Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование фонетических навыков речи. План роль и место фонетики в обучении иностранному языку, виды фонетических навыков; цель обучения произносительной.
Advertisements

Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.
1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,
Первая лекция: Основное положение о фонетике Предмет и значение фонетики Различные фонетические единицы линейные и суперсегментные фонетическая транскрипция.
Фонетика как раздел языкознания. План Понятие и предмет фонетики. Аспекты изучения звукового строя языка. История фонетики. Фонетические дисциплины. Фонетика.
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления.
Фонетика Основы общей фонетики Фонетика-учение о звуковом строе языка.Бывает общая и частная фонетика.Общая изучает : 1)общие условия звукообразования.
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
СЛОГ СЛОГОДЕЛЕНИЕ СЛОГ СЛОГОДЕЛЕНИЕ. 1. Понятие о слоге 2. Состав слога 3. Законы слогораздела в русском языке.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Вводный урок русского языка в 9 классе. 1.Запись под диктовку 1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С. Лекция 3 Лексикология Слово как единица.
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Развитие выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, через организацию театрализованной деятельности.
Изменения звуков в речевом потоке. Вопросы: 1.Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами. 1.Изменения звуков, обусловленные.
ТРИ АСПЕКТА ЗВУКОВОЙ РЕЧИ ЗВУК АКУСТИЧЕСКИЙ (физический) аспект: звук - колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школа 3, г. Осинники.
Транксрипт:

Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко М.С.

ФОНЕТИКА (от др.-греч. phone 'звук, голос') наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале и в приемах его использования (от др.-греч. phone 'звук, голос') наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале и в приемах его использования

Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также такие звуковые явления, как ударение и интонация, изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения: Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также такие звуковые явления, как ударение и интонация, изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения:

1) с точки зрения их физических (акустических) признаков; 1) с точки зрения их физических (акустических) признаков; 2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте; 2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте; 3) с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения. 3) с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи. Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи. АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА

БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков.

К биологическому аспекту относится также изучение меха­низмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи. К биологическому аспекту относится также изучение меха­низмов тех изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи.

Эти изменения называют позиционными (в широком смысле) и подразделяют на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном соседстве, 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова, и т. д. 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном соседстве, 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова, и т. д.

1. Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодации аккомодации ассимиляции ассимиляции диссимиляции диссимиляции

К собственно-позиционным изменениям относятся, в частности, редукция (ослабление) гласных в безударных сло­гах и оглушение согласных на конце слова перед паузой. К собственно-позиционным изменениям относятся, в частности, редукция (ослабление) гласных в безударных сло­гах и оглушение согласных на конце слова перед паузой. Редукция от лат. reductio 'низведение'. Редукция от лат. reductio 'низведение'.

ФОНЕМА Фонемой называется кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственным внешним различителем экспонентов морфем и слов. Фонемой называется кратчайшая звуковая единица данного языка, способная быть в нем единственным внешним различителем экспонентов морфем и слов.

функции фонемы: функции фонемы: 1) конститутивная, т. е. функция строительного материала в составе экспонентов морфем 1) конститутивная, т. е. функция строительного материала в составе экспонентов морфем 2) дистинктивная, или различительная, т. е. функция различителя этих экспонентов. 2) дистинктивная, или различительная, т. е. функция различителя этих экспонентов.

СЛОГ Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех язы­ках мира. Слог везде выступает как минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи. Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех язы­ках мира. Слог везде выступает как минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи.

Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

звуковые изменения, которые могут вызываться особенностями слоговой структуры Это прежде всего появление так называемых паразитических, или неорганических, звуков, согласных или гласных. Если эти звуки возникают внутри «фонетического тела» слова, мы имеем дело с эпентезой (вставкой), если на начальной границе слова с протезом Это прежде всего появление так называемых паразитических, или неорганических, звуков, согласных или гласных. Если эти звуки возникают внутри «фонетического тела» слова, мы имеем дело с эпентезой (вставкой), если на начальной границе слова с протезом

ПРОСОДИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Словесное ударение Словесное ударение Слоговой акцент Слоговой акцент Фразовая интонация Фразовая интонация

Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все просодические явления, наблюдаемые в рамках син­ таксических единиц, словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все просодические явления, наблюдаемые в рамках син­ таксических единиц, словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения).

Важнейший компонент интонации мелодика - движение основного тона голоса (повышение и понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Важнейший компонент интонации мелодика - движение основного тона голоса (повышение и понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее нашу речь.

Мелодика и особенно второй важный компонент интонации интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Мелодика и особенно второй важный компонент интонации интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания.

Третей компонент интонации темп речи, ее замедление и ускорение. Третей компонент интонации темп речи, ее замедление и ускорение.

Раздел науки о языке, изучающий словесное ударение и слоговой акцент, называется акцентологией; раздел, изучающий фразовую интонацию, просодикой (в узком смысле), или интонологией. Раздел науки о языке, изучающий словесное ударение и слоговой акцент, называется акцентологией; раздел, изучающий фразовую интонацию, просодикой (в узком смысле), или интонологией.

Фонетика имеет большое практическое значение. Без нее были бы невозможны правильная методика обучения письму и чтению, постановка произношения при изучении неродного языка, создание рациональной системы письма для бесписьменных языков и усовершенствование существующих систем письма. Фонетика имеет большое практическое значение. Без нее были бы невозможны правильная методика обучения письму и чтению, постановка произношения при изучении неродного языка, создание рациональной системы письма для бесписьменных языков и усовершенствование существующих систем письма.