Составил: Потапов О.В. Клиническая психология. Клиническая психология – определение: частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия медицинской психологии.
Advertisements

Психологическая диагностика в клинике соматоформной вегетативной дисфункции Брябрина Татьяна Викторовна ст.преподаватель кафедры Клинической психологии.
Этапы диагностического процесса в психиатрии (по Г.В.Бухановскому, В.Д.Менделевичу и др.) 1.Психический статус I ЭТАП 1.Чувственное познание феноменов.
Михайлова И.И. Центр по изучению систем поддержки психического здоровья НЦПЗ РАМН (Москва) Виды самостигматизации психически больных.
ШКОЛА КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ Встреча вторая 20 ноября 2009 г. Встреча вторая 20 ноября 2009 г.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Психологическое здоровье личностное здоровье Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Астенический синдром. Клинический аспект Проявление инфекционных или эндокринных заболеваний Стресс Психические или физические нагрузки Повреждение или.
СОГМА Владикавказ-2013 А.С.Татров. СОГМА 2013 А.С.Татров.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Задачи психологической диагностики в клинической медицине Щелкова О.Ю. Кафедра медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного.
Транксрипт:

Составил: Потапов О.В. Клиническая психология

Клиническая психология – определение: частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств / болезней (Бауманн У. и Перре М., 1995) частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств / болезней (Бауманн У. и Перре М., 1995)

Разделы клинической психологии этиология этиология патогенез патогенез анализ условий возникновения расстройств анализ условий возникновения расстройств классификация классификация диагностика диагностика эпидемиология эпидемиология интервенция интервенция

Интервенция профилактика профилактика психотерапия психотерапия реабилитация реабилитация охрана здоровья охрана здоровья оценка эффективности медико-психологических мероприятий оценка эффективности медико-психологических мероприятий

Цели и функции клинической психологии 1. Исследовательская 2. Коррекционная 3. Развивающая 4. Формирующая – обучающая 5. Профилактическая

Исследовательская функция изучение анализ и обобщение психических феноме­ нов психодиагностика прогностика

Коррекционная функция адаптация мотивация реабилитация в системе АВС АВС – аффект, поведение, когниция

Развивающая функция самоактуализация самовыражение самореализация

Формирующая ( обучающая) функция Педагогическая Профессиональная Семейная Секс-терапия Юридическая психология Социальная психология

Профилактическая функция Профилактика: психических заболеваний психологических сложностей зависимостей общесоматической патологии эпидемиологическая функция

Этика клинической психологии (АРА, 1992) 1. Компетентность 1. Компетентность 2. Корпоративное единство 2. Корпоративное единство 3. Профессиональная и научная ответственность 3. Профессиональная и научная ответственность 4. Уважение прав и достоинств человека 4. Уважение прав и достоинств человека 5. Забота о благосостоянии людей 5. Забота о благосостоянии людей 6. Социальная ответственность (гражданская позиция, формирующая) 6. Социальная ответственность (гражданская позиция, формирующая)

Структура клинической психологии Общие аспекты Общие аспекты Частные аспекты: Частные аспекты: Внутриличностные Внутриличностные Межличностные Межличностные

Общие аспекты клинической психологии Основные понятия: Здоровье / болезнь Здоровье / болезнь Норма / патология Норма / патология Адаптация / дезадаптация Адаптация / дезадаптация Теория науки Теория науки Этика Этика Классификация расстройств Классификация расстройств Диагностика Диагностика Эпидемиология Эпидемиология

Общие аспекты клинической психологии Этиология / анализ условий возникновения расстройств невротического, пограничного, психотического уровней Этиология / анализ условий возникновения расстройств невротического, пограничного, психотического уровней Интервенция Интервенция Оценка эффективности Оценка эффективности

Этиология / анализ условий возникновения расстройств - методология - методология - выявление детерминант: - выявление детерминант: Генетических Генетических Билогических Билогических Социальных Социальных Психологических факторов Психологических факторов Социализация Социализация Стресс, etc. Стресс, etc.

Интервенция - методология - методология - здравоохранение - здравоохранение - триодная система профилактики: - триодная система профилактики: 1) профилактика 1) профилактика 2) психотерапия, консультирование, коучинг 2) психотерапия, консультирование, коучинг 3) реабилитация 3) реабилитация

Внутриличностные клинико- психологические аспекты Нарушенная функция Нарушенная функция Нарушенный паттерн функционирования Нарушенный паттерн функционирования

Нарушенная функция Ощущение Ощущение Восприятие Восприятие Представление Представление Память Память Ассоциативная сфера Ассоциативная сфера Мышление Мышление Научение Научение Эмоционально-волевая сфера Эмоционально-волевая сфера Сознание Сознание Интеллект Интеллект Личностная целостность Личностная целостность

Нарушенный паттерн функционирования Симптомы Симптомы Синдромы Синдромы Нозологические формы Нозологические формы В соответствии с МКБ- 10, DSM-4

Этиопатогенетические закономерности расстройства Род Род Тип Тип Стадия процесса Стадия процесса

Род – локус причинности расстройства Эндогенное Эндогенное Экзогенное Экзогенное Психогенное Психогенное Соматогенное Соматогенное

Тип – течение, внутренняя динамика заболевания 1) Непрерывное: 1) Непрерывное: А) регредиентное А) регредиентное В) стационарное В) стационарное С) прогрессирующее С) прогрессирующее 2) Приступообразное: 2) Приступообразное: А) фазное А) фазное В) рецидивирующее В) рецидивирующее С) рекуррентное С) рекуррентное D) приступообразно- прогредиентное D) приступообразно- прогредиентное

Стадия процесса 1) реакция 1) реакция 2) процесс 2) процесс 3) развитие 3) развитие 4) деформация 4) деформация 5) распад 5) распад

Межличностные клинико- психологические аспекты Нарушенная система и стратегия совладания, межличностная компетентность и эффективность (МКЭФ) Нарушенная система и стратегия совладания, межличностная компетентность и эффективность (МКЭФ) Коррекция и развитие навыков МКЭФ Коррекция и развитие навыков МКЭФ Критерии оценки МКЭФ Критерии оценки МКЭФ

Критерии оценки МКЭФ Межличностная эффективность Межличностная эффективность Позитивизм Позитивизм Базовое доверие к миру Базовое доверие к миру Целостность Целостность Активность Активность Мотивация Мотивация Социальный копинг- механизм Социальный копинг- механизм

Объекты МЭКФ Диада (Пара) Диада (Пара) Семья Семья Работа Работа Школа Школа Община Община Семейная, сексуальная, социальная терапия; Семейная, сексуальная, социальная терапия; Системы тренингов Системы тренингов Группы встреч etc. Группы встреч etc.

Связь клинической психологии со смежными дисциплинами и подходами Социальная работа Медицина Психология Интегративные направления

Социальная работа Социология и социальная работа Профилактика Группы встреч Гендерные исследования Антикризисные исследования Исследования влияния макро стрессоров, микро стрессоров, эко антропогенных стрессоров Реабилитация Статистика

Медицина Психопатология и психиатрия Психотерапия Охрана здоровья Медицинская психология Клиническая нейропсихология Поведенческая медицина Психология здоровья Клиническая антропология Общесоматическая практика Физиология

Психология Развития Возрастная Психодиагностика Персонология Эго-психология Глубинная психология Экзистенциальная психология Социальная психология Психология отклоняющегося поведения Психологическое консультирование

Интегративные направления Теория систем Клиническая антропология Экология Биопсихосоциальный подход Холи-подход Транскультуральный подход Философские аспекты Этические аспекты Теологические аспекты Педагогика

Подходы к разграничению психического здоровья и психической болезни Элементарные Элементарные Комплексные Комплексные Интегративные Интегративные

Элементарные подходы 1. биологический 1. биологический 2. естественнонаучный 2. естественнонаучный 3. социальный 3. социальный 4. экспериментально- психологический 4. экспериментально- психологический

Комплексные подходы 1. клинико- психопатологический (клинико- феноменологический анализ) 1. клинико- психопатологический (клинико- феноменологический анализ) 2. структурно- динамический подход 2. структурно- динамический подход

Интегративные подходы 1. биопсихосоциальный подход (в т.ч. этнокультурная, превентивная, экологическая психиатрия); 1. биопсихосоциальный подход (в т.ч. этнокультурная, превентивная, экологическая психиатрия); 2. клинико-антропологический; 2 методологических направления: 2. клинико-антропологический; 2 методологических направления: 2a. «метрическое» (Морель, 1857; Кречмер Е., 1921, 1927); 2a. «метрическое» (Морель, 1857; Кречмер Е., 1921, 1927); 2b. «философский» или акме, экзистенциальный (Бинсвангер, Сартр, Франкл) – экзистенциальный анализ 2b. «философский» или акме, экзистенциальный (Бинсвангер, Сартр, Франкл) – экзистенциальный анализ

1. Виды нормы. Значения анормальности (А) Системный подход Статистическая норма А – необычное Идеальная норма А – Несоответствующее идеалу Социальная норма А – Отклоняющееся Субъективная норма А – Неподходящее для индивида Функциональная норма А – Дезадаптивное / Вредное

2. Виды нормы Клинический подход (Семичов С.Б., 1979) Идеальная норма (эталон) Среднестатистическая норма Конституциональная норма Акцентуация Предболезнь

3. Виды нормы. Динамический подход (Семке В.Я., 1993) Реакции адаптации Реакции адаптации Напряжение адаптации Напряжение адаптации Срыв адаптации (дезадаптивная реакция) Срыв адаптации (дезадаптивная реакция) Дезадаптивное состояние Дезадаптивное состояние Клинические проявления Клинические проявления

Подходы к рассмотрению соотношения психического здоровья и болезни: -Нозоцентрический -Нормоцентрический -Социоцентрический

Нозоцентрический подход – мышление врача ориентировано на поиск болезни или патологии; любой отклоняющийся от ожидаемого признак человеческой психики квалифицируется как признак болезни (симптом, синдром)

Нормоцентрический подход – мышление ориентировано на поиск только саногенных факторов; абсолютизация – антипсихиатрия, рассматривающая любые формы реагирования (функционирования) как ответ на окружающую действительность (не являющуюся «здоровой»)

Социоцентрический подход – рассматривается социальный контекст формирования (семья, деятельность, быт), протекание (соц. условия, патогенные и саногенные факторы соц. среды), коррекция заболевания (медико-социальные мероприятия); цель – социальная адаптация человека

Определение: Здоровье – состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие (ВОЗ)

Критерии общего здоровья: 1. структурная сохранность органов и систем 2. свойственная организму индивидуально достаточная приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде 3. сохранность привычного самочувствия

Критерии психического здоровья: 1. осознание и чувство непрерывности, постоянств и идентичности своего физического и психического «Я» 2. чувства постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях 3. критичность к себе, деятельности и результатам 4. адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, соц. обстоятельствам и ситуациям 5. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами 6. способность планировать свою жизнедеятельность и реализовывать это 7. способность изменять способы поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств

Нозологическая форма от гр. nosos – болезнь психопатологический феномен (явление, событие, объект), состоящий из отдельных признаков, связанных едиными этиологией, патогенезом, патоморфологией, проявляющий себя в виде определенной «картины болезни»

Диагноз от гр. diagnosis – распознавание, определение краткое, обобщенное заключение о болезни как таковой

Индивидуальный диагноз частный вариант протекания нозологически самостоятельной болезни в конкретных возрастных, природно-антропогенных, микросоциальных, психологических и биологических условиях

Этапы клинической диагностики: 1. чувственное познание феномена болезни Задача: выявление, выделение и описание признаков расстройства 2. клинический анализ Задача: типирование выявленных признаков, т.е. обозначить симптомы, и систематизация симптомов в синдромы 3. диагностическое заключение о нозологической форме Задача: построение клинико- динамической модели болезни – формирование представления о синдромогенезе, синдромокинезе, синдромотаксисе

Определения болезни: «Contra naturam» - противоестественность (Гален, 2 в.)

Определения болезни: Сущность болезни есть некая необходимость, и выражается как просьба о помощи (В. Вейцзекер).

Отклонение от жизни нормальной, т.е. необходимой для жизни жизненной формы, в результате чего негатив начинает преобладать (Kieser, 1817) Определения болезни:

Сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья (Бухановский А.О., 1998)

Определения болезни: Вариация «человеческого», отклонившаяся весьма далеко от средних показателей, нежелательная для самого больного или для его окружения и поэтому требующая медицинского (психологического) вмешательства (К. Ясперс).

