ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Стандартизация в Российской Федерации МЕЛЬКОВ Ю.О., ВНИИНМАШ, Директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование перечней стандартов к техническим регламентам Таможенного союза Бринчук Лидия Васильевна Советник Отдела координации работ в стандартизации.
Advertisements

Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 19 Марта 2014 Техническое регулирование в Российской Федерации Леонидов Константин.
Роль региональных организаций по стандартизации в формировании единого экономического пространства С.В. Ильин Зав. НИО-106 ВНИИНМАШ, к.т.н.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Макаревич Анатолий Александрович «Реализация концепции развития национальной системы.
Начальник Центра технического регулирования ФГБУ ВНИИПО МЧС России Стрекалёв Александр Николаевич 1.
Стандартизация это- (определение из ФЗ от ФЗ «О техническом регулировании») Деятельность по установлению правил и характеристик в целях.
ВНИИС VNIIS 1 Структура ФЗ «О техническом регулировании» 1 Действую- щий ФЗ «О техническом регулирова- нии» Информация о ТР и стандартах Финансирование.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Доклад ПРИЗНАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В. В. Назаренко, Первый заместитель.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
Формирование системы технического регулирования Евразийского экономического союза БОЙЦОВ Василий Борисович, Директор департамента технического регулирования.
Слайд 1 Гармонизация российских и международных стандартов в ходе реформирования системы технического регулирования Член правления РАО «ЕЭС России» В.А.
Г. Астана, 25 февраля 2011 г. А.Н.ЛОЦМАНОВ Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
КОПЧУГОВА ЛИДИЯ ИВАНОВНА ОАО «ВНИИЖТ» LIDIA KOPCHUGOVA JSC VNIIZhT.
Организационное заседание Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия 14 февраля 2013г.
Роль стандартизации в формировании нормативной базы Единого экономического пространства ЭЛЬКИН ГРИГОРИЙ ИОСИФОВИЧ Руководитель Федерального агентства по.
Техническое регулирование. Перспективы развития в интересах российского бизнеса Заместитель директора ВНИИНМАШ по научной работе ФИЛИППОВ Павел Васильевич.
Г. Астана, 25 февраля 2011 г. А.Н. Лоцманов Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России МАКАРЕВИЧ Анатолий Александрович Техническое регулирование в области пожарной безопасности.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Стандартизация в Российской Федерации МЕЛЬКОВ Ю.О., ВНИИНМАШ, Директор

Росстандарту - 90 лет 15 сентября 1925 года Решение СНК Утвердить положение о Комитете по стандартизации при Совете Труда и Обороны Куйбышев Валериан Владимирович 1-ый председатель Комитета

Новые вызовы Развитие промышленного производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции Импортозамещение критических технологий Формирование Евразийского экономического союза

Национальная система стандартизации Обеспечение функционирования ФЗ «О техническом регулировании» 184-фз; Налоговый Кодекс РФ – ст. 264 (расходы по разработке национальных и региональных стандартов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией); ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 44-фз – ст. 33 п.2 (позволяет делать ссылки на стандарты в конкурсной документации); Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. ФЗ «О техническом регулировании» 184-фз; Налоговый Кодекс РФ – ст. 264 (расходы по разработке национальных и региональных стандартов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией); ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 44-фз – ст. 33 п.2 (позволяет делать ссылки на стандарты в конкурсной документации); Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 Совершенствование национальной системы стандартизации ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Основные положения проекта закона «О стандартизации в Российской Федерации» Гармонизация основных принципов, правил и терминов НСС с международными Изложение на законодательном уровне основных правил работ в стандартизации (формирование ТК по стандартизации, основные процедуры разработки стандартов и пр.) Применения ссылок на национальные стандарты в нормативно-правовых актах РФ Формирование государственной политики в сфере стандартизации в целях развития экономики страны Дополнительные возможности доступа к стандартам (в т.ч. через ВУЗы и публичные библиотеки) Уточнение видов документов в области стандартизации (СТО,ТУ, для ОСТ – переходный период 10 лет)

отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении документов по стандартизации права и обязанности участников регулируемых законом отношений организационные основы стандартизации обеспечение единой государственной политики в сфере стандартизации СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ Федеральный орган исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию в области стандартизации Национальный орган по стандартизации ТК по стандартизации Общественный Совет по стандартизации проектные ТК по стандартизации Научные организации Сферы действия федерального закона «О стандартизации в РФ»

Что даст федеральный закон «О стандартизации в РФ»? Будет создана нормативная база для формирования современной национальной системы стандартизации как одного из факторов развития экономики Будут созданы благоприятные условия для активного привлечения промышленности, органов государственной власти и общества в целом к деятельности по стандартизации Будут созданы условия для эффективного применения стандартов в нормативно-правовой сфере и в социально- экономической деятельности В результате: национальная стандартизация будет в полной мере одной из эффективных управленческих мер для решения задач экономического и социального развития РФ

ПРНС на 2015 год Целевые ориентиры Уровень гармонизации стандартов, % Доля впервые разрабатываемых стандартов, % Повышение доли стандартов, поддерживающих создание инновационных технологий Повышение доли межгосударственных стандартов Повышение доли стандартов, разработка которых заканчивается в 2015 г.

Основные показатели ПРНС-2015 Средний уровень гармонизации в % Количество новых тем % 54,2 38 Количество переходящих тем % 62 Количество ГОСТ % 51 Количество ГОСТ Р % 49 Финансирование из федерального бюджета % Финансирование из других источников % Количество ТК давших предложения в ПРНС % 68

Технический регламент Стандарты (национальные, межгосударственные, предприятий, своды правил) Доказательная база соответствия требованиям технического регламента Обобщенные (существенные) требования к объекту технического регулирования (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ) Конкретные требования к объекту технического регулирования (ДОБРОВОЛЬНЫЕ) Документы по стандартизации Двухуровневая модель формирования требований к продукции (Европейский подход)

1 Технические регламенты разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень Содержащиеся в ТР обязательные требования имеют прямое действие на территории государств Сторон 2 3 Со дня вступления в силу ТР национальные ТР или обязательные требования к продукции, изложенные в других нормативных актах Сторон, прекращают свое действие 4 По согласованию сторон в ТР в исключительных случаях может быть предусмотрено неприменение отдельных требований на определенных территориях государств сторон 5 6 применяются международные и региональные стандарты, национальные (государственные) стандарты сторон Для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям ТР применяются международные и региональные стандарты, национальные (государственные) стандарты сторон Стороны определяют единые формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия Стороны формируют единую информационную систему в области технического регулирования 7 Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от

УТВЕРЖДЕНО Решением Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г Разработчик совместно с уполномоченным органом по стандартизации приступает к разработке проектов перечней после завершения доработки проекта ТР; 2. Финансирование проектов перечней осуществляется ответственным за разработку ТР ТС; 3. После завершения разработки проектов Перечней, с учетом мнения уполномоченных организаций государств – членов разработчик направляет их в Комиссию ТС; 4. Утверждаются проекты Перечней Коллегией Комиссии ТС; 5. Правительства государств-членов обеспечивают подготовку и представление в Комиссию не реже 1 раза в год со дня вступления в силу ТР обоснованных предложений по актуализации Перечней стандартов; 6. Актуализированные редакции Перечней, утвержденные в установленном порядке Коллегией Комиссии, публикуются на официальном сайте Комиссии. Положение о порядке разработки и утверждения перечней стандартов…, обеспечивающих соблюдение требований ТР ТС и необходимых для подтверждения соответствия

Сформированы Перечни к 33 техническим регламентам Таможенного союза Перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС Перечни стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения ТР ТС Всего - более 3200 документов Всего - более 3900 документов Формирование Перечней стандартов к техническим регламентам ТС

Технические регламенты Кол-во стандартов В Программе Ответственный разработчик – РФ О безопасности инфраструктуры жд транспорта (ТР ТС 003/2011)10073 О безопасности машин и оборудования (ТР ТС 010/2011) О безопасности зерна (ТР ТС 015/2011)113 О безопасности пищевой продукции (ТР ТС 021/2011) Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС 023/2011) 32 Технический регламент на масложировую продукцию (ТР ТС 024/2011) 3329 О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в т.ч. диетического лечебного и диетического профилактического питания (ТР ТМС 027/2012) Программа разработки межгосударственных стандартов к техническим регламентам ТС в 2015

Учет отраслевых особенностей при применении ГОСТ, идентичных ИСО/МЭК или EN Требования ТР ТС не полностью обеспечены документами по стандартизации Частичное соответствие требований ТР ТС стандартам Наличие нескольких национальных стандартов стран-участниц ТС на одну группу продукции, даже при наличии ГОСТ В стандарты по испытаниям продукции включены показатели, которых нет в ТР ТС Проблемы формирования Перечней стандартов к техническим регламентам ТС

Усиление роли промышленности в формировании Перечней Корректировка подходов к организации актуализации Перечней (четкое распределение функций, на постоянной основе, с достаточным уровнем финансирования) Участие ЕЭК в реализации и финансировании программ по стандартизации Реформирование работ по межгосударственной стандартизации Мероприятия по совершенствованию формирования Перечней стандартов к техническим регламентам ТС