Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ СОШ 3 г.Стрежевого Томской области.
Разделы программы: 1)Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы; 2) Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников; 3)Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы; 4)Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы; 5)Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы; 6)Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы;
1. Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи: В области формирования личностной культуры В области формирования социальной культуры В области формирования семейной культуры
В области формирования личностной культуры : · формирование способности к духовному развитию; · укрепление нравственности; · формирование основ морали; · формирование основ нравственного самосознания личности; · принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; · формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; · формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям; · развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; · осознание младшим школьником ценности человеческой жизни; · формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры: · формирование основ российской гражданской идентичности; · пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; · формирование патриотизма и гражданской солидарности; · развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; · укрепление доверия к другим людям; · развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; · становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; · формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; · формирование основ культуры межэтнического общения.
В области формирования семейной культуры: · формирование отношения к семье как к основе российского общества; · формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; · знакомство обучающегося с культурно- историческими и этническими традициями российской семьи.
2. Ценностные установки воспитания и социализации школьников Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм; социальная солидарность гражданственность семья труд и творчество наука традиционные российские религии. искусство и литература природа человечество
3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
4.1. Современные особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы · Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. · Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). · Современный ребенок живет иллюзией свободы. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. · Подмена реальных форм социализации виртуальными. · Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель
подходы аксиологический системно- деятельностный развивающий
4.2. Задачи воспитания и социализации учащихся. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; · Воспитание нравственных чувств и этического сознания; · Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; · Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: · Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде · Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
5.1. Повышение педагогической культуры родителей Принципы: –совместная педагогическая деятельность семьи и школы; –сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; –педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; –поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; –содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; –опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
5.2. Взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями с религиозными организациями, общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями и др.
6. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать ) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Диагностика обучающихся Класс Задачи Форма диагностики 1 класс необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми Тест направленности личности Б. Басса 2 -3 класс особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе. Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим» 4 класс изучения самооценки детей младшего школьного возраста Методика «Оцени себя»
Система дидактических принципов гуманистического воспитания деятельности непрерывности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества