Басова Наталья Викторовна Учитель информатики МБОУ СОШ Пос. Искателей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие логических универсальных действий на уроках математики при решении задач.
Advertisements

Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
система способов познания окружающего мира, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность.
LOGO МОУ гимназии год Программа формирования универсальных учебных действий Выполнила: И.Г. Ерхова.
Познавательные УУД Сардарова Т.Ю.. Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Учитель начальных классов Бутузова С.Н. Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Г Учитель начальных классов Кушеварова Наталья Викторовна «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Статья по теме: «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке немецкого языка»
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Проектная и исследовательская деятельность в основной школе МО учителей технологии.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
1 Учебное исследование. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Транксрипт:

Басова Наталья Викторовна Учитель информатики МБОУ СОШ Пос. Искателей

Заложенные в ФГОС второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед.

В её понятие включаем: Исследовательская и проектная деятельность Интерес Самостоятельность Волевые усилия школьников

Как сформировать интерес к предмету у ребёнка? через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Проектная и исследовательская деятельность Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяется как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин не только в развитии их способностей, но и создание продукта, имеющего значимость для других. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношении с различными людьми, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Организация исследовательских и проектных работ учеников обеспечивает различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще не знакомы, именно их интересно осваивать, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных жизненно необходимых.

Общая характеристика исследовательской деятельности Практические значимые цели и задачи исследовательской проектной деятельности Структура проектной и исследовательской деятельности Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, актуальность, целеустремленность, высокая мотивация

Компоненты исследовательских действий Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы; Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытия замысла исследования; Поиск решения проблемы, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов; Представление результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнести с гипотезой, оформление нового знания; Обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.

Постановка проблемы, Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновении вопроса, Аргументирование актуальности проблемы Умение видеть проблему Умение ставить вопросы Умение выдвигать гипотезы Умение структурировать тексты Умение работать с метафорами Умение давать определение понятиям

Уровни креативной постановки вопросов Вопрос Направление вопроса Куда дальше? Что правильно, а что нет? Что было бы, если бы? Что я чувствую, что я знаю? Почему, кто, как, что делает? Кто, как, что, где, когда? Вопрос, ориентированный на будущее Оценочный вопрос Воображаемый вопрос Субъективный вопрос Казуальный вопрос( случайный, единичный) Описательный вопрос

Поиска решения проблемы, проведение исследований( ПРЕКТНЫХ РАБОТ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают: умение наблюдать -умения и навыки проведения эксперимента -Умение делать выводы и умозаключения -организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверке гипотезы - использование различных источников информации - обсуждение и оценку поученных результатов и применение их к новым ситуациям

Представление результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают умение структурировать материал; - обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатов и защите.

основные понятия в исследовании позволяют применить в решении практических заданий

пример 1. Кто быстрее? Цель: формировать умения выдвигать гипотезы( предположения- что получиться в результате) и проверить их. Найдите в таблице последовательно все числа то 1 до

Пример 2. Цель: формировать умение выделять закономерность в построении серии.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании познавательных универсальных учебных действий. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Можно отметить, что предметы естественнонаучного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах; учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания

Содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики: - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные; - моделирование; - использование знаково-символической записи математического понятия; - овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; - использование индуктивного умозаключения; - выведение следствий из определения понятия; - умение приводить контрпримеры.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить: Простые логические действия Составные логические операции сравнение данных; опознание объектов; анализ- выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; синтез- составление целого из частей; сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию (Сериация является необходимым условием формирования у детей понятия числа); классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение –выведение общности для целого класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; доказательство - установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; вывод следствий; установление аналогий. построение отрицания; утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной; общий приём решения задач.

Общий прием решения задач включает: знания : этапов решения, методов решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи; владение: предметными знаниями(понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями).

Компоненты общего приема решения задач: 1. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический). Существуют различные подходы при анализе хода решения задачи. Его рассматривают с логико-математической (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологической (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогической (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи) точек зрения.

Компоненты общего приема решения задач: Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин сообщения часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. Затем переходим к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств – моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношений, которые часто трудно выявляются при чтении текста

Компоненты общего приема решения задач: Установление отношений между данными и вопросом. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. Как было указано ранее, выделяются четыре типа отношений между объектами и их величинами равенство, часть-целое, разность, кратность, сочетание которых определяет разнообразие способов решения задач. Реализация этого составляющего общего приема решения задач предусматривает установление отношений между: данными условия, данными требования и данными условия и требования задачи

Компоненты общего приема решения задач: Составление плана решения задачи. Осуществление плана решения. Проверка и оценка решения задачи.

Пример 3. Можно предложить учащимся одну и ту же геометрическую задачу решить различными способами, это также вызывает у учащихся большой интерес. Например, в 9 классе, при повторении решаем такую задачу:«В равнобедренном треугольнике основание равно 10 см, а боковая сторона равна 13 см. Найти радиусы вписанной и описанной окружности».

Особенно эффективно учебно-познавательный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, а также при проблемном способе изложения новой темы: я создаю такую проблему, чтобы, решая ее, ребенок опирался на свой личный опыт. Например, при изучении начального геометрического материала (длина окружности, свойства прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) я предлагаю учащимся решить следующие задачи: -Можно ли из стальной проволоки длиной 3,5 м согнуть обруч, диаметр которого равен 1, 52 м? -Как сделать прямоугольный дверной проем без наличия геометрического материала, имея только нить? -Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 7 дм, 4 дм и 3, 5 дм. Можно ли налить в этот аквариум 90 л воды?

Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием, представляющие собой реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач могут служить задания из части В тренировочных тестов для подготовки к ЕГЭ. Некоторые из этих задач могут решать даже пятиклассники (В1 и В2) Например: В1: Сырок стоит 5 руб. 40 коп. Какое наибольшее число сырков можно купить на 40 рублей? В1: Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Нельзя не отметить такой вид познавательной деятельности как самостоятельные работы Самостоятельное выполнение заданий - самый надёжный показатель знаний, умений и навыков учащихся. Известны разнообразные формы самостоятельных работ. Среди них: Математические диктанты Задания на соотнесения Нахождение ошибки в тексте Продолжить фразу и конечно Тесты

Не последнюю роль в формировании познавательной деятельности играет развитие творческих способностей учащихся С 5 класса можно давать задания Написать сочинение Придумать сказку или стихотворение Составить кроссворд, ребус Нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для собственного рисунка и т.д. Благодаря таким заданиям развивается у учащихся умения самостоятельной творческой работы, вызывает мотивацию к учению, развивает интерес к предмету.

Рисуем графиками функций Графики квадратичных функций строятся схематично. Для этого определяются координаты вершины, направление ветвей, вычисляются значения функций на концах отрезка или в ближайших целых точках.

В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создаёт условия роста, успеха, самопознания личности –использование компьютерной техники. Просмотр презентаций по теме урока Самостоятельное создание презентаций Поиск материалов в Интернете по заданному вопросу Компьютерное тестирование

Процесс формирования и развития глубоких познавательных и нравственных интересов и потребностей у учеников Происходит при использовании в работе педагога таких форм и методов работы как Самостоятельная работа учащихся Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентации школьников Проблемное обучение Эвристическое обучение Обучение с компьютерной поддержкой Применение мульмедиа-систем Взаимообучение Тестирование знаний, умений Создание в учебном процессе ситуаций успеха Познавательных бесед, вечеров Написание рефератов, докладов Метод познавательных игр Задания для самостоятельной работы различной степени трудностей и т.д.

Успехов в работе!!!!!! И чтобы дети бежали к вам на урок с удовольствием