и к какому сроку. - Задачи - это те возможные улучшения ситуации, которую Вы описывали в разделе "Постановка проблемы". Например, если проблема состоит в том, что некоторые дети в Вашей школе читают в несколько раз хуже, чем остальные дети их возраста, то задача может состоять в том, чтобы к окончанию проекта определенный процент таких детей научился читать значительно лучше, чем прежде. Они будут читать лучше, чем те их сверстники, кто был раньше на одном с ними уровне, но не был охвачен проектом. В подобных задачах следует указывать, кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении, насколько и к какому сроку.

ВАЖНОСТЬ РАЗЛИЧЕНИЯ ЗАДАЧ И МЕТОДОВ ВАЖНОСТЬ РАЗЛИЧЕНИЯ ЗАДАЧ И МЕТОДОВ Есть проекты, которые своей основной целью называют организацию какой-либо программы или службы. В проектах такого рода часты задачи следующего типа: Есть проекты, которые своей основной целью называют организацию какой-либо программы или службы. В проектах такого рода часты задачи следующего типа: "Задача проекта - обеспечить консультативными услугами несовершеннолетних правонарушителей от 8 до 14 лет в районе их проживания." "Задача проекта - обеспечить консультативными услугами несовершеннолетних правонарушителей от 8 до 14 лет в районе их проживания." В данном случае в Задаче ничего не говорится о результатах, то есть о тех изменениях в ситуации, описанных в Постановке проблемы. Задача, приведенная выше, допустима, если в Обосновании актуальности эксперимента утверждалось, что главная проблема состоит в "Отсутствии консультативных служб", однако, скорее всего там говорилось также о росте молодежной преступности, нарушениях правил школьного распорядка и т.д. В данном случае в Задаче ничего не говорится о результатах, то есть о тех изменениях в ситуации, описанных в Постановке проблемы. Задача, приведенная выше, допустима, если в Обосновании актуальности эксперимента утверждалось, что главная проблема состоит в "Отсутствии консультативных служб", однако, скорее всего там говорилось также о росте молодежной преступности, нарушениях правил школьного распорядка и т.д. Таким образом, Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Задачи должны быть реалистичны и выполнимы. Решите сразу, возможно ли достичь определенного результата, и не пытайтесь включать в заявку заведомо не решаемые задачи. Таким образом, Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Задачи должны быть реалистичны и выполнимы. Решите сразу, возможно ли достичь определенного результата, и не пытайтесь включать в заявку заведомо не решаемые задачи. Если Вам трудно сразу описать все задачи, попытайтесь представить, чем Вы будете заниматься через год - два. Какие бы Вы хотели увидеть изменения? Какие различия между существующим положение дел и будущим? Достижение подобных перемен и может являться задачей Вашего проекта. Если Вам трудно сразу описать все задачи, попытайтесь представить, чем Вы будете заниматься через год - два. Какие бы Вы хотели увидеть изменения? Какие различия между существующим положение дел и будущим? Достижение подобных перемен и может являться задачей Вашего проекта.

ЗАМЕЧАНИЕ О МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ ЗАМЕЧАНИЕ О МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ "Задача программы - обеспечить проведение занятий по предпрофильной подготовке три раза в неделю в течение 36 недель для группы из 40 учащихся старшего звена", или "Задача программы - два раза в неделю не менее 18 недель проводить семинары с не менее, чем пятьюдесятью родителями, на которых поступили сведения о плохом обращении с детьми". "Задача программы - обеспечить проведение занятий по предпрофильной подготовке три раза в неделю в течение 36 недель для группы из 40 учащихся старшего звена", или "Задача программы - два раза в неделю не менее 18 недель проводить семинары с не менее, чем пятьюдесятью родителями, на которых поступили сведения о плохом обращении с детьми".

ЗАМЕЧАНИЕ О МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ ЗАМЕЧАНИЕ О МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ Подобные Задачи называются методическими, так как относятся к разделу Методов. Они говорят о том, ЧТО Вы будете делать, а не что ПОЛУЧИТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ. Крайне важно отличать такие методические задачи от настоящих задач-целей. Если Вы не будете этого делать, то будете знать лишь о процессах, произошедших в самой программе за время ее выполнения, а не об изменениях в окружающей ситуации. Помните, что вы организуете проект, который призван изменить нечто в окружающем мире, а не просто создать еще одну службу в среде, уже и без того перенасыщенной разными советчиками и помощниками. Подобные Задачи называются методическими, так как относятся к разделу Методов. Они говорят о том, ЧТО Вы будете делать, а не что ПОЛУЧИТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ. Крайне важно отличать такие методические задачи от настоящих задач-целей. Если Вы не будете этого делать, то будете знать лишь о процессах, произошедших в самой программе за время ее выполнения, а не об изменениях в окружающей ситуации. Помните, что вы организуете проект, который призван изменить нечто в окружающем мире, а не просто создать еще одну службу в среде, уже и без того перенасыщенной разными советчиками и помощниками. Методические задачи могут быть весьма полезны, но во избежание путаницы их следует помещать в Методах, а не в Целях и Задачах. Методические задачи могут быть весьма полезны, но во избежание путаницы их следует помещать в Методах, а не в Целях и Задачах.

