Дроздова О.Е., зав. кафедрой языкознания МИОО, к.пед.н., доц. Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Advertisements

Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Дроздова О.Е., зам. директора Института филологии и иностранных языков МПГУ, зав. кафедрой общего и прикладного языкознания, к.пед.н. О двух направлениях.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Механизмы формирования образовательной среды школы, обеспечивающей реализацию технологий, методов и приемов работы с текстом в разных предметных областях.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Познавательные универсальные учебные действия. Старшая школа.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Транксрипт:

Дроздова О.Е., зав. кафедрой языкознания МИОО, к.пед.н., доц. Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса

- «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике. Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение ФГОС: метапредметные результаты школьного обучения

Смысловое чтение (по А.А. Леонтьеву) процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно- познавательной задачей

Метапредметные результаты, на достижение которых нацелена курсовая система кафедры языкознания: освоение универсальных учебных действий при работе с языком разных предметных областей, прежде всего – личностных и познавательных УУД, под которыми подразумеваются действия смыслообразования на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также «общеучебные действия, включая знаково- символические, логические и действия постановки и решения проблем» (см.: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010).

Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют русский язык как предмет изучения и как средство обучения в других предметных областях. Метапредметный объект: язык, на котором происходит обучение школьников

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; (из метапредметных результатов) способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Из указанных в Примерных программах по русскому языку результатов обучения:

Из Примерных программ по иностранным языкам 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур…, 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса…, 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка…

Из Примерных программ по математике: (из личностных результатов) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; (из метапредметных результатов) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; (из предметных результатов) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики. 8

Из Примерных программ по физике: (из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; (из предметных результатов) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. 9

Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить их выражать (и воспринимать) нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке? Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания? Как помочь запомнить то или иное правило? Вывод: для решения общих проблем необходима технология комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса Общие языковые проблемы учителей разных предметов

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет школьникам : - освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности (метапредметный результат); - осознать ценность своего языка как национально- культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность, сформировать толерантное отношение к чужим языкам и культурам (личностные результаты)

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет учителям: - повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего предмета, а также межпредметной интеграции, - модернизировать содержание и формы сотрудничества (взаимоучет действий педагогов разных предметов, работа совместных методических объединений учителей русского и иностранных языков или учителей русского языка с другими предметниками) - использование совместной яз. работы для объединения коллектива в процессе слияния школ в холдинги (комплексы).

Что изменится в образовательном процессе: для школьников и учителей становится привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого предмета, у них формируется лингвистическая зоркость и потребность в языковой рефлексии, язык изучаемого предмета становится дополнительным фактором мотивации обучения

Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко: овладение средствами языка и применение их в речевой практике адекватно коммуникативной ситуации, овладение знаниями о языке и использование их для неформального понимания языковых процессов, повышения мотивации обучения в разных предметных областях, освоение приемов, направленных на понимание смысла текстов (в том числе учебно-научных), формирование представления о роли языка в разных областях жизни и обучения, освоение языковых аспектов исследовательской работы, выделение лингвистических проблем в исследовании разных областей культуры, языковые аспекты обучения в российской школе учащихся-инофонов.

Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условия формирование у школьников и учителей лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык и как взгляда на мир через язык); повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов (прежде всего – учителей русского языка); систематизированное сотрудничество учителей русского языка с другими предметниками

Метапредметное обучение русскому языку: методические установки содержательная связь в обучении русскому и иностранным языкам (использование элементов сравнительного языкознания), специальное внимание к фактам отражения жизни народа и отдельного человека в языке, обращение в учебном процессе к собственному языковому опыту учащихся (или языковому опыту близких людей), выделение языковых аспектов в обучении всем предметам.

Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных областях) Лингвистическая активность - деятельность, связанная с восприятием, анализом, сопоставлением лингвистического содержания, а в некоторых случаях – и созданием соответствующего языкового продукта

Виды лингвистической активности были выделены на основе многолетнего опыта работы с развивающим лингвистическим содержанием: Второе издание (первое было в изд-ве ВЛАДОС: 2001 г. – пособие для учащихся, 2003 г. – книга для учителя) Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009 Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - – М.: Просвещение, 2009 Можно заказать книги на сайте: umlit.ru

1 направление: внутриязыковые и межъязыковые сопоставления (слов, их компонентов, словесных конструкций) Пример 1. Сопоставление частей слов при изучении сказки «Маленький принц» «телескоп», «эстероид», «монарх» Сопоставление со словами «телевизор», «микроскоп», «астра», «монолог» теле- - далеко, -скоп – смотрю, эстер- - звезда, моно- - один, арго- власть

1 направление: внутриязыковые и межъязыковые сопоставления Пример 2. Сопоставление слов на уроках биологии (греч.) биос - жизнь mus-culus (латин.) био-логия mus (мышь) био-масса мыш-ца (славян.) био-сфера мышь анти-био-тики пре-био-тики А.А. Быков «Анатомия терминов» (М.: ЭНАС, 2008), 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого языка

2 направление: выяснение этимологии слов и выражений (названий ключевых понятий текста, необычных слов, вызвавших интерес учащихся) На уроке физики: электрон (греч.) – янтарь gintaras (литов.) – ginti – защищать На уроке биологии: en-tom-on (греч.) энтомология in-sec-tum (латин.) дезинсекция на-сек-омое (рус.)

3 направление: выявление отраженных в языке явлений культуры своего и других народов а-том – греч. «неделимое» (заблуждение ученых): «томос» - часть, «а-» - отрицание _________________________________ bug (комп. термин) – ошибка (буквально: англ. «насекомое; клоп, жук) (по одной из версий - история из жизни Билла Гейтса) __________________________________ Использование пословиц, содержащих указание на какое-то физическое явление С.А.Тихомирова «Физика в пословицах, загадках и сказках» (М.: Школьная Пресса, – 128 с.)

Воспитательный потенциал лингвокультурологического материала Знаете ли вы, как появились эти прозвища? Прозвище русских у украинцев кацап Прозвище украинцев у русских хохол

Постоянное внимание к языковым аспектам обучения вырабатывает языковое чутье, позволяющее выявлять псевдонаучные факты Пример лженаучного рассуждения, обсуждавшегося на семинаре «Лингвистический компонент в обучении истории» (пример академика РАН А.А. Зализняка) Украинцы – потомки укров? укр Аина – место у края окр Аина – место вокруг краев Утверждения украинских националистов: Племя УКРОВ – потомки троянцев Троянцы - teukrai (по-русски «тевкры») teukrai – это ТЕ УКРЫ, которые стали украинцами

4 направление: фиксация языковых ассоциаций, цитат, устойчивых образов, связанных с определенным словом Классические: «Говорящие фамилии» - Держиморда, Простакова Переход имени собственного в нарицательное – Плюшкин, Митрофанушка Индивидуальные: центробежная и центростремительная сила (к центру – стремятся, а от центра – бегут) _______________________________________ Приемы мнемотехники Математика: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам» Биология: «Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками» (для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза)

5 направление: включение слова, выражения в языковую игру, использование его в шутке Математика. Теорема Пифагора Пифагоровы штаны На все стороны равны. Химия. Научная шутка (ученые Э.Лехнер, Л.Норпченер, М.Кауфман): предупреждение о заражении кампуса Калифорнийского университета дигидрогеном монооксида Литература.«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории…»

6 направление: выражение словесной конструкции другими словами, подбор синонимов, сжатие и разворачивание текста Задание: передайте разными словами смысл фразы «Через несколько лет он уехал из деревни в город». (Нельзя вносить новые элементы смысла и терять какие-то части содержания, заложенного в этом предложении) Типичные ошибки при пересказе задания. Химия. Используя понятие «металл», учащиеся 8 класса часто произносят: «железо»; перманганат калия называют «марганец».

