1 Юридическая конфликтология Ф.Пертл, PhD, Высшая школа международных и общественных связей, Прага, Чешская Республика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих удовлетворению, радости, спектру положительных эмоций участников педагогического процесса;
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Возможности применения опыта психологии управления в работе современного преподавателя И. В. Головнева, канд. психол. наук, доцент, ХГУ-НУА,
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
К ОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫ Х ОТНОШЕНИЯХ. Выполнила: Вторушина Александра.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Управление конфликтами Выполнили: ученицы 10 «Б» класса МОУ Лицея 90 Юрчук Екатерина Сорокина Лариса.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ. ФОРМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНФЛИКТА ЗАВЕРШЕНИЕ КОНФЛИКТА.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Транксрипт:

1 Юридическая конфликтология Ф.Пертл, PhD, Высшая школа международных и общественных связей, Прага, Чешская Республика

2 Структура курса: 1. Сущность конфликтов –Конфликт и общество –Обыденное и теоретическое сознание и сущность конфликтов – Системный подход и конфликты –Значение конфликтов для общества 2. Классификация конфликтов –Субъекты и их деятельность –Качество и результат конфликтов 3. Политические и неполитические конфликты –Ссора, спор, решение проблемы –Международные политические конфликты – сущность и особенности 4. Теоретические подходы к конфликтам –Развитие теоретических подходов в конфликтологии – Варианты подходов к конфликтам 5. Этика решения конфликтов –Этическое и неэтическое решение –Как решать конфликты этически 6. Интересы в конфликте –Потребности, интересы, ценности, позиции – Роль власти и влияния в конфликте –Интересы и отношения 7. Конфликты и коммуникация –Нарушение коммуникации и конфликт – – принципы положительной коммуникации 8. Стратегия и тактика в конфликте - Этапы и фазы конфликта - Подготовка к конфликту

3 1. Сущность конфликтов 1. Конфликт и общество 2. Обыденное и теоретическое сознание и сущность конфликтов 3. Системный подход и конфликты 4. Значение конфликтов для общества

4 1.1 Конфликт и общество -Аристотель утверждал, что человек - это zoon politicon, т.е. общественное существо, т.е. живет дружно и создает семью, поселение, государство -однако там, где есть люди с различными потребностями, интересами и ценностями та есть и конфликты – человек - конфликтное существо -люди отличаются а) способностью воспринимать конфликты (кто-то в начале, когда конфликт легко управляемый, кто-то - когда конфликт разгорится и трудно его гасить) б) подходом к конфликтам (избегать - использовать) в) способом решения конфликтов (переговоры – насилие) г) взглядами на сущность конфликтов - Платон говорил о мире идей и неодинаковой способности человеческой души познавать - сегодня философия говорит о существовании обыденного и теоретического сознания - люди с высшим образованием и специалисты по-другому воспринимают действительность - технологии и развитие культуры сближают людей, но различия остаются

О быденное и теоретическое сознание 1.2. О быденное и теоретическое сознание Различие между обыденным о теоретическим сознанием Параметры Подход к действительности -работа с понятиями -способ обработки информации уровень явления - как вещь выглядит, такой она и есть какая сущность, что скрыто за явлением Неясные мало дифференцированные понятия Работа с категориями Чувства или личный (групповой) опыт логика и исторический опыт

6 Обыденное сознание Определение: конфликт это столкновение субъектов, в котором они противники или враги проблемы - люди не воспринимают более широкие взаимосвязи или сущность конфликта, особенно когда они его участники -не воспринимают различие между индивидуальным и общественным характером конфликтов (в общественных конфликтах субъекты исполняют определенную роль) -не воспринимают специфичность политических конфликтов (касаются коренных интересов - применяется сила государства) -на конфликты реагируют непосредственно и эмоционально (мобилизация сил, но эмоции мешают анализу) - не воспринимают возможное развитие конфликтов (что хочу, то и будет) Упрощенный подход - результат ограниченной практики и ежедневного опыта...

7 Варианты поведения людей с обыденным сознанием а) Безконфликтный человек конфликт (ссора), нарушение хороших отношений Надо избегать (нерешение проблемы, не гарантирование интересов) Надо опережать (сотрудничество -это хорошо, но без анализа нет гарантии реального решения ) б) Конфликтный человек конфликт - естественная часть жизни,способствующая самоутверждению Агрессивность (жертвовать другими ради своих интересов) Ассертивность (уважать и интересы других, но без знания условий и людей нет гарантии успеха) Ссориться ради ссоры

8 Теоретическое сознание Определение конфликта: способ продвижения интересов, ценностей или доктрин против других субъектов посредством создания более или менее запланированных столкновений с разным уровнем интенсивности Характеристика Систематизация фактов и их обобщение в виде теории исторические формы теоретического сознания - религия в виде теологии - политические идеологии - методология науки Преимущества -толковый и содержательный анализ -рационализация и деперсонификация конфликта -Использование эмоций как фактора разыгрывания конфликта

9 a) Религия Колеблется между толерантностью и отказом от конфликтов, с одной стороны, и применением открытого физического насилия по отношению к инакомыслящим, с другой стороны Конфликт и последовательность поведения воспринимается как залог будущей гармонии (сражение добра со злом как условие рая) Восточные (политеистические) религии более толерантны по отношению к инакомыслящим, но при защите своих интересов верующие готовы применить насилие (индуизм, буддизм) Монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам) менее толерантны (один бог-одни ценности) и более конфликтны Существует ряд предубеждений их сторонников друг к другу, которые возникают на основе незнаний основ и истории данных религий Религии, доминирующие в средние века, т.е. в целом лет, оказались не способными создать бесконфликтный и тем более гармоничный мир

