Материалы для педагогов и родителей. Современные психофизиологические особенности детей (тенденции развития) 1. Астенизация Быстрые темпы процесса астенизации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обеспечение психологической безопасности ребенка в школе и дома.
Advertisements

Мероприятия, снижающие психоэмоциональную нагрузку на детей дошкольного возраста Материал подготовлен Кибальченко Ю.Н. педагогом-психологом МБДОУ д/с 71.
Подготовила: Денисова М.С., педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ 56»
Психологическая безопасность ребенка в МБДОУ 79..
Психологическая безопасность ребенка Психологическая безопасность ребенка Баканова Л.В. воспитатель МБДОУ 16 «Дубок»
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.. Физическая окружающая среда: солнечная активность, электромагнитные поля, атмосферные явления, почва,
Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по профилактике форм аутодеструктивного поведения у детей Участники проекта: Ялтанская Ольга Владимировна.
СОЛОВЬЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА , комн. 450 (гл. корпус),
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Советы отечественных педагогов и психологов.
МОУ «СОШ 49» г. Барнаула. «Сохранение психического и физического здоровья школьников»
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто Сократ Оздоровительная работа в начальной школе. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с.
Физическая окружающая среда : солнечная активность, электромагнитные поля, атмосферные явления, почва, климат, вода, экология. Биологическая окружающая.
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» Кириллова Т.Ю. ГОУ СОШ 556.
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями
! меняется его место в системе общественных отношений; меняется весь уклад его жизни; возрастает психоэмоциональная нагрузка; На смену беззаботным играм.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Возрастные особенности подростков Педагог-психолог.
Автор: педагог-психолог МОУ-СОШ 6 г.Маркса Дунина Ольга Вениаминовна.
Внешние признаки утомления и переутомления. Степени утомления 1. небольшая степень утомления 1. небольшая степень утомления 2 средняя степень утомления.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
Транксрипт:

Материалы для педагогов и родителей

Современные психофизиологические особенности детей (тенденции развития) 1. Астенизация Быстрые темпы процесса аустенизации (истощения детей): если среди населения старше 50 лет доля астеников составляет только 30-35%, то среди юношей и подростков – уже около 50%, а среди дошкольников и детей младшего школьного возраста – около 65%! Рост количества серебро тоников-детей, у которых более развит ум и логика, нежели эмоциональная сфера

Современные психофизиологические особенности детей (тенденции развития) 2. Ретардация – замедление скорости биологического развития, включая и сроки полового созревания. В период акселерации (60-е – 70-е гг. XX столетия) пред ростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе, приходился на 5,5 – 6 лет, а пубертатный скачок – на возраст 10,5 – 11,5 лет. В наши дни пред ростовой скачок дети переживают в возрасте 7,5 и даже 8 лет, а пубертатный период отодвинулся на 2,5 – 3 года.

Современные психофизиологические особенности детей (тенденции развития) 3. Увеличение лиц с доминирующим правым полушарием и лиц, у которых межполушарная асимметрия выражена нечетко. Среди взрослых доля левшей составляет 6%, а амбидекстров (оба полушария развиты примерно одинаково)– около 10%, тогда как в детской популяции доля леворуких возрастает до 11%, а амбидекстров – до 45%. Т.е., если среди взрослых около 85% составляют выраженные правши, то среди детского и подросткового поколения их пропорция составляет менее половины.

Современные психофизиологические особенности детей (тенденции развития) 4. Ювенилизация – усиление мозгового черепа и одновременно ослабление лицевого черепа. Ювенильный облик молодого человека –выглядит. Моложе своих лет 5. Грацилизация – утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата – костей и поперечно- полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц. 6. Андрогиния – сглаживание полового диморфизма. Смена эстетического идеала, проблемы в семейных отношениях.

Современные психофизиологические особенности детей (тенденции развития) Большая чувствительность и психологическая ранимость Более высокий интеллект (особенно невербальный) Креативные способности Меньшая степень экстравертированности (погружен в себя, меньше видит окружающих) Большая критичность, самодостаточность и независимость мышления и меньший авторитаризм Меньшая агрессивность Сдвиг динамики суточной активности в сторону «совы» (астеники, ювенильные). Для них спорт после пробуждения сопряжен с запредельными нагрузками, проблема нормативов ГТО, сутулость, сколиоз.

Психофизиология школьных трудностей Понятие "школьные трудности". Причины школьных трудностей. Экзогенные факторы: социокультурные условия; экологические; внешнесредовые; педагогические факторы. Неблагоприятные социальные и экономические условия также являются факторами, отрицательно влияющими на рост, развитие и здоровье ребенка.

Школьные факторы риска стрессовая тактика педагогических воздействий; чрезмерная интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей; нерациональная организация учебного процесса.

Эндогенные факторы генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно- функциональных систем мозга и сформированности высших психических функций. В ряде случаев выделяются «смешанные» факторы, сочетающие влияние и внешних, и внутренних факторов.

Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности

Внешние признаки утомления ОбъектУТОМЛЕНИЕ Наблюдениянезначительноезначительноерезкое При физическом труде Окраска кожи незначительное покраснение значительное покраснение Резкое покраснение, бледность, синюшность Потливость незначительная влажность на лбу и щеках значительная (выше пояса) Особо резкая, выступление солей Дыхание учащенное (30 дых. в мин) учащенное. Периодические дыхание через рот Значительно учащенное, поверхностное одышка, глубокие вдохи Движения уверенные и точные неуверенные, нарушения ритма Замедлены, дрожание конечностей Внимание безошибочное выполнение указаний и правил ошибки в работе. Отклонение от правил Замедленная реакция, отсутствие интереса, неточность, апатия Самочувствиеотсутствие жалоб жалобы на усталость Жалобы на головную боль, слабость

Признаки утомления при умственном труде Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частое отвлечение Ослабленная реакция Поза Непостоянная, потягивание ног и туловища Частая смена поз повороты головы Стремление положить голову на стол Движение Точные Неуверенные, замедленные Суетливое движение рук и пальцев, почерк изменяется Интерес к новому материалу Живой интерес, много вопросов Слабый интерес, много вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Признаки психоэмоционального напряжения 1. Повышенная тревожность. 2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла. 3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность. 4. Рассеянность, невнимательность. 5. Беспокойство, непоседливость. 6. Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним. 7. Проявление упрямства. 8. Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (или стойкое нарушение аппетита). 9. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (ребенок бесцельно бродит по классу, не находя себе занятия). 10. Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук. 11. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось. 12. Снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения. 13. Игра с половыми органами. 14. Трудность засыпания и беспокойный сон.

Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка: 1. Манипулирование детьми. 2. Индивидуально-личностные особенности персонала. 3. Межличностные отношения детей в группе. 4. Враждебность окружающей среды. 5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания. 6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки. 7. Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация. 8. Неправильная организация общения. 9. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе. 10. Неблагоприятные погодные условия. 11. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе. 12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка: 1. Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье. 2. Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей. 3. Отсутствие автономности. 4. Индивидуально-личностные особенности ребенка. 5. Патология физического развития.