Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Скачано с сайта Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы.
Advertisements

Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник. Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Литература. 5 класс Тринадцатое января. Классная работа.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
5 класс А. Тургенев И.С Б. Толстой А.К. В. Толстой Л.Н.
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери стике героев ( Урок по литературе для 5 класса ) Автор – Судакова С. Р.
Маленькая трилогия о « футлярной » жизни. Человек в футляре » « Крыжовник » « О любви » Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной.
Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог»
Разные судьбы в рассказе-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» «Вот «Кавказский пленник»- Жилин и Костылин – вот это я люблю,- сказал Л.Н.Толстой».
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, 2013 Титульный.
Урок литературы в 5 классе. Толстой Лев Николаевич ( ) «По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте этот рассказ.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Трошкиной Е.П – 1910 г.
Характеристика литературного героя.
Урок литературы в 5 классе (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»). Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 115 г.
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Подготовка к сочинению Учитель русского языка и литературы Лысенко Л.Т. МБОУ.
Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Транксрипт:

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская СОШ 1» Республики Мордовия Дашкина Флоренция Алексеевна

Цели урока: Дать общее представление о жизни Л.Н.Толстого; Продолжить обучение анализу эпического произведения; продолжить работу с литературоведческими терминами; Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой; Развивать навыки сопоставительной характеристики героев

И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает. Л.Н.Толстой.

Как вы представили себе личность писателя? Как внутренний мир этого человека отражен в его портрете?

1872 год – написание рассказа «Кавказский пленник»

Чтение вслух рассказа.

Домашнее задание: Дочитать рассказ; Придумать название к каждой главе и записать в тетрадь; Подобрать цитаты из текста, иллюстрирующие поведение Жилина и Костылина в разных эпизодах: а) при захвате в плен б) в эпизоде написания письма о выкупе в) первый месяц в плену г) во время первого побега д) перед вторым побегом.

Тест. (ответы) 1. События происходили осенью. 2. Жилин был невелик ростом, но удал. 3. Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его одного. 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. 7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. 8. Во второй раз Жилин бежал один. 9. Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты. 10. После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.

Как можно озаглавить каждую главу «Кавказского пленника»? 1. Жилин и Костылин попадают в плен. 2. Письмо о выкупе. 3. В плену. 4. Подготовка к побегу. 5. Первый побег. 6. Спасение.

Найдите в рассказе строки, которые раскрывают содержание иллюстрации.

Как позы, жесты, выражение лица характеризуют героев рассказа, изображенных на иллюстрации?

Как эпизод характеризует Жилина?

Как изображен татарский аул и его жители?

Какие картины природы из рассказа вам особенно запомнились?

Подберите слова из текста рассказа, передающие содержание иллюстрации; Как эпизод характеризует героиню рассказа?

На каких чертах характера Жилина сосредоточил свое внимание художник?

Для чего понадобилось Жилину пойти «за аул, на гору»? Какое значение имел эпизод в судьбе главного героя рассказа?

Дина у ямы. Какие черты внешности Дины удалось отобразить художнику?

Жилин Костылин 1. при захвате в плен Вывод: Жилин сопротивлялся, но вырваться из рук врагов было невозможно. Вывод: Офицеры попали в плен из-за легкомыслия и малодушия Костылина, струсившего перед опасностью.

Жилин Костылин 2. В эпизоде написания письма о выкупе Вывод: Жилин понимает, что уплата выкупа может разорить мать, и надеется только на себя Вывод: Костылин принимает все условия своих врагов, надеется на помощь из дома.

Жилин Костылин 3. Первый месяц в плену. Вывод: Жилин общительный, активный, хороший мастер. Но его главная цель – совершить побег из плена. Вывод: Костылин безволен, безразличен к окружающему, пассивен.

Жилин Костылин 4. В эпизоде первого побега. Вывод: Жилин не бросает товарища в беде. Вывод: Костылин безволен, не желает и не умеет бороться, покорен судьбе и обстоятельствам.

Жилин Костылин 5. Перед вторым побегом. Вывод: Несмотря на все тяготы, Жилин не потерял волю к жизни, стремление к свободе. Вывод: Костылин отказывается от побега, не верит в себя, сдается на милость врагов.

Общий вывод: Жилин борется с судьбой, не сдается и побеждает, а Костылин не умеет и не желает сопротивляться обстоятельствам, оказывается безвольным и пассивным, и вот результат: «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Домашнее задание: Ответить письменно на вопрос: «Почему так по-разному сложились судьбы героев?» Прочитать рассказ А.П.Чехова «Хирургия»