Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
Advertisements

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Основные положения концепции А. Файоля Подготовила Бирюкова Карина Гр. 2.3 ФТД.
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
Школа административного управления. начала развиваться в 1920-е годы и была популярна до 1950-х годов. Задача : поиск универсальных закономерностей и.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
Классическая (административная) школа управления ( гг.) Самарина Н. Мальцева В. Кузнецов Д. Оллаков А. Папоян А.
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ Выполнила студентка: Стогова А.Г. p-252.
( ) А. Файоль Л. Урвик Дж. Муни Имели непосредственный опыт работы в качестве -руководителей высшего звена управления в большом бизнесе Исследовали.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Управленческие школы и концепции.
Выполнили: студентки 221группы специальности «Банковское дело»
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Ключевые положения : научные принципы организации труда; рационализация трудовых операций; нормирование труда; разделение.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
МЕНЕДЖМЕНТ И.В.Поповкин Канд.физ-мат.наук, доцент, руководитель Центра консультирования Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ (ADMINISTRATIVE MANAGEMENT SYSTEM) Выполнили студенты 2 курса дневного отделения : Никуленко О. Львова Е. Градов И. Майорова.
Эволюция подходов к управлению персоналом Школа научного управления ( ) Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент кафедра «Управление персоналом.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ Управленческие школы и концепции.
Транксрипт:

тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента

План лекции Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента 1. Школа научного управления. Основоположники школы научного управления 2. Вклад Ф.У.Тейлора в формирование принципов научного управления 3. Вклад Генри Форда в философию менеджмента. 4. Административная школа. А. Файоль как основатель административной школы – основные идеи и труды 5. Последователи и сторонники А. Файоля 6. Школа человеческих отношений. Сходство и различия во взглядах на проблему трудовых отношений представителей школы человеческих отношений

Школа научного управления. Основоположники школы научного управления Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента Прогресс науки и техники как условие рационализации всех сфер жизнедеятельности Рост числа хозяйственных организаций Непрерывное усложнение бизнеса Создание крупных иерархических структур (трестов, синдикатов, картелей), требующих принципиально новых подходов к управлению Отделение капитала- функции от капитала- собственности Низкий уровень технологической культуры Предпосылки формирования школы научного управления Школа бизнеса Консалтинговая компания Учебник по управлению Крупномасштабные эксперименты на выявление факторов повышения результативности управления Смещение центра управленческой мысли в США Впервые в мире

Школа научного управления. Основоположники школы научного управления Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента Школа научного управления (1885–1920 гг.) Начало формирования концепции научного управления: Эли Уитни: методы контроля качества, система использования оборудования, в том числе конвейеров, Чарльз Бэббидж: распределение работников по частичным работам - различным производственным операциям - специализация Генри Тоун: управление фабрикой не менее важно, чем техникой, один из авторов сдельной системы оплаты труда Макс Вебер: рационализация управленческого труда на принципах идеальной бюрократии

Школа научного управления. Основоположники школы научного управления Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента «Управление фабрикой», «Принципы научного управления», «Управление предприятием: основные положения», «Научная организация труда» «Моя жизнь, мой труд», «Сегодня, завтра», «Движение вперед» «Основы научного менеджмента», «Исследование усталости», «Прикладная наука о движении» «Двенадцать принципов производительности» «Психология управления». «Деловая теория» Харрингтон Эмерсон Лилиан Гилберт Френк Гилберт Генри Форд Фредерик У.Тейлор

Вклад Ф.У.Тейлора в формирование принципов научного управления Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента Наука, а не случайность и интуиция. Гармония, а не разлад. Сотрудничество, а не индивидуализм. Максимальная отдача вместо ограниченного результата. Развитие каждого человека для достижения его максимальной эффективности и благополучия. Основные принципы тейлоризма Этот подход предполагал, что: Рабочий сам по себе не разумен, но должным образом реагирует на материальные стимулы. Человек предназначен для организации и, разделяя ее цели и борясь за их осуществление, может обеспечить максимальную производительность. Таким образом, человек, по существу, рассматривался как придаток производства

Вклад Г.Форда в формирование принципов научного управления Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента массовое изготовление стандартной продукции на конвейере. непрерывность, динамичность и гибкость процесса производства. максимальный темп работы. новая технология на основе поточного производства. точность как стандарт и качество продукции. определяющая роль технико- технологической системы экономический эффект системы Основные принципы фордизма Этот подход предполагал, что: Рабочий и конвейер – единое целое, но человек вторичен. Человек «вписывается» в технику и технологию как их компонент. Таким образом, и здесь человек рассматривался как придаток производства

Административная (классическая) школа управления Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента Применимость общих принципов научного управления вне цехового пространства и завода Непрерывное организационное усложнение производства Формирование государственно-монополистических структур, требующих принципиально новых подходов к управлению Завершение отделения капитала- функции от капитала-собственности Потребность в технологическом прорыве в системе управления(специализация менеджеров) Предпосылки формирования административной школы

