Новации антикоррупционной политики – оценка рисков для бизнеса Аннета Натанзон, Комплаенс-офицер ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ» III ЕЖЕГОДНЫЙ ФОРУМ ЮРИСКОНСУЛЬТОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
Advertisements

Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения – В.В. ПУТИН Ответственность за коррупционные.
Заседание Совета руководителей ОУ города Тулы «Соблюдение антикоррупционного законодательства в образовательных организациях»
О привлечении к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления (Статья КоАП Незаконное.
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда (редакция, действующая с ) 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое.
ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.
БЕЗДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА. Ст.425 УК Республики Беларусь Бездействие должностного лица - это умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум»
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
Соблюдение законодательства о персональных данных в страховых компаниях.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО- НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ханты-Мансийск 2014.
ПАМЯТКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ СЛУЖАЩЕМУ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РК ОБ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
О КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИНЫХ ЛИЦ ИХ ДОХОДАМ О КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ.
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему об основах антикоррупционного поведения ПАМЯТКА.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Лицу, замещающему должность государственной гражданской службы Республики Коми ПАМЯТКА По противодействию.
1. Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом. 2. Нормативно-правовая база управления персоналом. 3. Ответственность за нарушение.
Транксрипт:

Новации антикоррупционной политики – оценка рисков для бизнеса Аннета Натанзон, Комплаенс-офицер ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ» III ЕЖЕГОДНЫЙ ФОРУМ ЮРИСКОНСУЛЬТОВ г. Киев, 13 октября 2015 г.

Украина на международной арене по борьбе с коррупцией GRECO – Группа государств Совета Европы против коррупции Украина – член GRECO с 1 января 2006 года 2007 – оценочный отчет (1-й, 2-й раунды оценки); 25 рекомендаций – 1-й отчет о выпалнении рекомендаций (частичное выпалнение) – оценочный отчет (3-й раунд оценки: прозрачность финансирования политических партий, криминализация коррупции) й дополнительный отчет о выпалнении рекомендаций по результатам 1-го и 2-го раундов оценки. Из 25-ти рекомендаций выпалнено й дополнительный отчет о выпалнении рекомендаций по результатам 1-го и 2-го раундов оценки. Из 25-ти рекомендаций выпалнено й дополнительный отчет о выпалнении рекомендаций по результатам 1-го и 2-го раундов оценки. Из 25-ти рекомендаций выпалнено й дополнительный отчет о выпалнении рекомендаций по результатам 1-го и 2-го раундов оценки. Из 25-ти рекомендаций: 20 выпалнено, 4 частично выпалнены, 1 не выпалнена ЗУ «О борьбе с коррупцией», «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юр. лиц за совершение коррупционных правонарушений» - утратили силу с ; должность Правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики – отменена, др. Новый ЗУ «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». НАС на ; Гос. программа ППК на ; НАК (зависимый); Правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики (не назначен); ЗУ «О борьбе с коррупцией», «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юр. лиц за совершение коррупционных правонарушений», др. Изменен порядок формирования НАК (недостаточно); статьи о коррупции из КоАП в УК, УПК (ЗП не вступил в силу); независимость прокуратуры, прозрачность гос. закупок, правила конфискации и ареста доходов, др. – не выпал./ выпал. частично. Выпол.: 1. КЭ для чиновников: ЗУ «О правилах этич. поведения» - Кодекс судейской этики, Общие правила поведения гос. служащего, Кодекс проф. этики и поведения работников прокуратуры; 2. НАС на , Гос. программа ППК на Независимость НАК, прокуратуры, внешний аудит органов местной власти, прозрачность гос. закупок, др. – выпалнены частично (ЗП «О прокуратуре»). Выполнено: вступил в силу ЗУ – исключение из КоАП статей о коррупции; вступил в силу ЗУ – процедура обязательной конфискации и ареста судом средств, имущества, других ценностей, полученных преступным путем. 1 не выпалнена: независимый внешний аудит органов местной власти. 4 частично выпалнены: ЗУ «О предотвращении коррупции» ( ) НАПК – более независимый, чем НАК, но члены еще не назначены; независимость прокуратуры: 2014 – ЗУ «О прокуратуре», др.; 2015 – НАБ; 20 выпалнены: ответственность юр. лиц за коррупцию: изменения в УК, ЗУ «О предотвращении коррупции»; ЗП о распоряжении арестованным имуществом, ЗУ «Об осуществлении гос. закупок», др. 2