10 б) Политические идеологии Определение: набор идей, отражающих взгляд отдельных социальных групп на сущность общества, их цели и средства их достижения, идеологии - это программа действий, направленная на удержание или преобразование общественных структур - Появляются в Европе в 18-ом веке как реакция на религиозные войны и развитие естественных наук -Идеология в понятии Destut de Tracy, французского ученого времен французской революции, это наука об идеях, которая может дать ответ на вопрос сущности человека и способствовать созданию менее конфликтного общества -Действителность оказалась другой - разное социальное положение людей вело к тому,что они имели разные интересы и ценности, на основе чего возникают и разные взаимно конкурирующие политические идеологии – либерализм, консерватизм, социализм и другие -Политических конфликтов и насилия естественно не стало меньше

11 в) Наука и ее методология Определение: наука это систематизированные и развивающиеся знания об отдельных частях реальности -Общественные науки возникают во 2-ой половине 19-го века на базе естественных наук как попытка применить одинаковые подходы (методы) к анализу общества и достичь достоверного познания как предпосылки стабилизирования общества -Параллельно возникает ряд школ, предпочитающих разные подходы, методы, критерии истины, -Отдельные школы по-разному интерпретируют конфликты и способы их решения -Отдельные идеологии связываются с научными школами, чтобы стали более убедительными - консерватизм - нормативно-онтологическая школа - либерализм – эмпирически-аналитическая школа - социализм - критически-диалектическая школа - ? Системная школа

12 Нормативно-онтологический подход Нормы заложены в бытии, это результат обобщения исторического опыта или мнение авторитета Нормы вечные и неизменные - цель политики -их выполнение (телеологический подход) Конфликт - результат столкновения с неправильными нормами и их представителями - их устранение поведет к гармонии 2 варианта поведения: Терпеливое ожидание изменения – объязательно придет Активное пробивание правильных норм (пропаганда или уничтожение противников) Когда система основана на правильных нормах Противоречия могут не замечаться – не должны существовать или отомрут сами При обострении стремление убрать носителей неправильных норм Типичное для консерваторов

13 Эмпирическо-аналитическая школа Анализ опыта субъекта (не хватает исторического подхода), стремление квантифицировать опыт и моделировать действительность Конфликт - естественная часть жизни общества Результат возрастающих потребностей, пересечения интересов и ограниченных ресурсов Конфликты надо научиться решать Их решение никогда не ведет к гармонии, будут возникать новые конфликты, решением надо воспрепятствовать их обострению или чрезмерному накоплению, Конфликты решаются в рамках системы Типичное для либералов Подход является базисом для теории конфликтов

14 Критическо-диалектическая школа Историческое и критическое отношение к действительности (выведение закономерностей из исторического процесса + роль классовой борьбы в истории) Применение диалектики Закон единства и борьбы противоречий, переход количества в качество, отрицание отрицания Законы диалектики позволяют понимать суть конфликтов (борьба противоречий) и следствие конфликтов (смена качества явления) Для природы и общества типичные противоречия, которые в обществе проявляются как конфликты или классовая борьба Конфликты -естественная часть общества - модифицируют качество системы, могут вести к смене системы Некоторые конфликты имеют антагонистический характер и ведут к уничтожению одной из сторон конфликтов Целенаправленное использование противоречий как средства изменения системы (иногда политика чем хуже тем лучше), Связывание противоречий (опережение конфликтов и их своевременное решение), Типичное для радикальных социалистов

15 Системный подход Действительность можно структурировать в комплекс взаимосвязанных элементов, из которых каждый имеет в системе свое место и функцию для системы Конфликты возникают в следствии относительной самостоятельности отдельных элементов (их обособление) или в следствии давления среды на систему Конфликты в системе могут иметь побочные и нежелательные эффекты, могут создавать цепи и усиливаться или ослабляться посредством обратной связи Следствия конфликтов в сложных нелинеарных системах (из части нельзя вывести целое, вход не отвечает выходу, разница между причиной и следствием стираются) имеют вероятностный (хаотический) характер Решение конфликтов находится в т.н. тракторе (т.е. полосе возможных изменений, связанных с отношениями, местом и функциями элементов, которые ситуацию или создают или на нее влияют) Теория хаоса вместе с методом ООДА применяется сегодня для созидания управляемого хаоса

16 Преимущества и недостатки отдельных подходов Обыденное сознание реагирует упрощенно и в сложных ситуациях редко удачно Религия как правило стабилизирует общество, в котором доминирует, но довольно часто конфликтует с другими религиями (2000 лет) Политические идеологии создают ценностные рамки для определенного типа развития, но между собой часто резко конфликтуют (200 лет) Научные методологии создают более обоснованный образ мира, тем не менее не дают единый его образ, методологии подкрепляют идеологии и их понимание конфликтов Исключение представляет системный подход - возникает в современной форме только в 50-ые годы при анализе биологических существ (Берталанфи) - не связан прямо с политикой и идеологиями - позволяет работать с отдельными подходами в политике как со специфическими видами элементов системы - исходит из принципа динамики - системы во времени и пространстве развиваются

Системный подход и конфликты Конфликты Возникают в силу давления среды на систему или относительной самостоятельности отдельных элементов вступающих в противоречие с другими элементами или с системой Нарушение равновесия, но системы способны приспосабливаться и создавать новое равновесие (динамическое равновесие) - количественным или качественным изменением элементов - изменением их связей - изменением функций элементов результат - приспособление давлению - противодействие давлению - элиминация давления Х обыденное сознание воспринимает чаще всего равновесие статически - не надо ничего делать или изменять - Нерешение конфликтов или плохое их решение ведет часто к углублению конфликтов и нестабильности или даже уничтожению системы - Своевременное и эффективное их решение наоборот позволяет перейти к эволюционному развитию, при котором возникает возможность минимализировать ущерб - При невозможности в силу условий решать своевременно конфликты (нет желания или не хватает средств) возникает необходимость революционного развития и возрастания ущерба