Психическое расстройство болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с функционированием организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов (МКБ-10, DSM-4)

Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно- психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений

Расстройства личности (психопатии) – расстройства, характеризующиеся [глубоко укоренившимися] дезадаптивными моделями поведения, которые обычно начинают проявляться в детстве или юности

Borderline – пограничное между неврозом и психозом состояние выраженной дезадаптации, включающее полиморфные признаки невротических и личностных нарушений с локальными психотическими эпизодами

Психоз – острое расстройство психики и поведения

Психоз – психическое расстройство, приводящее к нарушению психической деятельности личности, эмоциональных реакций и способности адекватного отражения действительности, общения с окружающими

Характеристики психозов 1) грубая дезинтеграция психики

2) некритичность, невозможность / затруднение осознания себя и окружающей действительности Характеристики психозов

3) Невозможность / затрудненность произвольно руководить собой (деятельностью, эмоциями, мышлением) Характеристики психозов

4) неконгруэнтное поведение (с аутоагрессией) Характеристики психозов

Сущность болезни есть некая необходимость, и выражается как просьба о помощи (В. Вейцзекер). Определения болеи: Характеристики психозов 5) неконгруэнтное поведение (с гетероагрессией)

Виды психозов: 1) Эндогенный 2) Экзогенно- органический 3) Реактивный (психогенный)

1) Эндогенный Обусловлен внутренними, зачастую генетическими причинами. Расстройства: Шизофрения, Маниакально-депрессивный психоз (МДП), инволюционные психозы.

2) Экзогенно- органический: Обусловлен внешними, физического воздействия агентами: а) травмы b) инфекции c) интоксикации d) гипоксия мозга e) острые и хронические нарушения мозгового кровообращения

3) Реактивный (психогенный) психоз Определяется триадой К. Ясперса (1913): а) состояние вызывается психогенной травмой; b) психогенно-травмирующая ситуация отражается в клинической картине, в содержании симптомов; c) реактивное состояние прекращается с исчезновением вызвавшей его причины или с течением времени

«Дефицитарный» (дементный) регистр – Связан с процессами формирования и нарастания слабоумия Ведущие синдромы: Интеллектуально- мнестическое снижение Эмоционально-волевые расстройства

Уровни нарушений по нозологическому принципу Психотический Пограничный (borderline) Невротический Дефицитарный

Безопасность Центральная проблема Психотического уровня

Автономия Центральная проблема Пограничного уровня (borderline)

Идентичность Центральная проблема Невротического уровня

Характер тревоги Психотический уровень – Тревога уничтожения

Пограничный уровень – Тревога сепарации Характер тревоги

Невротический уровень – Тревога наказания и потери контроля Характер тревоги

Конфликт развития Психотического уровня Оральный : симбиотический

Пограничного уровня Анальный : сепарация-индивидуация Конфликт развития

Невротического уровня Эдипальный Конфликт развития

Тип конфликта по Э. Эриксону Психотического уровня Базовое доверие / недоверие

Тип конфликта по Э. Эриксону Пограничного уровня Автономия / стыд, неуверенность

Тип конфликта по Э. Эриксону Невротического уровня Инициативность / вина

Объектные отношения Психотического уровня Монадические Пограничного уровня Диадные Невротического уровня Триадные

Чувство Я Психотического уровня Затопленное Пограничного уровня Втянутое в сражение (пассивно) Невротического уровня Ответственное

Иерархия позитивных и негативных синдромов (по А.В. Снежневскому) Позитивные синдромы – активная психопродукция, + психофеномены Негативные синдромы – выпадение и деградация психических функций, минус-феномены

Позитивные синдромы – Уровень 1 Эмоционально- гиперэстетические нарушения

Позитивные синдромы – Уровень 2 Аффективные: депрессивные маниакальные

Невротические синдромы: навязчивые, истерические, сенестопатические, ипохондрические, деперсонализационные Позитивные синдромы – Уровень 3

Позитивные синдромы – Уровень 4 Паранойяльные нарушения Вербальный галлюциноз

Позитивные синдромы – Уровень 5 Параноидный Кататонический Парафренный Онейроидный Синдром Кандинского- Клерамбо (психических автоматизмов)

Позитивные синдромы – Уровень 6 Помрачения сознания: Делирий Аменция Сумерки

Позитивные синдромы – Уровень 7 Парамнезии

Позитивные синдромы – Уровень 8 Судорожные синдромы

Позитивные синдромы – Уровень 9 Психоорганические расстройства

Негативные синдромы – Уровень 1 Истощаемость психической деятельности

Негативные синдромы – Уровень 2 Субъективно осознаваемая измененность «Я»

Негативные синдромы – Уровень 3 Объективно определяемая измененность личности

Негативные синдромы – Уровень 4 Дисгармония личности (включая шизоидизацию)

Негативные синдромы – Уровень 5 Снижение энергетического потенциала

Негативные синдромы – Уровень 6 Снижение уровня личности

Негативные синдромы – Уровень 7 Регресс личности

Негативные синдромы – Уровень 8 Амнестические расстройства

Негативные синдромы – Уровень 9 Тотальное слабоумие Психический маразм

Исследование психического статуса : Анамнез (история) жизни и заболевания Анамнез (история) жизни и заболевания

Исследование психического статуса : Внешность и поведение: Внешность и поведение: Общение Общение Речь Речь Мимика Мимика Жесты Жесты Движения Движения

Исследование психического статуса : Состояние сознания: Состояние сознания: Оглушенное Оглушенное Онейроидное Онейроидное Делириозное Делириозное Аментивное Аментивное Сумеречное Сумеречное ориентация во времени, личности и пространстве. ориентация во времени, личности и пространстве.

