Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВасилий Баратаев
1 Дроздова О.Е., зам. директора Института филологии и иностранных языков МПГУ, зав. кафедрой общего и прикладного языкознания, к.пед.н. О двух направлениях метапредметного обучения русскому языку в современной школе
2 - «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике. Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение ФГОС РФ: метапредметные результаты школьного обучения
3 Обучение русскому языку и стандарты общего образования Российский стандарт: понимание определяющей роли русского языка (родного) в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне _________________________________________ Русский язык (неродной) является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания [Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011]
4 Метапредметное обучение русскому языку – совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют русский язык как предмет изучения и как средство обучения в других предметных областях; лингводидактическая система, функционирующая на предметном и межпредметном языковом материале и включающая в себя приемы работы с ним, как универсальные для всех предметных областей, так и специфические для одного или нескольких предметов.
5 Два направления метапредметного обучения русскому языку 1. выход из предмета «русский язык» в другие предметные области (осуществляется учителями-словесниками), 2. выход в других предметных областях на решение проблем, связанных с использованием русского языка (осуществляется учителями математики, истории, биологии и других предметов)
6 Метапредметное обучение русскому языку учителями-словесниками: использование на уроках русского языка текстов из разных предметных областей, разработка и проведение факультативных курсов лингвистической направленности о языке СМИ, Интернета, семейного общения и т.д., осуществление внеклассной работы лингвистической направленности, охватывающей разные сферы жизни (проектно-исследовательская деятельность, классные часы, лицейские дни, тематические недели и т.д.)
7 Лингвистический компонент внеклассной работы: классные часы Примеры классных часов: о родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.), о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик и т.д.)
8 Примеры лингвистических исследований в неязыковых областях обучения «Лингвистические трудности восприятия терминологии на уроках физики (на примере учебника «Физика» 8 кл.)», «Словарь географических терминов к разделу курса «География материков и океанов», «Лингвистический анализ текстов математических задач», «Стилистические особенности текстов учебника биологии для 8 класса», «Отражение идеологии в наименованиях революционной эпохи ( на примере имён собственных)», «Меры веса и длины в устойчивых сочетаниях современного русского языка». _________________________________________ Приглашаем ваших учеников принять участие в XX Международной научно-практической конференции «Языкознание для всех»
9 Социальный заказ на метапредметное обучение русскому языку со стороны учителей-предметников. Из Примерных программ по математике: (из личностных результатов) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; (из метапредметных результатов) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; (из предметных результатов) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики. 9
10 Социальный заказ на метапредметное обучение русскому языку со стороны учителей-предметников. Из Примерных программ по химии: Одна из четырех основных содержательных линий: язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно; (из метапредметных результатов) формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; (из предметных результатов) умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный язык (русский, родной) и язык химии.
11 Социальный заказ на метапредметное обучение русскому языку со стороны учителей-предметников. Из Примерных программ по истории: (из метапредметных результатов) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; (из предметных результатов) работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках…; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
12 Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить находить нужную вербальную информацию и давать ей экспертную оценку? Как научить их выражать (и воспринимать) нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке? Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания? Как помочь запомнить то или иное правило? Как помочь в решении всех этих проблем школьникам, для которых русский язык – неродной? Вывод: для решения общих проблем необходима методика комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса Общие языковые проблемы на уроках разных предметов (и вне уроков)
13 Координаторы и организаторы метапредметного обучения РЯ в образовательном пространстве школы учителя-словесники (при поддержке учителей иностранных языков)
14 Универсальные приемы системной языковой работы предметников Предварительная работа (перед уроком): анализ языковых аспектов материала, который будет изучаться на уроке (выделить термины, другие слова и конструкции из текста параграфа, которые могут вызвать затруднения у школьников при восприятии и запоминании). Подготовка заданий, стимулирующих работу с языком предмета. Подготовка этимологических справок о терминах в рамках данной темы
15 Работа с языком предмета на уроке. Некоторые направления: определение значения (значений) того или иного слова по словарю или без словаря, передача смысла той или иной фразы (фрагмента текста) другими словами, поиск слов-терминов, которые используются в другом значении в других науках или бытовой речи (биология: транскрипция - перенос генетической информации с ДНК на РНК), замена встретившихся в тексте символов, сокращений полными словами, сопоставление значений слов из текста со значениями родственных слов, если возможна путаница значений (история: дьяк, подьячий, дьячок, дьякон)
16 Работа на уроке: контроль со стороны учителя фиксация типичных ошибок школьников в употреблении терминов и различных словесных конструкций, используемых при ответе по тематике урока (география: «Америка» вместо «США», «места рождения нефти» вместо «месторождение нефти»), точное соответствие ответов школьников вопросу, заданному учителем, сохранение первоначального смысла при пересказе, перефразировании, коррекция грамматических, стилистических и др. ошибок, недопустимых формулировок («многозначное слово – это когда у слова больше одного значения»).
17 Языковая работа, стимулирующая интерес к предмету использование лингвокультурологического материала, имеющего занимательный характер, связывающего язык предмета с историями из жизни ученых и других известных людей, традициями и обычаями народа, проведение игр, викторин, связанных с языком предмета.
18 Приемы метапредметного обучения русскому языку способствуют 1) лучшему усвоению специальной терминологии, 2) пониманию текстов заданий, определений, 3) более эффективному поиску нужной информации, 4) запоминанию правил и теорем, 5) развитию речи на уроках предмета, 6) повышению мотивации в обучении предмету, 7) развитию исследовательских умений. Единый речевой режим в школе – залог успешности учащихся в решении заданий ЕГЭ и олимпиад
19 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.