Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская таможенная академия Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Четырёхмерный куб ТЕМА: Четырёхмерный куб и его свойства Выполняли работу Воробьёв Иван и Лобок Дмитрий,11 класс, школа 364 Выполняли работу Воробьёв Иван.
Advertisements

Комитет по образованию города Майкопа Доклад на тему: «Гиперкуб» Номинация: математика Выполнила Степанова Надежда ученица 11 М класса гимназии 22 Научный.
Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с понятиями «пространство» и «размерность» и их взаимосвязью; Развивать умения анализировать, сравнивать, делать.
Пространство Перед вами дом Опишите какой он Трехмерное пространство.
Четырехмерное пространство. Понять что такое четырехмерное пространство. Рассмотреть его со стороны математики и физики. Предположить свою гипотезу.
МЕХАНИКА РОБОТОВ Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов. И. Ньютон.
1.Понятие «бытие». 2. Материальное и идеальное бытие. Основные подходы к пониманию категории «материя». 3. Основные черты материи: движение, пространство.
Жесткие переходы к хаосу. Кризис и перемежаемость С развитием представлений о динамическом хаосе было установлено, что переход от периодических колебаний.
Бесконечна ли наша Вселенная? Подготовила ученица 11-А СЗШ 80 Герасименко Карина.
Симметрия в многогранниках. Основной интерес к правильным многогранникам вызывает большое число симметрий, которыми они обладают. Под симметрией (или.
Презентация по геометрии на тему: « Точка, прямая, отрезок, луч и угол»
Презентация по ТЭЦ Презентация по ТЭЦ. Элементы Фурье-оптики Математическое содержание метода Фурье сводится к представлению произвольных функций в виде.
Презентация на тему:. План: Движение Пространство Время.
Русова И. А. учитель математики МОУ СОШ 26. Сечения многогранников Далее.
Мышление (гр. ноэзис) это познавательная деятельностьноэзиспознавательнаядеятельность человека. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, человекамысльпонятиесмысл.
Пространство и размерность Учитель математики МОУ «СОШ с.Березово Пугачевского района Саратовской области»
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Проблема преподавания принципиально нового материала.
Параллельность и перпендикулярность. Параллельные и перпендикулярные прямые играют очень большую роль в жизни человека: особенности их взаимного расположения.
Малые колебания Лекция 7 Осень 2009.
Транксрипт:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская таможенная академия Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал Российской таможенной академии ПРЕЗЕНТАЦИЯ по дисциплине «История менеджмента» на тему «Пространство и мышление» Выполнил: студентка 3-го курса очной формы обучения экономического факультета, группа Научный руководитель: Ершов А.Д. группа Научный руководитель: Ершов А.Д.

Известно, что пространство и время неразрывно связаны между собой. Время предстает перед нами в двух ипостасях. Во-первых, это линейное векторное время, и во-вторых, это циклическое время. Векторное (дисимметричное) время реализуется через циклы с определенными периодами. По завершению каждого цикла система не возвращается в исходное состояние, а спиралеобразно выходит на новый цикл. Спиралеобразно преобразуясь на новой ступени организации, живые системы, тем самым, получают дополнительные адаптивные возможности. Известно, что пространство и время неразрывно связаны между собой. Время предстает перед нами в двух ипостасях. Во-первых, это линейное векторное время, и во-вторых, это циклическое время. Векторное (дисимметричное) время реализуется через циклы с определенными периодами. По завершению каждого цикла система не возвращается в исходное состояние, а спиралеобразно выходит на новый цикл. Спиралеобразно преобразуясь на новой ступени организации, живые системы, тем самым, получают дополнительные адаптивные возможности.