Исследование психического статуса : Сфера Восприятия – представлений Сфера Восприятия – представлений Скорость Скорость Иллюзии Иллюзии Галлюцинации Галлюцинации Псевдогаллюцинации Псевдогаллюцинации Деперсонализация Деперсонализация Дереализация Дереализация Содержание обманов восприятия Содержание обманов восприятия

Исследование психического статуса : Интеллект Интеллект Память Память

Исследование психического статуса : Внимание Внимание Объем Объем Переключаемость Переключаемость Устойчивость Устойчивость

Исследование психического статуса : Мышление Мышление Абстракции Абстракции Обобщение Обобщение Навязчивости Навязчивости Сверхценные идеи Сверхценные идеи Бред Бред Ассоциации Ассоциации

Исследование психического статуса : Настроение Настроение Эмоциональность Эмоциональность

Исследование психического статуса: Волевые проявления Волевые проявления Абулия Абулия Нерешительность Нерешительность Мутизм Мутизм Негативизм Негативизм

Исследование психического статуса: Критика к своему состоянию и окружающему Критика к своему состоянию и окружающему Планы на будущее Планы на будущее

Диагностический алгоритм DSM-4: 1. Психические расстройства (синдромальная и динамическая оценка) 2. Расстройства личности и умственная отсталость 3. Соматические и неврологические заболевания 4. Психосоциальные проблемы и проблемы, связанные со средой проживания 5. Общая оценка жизнедеятельности (GAF) – 100- бальная система, состояние за последние 12 месяцев

Диагностический алгоритм DSM-4 (дополнительные аспекты): 5. Психодинамическая формулировка – защитные механизмы, копинг- механизмы, другие психологические факторы 6. Дифференциальный диагноз – заболевания, которые необходимо исключить 8. Прогноз – (+) и (-) признаки, предположительный исход 9. План лечения

. Отечественные систематики непсихотических расстройств Отечественные систематики непсихотических расстройств

Систематика непсихотических расстройств Аномальные реакции Аномальные реакции Преходящие развития Преходящие развития Развития пролонгированные, психопатические Развития пролонгированные, психопатические Расстройства личности Расстройства личности

Факторы, способствующие формированию расстройств Соматогении Соматогении Психогении Психогении Конституция Конституция Экзогении Экзогении

Аномальные реакции Соматогенные и экзогенные неврозоподобные реакции Соматогенные и экзогенные неврозоподобные реакции Невротические реакции (психогенные в рамках преобладающей акцентуации) Невротические реакции (психогенные в рамках преобладающей акцентуации) Ситуационные, характерологические реакции Ситуационные, характерологические реакции Экзогенные и соматогенные психопатоподобные реакции Экзогенные и соматогенные психопатоподобные реакции

Преходящие развития Неврозоподобные расстройства (состояние) Неврозоподобные расстройства (состояние) Невротические расстройства (состояния, фазы) Невротические расстройства (состояния, фазы) Декомпенсации психопатических состояний Декомпенсации психопатических состояний Психопатоподобные расстройства Психопатоподобные расстройства

Развития пролонгированные, психопатические Психосоматические и соматопсихические расстройства Психосоматические и соматопсихические расстройства Невротические развития с характерологическими искажениями Невротические развития с характерологическими искажениями Развитие стойких поведенческих и личностных расстройств Развитие стойких поведенческих и личностных расстройств Экзогенное, токсико- травматическое психоорганическое развитие (астеническая, эксплозивная, эйфорическая, апатическая формы) Экзогенное, токсико- травматическое психоорганическое развитие (астеническая, эксплозивная, эйфорическая, апатическая формы)

Расстройства личности Зависимые расстройства Зависимые расстройства Ипохондрические расстройства Ипохондрические расстройства Дефензивные Дефензивные Эксплозивные (ведущее – параноическое расстройство) Эксплозивные (ведущее – параноическое расстройство) Смешанные, неустойчивые, и циклоидного круга Смешанные, неустойчивые, и циклоидного круга

Систематика клинических взаимосвязей Акцентуация – Акцентуация – Синдромальный вариант пограничного психического расстройства (ППР) – Синдромальный вариант пограничного психического расстройства (ППР) – Психотравмирующие ситуации Психотравмирующие ситуации (Ушакова Э.И., Ушаков Г.К., Илипаев И.И.)

Сенситивность Синдромы: Неврастенический Неврастенический Астенический психопатический Астенический психопатический Аутистический Аутистический

Сенситивность Психотравмирующие Ситуации Ситуации перенапряжения (истощения) стереотипа преморбида Ситуации перенапряжения (истощения) стереотипа преморбида

Тревожная мнительность Синдромы: Обсессивный Обсессивный Компульсивный Компульсивный Психастенический Психастенический

Тревожная мнительность Психотравмирующие Ситуации Разлаживающие переключаемость привычного стереотипа Разлаживающие переключаемость привычного стереотипа

Демонстративность (истероидность) Синдромы: Истерический Истерический Пуэрильный Пуэрильный Псевдодементный Псевдодементный

Демонстративность Психотравмирующие Ситуации Отрицающие (нарушающие) стойкий эгоцентрический стереотип

Ригидность аффектов, когниций Синдромы: Эксплозивный Эксплозивный Параноический Параноический Эпилептический Эпилептический

Ригидность аффектов, когниций Психотравмирующие Ситуации Отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа

Персонологические теории в клинической психологии 3 обобщенных направления исследования личности и психотерапевтической коррекции: Психодинамическое Бихевиориально- когнитивное Гуманистически- экзистенциальное

Альтернативы оценки личностной теории 1. Свобода – Детерминизм 2. Рациональность – Иррациональность 3. Холизм – Элементализм 4. Конституционализм (биологическое) – Инвайронментализм (социальное) 5. Изменяемость – Неизменность 6. Субъективность – Объективность 7. Проактивность (внутренняя причинность) – Реактивность (реакция на внешнее) 8. Гомеостаз – Гетеростаз 9. Познаваемость – Непознаваемость

Ось свобода – детерминизм 2 Свобода Детерми низм Адлер Маслоу Роджерс Олпо рт Бандур а Келли Эрик сон Фрейд Скиннер

Ось Рациональность – Иррациональность Рациона льность 101Иррац ионал ьность Олпорт Бандура Маслоу Роджерс Келли Адлер Эрикс он Фрейд

Ось Холизм – Элементализм Холизм 101 Элемент ализм Адлер Эриксон Маслоу Роджерс Фрейд Олпорт Келли Бандура Скиннер

Ось Конституционализм– Инвайронментализм Биол огиче ское 101Социаль ное Фрейд Келли Маслоу Роджерс Адлер Олпорт Бандура Эриксон Скиннер

Ось Изменяемость – Неизменность изменяе мость 101 неизм енност ь Эриксон Скиннер Бандура Маслоу Роджерс Олпорт КеллиФрейд Адлер

Ось Субъективность – Объективность Субъект ивность 101Объект ивность Адлер Келли Маслоу Роджерс Фрейд Олпорт Банд ура Эрикс он Скинне р

Ось Проактивность – Реактивность Проак­ тивность 101Реактив ность Адлер Олпорт Маслоу Роджерс Фрейд Эрикс он Банду ра Скиннер

Ось Гомеостаз – Гетеростаз Гомео­ стаз 101Гетерост аз Фрейд ЭриксонАдлер Олпорт Маслоу Роджерс

Ось Познаваемость – Непознаваемость Познава емость 101Непознав аемость Фрейд Скиннер Бандура Эриксон Олпорт Адлер Маслоу Роджерс

Базисная динамическая структура психики (З. Фрейд) ВЛЕЧЕНИЕ – ТРЕВОГА – ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ «симптомы образуются с целью избежать опасной ситуации, о которой сигнализирует тревога»

Сопротивление – все стереотипы поведения, которые направлены против осознания целительных, значимых и симптоматичных конфликтов и их составляющих (гордость, стыд, чувство вины – страх наказания, страх потери контроля)

Невроз (К.Г. Юнг) – диссоциация личности, вызванная существованием комплексов (несовместимых). Бессознательные комплексы выражаются в личности через невротические симптомы, т.о. невроз является «попыткой саморегулирующейся психической системы восстановить баланс (как и сны, только сильнее и действеннее)»

Психическое расстройство (Д. Келли)– «любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность»

Когнитивные искажения (А. Эллис, А. Бек) – систематические ошибки в суждениях; особо очевидны при психологическом дисстрессе и ведут к личностной и социальной дисфункции

Ведущие стратегии искажений: 1. Персонализация 2. Дихотомическое мышление 3. Выборочное абстрагирование (извлечение) 4. Произвольные умозаключения 5. Сверхгенерализация 6. Преувеличение (катастрофизация)

1. Персонализация – склонность интерпретировать события в аспекте личных значений механизм поддержания (воспроизведения) схемы: убежденность порождает заведомую неудачу – круг замыкается

2. Дихотомическое мышление – черное-белое, принятие- отвержение; тенденция мыслить крайностями

3. Выборочное абстрагирование – концептуализация ситуации на основе детали, извлеченной из контекста, при игнорировании другой информации

4. Произвольные умозаключения – бездоказательные и / или противоречащие очевидным фактам умозаключения

5. Сверхгенерализация – неоправданное обобщение на основании единичного случая. Например: "Я все делаю неправильно!" или "Все мужчины одинаковы, меня всегда будут отвергать".

6. Преувеличение (катастрофизация) – преувеличение последствий каких-либо событий. Например: "Будет ужасно, если кто-то будет плохого мнения обо мне"

Метапатология (А. Маслоу) – расстройства (апатия, депрессия, цинизм, отсутствие смысла жизни), развивающиеся в результате фрустрации метапотребностей (ценностей: истина, добро, красота, справедливость, совершенство) дефицитарным стилем жизни (Д-жизнь)

Невроз (Ф. Перлз)– «защитный маневр, помогающий человеку уклониться от угрозы переполнения миром, который берет над ним верх» возникает вследствие нарушения контактной границы между человеком и окружающим миром (фигурой и фоном)

Четыре защитных механизма по Ф. Перлзу: Интроекция Проекция Слияние Ретрофлексия

Расстройство (К. Роджерс) – конфликт (несоответствие) между Я-концепцией и реальностью (действительным переживанием) со стремлением защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия

Невроз (П. Тиллих) – «есть способ избегания небытия путем избегания бытия»

Стандартизированные экспериментально- психологические методы клинические шкалы (например, MMPI, MCMI, SCL, DTI, MADRS) ситуационные задания и тесты (например, фрустрационный тест Розенцвейга) личностные тесты, помогающие раскрыть структуру личности или тот или иной ее аспект: опросники проективные методы

Личностные тесты в клинической психологии: 1) Проективные методы, выявляющие целостные личностные свойства

Личностные тесты в клинической психологии: 2) Методы, выявляющие индивидуально- типологические свойства личности

Личностные тесты в клинической психологии: 3) Методы, отражающие социализацию личности, ее психологические защиты и копинг- механизмы, а также внутреннюю картину болезни

Личностные тесты в клинической психологии: 4) Методы, выявляющие смысловые значения и другие экзистенциальные категории человека

Классификация проективных методов (Л. Франк) 1. Ассоциативные методы (конститутивные) 2. Конструктивные 3. Интерпретативные 4. Катарсические 5. Рефрактивные 6. Импрессивные 7. Аддитивные

4 уровня интерпретации проективных тестов: 1. Данные наблюдаемого поведения 2. Транзактные аспекты ситуации тестирования 3. Уровень представленных результатов теста 4. Интерпретация на символическом уровне

Бихевиоральная оценка естественное наблюдение оценка по аналогии оценка участника самонаблюдение психофизиологические измерения (биологическая обратная связь – БОС) анкеты, выявляющие поведенческие стратегии

Я-структурный тест Г. Аммона – оценка следующих психологических функций: АГРЕССИЯ ТРЕВОГА-СТРАХ ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ НАРЦИССИЗМ СЕКСУАЛЬНОСТЬ и развитие их в следующих направлениях: конструктивное деструктивное дифицитарное

Копинг-механизмы (L. Murphy, 1962) механизмы совладания со стрессовыми, травматическими, личностно значимыми ситуациями, приспосабливаемости организма

Индикатор копинг- стратегий Амерхана разрешение проблемы поиск социальной поддержки избегание/уклонение ситуации, переживания, опыта

Формы неврозов и механизмы защиты (П. Куттер) 1 – классические неврозы: Истерия Фобии Навязчивый

Формы неврозов и механизмы защиты (П. Куттер) 2 – постклассические неврозы: Расстройство идентичности (дефицитарный отцовский невроз) Нарциссический (симбиотический, зависимый) Депривационный (дефицитарный материнский)

Механизмы защиты Истерический (конверсионный) невроз – Вытеснение

Механизмы защиты Фобический невроз – Смещение

Механизмы защиты Навязчивый невроз – Изоляция и смещение

Механизмы защиты Расстройство идентичности – Импульсивность (реактивные образования) расщепление деструкция

Механизмы защиты Нарциссический невроз – Регрессия мазохистский характер

Механизмы защиты Депривационный невроз – Дефензивные формы (избегание, отрицание)

4 невротических стиля (Д. Шапиро): 1. Обсессивно- компульсивный стиль

4 невротических стиля (Д. Шапиро): 2. Параноидный стиль

4 невротических стиля (Д. Шапиро): 3. Истерический стиль

4 невротических стиля (Д. Шапиро): 4. Импульсивный стиль

4 критерия динамики состояния пациента и эффективности терапии: 1. Степень осознания пациентом психологических механизмов болезни (Карвасарский Б.Д. и др., 1997)