Новации в украинском антикоррупционном законодательстве для бизнеса (краткий обзор) Законодательная база: Закон Украины «О предотвращении коррупции» 1700-VII от г. Распространяется в т.ч. на: лица, кот. занимают должности, связанные с выпалнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в юр. лицах частного права, а также другие лица, кот. не являются служебными лицами, но выпалняют работу по договору с юр. лицом Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции Антикоррупционная программа юридического лица Уголовный Кодекс Украины (с изменениями) Основания для применения к юр. лицу мер уголовно-правого характера за коррупционные правонарушения подкуп лица, которое оказывает публичные услуги (ст ) Единый государственный реестр лиц, которые совершили коррупционные правонарушения подкуп служебного лица юридического лица частного права (ст ) предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу (ст. 369) злоупотребление влиянием (ст ) 3

Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) Права: получать в установленном законом порядке по письменным запросам информацию, необходимую для выпалнения возложенных на него задач; принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, обязательные для исполнения НПА; обращаться в суд с исками (заявлениями) о признании незаконными НПА, индивидуальных решений, выданных (принятых) с нарушением установленных законом требований и ограничений, признании недействительными сделок, заключенных в результате совершения коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения. Невыпалнение требований (предписаний) НАПК: по устранению нарушений законодательства о предотвращении и противодействии коррупции; непредоставление информации, документов; нарушение установленных законодательством сроков предоставления информации, документов; предоставление заведомо недостоверной информации либо не в полном объеме наложение штрафа от 100 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (ст КоАП). 4

Новое антикоррупционное законодательство – требования для бизнеса Общие требования для юридических лиц Для работников юридических лиц Юр. лица: обеспечивать разработку и применение мер, необходимых и обоснованных для предотвращения и противодействия коррупции в своей деятельности Специальные требования (Антикоррупционная программа - АП) Для юр. лиц, руководителей (учредителей) Руководители (учредители): обеспечивать регулярную оценку коррупционных рисков в деятельности юр. лица и применять соответствующие антикоррупционные меры Не совершать и не принимать участия в коррупционных правонарушениях Удерживаться от поведения, кот. может быть расценено как готовность совершить коррупционное правонарушение Содержание требований ГП, КП, хоз. общества, в которых: гос. или коммун. доля > 50%; численность работников в отчетном году > 50 чел.; объем валового дохода в указанный период > 70 млн. грн. Обязательны для: Юр. лица при участии в гос. закупках, если стоимость закупки товаров, услуг 1 млн. грн., работ 5 млн. грн. Утверждение АП Информировать о подстрекательствах, фактических коррупционных правонарушениях, конфликтах интересов Назначение лица, ответственного за реализацию АП (Уполномоченный) Включение обязательности соблюдения АП в: ТД, ПВТР (обязательно); хоз. договоры (опционально) 5

Антикоррупционная программа юридического лица 6 Положения АП: 1. Сфера применения и круг лиц; 2. Исчерпывающий перечень и описание антикоррупционных мер, стандартов, процедур и порядок проведения периодической оценки коррупционных рисков; 3. Нормы профессиональной этики работников; 4. Права и обязанности работников и учредителей в сфере противодействия коррупции; 5. Права и обязанности Уполномоченного; 6. Порядок регулярной отчетности Уполномоченного перед учредителями; 7. Порядок осуществления надлежащего надзора, контроля и мониторинга за соблюдением АП; 8. Условия конфиденциальности информирования Уполномоченного о фактах подстрекательства к коррупции или фактах коррупции среди работников или других лиц; 9. Защита работников, сообщивших о коррупционных нарушениях; 10. Условия информирования Уполномоченного работниками о конфликтах интересов и порядок их урегулирования; 11. Порядок индивидуального консультирования Уполномоченным работников юр. лица по вопросам применения АП; 12. Порядок проведения периодического повышения квалификации работников в сфере предотвращения и противодействия коррупции; 13. Применение мер дисциплинарной ответственности к работникам, нарушающим положения АП; 14. Порядок принятия мер реагирования по выявленным фактам коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, в частности, информирование уполномоченных государственных органов, проведение внутренних расследований; 15. Порядок внесения изменений в АП. Почему важно: Наличие уголовной ответственности юр. лиц за коррупционные правонарушения Требование закона применять меры, необходимые для предотвращения и противодействия коррупции Участие в тендерах гос. предприятий (гос. закупки) Многие ин. компании требуют наличия АП как условие для участия в проводимых ими тендерах / для заключения договора / для открытия счета, кредитной линии в банке Уменьшение рисков потери репутации Особенности принятия: Обсуждение с работниками Утверждение Размещение в постоянном открытом доступе для работников