Развивая концепцию о хронотопе, И.А. Аршавский в 1991 году выдвигает представление о пятимерной размерности живого организма, биологических процессов. Одна временная размерность – положительное течение времени, вторая размерность – «отрицательное» течение времени. Если в первой размерности (катаболическая фаза) происходит трата связанной энергии и, следовательно, возрастание энтропии, то во второй размерности (анаболическая фаза) увеличение энтропии не только уменьшается, но наоборот, происходит избыточное образование массы и энергии. В этой фазе цикла в плане физического отсчета времени время также идет вперед, однако «обратное» течение времени выводит систему за пределы исходного состояния на новый уровень. Негэнтропийное течение времени позволяет организму и его биосоциальным производным увеличивать степень своей неравновесности до тех пор, пока негэнтропийная тенденция не сменится на энтропийную.

Увеличение степени неустойчивости приводит к критическому значению системы – точке бифуркации, когда система стоит перед выбором своей дальнейшей судьбы. Процесс, ответственный за бифуркацию, может обладать необычайной чувствительностью к некоторым условиям среды. В этом случае фактор среды порождает качественно новые типы режимов.

Цикличность развития пространства-времени обеспечивает развитие живых систем. Именно циклическое течение времени обеспечивает адаптивность системы, механизмы внутрисистемной регуляции, механизмы выбора дальнейшего пути развития системы, в целом, и ее подсистем, существование памяти и других свойств и характеристик системы.

Цикличность – это фундаментальное свойство любых типов эволюционного развития сложных систем, как в неживой, так и в живой природе, в том числе и эволюционного развития социально-экономических систем. Цикличность – это фундаментальное свойство любых типов эволюционного развития сложных систем, как в неживой, так и в живой природе, в том числе и эволюционного развития социально-экономических систем.

Существует ряд типов цикличности:

1. Циклы самовоспроизведения. Пространственно-временная структура динамически «тяготеет» к «уходу от себя» и «возвращению к себе» в силу внутренней организованности. Живая структура непрестанно транслирует себя на новый материал, используя вещественно- энергетические ресурсы среды. Самовоспроизведение (циклическая детерминация) – основа бытия биологических и социальных образований. 1. Циклы самовоспроизведения. Пространственно-временная структура динамически «тяготеет» к «уходу от себя» и «возвращению к себе» в силу внутренней организованности. Живая структура непрестанно транслирует себя на новый материал, используя вещественно- энергетические ресурсы среды. Самовоспроизведение (циклическая детерминация) – основа бытия биологических и социальных образований.

2. Регулятивные циклы. 2. Регулятивные циклы. Регулирование, «гашение возмущений» - распространенная в природе явление. В наибольшей мере регуляторная цикличность характеризует живое, являясь одним из его фундаментальнейших свойств (как на биологическом, так и на социокультурном уровнях). При этом в биологических и социальных образованиях репродуктивная и регуляторная цикличность слиты: поток жизнедеятельности непрестанно движется к самоповторению в существенных чертах, осуществляя по пути регуляторные колебания, компенсирующие возмущение среды. В таком «продукте жизни» как технические системы реализована пока только регулятивность, однако, очевидно, недалеко то время, когда будет реализована настоящая самовоспроизводимость. Регулирование, «гашение возмущений» - распространенная в природе явление. В наибольшей мере регуляторная цикличность характеризует живое, являясь одним из его фундаментальнейших свойств (как на биологическом, так и на социокультурном уровнях). При этом в биологических и социальных образованиях репродуктивная и регуляторная цикличность слиты: поток жизнедеятельности непрестанно движется к самоповторению в существенных чертах, осуществляя по пути регуляторные колебания, компенсирующие возмущение среды. В таком «продукте жизни» как технические системы реализована пока только регулятивность, однако, очевидно, недалеко то время, когда будет реализована настоящая самовоспроизводимость.

3. Осцилляторы – 3. Осцилляторы – «биения» процессов в пределах некоторых внешних ограничений, определенных граничных условий. Процессы оказываются как бы в «ловушке». Примерами этого могут служить механические, химические, физические, климатические, астрономические и пр. осцилляторы. Главное здесь – колебания вокруг выделенного состояния равновесия. Но о самовоспроизведении здесь говорить нельзя, поскольку нет метаболизма, система не переносит себя на новый материал.