Административная (классическая) школа управления Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента Административная школ а (1920–1950 гг.) Начало формирования принципов административного управления: осознание необходимости совершенствования публичного управления (национального, регионального, муниципального) необходимость разработки основ административной деятельности выявление общих принципов социального управления в целом разделение управленческого труда

А. Файоль как основатель административной школы – основные идеи и труды Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента Анри Файоль Самый выдающийся европеец, внесший свой вклад в теорию управления в первой половине ХХ в. 30 лет руководил ГМК «Комамбо» Выделил управленческую деятельность как объект управления Организовал Национальный центр административных исследований Приступил к разработке общего подхода к менеджменту на основе пяти основных элементов функции управления Обосновал, что управление не привилегия, а ответственность на каждом уровне управления Ввел концепт «социальный организм» Обосновал нормативные концепции формального управления Принципы организации должны знать все работники

А. Файоль как основатель административной школы Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента 1) Разделение труда 2) Власть 3) Дисциплина 4) Единство командования 5) Единство руководства 6) Подчинение индивидуальных интересов общим интересам 7) Вознаграждение 8) Централизация 9) Скалярная цепь (линия власти) 10) Порядок 11) Устойчивость должностей личного состава 12) Равенство 13) Инициатива 14) Корпоративный дух 14 принципов Анри Файоля для всех сфер административной деятельности:

А. Файоль как основатель административной школы Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента мостик Файоля А БЛ ВМ ГН ДО ЕП ЖР

Последователи и сторонники А. Файоля Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении» «Элементы администрации», «Заметки о теории организации», «Наука, ценности и общественная администрация» «Административные размышления о второй мировой войне», «Организация как техническая проблема», «Функции администрации в аспекте работ Анри Файоля» Ряд статей с обоснованием универсальности принципов организации на всех уровнях управления в крупной корпорации Ряд статей с обоснованием разделения функций управления по уровням управления как основу для принципа делегирования ответственности Ряд статей и руководство работами по разработке и применению принципов управления в крупной корпорации Д.Д. Муни А.П. Слоун Лютер Гьюлик Линдалл Уорвик Анри Файоль

Опираясь на 5 элементов организации Файоля, разделяет прогнозирование от планирования Последователи и сторонники А. Файоля Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента Лютер Гьюлик Дополняет административную деятельность Файоля – POSDCORB 1)Планированием, т.е. постановкой в широком аспекте подлежащих выполнению задач и способов их решения для достижения цели 2)Организацией, т.е. созданием формальной структуры подчиненности как отражения разделения труда между производственными подразделениями, определяется и координируется их деятельность 3)Укомплектованием штата, т.е. работой с личным составом, подбор и подготовка кадров и создание необходимых условий их деятельности 4)Руководством как постоянной функцией принятия решений и оформление их в виде приказов, инструкций, распоряжений 5)Координацией как обеспечением согласованности действий всех подразделений предприятия, образующих благодаря координации единое целое 6)Отчетности как обеспечением информацией вышестоящих инстанций о ходе работы и организацией собственно информацией администратора 7)Бюджетированием как составлением финансовых планов, учета их выполнения бухгалтерией и финансового контроля

Последователи и сторонники А. Файоля Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента Линдалл Уорвик 1)Сопоставитость ответственности и власти - на всех уровнях власть и ответственность должны быть совпадающими и равными 2)Диапазон контроля – ограничения числа лиц, непосредственно подчиненных руководителю (5-7 человек) 3)Необходимость разграничения инженерной деятельности и деятельности специалистов по управлению (при знакомстве с общими принципами каждой) 4)Необходимость разумной специализации всех инженерных функций и обеспечение соответствующей департаментализации отдельно в вопросах управления, выходящих за рамки инженерной деятельности

Школа человеческих отношений Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента Школа человеческих отношений (1930–1950). Начало формирования школы человеческих отношений: упрощенное представление о природе человеческого поведения в организациях осознание ограниченного механистического видения коллективов работающих и отсутствия психологического взгляда на людей результаты проводимых социологических экспериментов важность для повышения отдачи от использования переменного капитала человеческого фактора

Школа человеческих отношений Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента «О разделении труда и промышленное управление», «Элементы администрации», «Заметки о теории организации», «Наука, ценности и общественная администрация» Работы о потребительском поведении как объекте модели управления Ряд статей с обоснованием универсальности принципов организации на всех уровнях цивилизации Ряд статей об экономической антропологии как модели поведения в организациях Ряд статей и руководство работами по разработке и применению принципов управления в крупной корпорации А.Р. Радклиф- Браун Э. Мэйо Виктор Парето. Г. Мюнстербер г Эмиль Дюркгейм Бронислав Малиновский

Школа человеческих отношений Тема 5 Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента «Наука об администрации и организации Работы о социологии организаций «Динамичная администрация», «Конструктивный конфликт», «Власть» «Функции администратора», «Организация и управление» «Человеческие проблемы индустриальной цивилизации» М. Вебер Э. Мэйо М.П. Фоллет. Т. Парсонс К. Бюхер Ч.И. Барнард