Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Advertisements

Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ЛЕКЦИИ ПО ПСИХИАТРИИ ДЛЯ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО И МЕДИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
1.Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Проблема определения и классификации психических явлений.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Утомление Это временное понижение работоспособности, наступающее после трудовой деятельности. Исчезает после отдыха. В зависимости от вида труда выделяют.
Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
ЭМОЦИИ Эмоции – это наиболее древняя форма отражения действительности, связанная с удовлетворением потребностей. В переводе с французского слово эмоция.
1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Сибирский федеральный университет Влияние гиподинамии, повышенного нервно- психического напряжения, монотонной деятельности.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
Двигательная активность в детском саду. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает,
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Владивосток 2014 Общая психология Корнилова Дарья Сергеевна старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальности клиническая психология Блок 2: «Психические состояния»

Тема 10: «Понятие психических состояний. Функции психических состояний в целостном психического акте»

Цель лекции: Изучить основные психические состояния и их отличительные особенности.

Учебные вопросы: 1. Основная характеристика психических состояний. 2. Классификации психических состояний. 3. Функции психических состояний в целостном психическом акте. 4. Физиологические основы психических состояний.

Учебный вопрос 1. Основная характеристика психических состояний. Выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психические процессы вызываются внешними воздействиями, и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Понятие психических состояний. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). Наиболее изученные : общее психическое состояние, (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психическое состояние это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации. Всегда происходят своеобразные сочетания различных психических состояний, например, любознательности с интересом, пытливостью, активностью, деловитостью, инициативностью, бодростью и возбужденностью, а неудовлетворенности сопутствуют огорчения, подавленность, апатичность и невнимательность. И вся эта совокупность отдельных видов состояний образует целостное психическое состояние, называемое настроением.

Настроение это совокупность отдельных психических состояний, из которых какое-то состояние доминирует и придает сознанию соответствующую этому состоянию эмоциональную окраску. Настроение может быть бодрым, веселым, подавленным, грустным, радостным и т. д., в зависимости от того, какое из составляющих его психических состояний наиболее сильное. Когда ни одно из совокупности состояний не преобладает над другими, настроение бывает смутным, неопределенным, неясным, а может быть только плохим или хорошим. Настроения как целостные состояния психики, имеют постоянно присущие им шесть особенностей. Первая полярность составляющих настроение психических состояний. Каждое психическое состояние имеет свою противоположность, например: возбужденное заторможенное, бодрое подавленное, активное пассивное, радостное грустное, уверенности неуверенности, удовлетворенности неудовлетворенности и т. д. Вторая изменчивость отдельных психических состояний и в целом настроения. Под влиянием каких-либо воздействий среды на психику человека, а бывает, и от возникших у него мыслей или самовнушения одно состояние и в целом настроение может смениться каким-то другим, иногда противоположным.

Третья относительная устойчивость психических состояний в результате их инертности и в зависимости от силы переживаний и силы воздействия среды. Психические состояния изменяются не сразу вслед за какими-то воздействиями, а отсрочено, с запаздыванием. Когда причины переживания исчезли и уже зародилось новое состояние, от первоначального переживания остается «осадок» на какое-то время, может быть на час, неделю или месяц, который полностью исчезает только со временем в зависимости от силы переживания и воздействия, вызывающего другое психическое состояние. Четвертая индивидуальное своеобразие психических состояний и настроений человека, обусловленное направленностью личности и психическими свойствами (опытом, темпераментом, характером, способностями) и особенностями психических процессов. Пятая внешняя выраженность психических состояний и настроения человека. Любое психическое состояние и настроение проявляется в позе, мимике, в движениях, сердцебиении и ритмах дыхания, покраснении лица или бледности. Шестая настроение одного человека в группе легко передается другим, становясь групповым (коллективным) настроением как одним из важнейших проявлений группового, в частности коллективного, сознания. Все пять предыдущих особенностей индивидуального настроения личности присущи и настроению группы.

Учебный вопрос 2. Классификации психических состояний. Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям: а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса: б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния; в) влияния психических состояний на деятельность. При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп. По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые. Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д. Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д. Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д. Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

По видам деятельности психические состояния делятся на трудовые, учебные и спортивные. Трудовые психические состояния : готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д. Учебные психические состояния : возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д. Спортивные психические состояния : собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д. Классификация по влиянию на деятельность и поведение : оптимальные, стрессовые, депрессивные и внушенные. Оптимальные психические состояния состояния, наиболее соответствующие тому или иному виду деятельности. Каждый вид деятельности для наиболее успешного его осуществления требует своеобразных, психических состояний. Тяжелый физический труд, например, наиболее успешно осуществляется при максимальном возбуждении, большой энергии, активности, подвижности и расторопности. На теоретических занятиях, нужны любознательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость, максимальная внимательность.

