Социальные и социально-образовательные проекты, связанные с применением ИКТ
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ГДЕ ЖЕ У НЕГО КНОПКА?
Как возникла идея проекта? Современное общество в целом и образовательное пространство в частности в последнее десятилетие совершило ощутимый скачок в овладении информационными технологиями и внедрении их в свою практику. Но, тем не менее, до сих пор часть населения остается неохваченной процессом информатизации, не владеет основными навыками информационной культуры. Речь идет о самых незащищенных слоях населения: пенсионерах, неработающих гражданах, в первую очередь женщинах, лицах, утративших работу во время кризиса, лицах с ограниченными физическими возможностями.
Все эти проблемы легко устранимы, т. к. в любом населенном пункте уже имеется необходимая материально-техническая база для обучения незащищенных слоев населения: школьные компьютерные классы, учителя информатики, педагоги и обучающиеся, владеющие компьютером на приличном уровне. Одним из основных направлений деятельности нашей школы с 2003 года является информатизация образовательного процесса
Цели проекта: развитие сетевой и информационной культуры населения, повышение уровня социальной защищенности населения, расширение социокультурного влияния школы на жизнь поселка. Задачи проекта: организация условий для освоения необходимых информационно-коммуникативных компетентностей социально незащищенными слоями населения, привлечение членов педагогического коллектива и обучающихся к проведению занятий, разработка программы, календарно-тематического плана и методических рекомендаций по организации и проведению обучения, организация учебного процесса и системы мониторинга прохождения обучения.
Проект предполагал реализацию в три этапа с мая по октябрь 2010 года. Первый этап – проектировочный (подготовительный). Цель - привлечь общественность к социальному партнерству через обсуждение и разработку данного проекта. Предполагаемый результат - создать инициативную группу из членов школьного коллектива и партнеров проекта, составить план реализации проекта. Второй этап - внедренческий. Цель - создание института социального партнерства школы с местным сообществом. Предполагаемый результат – реализация проекта, обучение основным навыкам работы на компьютере не менее 10 жителей поселка в течение месяца. В ходе реализации будет проведено не менее 8 занятий в рамках компьютерных курсов. Ключевыми мероприятиями проекта станут заключение договора о социальном партнерстве, опрос жителей, учебные занятия. К реализации проекта будут привлечены структуры поселка, администрация Заречного сельского поселения. Третий этап - аналитический. Цель - анализ результатов и проектирование дальнейших перспектив. Предполагаемый результат – включение в обсуждение результатов реализации проекта жителей и представителей администрации поселка, сотрудников школы, учащихся, родителей, определение дальнейших перспектив партнерства. Предполагаемые аналитические мероприятия: 1)Проведение анкетирования всех участников проекта. 2)Круглый стол по итогам. 3) Оформление отчетных и аналитических документов, подготовка презентации проведенных мероприятий. 4) Информирование населения поселка о реализации проекта через местную газету, интернет-сайты, печатные бюллетени. 5) Рассмотрение вопроса о продолжении работы в данном направлении, заключение новых договоров о социальном партнерстве.
Реализация проекта Информация о жителях д. Кисловка. Общее количество жителей – Трудоспособное население – Старше трудоспособного (мужчин – 135, женщин – 369). Результаты соцопроса, проведенного 10 – 20 июля 2010 г: Всего в опросе приняли участие 52 человека в возрасте 15 – 70 лет. не владеют совсем -10 (50 лет и старше). только простейшие операции - 6 (40 – 50 лет). Респонденты, их родственники и знакомые, нуждающиеся в образовательных услугах – 70. Человеческие ресурсы: 11 учителей школы, 10 учащихся. Прошли обучение: из 16 изъявивших желание пройти обучение по программе начинающих пользователей успешно закончили 11.
Школьное информационное агентство ( образовательный проект) Срок реализации проекта – сентябрь - май учебного года. Авторы: Хатькова С. А., Феоктистова Н. А..
Постановка проблемы В век информационных технологий резко возрастает роль человека-носителя информации, получающего, передающего и создающего эту информацию. В связи с этим идет новое осмысление медиа как носителя информации. Это не только СМИ, ТВ, Интернет, флешка. Это прежде всего человек. Детская журналистика - очень продуктивное направление для воспитания личностей, востребованных современным обществом. Дети XXI века с раннего возраста общаются с компьютерной техникой, обживают Интернет, как и взрослые, испытывают информационные перегрузки. Поэтому в школе им нужны адекватные современности формы общения с информацией. Создание собственными силами печатных и видео продуктов является востребованной подростками формой образовательной деятельности.
Цель: расширение информационного пространства в школе и поселке, формирования критически мыслящей, медиа грамотной личности подростка, способной выразить свою гражданскую позицию, создание условий для профессиональных проб обучающихся. Задачи: содействие в воспитании информационной культуры школьников, формирование группы обучающихся, заинтересованных в реализации проекта, изучение обучающимися основ видеосъемки, видеомонтажа, верстки печатной продукции, возобновление работы школьной газеты, создание школьной видеостудии, школьного рекламного агентства, собственного раздела информационного агентства на школьном сайте.
Структура информационного агентства В «Детское информационное агентство» вошли учащиеся классов. Агентство состоит из четырех отделов: редакция газеты, видеостудия, рекламный отдел, отдел поддержки школьного сайта.