4. Кумулятивная цикличность – 4. Кумулятивная цикличность – на основе положительных обратных связей. В данном случае воспроизводятся прежние состояния и качества, но уже в «усиленной» форме. Такая повторяемость ведет к структурной эволюции в направлении все большего проявления определенного свойства системы. Кумулятивная обратная связь – предпосылка для «усиления» случайности и для синергетических переходов, нелинейного роста в системах различной природы.

5. Рефлексивная цикличность – 5. Рефлексивная цикличность – связанная с человеческим мышлением. В данном случае речь идет о социокультурных системах – социумах и личности, хотя есть точка зрения, что рефлексия есть универсальный структурный механизм саморазвития живого. В акте рефлексии мышление переориентируется с конструирования схем внешней деятельности на себя, на анализ собственных оснований, законов и предпосылок. Потребность в таком анализе возникает периодически как на уровне личности, так и на уровне коллективного сознания (например, научного сообщества и общества в целом), в связи с тем, что сложившиеся формы деятельности перестают быть эффективными.

На протяжении многих веков человечество с большим вниманием исследует две сложнейшие проблемы: во- первых, процесс развертывания в пространстве любой наблюдаемой реальности; во-вторых, процесс развития мышления. На протяжении многих веков человечество с большим вниманием исследует две сложнейшие проблемы: во- первых, процесс развертывания в пространстве любой наблюдаемой реальности; во-вторых, процесс развития мышления. Кант отмечал, что пространство и время всего лишь априорные субъективные формы чувственного восприятия мира Кант отмечал, что пространство и время всего лишь априорные субъективные формы чувственного восприятия мира Попытаемся с помощью развертывания геометрических фигур в пространстве и нашего восприятия разобраться в мерности нашего мышления. Попытаемся с помощью развертывания геометрических фигур в пространстве и нашего восприятия разобраться в мерности нашего мышления.

Представим себе точку, двигающуюся по поверхности листа бумаги и которая оставляет след в виде линии. Это одномерное измерение. Точка соответствует бессознательному состоянию любой живой сущности. Это «гусеничное мышление» проявляется в прямолинейных инстинктах животного и растительного мира. В формах пространства это стебель зерна или человеческий эмбрион. Представим себе точку, двигающуюся по поверхности листа бумаги и которая оставляет след в виде линии. Это одномерное измерение. Точка соответствует бессознательному состоянию любой живой сущности. Это «гусеничное мышление» проявляется в прямолинейных инстинктах животного и растительного мира. В формах пространства это стебель зерна или человеческий эмбрион.

При движении линия в пространстве будет оставлять за собой след в виде плоскости. Таким образом мы получим двумерное измерение. Двумерному пространству соответствует двумерное мышление животного мира. Животные, например лошади и собаки воспринимают мир двумерно. Значительная часть информации о реально наблюдаемых явлениях природы и обществах заложена человеком в плоскостных носителях (книги, картины и пр.) При движении линия в пространстве будет оставлять за собой след в виде плоскости. Таким образом мы получим двумерное измерение. Двумерному пространству соответствует двумерное мышление животного мира. Животные, например лошади и собаки воспринимают мир двумерно. Значительная часть информации о реально наблюдаемых явлениях природы и обществах заложена человеком в плоскостных носителях (книги, картины и пр.)

Если мы будем двигать плоскость в пространстве, то получим куб – трехмерное измерение. Трехмерное мышление связано с появлением чувства осознания пространства. Если мы будем двигать плоскость в пространстве, то получим куб – трехмерное измерение. Трехмерное мышление связано с появлением чувства осознания пространства.

Трехмерным измерением заканчивается цикл развертывания геометрических фигур от точки до куба. А что же дальше? Существует ли четвертый «перпендикуляр» и четвертое измерение? Пятое и т.д.? Имеется ли аналогия этой эволюции в процессе мышления или она пока недоступна для человеческого понимания? Трехмерным измерением заканчивается цикл развертывания геометрических фигур от точки до куба. А что же дальше? Существует ли четвертый «перпендикуляр» и четвертое измерение? Пятое и т.д.? Имеется ли аналогия этой эволюции в процессе мышления или она пока недоступна для человеческого понимания? Четвертое измерение – это уже начало нового цикла на более высоком уровне эволюции. Четвертое измерение – это уже начало нового цикла на более высоком уровне эволюции. Нам необходимо ввести еще одну координату – время. Попробуем построить эту фигуру. Нам необходимо ввести еще одну координату – время. Попробуем построить эту фигуру.

Построение В одномерном «пространстве» на линии выделим отрезок АВ длиной L. На двумерной плоскости на расстоянии L от АВ нарисуем параллельный ему отрезок DC и соединим их концы. Получится квадрат ABCD. Повторив эту операцию с плоскостью, получим трехмерный куб ABCDHEFG. А сдвинув куб в четвёртом измерении (перпендикулярно первым трём) на расстояние L, мы получим гиперкуб ABCDEFGHIJKLMNOP. В одномерном «пространстве» на линии выделим отрезок АВ длиной L. На двумерной плоскости на расстоянии L от АВ нарисуем параллельный ему отрезок DC и соединим их концы. Получится квадрат ABCD. Повторив эту операцию с плоскостью, получим трехмерный куб ABCDHEFG. А сдвинув куб в четвёртом измерении (перпендикулярно первым трём) на расстояние L, мы получим гиперкуб ABCDEFGHIJKLMNOP.

Аналогичным образом можно продолжить рассуждения для гиперкубов большего числа измерений, но гораздо интереснее посмотреть, как для нас, жителей трёхмерного пространства, будет выглядеть четырёхмерный гиперкуб. Воспользуемся для этого уже знакомым методом аналогий. Аналогичным образом можно продолжить рассуждения для гиперкубов большего числа измерений, но гораздо интереснее посмотреть, как для нас, жителей трёхмерного пространства, будет выглядеть четырёхмерный гиперкуб. Воспользуемся для этого уже знакомым методом аналогий.

Проекция гиперкуба на плоскость

иллюстрация показывает, как тессеракт получен в результате комбинирования двух кубов. Схема подобна построению куба от двух квадратов иллюстрация показывает, как тессеракт получен в результате комбинирования двух кубов. Схема подобна построению куба от двух квадратов

картина объясняет тот факт, что все рёбра тессеракта имеют одинаковую длину. Эта картина также позволяет человеческому мозгу найти множество связанных кубов. картина объясняет тот факт, что все рёбра тессеракта имеют одинаковую длину. Эта картина также позволяет человеческому мозгу найти множество связанных кубов.

Весьма затруднительно что- либо говорить о четвертом и тем более высших измерениях с позиции логики. Здесь, по- видимому, необходимо подключаться к надсознательному с помощью интуиции и осознания сознания. Многие ученые и специалисты увязывают это с переходом человечества в условно называемую «6 расу». Это сверхлюди, обладающие работой большого количества клеток головного мозга и сверхчувствительными свойствами. Весьма затруднительно что- либо говорить о четвертом и тем более высших измерениях с позиции логики. Здесь, по- видимому, необходимо подключаться к надсознательному с помощью интуиции и осознания сознания. Многие ученые и специалисты увязывают это с переходом человечества в условно называемую «6 расу». Это сверхлюди, обладающие работой большого количества клеток головного мозга и сверхчувствительными свойствами.

