Методы решения творческих изобретательских задач Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ - пошаговая программа для анализа и решения изобретательских задач. 3 основных инструмента ТРИЗ: - программа.
Advertisements

1 © Vladimir Petrov Саммит Разработчиков ТРИЗ – 2009 ТRIZ Developers Summit – 2009 Структура АРИЗ-2010 Владимир Петров.
Операторы РВС Размеры Время Стоимость h $ v Алгоритм решения изобретательских задач.
ТРИЗ: постулаты, источники и составные части. Вопросы лекции 1.Основные понятия ТРИЗ 2.Источники ТРИЗ 3.Постулаты и принципы ТРИЗ 4.Составные части ТРИЗ.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
На основе имеющихся ресурсов устранить противоречия, мешающие достичь идеального результата. ПОСТАНОВКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ Решение поставленной задачи.
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
Логико-структурная основа проекта. Методики социального и образовательного проектирования Методика матрицы идей Методика вживания в роль Метод аналогии.
Изобретательная деятельность Подготовила Афонина Т.В. Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Леляевка»
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Качественные задачи по физике Иванова М. К. – учитель физики МОУ гимназия 77.
УТКИН Денис Михайлович ЗОЛЬНИКОВ Владимир Константинович УТКИН Денис Михайлович МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ.
Процесс принятия и реализации управленческих решений.
Понятие творчества и развитие творческих способностей.
ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКА ИДЕЙ Мозговая атака (МА) метод коллективного генерирования идей Прямая МА сбор максимального количества идей, селекцию которых.
Алгоритм - точная конечная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью.
Проектная деятельность на уроках технологии. Традиционное обучение Усвоение знаний Формирование компетентности Знаниево- ориентированный подход Личностно-
Транксрипт:

Методы решения творческих изобретательских задач Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

Методы решения творческих изобретательских задач С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Решения методом АРИЗ. Решения методом АРИЗРешения методом АРИЗ 2. АРИЗ по Альтшуллеру. АРИЗ по АльтшуллеруАРИЗ по Альтшуллеру 3. Структурная схема ТРИЗ. Структурная схема ТРИЗСтруктурная схема ТРИЗ 4. Процедуры АРИЗ. Процедуры АРИЗПроцедуры АРИЗ 5. Правила АРИЗ. Правила АРИЗПравила АРИЗ 6. Сравнительная таблица методов решения творческих задач. Сравнительная таблицаСравнительная таблица

Методы решения творческих изобретательских задач С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Решения методом АРИЗ. Решения методом АРИЗРешения методом АРИЗ 2. АРИЗ по Альтшуллеру. АРИЗ по АльтшуллеруАРИЗ по Альтшуллеру 3. Структурная схема ТРИЗ. Структурная схема ТРИЗСтруктурная схема ТРИЗ 4. Процедуры АРИЗ. Процедуры АРИЗПроцедуры АРИЗ 5. Правила АРИЗ. 6. Сравнительная таблица методов решения творческих задач. Сравнительная таблицаСравнительная таблица

это последовательное выполнение действий по разрешению технических противоречий. Решения методом АРИЗ - Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ – это алгоритм анализа и поиска решений нетиповых задач, ориентируемый на эффектив- ное решение задач с наимень- шими затратами, минимальной переделкой исходной технической системы.

Алгоритм решения изобретательских задач Анализ задачи (1) Модели задачи и ее анализ (2) Определение ИКР и ФП (3) даРешение Работа с ресурсами (4) нет да нет Поиск аналогов в базе данных (5) нет да Корректировка задачи (6) Проверка качества Решения(7) Статистика (8) (3) Алгоритм РИЗ по Альтшуллеру

Алгоритм решения изобретательских задач Законы развития технических схем ТРИЗ Решение задач стандартный нестандартный 1. Стандарты 2. Технологические эффекты 3. Приемы 4. Ресурсы 1. Программа 2. Информационное обеспечение 3. Методы управления. Психологическими факторами ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ А Р И З ИНФОРМ ФОНД Структурная схема ТРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач ПРОЦЕДУРЫ АРИЗ 7 этап. Анализ хода решения 6 этап. Развитие полученного ответа 5 этап. Предварительная оценка полученного решения 4 этап. Устранение физического противоречия 3 этап. Анализ модели задачи2 этап. Построение модели задачи1 этап. Выбор задачи

