Кузнецова М.И.. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г., когда IEA (International Association for the Evaluation of Educational.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДИНАМИКИ Работа "Чтение и понимание текстов" направлена на определение ДИНАМИКИ читательской грамотности.
Advertisements

на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Вебинар Программа вебинара 1.«Оценивание читательской грамотности обучающихся» Камзеева Елена Евгеньевна, начальник экспертно-аналитического.
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
Подходы к оценке особенностей читательской грамотности учащихся 4, 6, 9-х классов (конструирование теста, проведение исследования в школах, возможные направления.
Pisa 2009 Читательская грамотность 7 декабря 2010 Г.А. Цукерман.
Итоги международной программы по оценке образовательных достижений в 2009 году (по материалам сайта Заместитель директора МОУ ДПО.
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
1 Качество образования: результаты общероссийских и международных сравнительных исследований Министерство образования РФ Национальный Фонд подготовки кадров.
Электронное портфолио по теме «Читательская грамотность» Автор: Потехина Е.С. МКОУ «Сережская ООШ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Формирование навыков грамотного чтения на предметах гуманитарного цикла.
Формирование умений работать с текстом на уроках биологии Канд.психол.наук Е.В.Чудинова.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для выработки управленческих решений.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
«Школьник – читатель» в контексте нового образовательного стандарта. Ожидания и возможности. Галактионова Татьяна Гелиевна, д.п.н., профессор, кафедры.
Быть самостоятельным и в чём-то компетентным уметь учить себя.
Транксрипт:

Кузнецова М.И.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 г., когда IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) – организация, инициировавшая PIRLS, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники, но в широком функциональном контексте – как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь – для дальнейшего обучения.

Краткая информация об исследованиях PIRLS и PISA PIRLS - Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) PISA - Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания PIRLS&PISA: Выявление динамики в результатах (PIRLS: 2001, 2006, 2011; PISA: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012) PIRLS&PISA: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию

Обучение чтению Чтение для обучения Чтение для решения собственных задач

Определение читательской грамотности в PIRLS и PISA PIRLSPISA способность понимать и использовать письменные тексты строить свои смыслы на основе разнообразных текстов размышлять о них и заниматься чтением ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ учиться расширять свои знания и возможности участвовать в читательских сообществах в школе и в обыденной жизни участвовать в социальной жизни получать удовольствие достигать своих целей

Читательские умения Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3. Осмыслить и оценить содержание и форму текста 1. Найти и извлечь (информацию) 2. Интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)

Краткая информация об исследовании PIRLS Вопросы теста PIRLS составлены таким образом, чтобы оценить четыре основных действия читателя, обеспечивающих относительную полноту понимания текста (как художественного, так и информационного): 1) находить информацию, представленную в тексте в явном виде; 2) делать на основе этой информации несложные выводы; 3) интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста; 4) оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

Краткая информация об исследовании PISA Вопросы теста PISA составлены таким образом, чтобы оценить три основных действия читателя, обеспечивающих относительную полноту понимания текста (как художественного, так и информационного): 1. Восстановление, вычитывание информации из текста ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ: Извлечь информацию и заполнить «зазоры» текста. Восстановить реалии, описанные в тексте. 2. Толкование, объяснение, интерпретация, понимание информации, сообщенной в тексте ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ: Связать отдельные авторские сообщения в целостную картину. Понять, что хотел сказать читателю автор. 3. Размышление и оценка информации, сообщенной в тексте ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ: Отнестись к тому, что сказал мне автор. Поместить авторское сообщение в собственный контекст.

Пример текста из исследования PIRLS

Маленькая девочка – важный персонаж в этом рассказе. Объясни, почему так важна её роль во всём, что произошло. Почему Соломенная Блёстка сказала: «Прости, Голубой Волк»? Почему друг фермера отнёс орла в горы, чтобы заставить его взлететь? Назови две причины. В начале и в конце рассказа комочек глины испытывал разные чувства. Опиши их. Объясни, почему изменились его чувства. Примеры вопросов из исследования PIRLS

Объясни, почему землю и песок в бутылку важно насыпать именно слоями. Объясни, почему в эксперименте с дождевыми червями кусочки картофеля и лука важно положить на верхний слой земли. Какой из этих трёх экспериментов показался тебе самым интересным? Используй текст, чтобы объяснить свой ответ. Примеры вопросов из исследования PIRLS

Пример текста из исследования PISA Прочитай два письма. Они пришли по Интернету, и оба они о граффити. Используй письма для ответов на вопросы.