Методы Методы Вы уже представили сведения о том, кто Вы, над чем Вы собираетесь работать, и каковы Ваши цели (обещающие разрешить или смягчить проблемы). Теперь Вам надо описать методы, которые Вы собираетесь использовать для достижения целей. Вы уже представили сведения о том, кто Вы, над чем Вы собираетесь работать, и каковы Ваши цели (обещающие разрешить или смягчить проблемы). Теперь Вам надо описать методы, которые Вы собираетесь использовать для достижения целей. В разделе Методов Вы должны достаточно подробно описать те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов. Из этого раздела читающему должно стать совершенно ясно, как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; чем будут заниматься исполнители; как будут "обслуживаться клиенты"; как, где и какие дополнительные ресурсы будут привлекаться и др. В разделе Методов Вы должны достаточно подробно описать те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов. Из этого раздела читающему должно стать совершенно ясно, как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; чем будут заниматься исполнители; как будут "обслуживаться клиенты"; как, где и какие дополнительные ресурсы будут привлекаться и др. Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе: 1) какова Ваша стратегия в достижении желаемых результатов? и 2) почему Вы выбрали именно ее из всех других возможных? Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе: 1) какова Ваша стратегия в достижении желаемых результатов? и 2) почему Вы выбрали именно ее из всех других возможных? Ответ на последний вопрос потребует от Вас анализа проектов аналогичных Вашему; кто еще работал по Вашей проблеме в Вашем районе или где-либо еще; какие методы применялись ранее и применяются сейчас, и с какими результатами. Другими словами, Вы должны обосновать Ваш выбор методов. Ответ на последний вопрос потребует от Вас анализа проектов аналогичных Вашему; кто еще работал по Вашей проблеме в Вашем районе или где-либо еще; какие методы применялись ранее и применяются сейчас, и с какими результатами. Другими словами, Вы должны обосновать Ваш выбор методов. Итак, в разделе Методов Вы должны указать кто, что и для кого делает, и почему делает именно так. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет впечатление. Нереалистичный проект не спасут самые благие намерения. Итак, в разделе Методов Вы должны указать кто, что и для кого делает, и почему делает именно так. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет впечатление. Нереалистичный проект не спасут самые благие намерения.

Программа эксперимента Программа эксперимента Программа - будущая деятельность; она есть ее прикидка, и ее организация, она ориентирована на будущее, на то, чего еще нет. Программа - будущая деятельность; она есть ее прикидка, и ее организация, она ориентирована на будущее, на то, чего еще нет.

Возможно, кому-то будет удобно представить программу деятельности в виде таблицы, например, такой: Возможно, кому-то будет удобно представить программу деятельности в виде таблицы, например, такой: Название этапа Название этапа Цели Задачисроки Планируемая деятельность Планируемая деятельность Полученные Полученные результаты результаты Критерий оценки, и/или основания мониторинга Критерий оценки, и/или основания мониторинга I. I.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА И ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА (программа по этапам, мониторинг) Этапы экспериментальной работы по М. М. Поташнику ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА И ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА (программа по этапам, мониторинг) Этапы экспериментальной работы по М. М. Поташнику ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ - анализ, выявление проблемы и обоснование актуальности проведения эксперимента; ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ - анализ, выявление проблемы и обоснование актуальности проведения эксперимента; ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ - постановка цели экспериментальной работы, разработка развернутой программы ОЭР, критериев анализа (программы мониторинга), прогнозирование результатов; проведение внутренней и внешней экспертизы проекта; ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ - постановка цели экспериментальной работы, разработка развернутой программы ОЭР, критериев анализа (программы мониторинга), прогнозирование результатов; проведение внутренней и внешней экспертизы проекта; ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ - подготовка, подбор МТБ, распределение функций между участниками экспериментальной деятельности, подготовка кадров и, методического обеспечения, корректировка сроков экспериментальной работы; ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ - подготовка, подбор МТБ, распределение функций между участниками экспериментальной деятельности, подготовка кадров и, методического обеспечения, корректировка сроков экспериментальной работы; ПРАКТИЧЕСКИЙ - собственно экспериментальная деятельность и ее мониторинг (начальные, текущие, итоговые измерения) ПРАКТИЧЕСКИЙ - собственно экспериментальная деятельность и ее мониторинг (начальные, текущие, итоговые измерения) ОБОБЩАЮЩИЙ - обработка полученных данных, описание и представление данных их публикация; ОБОБЩАЮЩИЙ - обработка полученных данных, описание и представление данных их публикация; ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ - переход к реализации созданных технологий их распространение, передача опыта. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ - переход к реализации созданных технологий их распространение, передача опыта.

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКТУАЛЬНОСТЬ - сформулирована новая, оригинальная идея, оказывающая положительное влияние на развитие системы образования (решается конкретная проблема системы образования) АКТУАЛЬНОСТЬ - сформулирована новая, оригинальная идея, оказывающая положительное влияние на развитие системы образования (решается конкретная проблема системы образования) ЗНАЧИМОСТЬ - результат эксперимента имеет значение на локальном, областсном, школьном уровне образования (может быть использован) ЗНАЧИМОСТЬ - результат эксперимента имеет значение на локальном, областсном, школьном уровне образования (может быть использован) РЕАЛИСТИЧНОСТЬ - программа ОЭР предполагает построение комплексной системы достижения заявленной цели. Содержит описание способов, позволяющих получить желаемый результат, описание ресурсов (материальных, интеллектуальных ). РЕАЛИСТИЧНОСТЬ - программа ОЭР предполагает построение комплексной системы достижения заявленной цели. Содержит описание способов, позволяющих получить желаемый результат, описание ресурсов (материальных, интеллектуальных ). РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - ожидаемые результаты спрогнозированы, определены затраты (материальные, интеллектуальные) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - ожидаемые результаты спрогнозированы, определены затраты (материальные, интеллектуальные)