Значение конфликтов для общества Без конфликтов Общество теряет динамику Поэтому неразумно беречь общество от конфликтов Гармония может означать гибель Но большое количество конфликтов в обществе не означает прогресс Переполнение общества конфликтами или большой кнфликт ведут с большой вероятностью к уничтожению системы Конфликты полезны Когда работаем с системным подходом Когда поймем сущность конкретного конфликта Когда обладаем теоретическими и практическими знаниями решения конфликтов Когда систематически готовим мощности к решению конфликтов Когда мы способны определить оптимальное время для решения конфликта обобщение 1)Без конфликтов возникает риск стагнации и деградации 2)Нерешение конфликтов вызывает риск не запланированых революционных изменений 3)решение конфликтов стабилизирует систему и создает условия для эволюционного развития 4)Конфликтам лучше противостоять, чем их избегать 5)Противостоять значит их решить 6)Если хотим изменить ситуацию (улучшить или противостоять ухудшению) мы должны идти на конфликт 7)Решение конфликтов повышает творчество и способность к адаптации 8)Верно решенный конфликт- это основа хороших отношений

19 Конфликт и три состояния системы Zdroj: Plamínek, 2006 Эволюция Существуют в системе конфликты? Стабильная и динамическая система Решены конфликты хорошо? Революция да нет Стагнация Система не имеет динамику и направляется к своему уничтожению Система нестабильная и направляется к быстрому и радикальному изменению.

20 2. Классификация конфликтов Субъекты и их деятельность Характеристика субъекта тип отношений качество инструментов Качество и результат конфликтов отношение к действительности результат и его эффекты область и предмет Для того, чтобы справиться с конфликтом, надо разбираться в его сущности и вариантах конфликтов отдельные конфликты требуют разные варианты решения

Субъекты и их деятельность Субъекты и их деятельность Характеристика субъекта a) По количеству актеров конфликта Двухсторонний конфликт Ограниченное количество интересов, относительно прозрачная ситуация Ограниченный простор для компромиса – должен присутсвовать обоюдный интерес Многосторонний конфликт Больше отличающихся интересов (более сложная ситуация ) Больше возможностей создавать коалиции и искать компромисы на базе общих интересов б) По количеству сторонников стран конфликта Отдельные лица психологический портрет – мотивации, интересы, ценности, стереотипы мышления и поведения группы (интересы, ценности, правила решения, стратификация и дифференциация интересов) в) По наличии власти и влияния – мощность, способность применить власть, воля применить власть

22 Тип отношений a) Интерперсональные конфликты Между субъектами на базе разных интересов и ценностей Отдельные лица Группы Институты (государство, гражданские объединения, Разные уровни – сравнительные преимущества б) Экстраперсональные конфликты Вне конкретного субъекта (в природе или обществе) Могут влиять на данный субъект в) Интраперсональные конфликты внутри человека могут влиять на конфликты между людьми Смена мотивов или интересов Патологическое поведение

23 Качество инструментов a)Ненасильственный конфликт Решение является результатом дискуссий и переговоров x одна из сторон демонстрирует (воружается, военные учения) или тайно применяет средства насилия (секретные службы, спецназ) для изменения соотношения сил с целью создать для себя лучшую переговорную позицию б) Насильственный конфликт Решение связано с угрозами или с использованием средств насилия (угроза жизни, терроризм, партизанская война, угроза войной, войны разной интенсивности )

Качество и результат конфликтов Качество и результат конфликтов Отношение к действительности Потенциальный конфликт Теоретически вероятный на основе пересечения потребностей и интересов, Субъекты его не осознают или пока что не реализуют Реальный конфликт Субъекты осознают пересечение интересов и активно наполняют свои интересы Иррациональный конфликт возникает в силу недопонимания друг друга или неадекватно понятого интереса Результатом является ухудшение положения субъекта или нерешение существенных проблем Виртуальный конфликт Игра в конфликт с целью спровоцировать другую сторону раскрыть карты или отвлечь ее внимание к второстепенным проблемам Может стать реальным конфликтом в силу сопротивления и жертв Спровоцированный конфликт Одной стороной затеянный конфликт против желания другой стороны (вынужденная оборона) Скрытый конфликт Одна из сторон осознает разницу в интересах и тайно пытается улучшить свое положение за счет другой стороны Открытый конфликт Стороны осознают разницу в своих интересах или ценностях и стараются их пробить против противников

25 Результат и его эффекты Положительные и отрицательные эффекты на субъекты Усиливают или ослабляют позицию субъектов 4 моделы (я помогу тебе- ты мне, уничтожение противника и усиление собственной позиции, самопожертвование ради других, любое поведение и отрицательный эффект, Специфический вариант - игра с (не)нулевым итогом Выигрыш одного - не проигрыш второго (+2, +1), потери распределятся (-1, -2) проигрыш является относительным выигрышем Может быть компенсирован в будущем Что один получает, другой теряет (+1, -1..полное поражение) Эуфункциональные и дисфункциональные эффекты Влияние конфликта на систему Эуфункциональные усиливают стабильность системы дисфункциональные ослабляют систему

26 Область и предмет a)Неполитические конфликты Касаются интересов и ценностей, несвязанных с государством Экономические, супружеские, соседские.... для решения нужны специальные знания Когда они угрожают стабильности общества,тогда становятся по форме политическими конфликтами б) политические конфликты Касаются коренных интересов и ценностей субъектов, которые обеспечиваются при недостаточной воле других субъектов и гарантией их реализации является власть или влияние государства Любой предмет, который важен для укрепления позиции Контроль государства и его частей Экономические, военные, сырьевые.... Внутригосударственые x международные Инструменты - насильственные (революция, война, силовое подавление демонстрации) x ненасильственные (дебаты в паpламенте, мирные переговоры, решение суда)