Стрессовые ( перевозбужденные ) психические состояния допустимы в виде страсти, порыва, азарта в бою и в аварийных ситуациях, хотя и не являются наилучшими в этих условиях деятельности. Там же, где требуется строгая расчетливость, сообразительность, высокая внимательность и большая точность движений, перевозбужденные состояния безусловно вредны, потому что они большей частью приводят к напряженности, скованности, ограниченности внимания, к плохой сообразительности. Депрессивные психические состояния вредны во всех видах деятельности. Выражаются в вялости, ограниченной подвижности, плохой сообразительности, апатичности и пассивности. Человек в состоянии депрессии, недееспособен. Ни его трудовая, ни учебная, ни спортивная деятельность не может быть успешной. Его нельзя допускать к ответственной и опасной работе. Он может выполнять только легкие и малоподвижные виды деятельности, не требующие ни высокой сообразительности, ни расторопности, ни инициативы и находчивости. Внушенные ( суггестивные ) психические состояния могут быть полезными или вредными во всех видах деятельности и поведения в зависимости от того, что внушено суггестором. Внушение ( суггестия ) осуществляется при сниженной осознанности суггеренда ( подвергающегося внушению ). довольно широко распространены в процессе обучения и воспитания, труда, в массовых коммуникациях и других явлениях общественной жизни.

Гетеросуггестия, т. е. внушение, исходящее от одной личности или социальной общности, называющихся суггестором, и направленное на другую личность, вместе с иными способами общения преднамеренно или непреднамеренно внедряет в психику людей сходные взгляды и убеждения, мнения и оценки, нормы деятельности и поведения ; служит средством, направляющим и регулирующим активность личности, побуждает к одним делам и поступкам и удерживает от других ; способствует или мешает использованию человеком его потенциальных физических и умственных сил в разных видах деятельности. Аутосуггестия ( самовнушение ) свойственна психике человека, так же как и гетеросуггестия, в виде саморазъяснения, самоубеждения, самозапрета и других самовнушений, осуществляемых посредством мысленного проговаривания того, что он старается себе внушить. Дидактогенные психические состояния возникают у учащегося в результате нетактичных или тем более грубых слов педагога, ранящих его самолюбие и лишающих его уверенности. Они могут возникать у подчиненного в результате слов руководителя. В них далеко не всегда проявляется чувство обиды, но всегда угнетения, потери уверенности и часто растерянности. Иногда эти психические состояния дидактогении могут переходить в заболевания дидактогенным неврозом.

Характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма Состояние бодрствования в покое встречается при ( пассивном отдыхе, чтение книги, просмотре нейтральной телепередачи ). При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность ретикулярной формации и симпатической нервной системы, а в головном мозге отмечается чередование бетта - ритма ( когда человек о чем - то думает ) и альфа - ритма ( когда мозг отдыхает ). Состояние релаксации – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. Оно встречается во время занятий аутогенной тренировкой, транс, молитва. Причина непроизвольной релаксации – прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации – занятие аутогенной тренировки, медитация, молитва и пр. Преобладающие ощущения в этом состоянии – расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть. Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа - ритма в электроэнцефалограмме.

Состояние сна – особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна. Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тетта - и дельта - волны биопотенциалов мозга. Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда ( состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке ). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации. Ритмы мозга – в основном лежат в бетта - диапазоне.

Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях ( состояние спортсмена на соревнованиях, летчика – испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного упражнения и т. д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требования к работнику, высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга. Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности ( например - состояние водителя – дальнобойщика в конце долгого рейса ). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса. Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы.

Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы.

Учебный вопрос 3. Функции психических состояний в целостном психическом акте. Психическое состояние можно рассматривать как проявление всех психических компонентов за определенный период времени. Это – некое единство, целостность всех психических элементов, и эта целостность характеризуется относительной стабильностью, особой структурой, содержанием. В психических состояниях находит свое выражение степень активности функционирования психики, или, иначе говоря, интенсивность протекания и выражения, а также качество психических процессов и свойств. В каждом конкретном психическом состоянии по - своему складывается система всех психических компонентов. Эта временно образовавшаяся система имеет относительно временную стабильность, замкнутость. Структурные связи в системе между психическими элементами могут быть разными. Чаще всего одни психические компоненты доминируют над другими. Например, в состоянии страха процесс мышления несколько заторможен. Доминирует эмоциональное отношение. Сильная эмоция подавляет рассудок. В этом состоянии угнетена и волевая, сознательная регуляция. Чем сильнее страх, тем меньше и вероятность проявления волевых свойств характера и больше вероятность перехода на более примитивные, низшие системы регуляции. Начинает доминировать поведение, определяемое свойствами темперамента.

Качество и интенсивность протекания психических процессов определяется также и психическими свойствами. В состоянии ужаса резко снижается влияние волевых компонентов характера, падает контроль сознания. В этом случае в регуляцию поведения включаются нижние этажи психики, сформировавшиеся филогенетически. Человек всегда находится в каком - то состоянии. В состоянии находит выражение уровень интеграции всех элементов психики за какой - то промежуток времени. Когда идет речь о возникновении психического состояния, то речь идет об изменениях, о сменах одного состояния на другое. К внутренним причинам относится общее физиологическое состояние организма. Человек чувствует себя и ведет себя по - разному в зависимости от того, когда он находится в состоянии болезни или здоров. Исходя из медицинских наблюдений, можно сделать вывод, что при коронарных заболеваниях чаще всего человек испытывает тревогу или раздражение, при легочных заболеваниях наблюдается общее понижение психической активности, человек чаще пребывает в депрессивных, угнетенных состояниях.

Состояние утомления появляется на фоне возникновения физиологического состояния усталости, которое характеризуется общим истощением внутренних резервов организма. Здесь поддержание кровотока, целью которого является обеспечение кислородом тканей головного мозга, осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений, а не ударного объема сердца. Понижается сила сокращения некоторых миофибрилл волокон сердечной мышцы. В работу по поддержанию нормального кровотока включается большее количество мышечных единиц. Происходит быстрое истощение резервов организма. И в результате этого общего физиологического истощения возникает психическое состояние утомления. По данным Н. Д. Левитова компонентами психического утомления являются : Чувство слабосилия : субъективно физическое утомление переживается как ощущение снижения актуальных сил, возникает чувство напряжения и неуверенности в адекватности действий, невозможности поддержать работоспособность на обычном для человека уровне. Нарушения внимания : снижается его объем, дают сбои процессы переключения и распределения. Следовательно, появляется хаотичность действий, отвлекаемость на шумы, т. е. сигналы которые не имеют ничего общего с деятельностью. Расстройства психических познавательных процессов : снижается чувствительность органов чувств. Повышается абсолютный или разностный пороги чувствительности.

Нарушения в психомоторике : чаще всего утомление сопровождается замедлением простых и сложных движений. Иногда наблюдается парадоксальное явление. Двигательные реакции при утомлении иногда могут ускориться, но при этом снижается точность движений, резко возрастает количество ошибочных двигательных реакций. При утомлении часто происходит распад сложившихся сложных навыков, из их структуры выпадают отдельные элементы. Нарушение памяти : затрудняется процесс извлечения информации из долговременной памяти. Ухудшаются процессы запоминания и удержания информации. Нарушения мышления : снижается вероятность появления нового решения проблемы, поиск неординарных решений подменяется стереотипными ответами ; часто мышление становится неупорядочным, возникают логические ошибки в общем ходе рассуждений. Изменение мотивов деятельности : в общей структуре мотивации появляется желание скорее закончить работу, что отрицательно сказывается на качестве выполняемой деятельности. Такое явление приводит к борьбе мотивов, которая ухудшает общее психическое благополучие.