Алгоритм решения изобретательских задач Определить конечную цель решения задачи 1 этап. Выбор задачи Проверить обходной путь Определить, какой вариант постановки задачи целесообразнее Уточнить требования, в которых предполагается реализация изобретения Уточнить задачу, используя патентную информацию. Определить количественные показатели Применить оператор РВС ПРОЦЕДУРЫ АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач 2 этап. Построение модели задачи Записать условия задачи, не используя специальные термины Выделить и записать конфликтующую пару элементов Записать два взаимодействия элементов конфликтующей пары Записать стандартную формулировку модели задачи, указав конфликтующую пару и техническое противоречие ПРОЦЕДУРЫ АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач 3 этап. Анализ модели задачи Выбрать из элементов, входящих в модель задачи, тот, который можно легко изменить Записать стандартную формулировку ИКР. Элемент сам устраняет вредное взаимодействие Выделить ту зону элемента, которая не справляется с требуемым по ИКР комплексом двух взаимодействий Сформулировать противоречивые физические требования, предъявляемые к состоянию выделенной зоны элемента конфликтующими взаимодействиями. Записать стандартные формулировки физического противоречия ПРОЦЕДУРЫ АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач Рассмотреть простейшие преобразования выделенной зоны элемента Использовать таблицу типовых моделей задач и вепольных преобразований Использовать таблицу применения физических эффектов и явлений Использовать таблицу основных приемов устранения технических противоречий Перейти от физического ответа к техническому 4 этап. Устранение физического противоречия ПРОЦЕДУРЫ АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач Провести предварительную оценку Проверить формальную новизну полученного решения Записать возможные подзадачи 5 этап. Предварительная оценка полученного решения ПРОЦЕДУРЫ АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач 6 этап. Развитие полученного ответа Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система Проверить, может ли измененная система применяться по-новому Использовать полученный ответ при решении других технических задач ПРОЦЕДУРЫ АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач 7 этап. Анализ хода решения Сравнить реальный ход решения с теоретическим Сравнить полученный ответ с табличными данными ПРОЦЕДУРЫ АРИЗ

Алгоритм решения изобретательских задач ПРАВИЛА АРИЗ 1. АРИЗ – инструмент для мышления, а не вместо мышления. Не спешите, тщательно обдумывайте формулировку каждого шага, обязательно записывайте все соображения, возникшие по ходу решения задачи. 2. АРИЗ – инструмент для нестандартных задач. Проверьте: может быть ваша задача решается уже знакомыми методами? 3. При постановке задачи в АРИЗ учитывается, что источником психологической инерции служит техническая терминология. Поэтому надо указывать не что нужно сделать, а сформулировать нежелательный эффект, который нужно устранить. На др. шагах АРИЗа могут быть использованы приемы, устраняющие психологическую инерцию: операторы РВС, метод маленьких человечков и вепольный анализ.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА методов решения творческих задач СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА методов решения творческих задач ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ Неалгоритмические методы Решают относительно простые задачиНеэффективность при решении сложных задач Резко увеличивают количество новых идей Низкая вероятность продуцирования новой качественной идеи Принципиально доступны в усвоении. Иногда упираются на коллективный опыт Нет корректного отечественного опыта применения. Не развиваются на качественном уровне Не дают критериев оценки полученных идей, поэтому трудно использовать ЭВМ Алгоритмический метод (АРИЗ) Позволяет решать конкретные задачи, прогнозировать развитие техники. Повышает КДП при решении сходных изобретательских задач. Может эффективно использоваться в нетехнических областях знаний (педагогика, психология, социология и т. п.) Опирается на широкий опыт многих изобретателей достижений физики, химии и т.п. Технологичность метода позволяет овладеть его основными процедурами и приемами. Придает уверенность в успех. Труден в освоении, требует постоянного поддерживания изобретательской формы. В настоящее время в АРИЗе слабо разработаны принципы решения задач в области химии и радиотехники. Дает лишь идеи решения, а не конструкции (как и все другие методы)