27 3. Политические и неполитические конфликты 3.1. Ссора, спор, решение проблемы 3.2. Политические конфликты – сущность и особенности

28 Поскольку конфликт касается интересов и ценностей субъекта, т.е. того, что для него важно, составной частью являются эмоции Эмоции могут быть фактором классификации конфликта В зависимости на доли эмоций в конфликте можно говорить,что это: –Ссора –Спор –Решение проблем Ссора – конфликт как правило неполитического характера, когда под влиянием эмоций теряется ядро конфликта, если такое вообще было Спор – конфликт политического или неполитического характера, где реальный конфликт перекрыт эмоциями, которые мешают найти розумное решение - стороны конфликта настаивают на своем видении Конфликт - проблема Стороны готовы найти наилучшее решение для всех Ключевым является превращение ссоры и спора в проблему Рационализация и деперсонификация –Содержательное обсуждение без лишних эмоций 3.1. Конфликт - ссора, спор, решение проблемы

29 Рационализация и деперсонификация Возникновение (завоевание) доверия –Потерять доверие можно быстро, возобновить тяжело –Надо не обвинять другого – не припоминать «грехи» прошлого –Предложить что-то положительное – Признать право противника на его мнение Поменять стиль поведения –Снизить тон разговора –Поменять спикера Перейти к содержательному обсуждению проблемы –Выяснить интересы –Предлагать альтернативы Найти подходящий момент –Перед обострением конфликта –использовать «мертвую точку» – усталость от ссоры или спора Доминирование эмоций Неспособность одной из сторон забыть обиды Незаинтересованность искать альтернативы Скрытые интересы

Международные политические конфликты – Особенность международных отношений Не существует центр власти– власть децентрализованная Проблема заставить выполнять требования международного права Конфликты более вероятные Анархический характер отношений МО как конфликтная система МО могут остаться стабильными, если у отдельных субъектов нет (1) средств для их изменения и (2) убеждения, что изменение было бы в их пользу Субъект будет стараться их изменить –Если ожидает, что прибыль от изменения будет выше затрат на изменение –Риски связанные с изменением будут ниже рисков связанных с функционированием существующей системы исключение представляет игрок аутсайдер, который –считает, что живет плохо и что это несправедливо и не может ничего потерять –Считает,что имеет средства для изменения – асиметричный конфликт – готов для долговременных жертв

31 4. Теоретические подходы к конфликтам 4.1. Развитие теоретических подходов в конфликтологии 4.2. Новые подходы к иструментам решения конфликтов

Развитие теоретических подходов в конфликтологии В теории конфликтов можно выделить 2 подхода Конфликты это дисфункциональное состояние системы Конфликты это естественная составная часть функционирования системы 4 фазы развития после 1-ой мировой войны - изучение проблематики мира– акцент на интересы и поиск выгоды от переговоров (игра с ненулевым итогом) ые годы 20-ого века – предотвращение и ограничение военных конфликтов и преодоление структурального насилия (трансформация общественных структур и поиск альтернативных ценностей) 70-ые годы 20-го века – мультидисциплинарный подход и поиск решения международных и внутригосударственных конфликтов путем концепции конфликт-проблема ые годы – использование и применение новых коммуникационных технологий при решении конфликтов

33 Новые подходы к решению конфликтов Мои интересы и (или) интересы других –Равновесие интересов поиск компромиса –Отступить от собственных интересов поиск новых решений Конфликт как игра с нулевым или ненулевым итогом Выигрыш –проигрыш =» проигрыш (+2, -2 =» -1, -2) Компромис (+1,+1) Новое решение (+2, +1) –Помогать сторонам перейти к игре с ненулевым итогом Соперничество или сотрудничество –Дилемма заключенного –Повторяющиеся отношения позволяют кооперацию –Укрепление отношений и зависимости Акцент на потребности и интересы, а не позиции –Позиция это стереотип, который может не отвечать актуальной ситуации –На уровне потребностей можно искать альтернативы Активная роль посредников –Помогают поменять структуру конфликта и способ коммуникации –Фасилитатор (поиск решения), медиатор (снижение эмоциональной загрузки) Симметрические и асимметрические конфликты –Решение конфликтов качественно неодинаковых по силе субъектов –Усиление позиции более слабой стороны –Устранение силового решения

Новые подходы к иструментам решения конфликтов Оценка с точки зрения влияния –на процесс решения –на результат решения Важен и процесс решения –Несогласие с процессом снижает заинтересованность в выполнении Другие критерии –Затрата средств –Затрата времени –Затраты энергии обеих сторон –Значение конфликта Варианты –Пассивность –Делегация –Случайный выбор –Переговоры –Посредничество –Насилие

35 Пассивность Не делать ничего Применение Экономия сил и средств для других целей Снизить риск негативных или неопределенных результатов при других вариатнах решения Незначительная проблемма Дать простор для эскалации конфликта Отрицательные стороны и риски –Не контролируем процесс, ни результат Пример –Не реагировать на медиальные кампании –Не атаковать уголовников, когда у них заложники

36 Делегация Передать решение другому лицу Применение Нет полномочий (развод супругов) Нет достатка сил Нельзя достичь совместного решения Отрицательные стороны и риски Только ограничено контролируем процесс и результат Результатом могут быть стороны недовольны Затраты денег и времени Пример Решения суда арбитраж

37 Случайный выбор Отдать решение жребию Применение Не важный конфликт Положительные и отрицательные стороны и риски Контролируем процесс – договор о процедуре Не контролируем результат (случайность) Простота исполнения Неоспоримый результат Низкие затраты Пример –Выбор поля для игры в спорте –Выбор представителей в древних Афинах