К внутренним факторам, обусловливающим смену психических состояний, относятся также различные биоритмы. Циркадные ритмы – не врожденные, они имеют не безусловнорефлекторную природу, они вырабатываются в процессе жизни, хотя природная, естественная смена дня и ночи облегчает приобретение этого ритма. Исследования показали, что у новорожденных циркадный ритм отсутствует, с рождения у них существует часовой ритм. Одну половину часового ритма ребенок неподвижен, другую половину активен. Постепенно под влиянием образа жизни своих родителей на часовой ритм ребенка накладывается циркадный ритм. Период относительной неподвижности попадает на ночь, а состояние бодрствования на светлое время суток. Приобретенный суточный ритм сказывается на динамике психических состояний. Нормальные, здоровые люди ночью менее работоспособны, к ночи быстрее наступает состояние физиологического и психического утомления. Нарушение выработанного ранее, особенно в детстве, ритма приводит к сбоям в жизнедеятельности организма и психики. По данным А. М. Вейна, у 75 процентов пилотов при перелете через 4-5 часовых поясов возникает нарушение нормального циркадного ритма. Смена временных поясов, переход из зимы в лето и наоборот, а также вахтенный режим, свойственные ряду профессий, вызывают сбои в работе адаптационных механизмов, отрицательно влияют на работоспособность и самочувствие моряков и в конечном счете очень часто приводят к искажениям личности.

Учебный вопрос 4. Физиологические основы психических состояний. Физиологические состояния организма вызывают соответствующие психические состояния. Каждому психическому состоянию соответствует определенное физиологическое состояние организма. Это соответствует одному из принципов материалистического понимания психологии: само по себе психическое не существует, оно всегда привязано к своему материальному субстрату, к мозгу. Всякое изменение в состоянии человека сопровождается изменением в нервной системе. В основании мозга между продолговатым мозгом и гипоталамусом находится ретикулярная формация. Она состоит из огромного количества нервных клеток, которые сплетены между собой обширной сетью соединительных клеток, коллатералями. Эта структура выполняет роль своего рода усилителя и первичного распределителя нервной информации. Информация (стимулы, раздражители) поступает из внешней среды от органов чувств и из внутренней среды в форме слабых электрических импульсов по центростремительным нервным волокнам к головному мозгу. На уровне ретикулярной формации происходит конвергенция (слияние) всех центростремительных волокон. Когда нервные импульсы достигают коллатералей ретикулярной формации, они теряют свой специфический характер. Для ретикулярной формации неважно, откуда и куда идет нервный импульс, информация. Не важно какая у этой информации модальность, какое содержание, для нее важен общий энергетический объем.

В зависимости от общего количества нервных импульсов по-разному активируется ретикулярная формация, возникает разный ретикулярный тонус. При резком возрастании информации (яркий стимул) происходит резкое возбуждение ретикулярного тонуса. При снижении стимуляции, т.е. прекращении информации, снижается и общий тонус. Повышение ретикулярного тонуса сказывается на повышении уровня физической и психической активности индивида. Происходит это благодаря тому, что всякое повышение ретикулярного тонуса вызывает повышение общей активности коры головного мозга. Кроме того, повышенный ретикулярный тонус через вегетативную нервную систему ускоряет сердечный ритм, повышает артериальное давление, снижает пороги чувствительности и двигательные реакции и другие нисходящие влияния ретикулярной формации. Этот процесс ведет к повышению общей жизнедеятельности индивида, его активному взаимодействию с окружением. Все уровни активности ретикулярной формации можно представить как некий континиум активности, где один полюс представлен минимальной активностью, приближающейся к нулю, а второй полюс – это активность в ее максимальном значении. Это последовательности активации ретикулярной формации соответствует на уровне поведения континиум от почти полного отсутствия жизнедеятельности (коматозное состояние) до поведения, характеризующегося максимальным и беспорядочным возбуждением (аффективное состояние). Соответственно мы имеем дело с разными психическими состояниями. С изменением уровня активации ретикулярной формации изменяются и психические состояния, точнее происходит переход от одного психического состояния к другому.

С нейрофизиологической точки зрения различия между психическими состояниями сводятся лишь к различиям в уровне функционирования ретикулярной формации. С этой точки зрения эмоционально окрашенное состояние отличается от эмоционально индифирентного только большей интенсивностью работы ретикулярной формации. Уровень активации ретикулярной формации не является собственно психологическим критерием психологической классификации психических состояний. Однако он позволяет включить в общую систему психических состояний кому, сон и внимание. Этот выстроенный континиум психических состояний в целом совпадает с другим критерием, сугубо психологическим, уровнем наличия сознания и продуктивностью поведения. В коматозном состоянии наличие сознания минимально, если оно вообще присутствует. Во сне его доля увеличивается. В состоянии произвольного внимания мы имеем наибольший контроль сознания, его предельную ясность. В последующих после внимания состояниях контроль сознания снижается, его минимум приходится на аффективные состояния. Этим кома и аффект похожи друг на друга, отличаясь разным уровнем активности физиологических структур.