7. Почему Софья говорит о рекламе в своем письме о граффити? 8. С каким из этих двух писем ты согласен? Ответ запиши своими словами, при этом используй то, что сказано в одном из писем или в них обоих. 9. Анализируя каждое письмо, мы можем обсуждать, о чём говорится в письме (т.е. его содержание). Мы можем также обсуждать, как написано письмо (т.е. его стиль). Безотносительно к тому, с чьим письмом ты согласен, объясни, кто из этих двух авторов, по твоему мнению, написал письмо лучше? Обоснуй свой ответ, ссылаясь на то, как написаны оба или одно из этих писем. Примеры вопросов из исследования PISА

Результаты учащихся 4-го класса начальной школы в исследовании PIRLS Чтение Среднее значение шкалы PIRLS – 500 Страны Средний балл Гонконг 571 (2,3) Россия 568 (2,7) Финляндия 568 (1,9) Сингапур 567 (3,3) 45 стран

Уровни достижений российских учащихся 4 класса Низкий (400 баллов) Средний (475 баллов) Высокий (550 баллов) Высший (625 баллов и выше) Не достигли низкого уровня по чтению 1% Чтение, 568 Чтение: 19% могут воспринимать текст целостно и понимать отдельные единицы текста в их взаимосвязи; могут опираться на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции; Чтение: 7% могут вычитать из текста информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко найти;

Влияние читательской грамотности учащихся 4-го класса на их результаты по математике и естествознанию (PIRLS-2011/TIMSS-2011) Значительное снижение уровня читательской грамотности в основной школе не сказывается существенно на результатах исследования TIMSS в 8 классе, но значительно проявляется в исследовании PISA.

Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея 35 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 23 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Израиль, Швеция, Словения, Литва, Греция, Турция) Пермский край – 482 балла Российская академия образования Средний балл России 475

Уровни функциональной грамотности PISA Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях Российская академия образования Средний балл России 475

Самые важные результаты В соответствии с международными стандартами PIRLS российские школьники 4 класса демонстрируют высокие результаты по чтению (превышающие средние международные). Выпускники начальной школы в 2011 году подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов (PIRLS). В соответствии с международными стандартами PISA российские учащиеся 15-летнего возраста, начиная с 2000 года, демонстрируют результаты ниже средних по странам ОЭСР по читательской грамотности. В 2012 году наметились положительные тенденции в результатах по всем направлениям функциональной грамотности (PISA).

Изменение результатов российских учащихся в овладении читательской грамотностью По сравнению с 2009 годом по результатам PISA результаты улучшились: на 16 баллов PIRLS PISA

Проблема читательской грамотности в основной школе Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA- 2009, 2012) Российская академия образования

Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012)

PIRLSPISA Для того чтобы понять, что происходит с читательской грамотностью наших школьников в промежутке между PIRLS и PISA был сконструирован единый тест, основанный на открытом инструментарии этих двух исследований.

1. Загадка гигантского зуба (PIRLS) 2. По маршруту вдоль реки (PIRLS) 3. Открой для себя удовольствия однодневного пешего похода (PIRLS) 4. В поисках еды (PIRLS) 5. План библиотеки (PISA) 6. Мнения учащихся (PISA) 7. Граффити (PISA) 8. Программа добровольной иммунизации против гриппа для сотрудников компании «Фион» (PISA)

Вычитывание 2. Кто из учащихся согласен с Валентиной? 3. Кто из учащихся считает, что проблему перенаселения Земли можно разрешить благодаря освоению космоса? 5. Куда, по мнению Ани, лучше было бы вложить деньги, уходящие на космические исследования?

Интерпретация 6. Кто из учащихся высказывает мнение, прямо противоположное мнению Феликса? АДима БАня ВКатя ГВалентина 7. Как соотносятся друг с другом мнения Ани и Димы? АОни выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему. БОни посвящены совершенно разным темам. ВОни приводят одинаковые доказательства, но делают противоположные выводы. ГОни высказывают одинаковые мнения, но обосновывают их по- разному.

Оценка Некоторые утверждения в тексте описывают реальные факты, которые можно проверить. Некоторые утверждения в тексте выражают личное мнение написавшего, его собственное отношение к фактам. Прочитай выдержки из записей учащихся. Какое утверждение является «мнением», а какое «фактом»? Обведи правильные ответы. Первый пример уже выполнен в качестве образца. Выдержки из записей учащихся«Мнение» или «факт»? «Известны случаи возникновения голода и болезней, вызванных перенаселением планеты». (Феликс) Мнение / Факт «Каждый год большие компании вкладывают миллиарды долларов в космические исследования». (Аня) Мнение / Факт «Космические исследования только усиливают опасную веру в то, что проблемы человечества могут быть решены за счёт растущей власти над окружающей средой». (Дима) Мнение / Факт «Прекратить космические исследования ради решения сиюминутных проблем было бы недальновидно». (Феликс) Мнение / Факт

Оценка Ты познакомился с мыслями пяти учащихся. С кем из них ты склонен согласиться? Назови его или её имя: ______________________________ Объясни свой выбор, выразив как главные мысли этого учащегося, так и собственное мнение. ______________________________

Задания Баллы Процент выполнения % 5 класс 7 класс 9 класс Среднее ,651,7 44,1

Задания Баллы Процент выполнения % 5 класс 7 класс 9 класс Среднее 6136, ,5

14131,851,258,3 47,1 Задания Баллы Процент выполнения % 5 класс 7 класс 9 класс Среднее

ЗАГАДКА ГИГАНТСКОГО ЗУБА, ЗАДАНИЕ 4 По приставшей к зубу породе Гидеон Мантел решил, что зуб принадлежал рептилии. Почему он не подумал о крупных млекопитающих, например, о мамонтах или носорогах. Ответ принимается Код 1:В ответе указано, что млекопитающие появились позже того времени, к которому относилась порода. Учащийся может в качестве ответа привести цитату из текста: «Он знал, что в такой породе обычно находили окаменевшие остатки рептилий, живших задолго до того, как на Земле появились млекопитающие» ,542,3 35,25 Задания Баллы Процент выполнения % 5 класс 7 класс 9 класс Среднее

Некоторые выводы исследования «Тяни-Толкай» Данные проведенного в 2012 году исследования подтвердили выводы, полученные в 2010 году. Существенных изменений в состоянии читательской грамотности учащихся за два года обучения в основной школе не произошло, положительная динамика выявлена только у тех учащихся, уровень развития читательской грамотности которых при завершении начальной школы характеризовался как низкий.

Школы с разного типа динамикой развития читательской деятельности

Ямал

Выявление динамики результатов

M+Sd – самые успешные читатели (суммарный результат их ответов на вопросы методики «Тяни-Толкай» в 1- ом измерении выше среднего + стандартное отклонение). M+ - успешные читатели (результат ученика выше среднего в пределах стандартного отклонения) M- - менее успешные читатели (результат ученика ниже среднего в пределах стандартного отклонения) M-Sd – наименее успешные читатели (результат ученика ниже среднего - стандартное отклонение) 5,2 17,9

M+Sd – самые успешные читатели (суммарный результат их ответов на вопросы методики «Тяни-Толкай» в 1- ом измерении выше среднего + стандартное отклонение). M+ - успешные читатели (результат ученика выше среднего в пределах стандартного отклонения) M- - менее успешные читатели (результат ученика ниже среднего в пределах стандартного отклонения) M-Sd – наименее успешные читатели (результат ученика ниже среднего - стандартное отклонение) - 0,4 22,6

Состав группы учащихся с отрицательной динамикой

Новосибирск

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

2

Форма 3

Глазами управленца-формалиста: ПЯТЕРКИ – 2 ученика – 8% ЧЕТВЕРКИ – 8 учеников – 35% ТРОЙКИ – 5 учеников – 22% ДВОЙКИ – 8 учеников – 35%

Глазами грамотного управленца В классе 26 учеников. Работу писали 23 ученика. Из них развитыми читателями стали 2 ученика (8%), существенные проблемы с пониманием информационных текстов имеют 8 учеников (35%). ВЫВОД. В этом классе больше трети учеников (43%) находятся в группах риска. Какими техниками работы с группами риска владеет учитель?

Глазами учителя: Вот мои лучшие читатели. Как помочь им сделать следующий шаг к читательской компетентности?

Глазами учителя: Вот читатели, которым нужна максимальная помощь взрослого. Как ее обеспечить?

Как учитель проводит урок в 7А и 7Б?