Пример работы учителя математики. Из статьи учителя ОУ инновационной сети - гимназии 1567 Шилейко С.Е. Ряд недостатков, которые являются общими для фрагментов текстов разных учебников: Фразы в учебных текстах очень длинные, плохо структурированные, со сложной иерархией, неоправданными инверсиями; Некоторые утверждения оказываются многозначными (что совершенно недопустимо в учебных текстах); Основные факты часто «теряются» среди примеров, вводных предложений и менее значимой информации; Определения некоторых терминов или их расшифровка даются внутри текста, описывающего их свойства; Отдельные утверждения некорректны. 28

Примеры применения методических приемов. Прочитать данную фразу и изложить ее своими словами. Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две данные плоскости, перпендикулярна к каждой из этих плоскостей (Атанасян и др. 2004, с. 49). Вариант упрощения (предложен учащимися): «Если две плоскости пересекаются, а третья плоскость перпендикулярна к их линии пересечения, то она перпендикулярна и к каждой из этих плоскостей». Прочитать данную фразу и проверить, не имеет ли она несколько смыслов. На дне рожденья у Васи было 10 ребят (включая Васю). Оказалось, что у каждых двух из этих ребят есть общий дедушка. Докажите, что у семи из них есть общий дедушка (ВОШпоМАТ, 2009, 2 этап, 8 класс, 6 задача). Последняя фраза многозначна. Что подразумевается : «у семи из них есть»: ровно у семи; хотя бы у семи; не более чем у семи? 29

Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сети Химия (типичные языковые ошибки школьников) География «К топливным ресурсам относят уголь, нефть, газ, электроэнергию» (ошибочно использовано слово «электроэнергия»: она не является топливным ресурсом). Употребление слова «Америка» вместо «США» (возможно только в разговорной речи). Америка – это не страна, а часть света, состоящая из двух материков (Северная Америка и Южная Америка). «Места рождения нефти» вместо «месторождение нефти». класс Правильный вариант Ошибочный вариант 8Ковалентная полярная Ковалентная сдвинутая 9Электро, лиз Электроли, з 10Одинарная связь Единичная связь 11Катодный процесс Катионный процесс

Лингвистический компонент воспитательной работы Классные часы с выделением лингвистического компонента: о родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.), о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик, менеджер по клинингу) Формирование словаря школьника: знают ли учащиеся точное значение наименований качеств личности (открытость, замкнутость, аналитические способности, принципиальность, толерантность, внушаемость, снобизм, закомплексованность и др.) Работа с родителями, например: «Какие слова в речи вашего ребенка должны вас насторожить?» (ознакомление с лексикой наркоманов)

От лингвистической активности – к лингвистическим исследованиям Международная научно-практическая конференция школьников «Языкознание для всех» 2007 г. – «Лингвистика на стыке наук» 2008 г. – «Языковой вкус эпохи» 2009 г. – «Язык и норма» 2010 г. – «Язык в диалоге культур» 2011 г. – «Образование в зеркале языка» 2012 г. – «Язык и профессия» Главный принцип: исследование разных областей культуры через призму языка

Метапредметное обучение русскому языку может осуществляться не только во время уроков, но в во внеклассной деятельности Год проведе ния Тема конференции Направления исследований, стимулирующие выделение языковых аспектов в разных предметных областях 2009Язык и норма Специфика нормы в разговорной речи, в научных и учебных текстах (по разным предметам) 2010 Язык в диалоге культур Сопоставление аналогичных или контрастных явлений в выражении одних и тех же понятий в научной и наивной картине мира 2011Образование в зеркале языка Научный и научно-популярный стили языка; терминология в разных предметных областях; язык учебников (заданий, определений, упражнений) в разных предметных областях

Подготовка школьников. Примеры докладов Основная школа Кучинская Алина, 8 класс, «Лингвистические трудности восприятия терминологии на уроках физики (на примере учебника «Физика» 8 класс)», гимназия 22, Минск, Беларусь. Белякова Анна, 6 класс, лицей 19, г. Королев Московской обл., «Особенности формирования и функционирования спортивной терминологии в русском языке (на примере футбольной терминологии)» Кустовская Ольга, 6 класс, школа 1252 им. Сервантеса САО, «Морская терминология в речи капитана Врунгеля» Старшая школа Чопикян Артавазд, Красильникова Ольга, 10 класс, «Терминология естественных наук, входящая в школьную программу», школа 15, Севастополь, Украина. Кленицкий Дмитрий, 10 класс, Минский государственный областной лицей, Беларусь, г. Минск, «Невербальная коммуникация дирижеров и брокеров: опыт исследовательского поиска» __________________________________________________________________ В помощь учителю: Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, – 176 с.

Тема конференции «Языкознание для всех» 2013 г. – «Лингвистика каждого дня» (расширение поля метапредметного обучения русскому языку через лингвистические исследования) Примерный круг вопросов для исследования: специфические черты разговорной речи: особенности номинации, словообразования, фразеологии, синтаксиса; анализ речевого общения в типовых повседневных ситуациях (в магазине, транспорте, местах развлечений и т.д.); особенности домашнего общения, домашние прозвища, «семейная» лексика и фразеология; использование прошлого опыта в повседневной коммуникации, прецедентные тексты; анализ языка популярной художественной литературы (в том числе детективов, сентиментального романа, фэнтези и т.д.); массовая коммуникация в повседневной жизни; языковое творчество в повседневной жизни, языковая игра как элемент повседневного общения; языковая специфика повседневного общения в Интернете; исследование всех указанных выше сторон повседневного общения в разных языках. Информация о конференции и прием заявок на сайте: Возможна подача заявок и тезисов по адресу

РЯ-71«Обучение русскому языку в контексте личностного развития школьников» ДИС-23 «Система обучения пониманию текстов» ПТ-8 «Лингвистические средства формирования универсальных учебных действий (УУД) в школьном образовательном пространстве (для учителей естественнонаучного цикла)», ПТ-9 «Лингвистические средства формирования универсальных учебных действий (УУД) в школьном образовательном пространстве (для учителей истории, обществознания, МХК) ВСЕ-124«Обучение в контексте новых ФГОС: метапредметная роль русского языка в школьном образовательном пространстве» ВСЕ-125«Обучение в контексте новых ФГОС: проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (лингвистический аспект)» Методическая поддержка метапредметного обучения русскому языку: курсы повышения квалификации и переподготовки кафедры языкознания МИОО

ВСЕ-134«Обучение в контексте новых ФГОС: формирование метапредметных умений в поликультурной образовательной среде» ВСЕ-144 «Работа с текстами как основа формирования личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий» НО-57 «Преемственность начальной и основной школы в языковом образовании при переходе на новые стандарты» ЭКС-38«Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса (практикоориент. курс)» ЭКС-39«Деятельностный подход в обучении гуманитарным предметам. Языковой аспект» Методическая поддержка метапредметного обучения русскому языку: курсы повышения квалификации и переподготовки кафедры языкознания МИОО

И нновационный проект «Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса» Цели инновационного проекта: 1. Научно-методическое обеспечение и практическая реализация в ОУ г. Москвы программ лингвистического развития школьников и повышения уровня их функциональной грамотности, направленных на достижение метапредметных и личностных результатов образовательного процесса, 2. Обеспечение соответствующего профессионального уровня учителей (как русского языка, так и других предметов).

Реализация названных целей намечена в рамках следующих направлений работы: 1. Выделение развивающего лингвистического компонента обучения во всех предметных областях, развитие лингвистической активности школьников и учителей разных предметов. 2. Формирование исследовательских умений и навыков у школьников, повышение уровня профессионализма учителей в руководстве исследовательскими работами с лингвистическим компонентом. 3. Обеспечение функциональной грамотности школьников и учителей, реализация различных методов и приемов работы с текстами в разных предметных областях. 4. Построение методической системы работы с русским языком как средством обучения (в том числе в поликультурной среде), социализация школьников посредством языка школьного образования.

Организаторы конкурса: журнал «Русский язык в школе» кафедра языкознания МИОО Номинации: 1. Внедрение новых ФГОС на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету (формирование универсальных учебных действий, разработка заданий и создание учебных ситуаций в контексте ФГОС, проектная и исследовательская работа и т.д.) 2. Реализация метапредметной роли русского языка в разных предметных областях: работа, нацеленная на усвоение терминологии, лучшее понимание смысла формулировок заданий, определений, теорем и т.д. (возможно совместное написание статей учителями русского языка с другими предметниками). 3. Метапредметная роль русского языка в обучении детей, для которых русский не является родным языком. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе научно-методических разработок, посвященных введению новых стандартов в школьном обучении русскому языку Приглашаем принять участие!

Спасибо за внимание! Дроздова Ольга Евгеньевна, зав. кафедрой языкознания Московского института открытого образования, к.пед.н., учитель лингвистики гимназии 1541 г. Москвы, Телефон кафедры: 8 (499) Электронный адрес кафедры: