Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Загадки Проверка домашнего задания Устное народное творчество Фольклор от английских слов folk – народ, lore – мудрость. Фольклором называют искусство.
Advertisements

(Грамматический строй языка). (Грамматические теории. Теория грамматики)
Загадки русского языка ШАРАДЫМЕТАГРАММЫЛОГОГРИФЫ.
Словесные игры на уроках русского языка с использованием компьютера Автор Вербицкая Ольга Петровна Новоуколовская СОШ.
Что нас уму-разуму учит?... Играя, надо проявить Интеллектуальную натуру, Играя, можно полюбить Предмет волшебный – литературу.
ДОРОГА В ПЯТЫЙ КЛАСС. Игра «Изобрази фразу» СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
Русский на «5» игра-конкурс Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
Михаил Васильевич Ломоносов. Устный журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!»
Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг, Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка.
Учитель технологии и искусства Смолякова С.Г.. Что такое загадка? Загадка – это фольклорный жанр, представляющий иносказательное поэтическое воспроизведение.
LOGO Исследование группы «Мудрецы» О чем говорит загадка? МОУ «Гимназия» Выполнили: Ученики 2 Б класса Абакан 2011.
Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг, Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка.
«ЗАГАДАЙ-КА!». Станция «Историческая» ЦЕЛЬ: Узнать историю возникновения загадки. Определить, что такое загадка и зачем она нужна. Попробовать самим составить.
Урок русского языка в 5 классе. Ударение. Нормы литературного ударения. Орфоэпия.
1. Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, который летом наедается, а зимой высыпается. 2. Прием пищи в середине дня.
Путешествие в страну интеллектуальных игр Мышка мошка кошка.
Викторина «Родная природа» Выполнила: учитель МОУ СОШ 7 Павлюкова Н.Е.
Выполнила: Юлдашева К. Х.- Воспитатель ГКП «Радуга» МАОУ Аксурская СОШ..
Урок русского языка Тема: Роль приставок и суффиксов в словах.
Проект «Загадка – жемчужина народной мудрости» Отчет группы «Историки»
Транксрипт:

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Исторические корни загадок Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

1.Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например: Он и сочен, и душист, а снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я. (Апельсин) Растет у окошка в глиняной плошке Зеленый ежик без головы и без ножек. (Кактус) Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз) Какими бывают загадки

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. Например: Голубая простыня весь свет одевает. (Небо) В поле сережки на одной ножке. (Овес) Один костер весь мир согревает. (Солнце) Между веток новый дом, нету двери в доме том. Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник)

3. В загадку включено отрицательное сравнение. Например: Не зверь, не птица, а нос, как синица. (Комар) Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер) Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры. Например: На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты) Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Рукавица) На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)

Этот тип загадок включает: а) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово. Корень мой находится в цене; В очерке найди приставку мне; Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а) В списке вы мой обнаружите корень; Суффикс – в собрании встретите вскоре; В слове рассказ вы приставку найдете; В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание) 5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово; Например: С «Ч» - над морем я летаю, С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка) С «Г» - он будет частью слова, С «И» - немного схож с пластом, С «Н» - не конь и не корова, Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)

в) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос); Например: Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила) Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского». А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет. (Краб – барк )

г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза); Например: Известное я блюдо, когда прибавишь «М», Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха) Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает. А если букву «Д» прибавит, На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

д) Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово; Например: Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис) Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения. Захочешь – превращусь в название Блестящей шелковистой ткани я. (Атлас – атлас)

6. «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик) На дворе в кадушке заквакали подружки, Потом прыг из ушата…Кто же это? (Лягушата) Лесной барабанщик, длинноухий трусишка, Обожает морковку... Кто это? (Зайчишка)

7. «Загадки – шутки» Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот) Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он – но)

Спасибо за внимание! Выполнил : Коннов Сергей Группа 18