4 критерия динамики состояния пациента и эффективности терапии: 2. Степень реконструкции отношений

4 критерия динамики состояния пациента и эффективности терапии: 3. Степень восстановления полноценности социального функционирования

4 критерия динамики состояния пациента и эффективности терапии: 4. Клиническое симптоматическое улучшение

Динамические критерии клинико- антропологического подхода: Соматопсихический «базис» Соматопсихический «базис» Физиологические функции (стабилиза­ция состояния) Физиологические функции (стабилиза­ция состояния) Активность Активность Адаптивность Адаптивность Невротичность Невротичность Межличностная эффективность Межличностная эффективность Позитивизм отношений «Я – Ты» Позитивизм отношений «Я – Ты» Целостность Целостность

Динамические критерии клинико- антропологического подхода: Соматопсихический «базис» - определение конституционального типа, биолого-типологические предпосылки функционирования и развития личности Соматопсихический «базис» - определение конституционального типа, биолого-типологические предпосылки функционирования и развития личности

Динамические критерии клинико- антропологического подхода: Физиологическая стабилизация/ нормализация (ФИСТ) – Физиологическая стабилизация/ нормализация (ФИСТ) – учитывает витальные функции, вегетативные реакции, психосоматическое состояние

Динамические критерии клинико- антропологического подхода: Активация (АКТ) – учитывает не только повышение скорости моторики и ментальных процессов, но и обретение активной жизненной позиции Активация (АКТ) – учитывает не только повышение скорости моторики и ментальных процессов, но и обретение активной жизненной позиции

Динамические критерии клинико- антропологического подхода: Адаптивность (Ад) – адекватное Адаптивность (Ад) – адекватное (или приближенное к оному) восприятие и функционирование в реальности (или приближенное к оному) восприятие и функционирование в реальности

Динамические критерии клинико- антропологического подхода: Деконструкция невротического звена (Декнез) – Деконструкция невротического звена (Декнез) – разрыв патологического круга погруженности в патологиче­ское состояние разрыв патологического круга погруженности в патологиче­ское состояние гармонизация отношений между реальным и идеальным "Я« гармонизация отношений между реальным и идеальным "Я« при сохране­нии патологического радикала – его конгруэнтное включение в систему отношений личности при сохране­нии патологического радикала – его конгруэнтное включение в систему отношений личности

Динамические критерии клинико- антропологического подхода: Межличностная эффективность (МЭФ) – Межличностная эффективность (МЭФ) – критерий получения удовлетворения и/или результатов в процессе общения критерий получения удовлетворения и/или результатов в процессе общения способность к искренним и открытым отношениям способность к искренним и открытым отношениям

Динамические критерии клинико- антропологического подхода: Позитивное восприятие «Я», «Других» и «Мира» (позитивизм) – Позитивное восприятие «Я», «Других» и «Мира» (позитивизм) – равностное позитивное восприятие объектно- субъектных отношений равностное позитивное восприятие объектно- субъектных отношений

Динамические критерии клинико- антропологического подхода: Обретение целостности Обретение целостности (Хол) – (Хол) – ориентация личности на самоактуализацию и осознании своей экзистенции ориентация личности на самоактуализацию и осознании своей экзистенции Интегративный параметр Интегративный параметр

Соотношение критериев и экспериментально-психологических методик клинико- антропологического исследования Соматопсихический «базис» - Соматопсихический «базис» - Антропометрические (определение соматотипа, дисплазий) и индивидуально- типологические методики Антропометрические (определение соматотипа, дисплазий) и индивидуально- типологические методики

Соотношение критериев и экспериментально-психологических методик клинико- антропологического исследования Физиологическая стабилизация/ нормализация (ФИСТ) – Физиологическая стабилизация/ нормализация (ФИСТ) – определение уровня компенсации психофизизиологического состояния организма определение уровня компенсации психофизизиологического состояния организма

Соотношение критериев и экспериментально-психологических методик клинико- антропологического исследования Активация (АКТ) – Активация (АКТ) – ВКБ по В.А. Ташлыкову ВКБ по В.А. Ташлыкову САН САН САМОАЛ САМОАЛ

Соотношение критериев и экспериментально-психологических методик клинико- антропологического исследования Адаптивность (Ад) – Адаптивность (Ад) – Тест Хайма Тест Хайма Тест Амерхана Тест Амерхана Тесты на фрустрацию Тесты на фрустрацию

Соотношение критериев и экспериментально-психологических методик клинико- антропологического исследования Невротичность – Невротичность – Шкала тревоги Тейлор, модификация Т.А. Немчина Шкала тревоги Тейлор, модификация Т.А. Немчина тест Спилбергера тест Спилбергера SCL SCL

Соотношение критериев и экспериментально-психологических методик клинико- антропологического исследования Межличностная эффективность (МЭФ) – Межличностная эффективность (МЭФ) – САМОАЛ САМОАЛ Тест Хайма Тест Хайма

Соотношение критериев и экспериментально-психологических методик клинико- антропологического исследования Позитивное восприятие «Я», «Других» и «Мира» (позитивизм) – Позитивное восприятие «Я», «Других» и «Мира» (позитивизм) – «Я - Ты» концепция «Я - Ты» концепция Э. Берна Э. Берна САМОАЛ САМОАЛ 10 значимых событий по Н. Пезешкиану 10 значимых событий по Н. Пезешкиану

Соотношение критериев и экспериментально-психологических методик клинико- антропологического исследования Обретение целостности Обретение целостности (Хол) – (Хол) – Тест жизненной цели Тест жизненной цели САМОАЛ САМОАЛ Семантический дифференциал качества жизни Семантический дифференциал качества жизни

Клинический блок Характеристики неврозов Характеристики неврозов и других расстройств

Характеристики неврозов 1. Обратимость патологических нарушений (срыв высшей нервной деятельности по И.П. Павлову) 1. Обратимость патологических нарушений (срыв высшей нервной деятельности по И.П. Павлову)

Характеристики неврозов 2. Психогенная природа заболевания (наблюдаются связи: клиническая картина - система отношений - патогенная ситуация) 2. Психогенная природа заболевания (наблюдаются связи: клиническая картина - система отношений - патогенная ситуация)

Характеристики неврозов 3. Специфичность клинических проявлений (доминирование эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств) 3. Специфичность клинических проявлений (доминирование эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств)

Характеристики неврозов 4. более высокая эффективность психотерапии сравнительно с биологическими воздействиями 4. более высокая эффективность психотерапии сравнительно с биологическими воздействиями

F 40 Тревожно-фобические расстройства F 40.0 F 40.0 Агарофобия Агарофобия

F 40 Тревожно-фобические расстройства F 40.1 F 40.1 Социальные фобии Социальные фобии

F 40 Тревожно-фобические расстройства F 40.2 Специфические (изолированные) фобии F 40.2 Специфические (изолированные) фобии Включают: фобии животных; фобии животных; клаустрофобия; клаустрофобия; акрофобия; акрофобия; фобия экзаменов; фобия экзаменов; простая фобия. простая фобия.