Правовой статус Уполномоченного 7 Уполномоченный – должностное лицо, ответственное за реализацию АП в юридическом лице. Назначение – руководителем (учредителями, участниками) юр. лица в порядке, предусмотренном АП. В случае увольнения с должности Уполномоченного – руководитель юр. лица письменно уведомляет НАПК в течение 2-х рабочих дней + обеспечивает безотлагательное представление новой кандидатуры. Может быть: физ. лицо, способное выпалнять возложенные обязанности: деловые и моральные качества; профессиональный уровень; состояние здоровья. Не может быть: непогашенная судимость; признан недееспособным, ограниченным в дееспособности; уволен с должности в гос. органах за нарушение присяги или за коррупцию - на протяжении 3-х лет со дня такого увольнения; является публичным должностным лицом; реальный или потенциальный конфликт интересов с деятельностью юр. лица. Основания для увольнения: Расторжение ТД по инициативе Уполномоченного; Расторжение ТД по инициативе работодателя – при условии согласия НАПК; При невозможности выпалнять свои обязанности по состоянию здоровья (медицинское подтверждение); Вступление в законную силу решения суда о признании недееспособным, ограничении дееспособности, без вести пропавшим, умершим; Вступление в законную силу обвинительного приговора; Смерть. Открытые вопросы: Уполномоченный – отдельная должность (КП) или совмещение? Если назначение первого Уполномоченного не требует согласования НАПК, почему согласование требуется при назначении последующих? Считается ли решение о снятии обязанностей Уполномоченного с одного работника и возложение их на другого – увольнением Уполномоченного?

Оценка рисков для бизнеса 8 Зона риска Невыпалнение требований (предписаний) НАПК Чем грозит штраф от 100 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан Как избежать Своевременно выпалнять предписания по устранению нарушений, предоставлять достоверную, полную информацию в указанные сроки Недопущение к участию в тендере гос. предприятия (гос. закупки) / признание тендера недействительным Потеря договора, прибыли, угроза репутации (негативные статьи в СМИ) Утвердить АП в соответствии с требованиями закона, назначить Уполномоченного Обвинение в коррупционных правонарушениях Уголовная ответственность для лиц, совершивших нарушение + ответственность юр. лица + потеря репутации (включение в Реестр): штраф: 2-кратный размер полученной выгоды (или грн.); возмещение вреда и убытков в полном объеме, а также размер полученной неправомерной выгоды (или которую можно было получить); специальная конфискация – принудительное безвозмездное изъятие по решению суда денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения преступления и/или доходов от такого имущества, или которое было предметом или орудием преступления, или которое использовалось для склонения лица к совершению преступления. 2 основных условия для возникновения ответственности у юр. лиц: За совершение уполномоченным лицом коррупционного нарушения от имени и/либо в интересах юр. лица, кот. привело к получению неправомерной выгоды или создало условия для нее или было направлено на уклонение от предусмотренной законом ответственности. За бездействие юр. лица при необеспечении выпалнения возложенных на его уполномоченное лицо законом или учредительными документами обязанностей по принятию мер по предотвращению коррупции, что привело к совершению преступления. не совершать; повышение правосознания (АП, тренинги); надлежащие меры по предотвращению и противодействию коррупции (прозрачность бизнес-процессов, оценка рисков, проверка контрагентов, т.д.); контроль. +соблюдение специальных требований: АП, Уполномоченный, оговорки в договорах; +выводы внешних аудиторов о надлежащем выпалнении требований антикоррупционного законодательства; =отсутствие вины, как обязательной составляющей уголовной ответственности юр. лица за коррупционные нарушения, совершенные его работником.

Спасибо за внимание Аннета Натанзон, Ведущий юрисконсульт по управлению комплаенс-рисками (Комплаенс-офицер) ООО «МЕТИНВЕСТХОЛДИНГ»