38 Переговоры Посредством диалога сторон конфликта ищется общеприемлемое решение Применение важный конфликт Стороны способны к коммуникации Исключить эскалацию Положительные и отрицательные стороны и риски Контролируем процесс контролируем результат Анализ ситуации – новые решения Высокие затраты времени или ресурсов Незаинтересованность одной из сторон в честном диалоге Пример –Мирные переговоры –трипартита

39 Посредничество Использовать нейтральных экспертов для процесса поиска решений Применение важный конфликт У сторон - проблема с коммуникацией Исклучить эскалацию Варианты –Фасилитация – решение проблемы –Медиация – решение спора Положительные и отрицательные стороны и риски Контролируем процесс контролируем результат Упрощение ситуации – новые решения третьего лица Высокие затраты времени или ресурсов Незаинтересованность одной из сторон найти соответствующее лицо и определить рамки его деятельности Пример –Мирные переговоры вражеских сторон с присутствием посредника

40 Насилие Применение силы для решения конфликта Применение важный конфликт Одна из сторон имеет соответствующие средства Исчерпаны все остальные варианты - крайнее решение Положительные и отрицательные стороны и риски При превосходстве сил контролируем процесс контролируем непосредственный результат Высокие затраты ресурсов Незаинтересованность одной из сторон выполнять условия победителя - постоянный контроль Риск реванша – (а)симметрические войны Пример –война

41 5. Этика решения конфликтов 5.1. Этическое и неэтическое решение 5.2. Как решать конфликты этически

Этическое и неэтическое решение Общество руководиться нормами Нормы это установления которые определяют характер поведения лиц и групп в общественной жизни Нормы имеют исторические и общественые рамки – развитие общества может влиять на их изменение Общественый характер норм выражен в том, что они являются состовной частью религий, политических идеологий и санкционированы обществом Санкции могут иметь в зависимости от общественной важности –Характер морального осуждения – правовой характер (наказание) Нормы связаны с интересами конкретного общества или его слоев – имеют плюралитный характер Разный подход отдельных религий, идеологий или научных методологий

43 Отдельные школы и их взгляд на нормы Нормативно-онтологическая школа Нормы заложены в бытии и задачей субъекта их раскрыть и наполнить Отступление от норм имеет роковой характер (при их несоответствии действительности могут быть изменены другими субъектами -новое понимание норм) Нормы имеют групповой характер – что позволено одним, непозволено другим (результат иерархически построенного общества – разные роли и правила поведения) Типично для консерваторов Пример: нарушение прав граждан вследствие атаки на США в 2001 году – убийства без суда

44 Отдельные школы и их взгляд на нормы Эмпирическо-аналитическая школа Нормы это результат опыта Нормы имеют универсальный характер и должны быть полезны для всех или не ограничивать других людей - свобода одного кончает там, где начинает свобода другого Нормы могут изменятся при соблюдении их универзальности и полезности для всех нарушение не всегда осуждается – можно понимать как временное исключение Типично для либералов Пример: Толерантность к нарушению прав в некоторых странах – выборочный подход

45 Отдельные школы и их взгляд на нормы Критическо-диалектическая школа Нормы это исторически возникшие и истории соответствующие правила типичные для определенного общества и его отдельных слоев (классовый подход) При реализации норм применяется прагматический и утилитарный подход – нормы должны отвечать целям общества Типично для коммунистов пример: Нарушение законности при строительстве социализма

46 Плюрализм подходов и этика решения конфликтов Плюрализм подходов и ценностей усложняет оценку отдельных конфликтов с точки зрения этики решения Ключевой является проблема применения насилия, но не только Ситуацию усложняет и историческое, ситуационное и информационное поле решение конфликтов

47 Исторический подход Современные субъекты инспирируются или ссылаются на исторические субъекты как свои предшественники –Оценка прежних войн, их результатов или оправдание применения конкретных средств не простоя задача, особенно когда означали завоевание чужих территорий Современные субъекты опираются на разные нормы – некоторые от прежних норм уже отказались, некоторые их еще поддерживают –Оценка шарии или позиции жен в исламском обществе со стороны западного мира

48 Ситуационный подход Применение определенных средств обусловленно конкретной ситуацией и прежним развитием применение насилия может быть ответ на прежнее насилие или поведение Интерес субъектов ведет к тому, что точка отчета (оценки) то, что ему выгодно В поведении других оцениваем то, что у себя не видим

49 Информационный подход Применение определенных средств зависит от информации и ее оценки, которой конкретный субъект располагает Несоответствующий подход может быть результатом недостаточной и плохо оцененной информации под влиянием эмоций или прежнего опыта В политике сверх того часто информация засекречивается, так что оценить объективно оптимальность и тем более этичность подхода трудно

Как решать конфликты этически Этическое решения это применение соответствующих данной ситуации инструментов и подходов Плюрализм подходов к нормам и разные интересы субъктов ведут к взаимноотличающимся оценкам Согласование мнения предполагает единую точку зрения на то, –В какой момент конфликта вообще оптимально использовать определенные инструменты ( когда можно быть еще пассивным или когда уже применить насилие) –Если данная фаза конкретного конфликта уже наступила (исчерпаны и использованы все другие возможности) Пример: Чехословакия 1968 года, сегодня Ливия, Сирия, Иран

51 Политические конфликты и этика Решение политических конфликтов всегда проходит в условиях риска и неопределености (типично для нелинеарных систем), поскольку никогда не знаем абсолютное значение отдельных фактов Целью политических конфликтов не абсолютное добро, а минимализация ущерба или обеспечение счастья для ограниченного количества людей Если решение оптимально и этично оценивается экс пост и сравнивается с другими вариантами, или лучше с идеализированым представлением об их результате Обстановку усложняет засекречивание данных и манипулирование с информацией ради своей выгоды