Элементы гиперкубов N-куб Название Вершина (0-грань) Ребро (1-грань) (1-грань)Грань(2-грань)Ячейка(3-грань)4-грань 5-грань 6-грань 7-грань 8-грань 0-кубточка 1 1-куботрезок 21 2-кубквадрат кубкуб кубтессеракт кубпентеракт кубхексеракт кубхепсеракт кубоктеракт кубэненеракт

Развёртка тессеракта Возьмём проволочный куб ABCDHEFG и поглядим на него одним глазом со стороны грани. Мы увидим и можем нарисовать на плоскости два квадрата (ближнюю и дальнюю его грани), соединённые четырьмя линиями боковыми рёбрами. Аналогичным образом четырёхмерный гиперкуб в пространстве трёх измерений будет выглядеть как два кубических «ящика», вставленных друг в друга и соединённых восемью рёбрами. При этом сами «ящики» трёхмерные грани будут проецироваться на «наше» пространство, а линии, их соединяющие, протянутся в четвёртом измерении. Можно попытаться также представить себе куб не в проекции, а в пространственном изображении.

Подобно тому, как трёхмерный куб образуется квадратом, сдвинутым на длину грани, куб, сдвинутый в четвёртое измерение, сформирует гиперкуб. Его ограничивают восемь кубов, которые в перспективе будут выглядеть как некая довольно сложная фигура. Её часть, оставшаяся в «нашем» пространстве, нарисована сплошными линиями, а то, что ушло в гиперпространство, пунктирными. Сам же четырёхмерный гиперкуб состоит из бесконечного количества кубов, подобно тому как трёхмерный куб можно «нарезать» на бесконечное количество плоских квадратов. Разрезав шесть граней трёхмерного куба, можно разложить его в плоскую фигуру развёртку. Она будет иметь по квадрату с каждой стороны исходной грани плюс ещё один грань, ей противоположную. А трёхмерная развертка четырёхмерного гиперкуба будет состоять из исходного куба, шести кубов, «вырастающих» из него, плюс ещё одного конечной «гиперграни». Свойства тессеракта представляют собой продолжение свойств геометрических фигур меньшей размерности в четырёхмерное пространство.

Многогранник-равертка гиперкуба называется сетью. Существует 261 различных вариантов сетей. Вот одна из них

Гиперкуб в искусстве Гиперкуб появился в научно- фантастической литературе с 1940 года, когда Роберт Хайнлайн в рассказе "Дом, который построил Тил" ("And He Built a Crooked House") описал дом, построенный по форме развертки тессеракта. В рассказе этот Далее этот дом сворачивается, превращаясь в четырехмерный тессеракт. После этого гиперкуб появляется во многих книгах и новеллах. Гиперкуб появился в научно- фантастической литературе с 1940 года, когда Роберт Хайнлайн в рассказе "Дом, который построил Тил" ("And He Built a Crooked House") описал дом, построенный по форме развертки тессеракта. В рассказе этот Далее этот дом сворачивается, превращаясь в четырехмерный тессеракт. После этого гиперкуб появляется во многих книгах и новеллах. В фильме "Куб 2: Гиперкуб" рассказывается о восьми людях, запертых в сети гиперкубов. В фильме "Куб 2: Гиперкуб" рассказывается о восьми людях, запертых в сети гиперкубов. На картине Сальвадора Дали "Распятие" ("Crucifixion (Corpus Hypercubus)", 1954) изображен Иисус распятый на развертке тессеракта. Эту картину можно увидеть в Музее Искусств (Metropolitan Museum of Art) в Нью-Йорке. На картине Сальвадора Дали "Распятие" ("Crucifixion (Corpus Hypercubus)", 1954) изображен Иисус распятый на развертке тессеракта. Эту картину можно увидеть в Музее Искусств (Metropolitan Museum of Art) в Нью-Йорке.

Наша галактика восьмимерная. Восьмимерное измерение – это два цикла, замкнутые в одно кольцо (лента Мебиуса), где знак 8-мерности превратился в знак бесконечности

Источники 1. Циклы природы и общества. Часть первая. Ставрополь, Циклы природы и общества. Часть первая. Ставрополь, commons/5/55/Tesseract.gif 4. possible.info/russian/articles/hypercube/ commons/5/55/Tesseract.gifhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/ commons/5/55/Tesseract.gif