Аксиологические аспекты проблемы качества общего образования Аксиология (гр. аxia - ценность и logos – учение, слово) – философское учение о ценностях.
Критерии образования (Р. Питерс): Ценности (т.к. образовательный процесс – это передача не любого, а значимого знания, обладающего определенной ценностью. Именно ценности позволяют отличить образование от обучения. Например, обучение приемам пыток нельзя считать образовательным процессом). Понимание связи своих действий и их места в целостной модели жизни (обученный человек не всегда образованный человек).Осмысленность, осознанность знания (этот критерий отличает образование от внушения).
Философия образования – область знания, раскрывающая ценностно- смысловой срез образования, закономерности его развития и функционирования.
Факторы, влияющие на актуализацию ценностных подходов к образованию Аксиологизация мирового образовательного пространства;Кризис современного образования, вызванный сложившимся ценностным вакуумом; Необходимость определения ценностных приоритетов модернизации российского образования; Переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.
Школьный контекст оказывает большое влияние на изменение таких личностных характеристик, как Социальная ответственность Надежность Толерантность учеников.
Факторы мирового общественного развития, обусловливающие необходимость изменений в системе образования: Переход к постиндустриальному, информационному обществу, в условиях которого существенно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия, а в связи с этим особую важность приобретает фактор коммуникативности и толерантности; Высокая мобильность капиталов и рабочей силы, рост конкуренции; Сокращение сферы применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структуры изменения в сфере занятости, обусловливающие потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; Демократизация общества, расширение возможностей выбора в сфере политической жизни, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к сознательному политическому выбору;
Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования ценностного мировоззрения у молодого поколения; Идет процесс смены международных образовательных стандартов, сближение квалификационных требований между профессионально компетентным рабочим и техником, техником и инженером; Обязательным требованием кадровой инфраструктуры становится массовое владение разговорным и техническим английским языком и навыками пользования компьютером, сетью Интернет.
Недостатки современной российской системы образования: Недостаточная материальная база; Статус педагогического работника не соответствует современным потребностям развития страны, запросам общества и государства; кадровый голод, обусловленный новыми требованиями к уровню квалификации работников образования; низкий уровень владения информатикой (включая умения вести поиск и отбор информации); недостаточный уровень владения иностранным языком и базовыми социальными дисциплинами (экономика, право); избыточный академизм школы, заставляющий многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения существующих программ; в условиях экономического расслоения общества – неравный доступ к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
Главные направления комплексной модернизации российского образования: обеспечение современного качества образования; оно должно быть сориентировано не только и не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств личности, включая умение и стремление учиться, действовать, познавать и эффективно трудиться в современных экономических условиях; расширение доступности, массовости образования, гарантий обеспечения равных шансов на получение полноценного образования, создание системы непрерывного образования в течение всей активной жизни человека; принятие мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся за счет реальной разгрузки содержания общего образования, повышения удельного веса занятий физической культурой и качества этих занятий (в основном и дополнительном образовании), организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; по улучшению качества питания в образовательных учреждениях; повышение общественного и государственного статуса педагогического работника; усиление взаимосвязи образовательных учреждений с общероссийскими и местными рынками труда, с работодателями и организациями различных форм собственности; повышение качества образовательного процесса на основе использования современных технологий, в том числе через включение образовательных учреждений в современные информационные сети; считать важнейшей задачей обучение русскому языку как средству государственного и международного общения.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: Обеспечение государственных гарантий реализации принципа равных возможностей в сфере образования. Развитие образования как открытой общественно- государственной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающийся, педагог, родитель, образовательное учреждение). Создание условий для повышения качества дошкольного, общего и профессионального образования. Формирование экономического механизма эффективного использования ресурсов системы образования, создание инвестиционной привлекательности сферы образования. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами и существенное повышение уровня его научно-методической поддержки. Повышение социального статуса основных субъектов образовательного процесса – обучающегося, педагогического работника и усиление государственной поддержки образовательного учреждения.
Культурно-гуманистические функции образования: Развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; Формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; Обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации; Овладение средствами для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.