52 3 правила поведения профилактика в решении конфликтов – надо их решать перед обострением ситуации, когда эффективным может стать только насилие с неопределеным результатом Плюрализм решений – надо прорабатывать все варианты в надежде, что удастся найти оптимальный вариант, не вызывающий сомнения в их этичности (соответствии с нормами) ограничение роли насилия – крайнее решение с ясно определенными целями

53 6. Интересы в политических конфликтах 6.1.Потребности, интересы, ценности, позиции в политике 6.2. Роль власти и влияния в конфликте 6.3. Интересы и отношения

Потребности, интересы, ценности, позиции в политике Конфликты возникают в силу –возрастающих потребностей все возрастающего количества людей и ограниченными возможностями их удовлетворять в желаемом объеме в данное время –разных взглядов на их распределение или на меру равенства и неравенства, которое благодаря этому возникает –разных ценностей, которые нужны для лучшего функционирования общества –Потребности (интересы) взаимосвязаны и формируют структуру, отраженную например в пирамиде Маслова Конфликты могут возникнуть между людьми –на одинаковом уровне - конкурируют в борьбе за одинаковые ресурсы –На разных уровнях – вопрос перераспределения ресурсов Потребность, интерес, ценность зависят от социального положения субъекта Определение: Потребность – недостаток деятельности или условий деятельности для воспроизводства данного субъекта как социального существа Интерес – направление внимания субъекта на явления, которые для него наиболее важны с точки зрения его простого или расширенного воспроизводства Ценность – значимость явления для субъекта, имеющая более абстрактный характер

55 Пирамида Маслова Персональное развитие

56 Интерес и позиция Позиция: относительно устойчивая модель мышления и поведения, которая имеет место в определенной обстановке Конфликты легче решать на уровне интересов и потребностей, чем позиции Знание позиции упрощает предвидение поведения Позиция может мешать принять адекватное решение при изменяющейся обстановке (глобализация и ее динамика) Отношение позиции и интересов может иметь 3 варианта

57 Позиция отвечает реальному интересу –Субъект действует откровенно, его поведение прогнозируемо –можно или кооперировать или использовать эти знания в свою пользу Позиция отвечает иррациональному интересу –Субъект действует откровенно, но вопреки своим интересам, и не понимает этого –Можно оставить его в его заблуждении и использовать эту выгоду или убедить его,что другое поведение больше отвечает его интересу (сущность концепции интересы важнее позиции) Позиция отвечает виртуальному интересу –Субъект своей позицией прикрывает свой реальный интерес с целью ввести нас в заблуждение –Можно или играть его игру или от нее отказаться Субъект всегда имеет ряд интересов и разобраться,где позиция реальна, иллюзорна или виртуальна, не так просто

58 Интерес и коммуникация Определение: обмен информацией между субъектами о для них важных потребностях и занимаемых позициях Решение конфликта предполагает выбрать оптимальную стратегию и тактику реализации намеченной цели (интересов, ценностей) Важной частью является и коммуникация субъектов особенно при ненасильственной форме решения –Понять или уточнить сущность интересов –Понять коммуникационную форму (позиция) –Открыть информационные каналы Коммуникация может быть вербальной и невербальной (символи и жесты) Коммуникация иногда с позиции силы или слабости (не равные субъекты) Умный знает,что говорит, глупый говорит, что знает

59 Своеобразие интересов и коммуникации на уровне Обыденное сознание Понимание собственных интересов связано с чувствами, собственным опытом и стереотипами В позиции часто эмоционально окрашенной раскрываются их интересы Попытки манипуляции (виртуальная позиция) не продуманы, содержат противоречащие факты, чего субъект не замечает О противниках в конфликте предполагается, что они думают одинаково или им присуждаются отрицательные намерения Теоретическое сознание Анализ интересов сделан до возникновения конфликта (конфликт запланирован) Из использованных подходов можно угадать методологическую школу и слабости и сильные стороны подхода Работается с вариантами интересов и позиций субъектов Манипуляции с информациями проработаны, тем не менее раньше или позже покажутся противоречия (засекреченные даные – конспиративные теории)

60 Процесс выявления интересов Важным фактором успеха - понять, почему люди говорят то, что говорят и что за их словами (начинать надо конечно у себя) Наша позиция должна отвечать нашему интересу и интересам и позиции других субъектов (надо осознавть, что говорим) Розумное или эфективное решение предполагает выяснение подлыных интересов Проблема: Люди не всегда понимают свои подлинные интересы и пути их достижения, тем более долговременные интересы (высокая динамика среды мешает их осознанию) Люди боятся говорить о своих реальных интересах (риск злоупотребления противником) Люди прикрывают свои подлинные интересы (виртуальная действительность) Откровенность одного не ведет автоматически к откровенности других Два правила Правило рационализации – конфликты решать на уровне интересов Правило всех направлений – чем больше найдем интересов,тем вероятнее решение (обмен)

Роль власти и влияния в конфликте Субъекты и их позиция в конфликте Участники конфликтов можно классифицировать по двум дополнительным параметрам Конфликт их касается –Субъекты – прямые участники –Объекты – конфликт им угрожает (потенциальные субъекты – кого поддержат – надо знать их интерес) Имеют специфические способности –Влияние – способность воздействовать Авторитет (рациональный или иррациональный) Информации (убеждение, манипуляция) –Власть – способность принуждать мощность (Объективная сторона) способности и воля (Субъективная сторона) касается как политических так и неполитических конфликтов