План реализации проекта Подготовительный этап. Мероприятия: Изучение проблемы, обсуждение проекта. Проведение опроса общественного мнения. Конкурс-смотр идей логотипов и названий будущего ИА. Создание положения о школьном информационном агентстве. Этап планирования. Мероприятия: Составление сметы расходов. Формирование состава будущего информационного агентства, назначение на должности. Первая рабочая планерка сотрудников ИА, утверждение плана работы, утверждение названия и логотипа
Этап реализации. Мероприятия. Выпуск первого номера газеты «Школьный корабль». Участие в районном конкурсе фотографий «Школьные качели», посвященном Году учителя. Организация рекламной акции по раскрутке нового школьного сайта. Первый выпуск информационно-аналитической видеопрограммы. Обучающие занятия по основам видеомонтажа, верстки. Создание электронной версии школьной газеты. Создание собственного раздела информационного агентства на сайте школы. Выпуск школьной газеты (по отдельному тематическому плану). Выпуск информационных и других видеопрограмм о жизни школы (по отдельному тематическому плану). Выпуск рекламной продукции (по отдельному плану). Наполнение школьного сайта информацией о жизни школы. Участие в конкурсах печатных изданий, видеопрограмм и т. д. различного уровня Этап подведения итогов. Мероприятия. Круглый стол по итогам работы информационного агентства, реализации проекта (с приглашением администрации школы). Опрос общественного мнения о работе ИА. Размещение фотографий и отчета о проекте на общешкольном сайте. Презентация проекта в школе
Отчет о реализации проекта Подготовительный этап С 5 по 10 сентября в школе проводился опрос общественного мнения. Опросник содержал следующие вопросы: 1) Нужна ли школе собственная газета? 2) Нужна ли школе собственная видеостудия, снимающая информационные материалы о школе и представляющая их на школьном сайте? 3) Необходимо ли школе собственное рекламное агентство, выпускающее печатную продукцию, рассказывающую о деятельности школы? 4) Хотели бы вы участвовать в работе школьного информационного агентства? 5) Может ли такая форма, как «школьное информационное агентство» помочь развитию ученического самоуправления? К 8 сентября были подведены результаты опроса общественного мнения. В опросе приняли участие обучающихся 5 – 11 классов, 10 педагогов.
С 8 по 16 сентября в школе проведен экспресс-конкурс на лучшее название для видеостудии, рекламного агентства, школьного информационного агентства в целом. В конкурсе приняли участие обучающиеся 8 – 11 классов. Среди вариантов предложенных названий удачными оказались следующие: «Школабум» (или «Школьный бум») «Школьное время» «Здравствуйте!» «ТШТ» («Твое школьное телевидение») «Пестрая лента» «На перекрестке» (имеется в виду «На перекрестке событий») «Слушайте и смотрите» «Прайм-тайм» «Долой информационный голод!» «Эпицентр» «Перископ» «Школьные окна»
Этап планирования Планирование материальных ресурсов Наша школа оснащена технически достаточно для того, чтобы наладить работу школьного информационного агентства. Сегодня в школе всего насчитывается 35 персональных компьютеров, из них 2 ноутбука. Серверы локальной сети: 1 Социальный педагог: 1 Для работы учащихся в компьютерных классах: 10 (+ 1 для работы учителя) Библиотека: 1 Для работы учителей: 17 Администрация: 4 Принтеров - 5, МФУ – 10, сканеров - 2, ксероксов - 2; интерактивные доски – 5; цифровой фотоаппарат – 1; видеокамера – 2 (одна – цифровая), проектор – 18; телевизор - 2; DVD – приставки – 2, веб-камеры – 2.
Примерное тематическое планирование выпусков школьной газеты День учителя Здоровье День матери Новый год Прошлое и настоящее Кисловки Мужской выпуск Женский выпуск Приближающийся день Победы Последний звонок
Примерное тематическое планирование выпусков программ школьной видеостудии Видеопоздравления ко Дню учителя Информационно-аналитическая программа по итогам первой четверти Новогодние обращения всех ко всем Информационно-аналитическая программа Документальный фильм о мужской части коллектива школы Видеоклипы о прекрасной половине школы Информационно-аналитическая программа Видеоотчет о конкурсе военной и патриотической песни Видеооткрытка выпускникам
Виртуальное родительское собрание Социально-образовательный проект ТГ «Информационные технологии» и «Открытое образовательное пространство» Цель. Расширение информационного пространства школы. Задачи: задействовать возможности Интернет- пространства в целом и школьного сайта в частности для решения конкретных, будничных проблем образовательного процесса; расширить и функционально усовершенствовать школьную «блогосферу»; создать дополнительный канал связи классного руководителя с родителями, учителя-предметника с учениками, через создание и функционирования блога.
Ожидаемые результаты: Родители получат возможность оперативно получать необходимую информацию от классного руководителя; Ученики получат возможность получать от учителя- предметника дополнительный материал по учебному курсу, задания, полезную информацию; ОУ сможет позиционировать себя как современное, мобильное, «продвинутое» пространство; Все участники образовательного процесса обретут дополнительный стимул для освоения информационно-коммуникативных технологий.
В плане проекта Создать к январю 2011 года не менее 10 блогов классных руководителей. Создать к январю 5 – 6 блогов учителей – предметников. К марту 2011 года отследить функциональность и продуктивность внедрения блогов в практику работы учителя.
Так же в плане работы школы запланирована апробация новой формы работы научного общества школьников – «Научное шоу». Командам представляющим такие науки как химия, физика, биология предлагается создать собственный видеофильм об одном из открытий в науке. Важными элементами видеофильма должны стать – научность и достоверность. Помощь в создании видеофильма окажут ребята из видеостудии.