F 41 Другие тревожные расстройства F 41.0 Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога) F 41.0 Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога)Включаются: паническая атака паническая атака паническое состояние паническое состояние

F 41 Другие тревожные расстройства F 41.1 Генерализованное тревожное расстройство F 41.1 Генерализованное тревожное расстройство Включаются: тревожное состояние тревожное состояние тревожный невроз тревожный невроз тревожная реакция тревожная реакция

F 41 Другие тревожные расстройства F 41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство F 41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство Включается: тревожная депрессия тревожная депрессия

F 41 Другие тревожные расстройства F 41.8 Другие уточненные тревожные расстройства F 41.8 Другие уточненные тревожные расстройства Включается: тревожная истерия тревожная истерия

Критерии расстройств адаптации (F43.2): 1) идентифицированный психосоциальный стресс, не достигающий чрезвычайного или катастрофального размаха, симптомы появляются в течение месяца 1) идентифицированный психосоциальный стресс, не достигающий чрезвычайного или катастрофального размаха, симптомы появляются в течение месяца

Критерии расстройств адаптации (F43.2): 2) отдельные симптомы (за исключением бредовых и галлюцинаторных), соответствующие критериям аффективных (F3), невротических, стрессовых и соматоформных (F4) расстройств и нарушений социального поведения (F91), не соответствующие полностью ни одному из них 2) отдельные симптомы (за исключением бредовых и галлюцинаторных), соответствующие критериям аффективных (F3), невротических, стрессовых и соматоформных (F4) расстройств и нарушений социального поведения (F91), не соответствующие полностью ни одному из них

Критерии расстройств адаптации (F43.2): 3) симптомы не превышают по длительности 6 месяцев с момента прекращения действия стресса или его последствий (за исключением F43.21) 3) симптомы не превышают по длительности 6 месяцев с момента прекращения действия стресса или его последствий (за исключением F43.21)

Варианты расстройств адаптации: F43.20 – кратковременная депрессивная реакция (легкое депрессивное со­ стояние не > 1 месяца) F43.20 – кратковременная депрессивная реакция (легкое депрессивное со­ стояние не > 1 месяца)

Варианты расстройств адаптации: F43.21 – пролонгированная депрессивная реакция (легкое депрессивное состояние не > 2 лет) F43.21 – пролонгированная депрессивная реакция (легкое депрессивное состояние не > 2 лет)

Варианты расстройств адаптации: F43.22 – смешанная тревожная и депрессивная реакция F43.22 – смешанная тревожная и депрессивная реакция

Варианты расстройств адаптации: F43.23 – с преобладанием нарушения других эмоций F43.23 – с преобладанием нарушения других эмоций

Варианты расстройств адаптации: F43.24 – с преобладанием нарушения поведения F43.24 – с преобладанием нарушения поведения

Варианты расстройств адаптации: F43.25 – смешанное расстройство эмоций и поведения F43.25 – смешанное расстройство эмоций и поведения

Варианты расстройств адаптации: F43.28 – другие специфические преобладающие симптомы F43.28 – другие специфические преобладающие симптомы

Критерии посттравматического стрессового расстройства (F43.1): 1) кратковременное или длительное пребывание в чрезвычайно угрожающей или катастрофальной ситуации, которое вызвало бы почти у каждого чувство глубокого отчаяния 1) кратковременное или длительное пребывание в чрезвычайно угрожающей или катастрофальной ситуации, которое вызвало бы почти у каждого чувство глубокого отчаяния

Критерии посттравматического стрессового расстройства (F43.1): 2) стойкие непроизвольные и чрезвычайно живые воспоминания (flash-backs) перенесенного, находящие свое отражение во снах, усиливающиеся при попадании в ситуации, напоминающие стрессовую или связанную с ней 2) стойкие непроизвольные и чрезвычайно живые воспоминания (flash-backs) перенесенного, находящие свое отражение во снах, усиливающиеся при попадании в ситуации, напоминающие стрессовую или связанную с ней

Критерии посттравматического стрессового расстройства (F43.1): 3) избегание ситуаций, напоминающих стрессовую или связанных с ней, при отсутствии такого поведения до стресса 3) избегание ситуаций, напоминающих стрессовую или связанных с ней, при отсутствии такого поведения до стресса

Критерии посттравматического стрессового расстройства (F43.1): 4) наличие одного из признаков: 4) наличие одного из признаков: А) частичная или полная амнезия важных аспектов перенесенного стресса; А) частичная или полная амнезия важных аспектов перенесенного стресса;

Критерии посттравматического стрессового расстройства (F43.1): 4) наличие одного из признаков: 4) наличие одного из признаков: В) наличие не менее 2-х симптомов повышенной психической чувствительности и возбудимости, отсутствующих до воздействия стресса: В) наличие не менее 2-х симптомов повышенной психической чувствительности и возбудимости, отсутствующих до воздействия стресса: - нарушения засыпания, поверхностный сон; - нарушения засыпания, поверхностный сон; - раздражительность или вспышки гневливости; - раздражительность или вспышки гневливости; - снижение сосредоточения; - снижение сосредоточения; - повышенный уровень бодрствования; - повышенный уровень бодрствования; - повышенная боязливость; - повышенная боязливость;

Критерии посттравматического стрессового расстройства (F43.1): 5) симптомы наступают в течение 6 месяца после экспозиции стрессу или по окончании его действия 5) симптомы наступают в течение 6 месяца после экспозиции стрессу или по окончании его действия

3 клинических варианта социально-стрессовых расстройств: 1. Аномический 1. Аномический 2. Диссоциальный 2. Диссоциальный 3. Магифренический 3. Магифренический (Положий Б.С., 1998)

1. Аномический – выражается в апатии, отчужденности, социальной отгороженности, что обуславливает астенические, тревожные, депрессивные и апато­ гипобулические расстройства выражается в апатии, отчужденности, социальной отгороженности, что обуславливает астенические, тревожные, депрессивные и апато­ гипобулические расстройства

2. Диссоциальный («агрессивно-деструктивный») – характеризуется декомпенсацией преморбидных акцентуаций по возбудимому или неустойчивому типу, сопровождаясь аффективной неустойчивостью, агрессией, сниженной толерантностью к психогенным факторам, ослаблением контроля поведения характеризуется декомпенсацией преморбидных акцентуаций по возбудимому или неустойчивому типу, сопровождаясь аффективной неустойчивостью, агрессией, сниженной толерантностью к психогенным факторам, ослаблением контроля поведения

3. Магифренический – определяется развитием магического мышления со сверхценными идеями мистического, иррационального содержания определяется развитием магического мышления со сверхценными идеями мистического, иррационального содержания

F60 Расстройства личности: Определение: расстройства, характеризующиеся глубоко укоренившимися дезадаптивными моделями поведения, которые обычно начинают проявляться в детстве или юности Определение: расстройства, характеризующиеся глубоко укоренившимися дезадаптивными моделями поведения, которые обычно начинают проявляться в детстве или юности

F60 Расстройства личности F60.0 F60.0 Параноидальное Параноидальное

F60 Расстройства личности F60.1 F60.1 Шизоидное Шизоидное

F60 Расстройства личности F60.2 F60.2 Диссоциальное Диссоциальное

F60 Расстройства личности F60.3 F60.3 Эмоционально неустойчивое: Эмоционально неустойчивое: (а) Импульсивный тип (.30) (а) Импульсивный тип (.30) (б) Пограничный тип (.31) (б) Пограничный тип (.31)

F60 Расстройства личности F60.4 F60.4 Истерическое (конверсивное, диссоциативное) Истерическое (конверсивное, диссоциативное)

F60 Расстройства личности F60.5 F60.5 Ананкастное (обсессивно- компульсивное) Ананкастное (обсессивно- компульсивное)

F60 Расстройства личности F60.6 F60.6 Тревожное (уклоняющееся, избегающее) Тревожное (уклоняющееся, избегающее)

F60 Расстройства личности F60.7 F60.7 Зависимое Зависимое

F60 Расстройства личности F60.8 F60.8 Другие: Другие: Нарциссическое Нарциссическое Пассивно- агрессивное Пассивно- агрессивное

F60 Расстройства личности F F Хронические изменения личности, не связанные с повреждениями или заболеваниями мозга Хронические изменения личности, не связанные с повреждениями или заболеваниями мозга

Маниакальная триада включает симптомы: повышенный фон настроения повышенный фон настроения повышение ментальной (преимущественно ассоциативной) активности при сниженной продуктивности оной повышение ментальной (преимущественно ассоциативной) активности при сниженной продуктивности оной ускорение моторной (поведенческой) активности ускорение моторной (поведенческой) активности

Депрессивная триада включает симптомы: сниженный фон настроения сниженный фон настроения снижение ментальной активности снижение ментальной активности замедление моторной (поведенческой) активности замедление моторной (поведенческой) активности

Характеристики невротической депрессии: 1) сохранение основных качеств личности 1) сохранение основных качеств личности 2) психогенное, психологически понятное возникновение и течение 2) психогенное, психологически понятное возникновение и течение 3) нозогнозия 3) нозогнозия 4) амбивалентное отношение к суицидальным мыслям 4) амбивалентное отношение к суицидальным мыслям 5) наличие в динамике развития клинической картины фобий, обсессивных, истерических расстройств 5) наличие в динамике развития клинической картины фобий, обсессивных, истерических расстройств

Шизофрения Определение: заболевание, протекающее с психотическими симптомами, которые значительно нарушают поведение больного, его мышление, эмоциональные реакции, восприятие самого себя и окружающего Определение: заболевание, протекающее с психотическими симптомами, которые значительно нарушают поведение больного, его мышление, эмоциональные реакции, восприятие самого себя и окружающего

Критерии шизофрении Э. Блейлера – 4 А: Основные или фундаментальные нарушения: ассоциаций расстройство ассоциаций расстройство аффекта нарушения аффекта нарушения амбивалентность (и амбитентентность) амбивалентность (и амбитентентность) аутизм + нарушения самовосприятия, волевой сферы и поведения аутизм + нарушения самовосприятия, волевой сферы и поведения

Критерии шизофрении по Э. Крепелину (1896): 1. Нарушение внимания и понимания 1. Нарушение внимания и понимания

Критерии шизофрении по Э. Крепелину (1896): 2. Галлюцинации, в особенности слуховые (голоса) 2. Галлюцинации, в особенности слуховые (голоса)

Критерии шизофрении по Э. Крепелину (1896): 3. Звучание мыслей (эхо мыслей) 3. Звучание мыслей (эхо мыслей)

Критерии шизофрении по Э. Крепелину (1896): 4. Ощущение воздействия на мысли 4. Ощущение воздействия на мысли

Критерии шизофрении по Э. Крепелину (1896): 5. Нарушение течения мыслей, прежде всего непоследовательность, разорванность мышления 5. Нарушение течения мыслей, прежде всего непоследовательность, разорванность мышления

Критерии шизофрении по Э. Крепелину (1896): 6. Нарушение познавательной (когнитивной) функции и способности к суждениям 6. Нарушение познавательной (когнитивной) функции и способности к суждениям

Критерии шизофрении по Э. Крепелину (1896): 7. Обеднение аффекта 7. Обеднение аффекта

Критерии шизофрении по Э. Крепелину (1896): 8. Признаки нарушения поведения: 8. Признаки нарушения поведения: Снижение побуждений Снижение побуждений Пассивная подчиняемость Пассивная подчиняемость Эхолалия Эхолалия Эхопраксия Эхопраксия Агрессивность Агрессивность Кататоническое возбуждение Кататоническое возбуждение Стереотипия Стереотипия Негативизм Негативизм Аутизм Аутизм

Критерии шизофрении по Э. Крепелину (1896): 9. Нарушение вербального выражения мыслей 9. Нарушение вербального выражения мыслей