Механизм торможения, препятствующий реализации конструктивно- аксиологического потенциала системы образования: Доминирование технократического и утилитарного подходов в теории и практике образования; Деформирование идеи гуманизации в практике ее реализации. Консервация традиционного образовательного процесса, в котором обучаемый выступает лишь как объект воздействий; Слабая ориентация молодежи и взрослых на продолжение образования; Низкая эффективность использования образовательного потенциала.
Функции современного образования: Компенсаторная (позволяет восполнить недостающее знание); Адаптирующая (дает возможность индивиду приспособиться к постоянно меняющемуся миру, к изменениям в сфере производства); Развивающая (позволяет личности сохранять социальную активность и участвовать в общественных процессах); Креативная (предоставляет возможность развития творческого потенциала личности на всех этапах ее жизнедеятельности); Функция культурного наследования (обеспечивает приобщение школьников к богатствам мировой культуры и их участие в сохранении, освоении, обогащении культурных ценностей); Преобразующая (направлена на педагогизацию всех сфер жизнедеятельности общества); Аксиологическая (отражает подходы к его содержанию, организации, управлению с учетом сохранения и укрепления физического, психического,психологического и духовного здоровья как основополагающих ценностей человека). (РАСПЕЧАТАТЬ) Наша нервная система не простой звук, не выдумка. Она – состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно.
Математическая грамотность. Первый и второй уровень предполагают воспроизведение математических фактов, методов и выполнение простейших математических операций. Третий и четвертый уровни вынуждают устанавливать связи, интегрировать материал из разных математических тем для решения поставленной задачи, описывать математическим языком ход своих мыслей и найденное решение. Пятый и шестой уровни доступны только детям, у которых сформировано математическое мышление, требующее обобщения и интуиции. Средний уровень – 500 баллов из тысячи. Россия – 468 баллов (29 – 31 место из 40 возможных). Выше России: Финляндия, Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия и др. Ниже России: Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия.
Грамотность чтения. Способность ученика использовать чтение как средство для достижения собственных целей, активного участия в жизни общества, приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. Лучше нас – Финляндия (543), Корея, Канада (всего 31 страна). Хуже нас 6 стран – Таиланд, Сербия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Тунис. Россия – 442 балла, на уровне с нами только Турция и Уругвай.
Естественнонаучная грамотность Способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных условиях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов; способность к получению выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах; понимание окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Россия – место из 40 (489 баллов), рядом с Германией, Данией и США (всего 14 стран). Более высокие результаты – 16 стран, в т.ч. Финляндия и Япония (по 548 баллов).
ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СОСТАВЛЯЕТ %. Это реальный процент, подтверждающий освоение материала. Он и составляет базовый ориентир для педагогов. У НАС ДО СИХ ПОР БАЗОВЫМ ОРИЕНТИРОМ ЯВЛЯЮТСЯ СОВЕРШЕННО НЕРЕАЛЬНЫЕ 100%. Г.С.Ковалева, национальный координатор Исследования PISA в России. РАЗВЕ НЕ ВИДНО, ЧТО ШКОЛА НЕЭФФЕКТИВНА? И ЧТО САМО СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМАТРИВАТЬ? ЧТО РЕШЕНИЯ СЛЕДУЕТ ПРИНИМАТЬ НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, А НЕ НА ОСНОВЕ ПРИЯТНЫХ НАШЕМУ СЕРДЦУ ИЛЛЮЗИЙ?
Базовые способности, значимые в современном мире как показатель качества общего образования: Способность наблюдать и продуцировать собственное знание о наблюдаемом. Способность работать в открытых проблемных полях, продуктивно работать с различного рода противоречиями. Способность вести диалог с другим человеком, предметом или культурным текстом. Способность чувствовать, понимать и интерпретировать читаемый текст. Способность сочувствовать и сопереживать, слышать и понимать другого человека. Способность описывать свой внутренний мир, формулировать и предъявлять свои мысли, чувства и переживания. Различного рода мыслительные способности, в том числе способность к абстрактному моделированию. Способность вести информационный поиск в разных областях. Способность систематизировать и концептуализировать полученную информацию. Способность к проектированию собственной деятельности и способность нести ответственность за свою деятельность. Способность к продуктивному переключению с одного вида деятельности на другой. Способность решать стандартные и нестандартные задачи в разных предметных областях. Способность быть качественным исполнителем. Трудоспособность. Способность усваивать и запоминать информацию.