62 Влияние и власть в политическом конфликте Политические конфликты касаются коренных интересов, которые обеспечиваются при недостаточной воле других посредством использования государства Иметь власть и влияние повышает шансы достичь успеха –Действовать по поручении государства –Использовать профессиональный аппарат государства –Иметь источники государства (информации, деньги) –Посредством авторитета или информации определять поведение людей Риски: –Злоупотребление властью –Непрофессионализм чиновников –Преувеличение значения административного фактора и недооценка влияния гражданского общества –Одностороняя информация или ее оценка Предпочтение должны иметь информационное влияние или авторитеты, насилие, что-бы быть эффективным, должно быть применено селективно и в строго ограниченное время

63 Легальное и легитимное применение власти легалный – отвечающий закону Легитимный – отвечающий общественному мнению Варианты: –Легальный и легитимный (борьба с преступлением в обществе) –Легальный и нелегитимный (противопартизанская война оккупанта) –Нелегальный и легитимный (революция против тирании) –Нелегальный и нелегитимный (терроризм) Применение нелегальной и нелегитимной власти означает безвыходное положение субъекта (иногда обвинение –это результат PR операций). Предпочтение имеют легальный и легитимный подходы (обратный подход можно прикрыть посредством контроля СМИ или судов) Политический конфликт с государством можно выиграть в случае готовности жертвовать собой и переведения ассиметрического в симметрический конфликт

Интересы и отношения Для анализа конкретного конфликта надо разобраться в сущности самого интереса и отношениях субъектов Интересы можно классифицировать по ряду параметров –По важности -существенные и несущественные (ключевые, важные) –Отношение к действительности - реальные, иллюзорные, виртуальные –Взаимные отношения -совместные, параллельные, противоположные, антагонистические (основа коалиции или противоборства) –Субъекту -индивидуальные, групповые, классовые, публичные, общественные (конфликт может возникнуть как на уровне одного уровня пирамида Маслова, так и между разными уровнями) –временному горизонту - кратковременные, средневременные, долговременные, постоянные –Предмету -экономические, экологические, защитные, идеологические, политические

65 Временный горизонт конфликта Подобрать оптимальное время для решения конфликта (интерес, средства, внешняя среда) быстрое решение не всегда лучшее решение (подготовка) Решением не создавать по возможности более угрожающие конфликты в будущем В случае существования параллельных конфликтов предпочесть те, которые снижают риск их одновременной эскалации (звено цепи) В случае угрозы конфликтом надо тщательно подготовиться

66 Отношения субъектов Отношения могут иметь разный характер: –Сотрудничество: взаимная помощь и дополнение в деятельности – соревнование в рамках правил о лучший результат –Соперничество: субъекты действуют на собственную пользу и игнорируют интересы других (игра с нулевым итогом или концетрация ресурсов) –Приспособление: добровольное подчинение или самопожертвование ради общих целей (позиция более слабого или ценностная позиция) –Уничтожение: уничтожение противника и себя (в случае безвыходной позиции или ради высших интересов)

67 Отношения субъектов и их стереотипы Знание стереотипов позволяет прогнозировать поведение стран конфликтов –Тип предпочитаемых интересов и отношений при их реализации – склонность к эскалации и резкость поведения Проблема оценки у случайно возникшей и неоднородной группы Варианты а) классификация – эгоизм х альтруизм –Активность х пассивность –Самопожертвование х агрессивность –Пацифизм х милитаризм –Экспансионизм х аутаркия –Идеализм х реализм б) типология –Психологический портрет (позиция) –Идеологическая ориентация –Политическая культура

68 7. Конфликты и коммуникация 7.1. Нарушение коммуникации и конфликт 7.2. Принципы положительной коммуникации

Нарушение коммуникации и конфликт Коммуникация (перенос информации) –необходимое условие социальной жизни человека –важный элемент решения конфликта Коммуникация может быть непосредственно причинной конфликта Конфликты могут возникнуть в любой фазе коммуникационного процесса источники нарушения коммуникации –Внутренняя коммуникация –ошибки кодирования –Ошибки декодирования –Неподходящая среда –Нарушение каналов передачи информации

70 Схема коммуникации Источник коммуникации Адрессат коммуникаци и Кодиров ание Декодиров ание Канал коммуник ации

71 Источники нарушения коммуникации Коммуникация внутри человека Неосознанные чувства или конфликт мотивов или итересов может вступить в процесс коммуникации и деформировать его Получается нечеткая передача информации или резкое высказывание нарушающее процесс четкой передачи информации Разница между вербальным и невербальным сообщением может быть сигналом или может быть воспринята как сигнал некорректного поведения Ошибочное кодирование – некорректно исложенное содержание сообщения -Неправильный подбор выражений (bushismus) или жестов -Ошибочный перевод на инностранный язык x сознательное ошибочное кодирование с целью манипуляции Ошибочное декодирование (hallo efeсt) Адресат не регистрирует все, что ему сообщают (выборочный подход ) Адресат присуждает отдельным информациям разный вес (про себя думает положительно, про противников отрицательно) Адресат по-другому интерпретирует то,что воспринимает Х злонамеренное непонимание Неподходящая среда Отвлекает внимание Нарушает хороший перенос информации x сознательный подбор среды чтобы расредоточить противника

72 Деформации каналов передачи информации форма переноса информации обусловлена типом субъекта и отношениями Отдельные каналы имеют свои преимущества и слабости В случае неадекватной оценки передаваемой информации могут возниктуть конфликты –На уровне индивидуума Переоценка зримого восприятия Переоценка информации СМИ – медиальный контроль государства или собственников Интернет – плюралитный источник но непроверенная информация -На уровне групп -личный контакт в рамках группы (специфические ценности и опыт не обязательно отвечающий общим ценностям ) -Недоверие к информации других групп -Предпочтение определеных информационных источников -На уровне государства Недооценка общественного мнения или его деформация посредством СМИ с кратковременным эффектом (государственники начинают верить собственной деформации общественного мнения) Переоценка государственных источников информации – стремление не беспокоить начальство

73 Основные ошибки людей при работе с информациями Преувеличивают значение образной информации перед информацией содержательной Преувеличивают значение слов по сравнению со стилем речи или речью тела Преувеличивают значение СМИ с точки зрения объективности информации Недооценивают риск обработки информации на интернете (управление чатом, непроверенная информация), преувеличивают способность государства контролировать информации и работать с информацией

принципы положительной коммуникации 1)Знать самих себя Знать собственные чувства и настроения координировать вербальную и невербальную коммуникацию Знать собственные интересы Знать свои ограничения, слабости и возможности 2)Быть по мере возможностей откровенным Можем избежать противоречий в изложении наших намерений Сообщать то, что может быть полезным для другой стороны и положительно повлиять на общественную коммуникацию Предупреждать о возможных проблемах и предлагать их решение очень осторожно использовать отрицательную информацию о противниках 3)Понимать адресата коммуникации Научиться эмпатии и выслушиванию других (легче потом сможем ему сообщить что нам нужно) Знать его интересы, ценности и способ мышления Знать его ограничения, слабости и возможности 4)уважать адресата коммуникации Удерживать хорошие отношения даже когда видим дела по-другому Допустить,что он имеет одинаковые права как я - увидим дела с другой точки зрения Не стремиться загнать противника в угол ( если у него нет другого выхода) Умный знает, что говорит, а глупый говорит, что знает.

75 8. Стратегия и тактика в конфликте 8.1. Этапы и фазы конфликта 8.2. Подготовка к конфликту

Этапы и фазы конфликта Удача в решении конфликта зависит от продуманности подхода –Определения ситуации (сущность, интересы, силы, среда) –Развития конфликта На уровне обыденного сознания вопрос опыта и стереотипов (позиция, политическая культура) На уровне теоретического сознания вопрос стратегии и тактики для конкретных ситуаций –Стратегия – долговременное преследование цели, которая является стабильной (иерархически структурированные цели) –Тактика - подбор подходов в зависимости от изменяющейся ситуации (набор возможностей)

77 Этапы решения 3 этапа –Подготовка к конфликту –Собственное решение –осуществление решения Этапы относятся как к конфликту в целом так и к отдельным частям (фазам) Подготовка зависит от качества конфликта –Неполитические...спонтанные (использование опыта), недооценка подготовки –Политические... запланированные (проблемы методологии и идеологических схем) Собственное решение - разработанная структура иерархических целей и альтернатив подходов – время для переоценки в случае неожиданного развития осуществление зависит от удовлетворения с решением других субъектов и влияния собственного субъекта (власти)

78 Фазы конфликта Конфликт проходит развитием –Формирование конфликта Динамическое равновесие –Все наполняют свои интересы и ценности –ограниченные ресурсы и противоположные ценности предполагают конфликт Предупредительные сигналы – манифестация – поведение и позиция сигнализируют конфликт –Возможно решать конфликт как проблему –Углубление конфликта Поляризация субъектов-вещественные проблемы становятся личными и политическо- идеологическими –Возникают коммуникационные барьеры – стороны это противники, –подготовка к конфликту - мобилизация ресурсов, поиск внешней поддержки –Применение посредничества Сепарация субъектов –Возникает предубеждение к противнику - принимается негативная информация –Поиск путей как унизить противника и нанести ему вред –Применение посредничества или делегации –Отделение сторон конфликта Деструкция –Силовое решение и его последствия –Использование ресурсов –Изоляция сторон конфликта, эмбарго на поставки –Решение конфликта Мертвая точка –Израсходованные ресурсы и усталость – передышка –Начать переговоры – вмешаться –Х накопление ресурсов и продолжение конфликтов Деэскалация конфликта –Снижение напряженности, возобновление коммуникации –Ограниченные ресурсы – внешная помощь –Х Принуждение к миру - затраты

Подготовка к конфликту Стратегия –деятельность преследующая долговременные и постоянные цели –Иерархически структурированные цели –Стабильность стратегии обусловлена ее наполнением тактическими подходами Тактика –Подбор целей и средств в зависимости от меняющихся обстоятельств и стратегической цели

80 Стратегическо-аналитическая подготовка Анализ ключевых долговременных интересов субъектов потенциального конфликта Интересы объектов вне конфликта, их потенциал вступить в конфликт (собственные ресурсы) Потенциал субъектов конфликта и способность его увеличить Предпочтение варианта решения конфликта субъектами (насилие, переговоры..) Предложения сторон конфликта – компромисс или новые источники Сильные и слабые стороны субъектов Предпочтения фазы решения конфликта Наличие достоверных информаций Новые источники информации Возможность распространить информацию (манипуляция) Информационные источники противника (повлиять на них) Способность противника работать с информацией

81 Тактико-организационая подготовка Дополнения стратегии –Дополнение информации в связи с вариантом тактического решения –Разработка альтернатив на случай неудачи Персональное обеспечение –Подбор кадров, соответсвующих тактическому подходу –Какие кадры имеет противник (сильные и слабые стороны, возможность повлиять на них) –Какие полномочия имеют представители –Кто нас может поддержать, кто останется нейтральным –Подготовка запасных кадров Процессуальные размышления –Как долго может продлиться конфликт, чтобы обстановка не ухудшилась –Куда сможем мы и наш противник дойти в эскалации конфликта (силовые мощности, компромисс) –Когда и с каким размахом надо заняться поиском другого решения Организационное обеспечение –Подбор оптимального места и времени решения конфликта –Анализ актуальной информации –Мобилизация ресурсов и поддержки для выбранного варианта решения –Обеспечение мощностей для альтернативного решения