Разработка проекта контрольных цифр приема по образовательным учреждениям профессионального образования всех уровней с учетом региональных и демографических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Advertisements

РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
«Развитие социального партнерства учреждения начального профессионального образования на селе»
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
L/O/G/O Совершенствование системы кадрового обеспечения экономического развития края Новиков Виктор Васильевич- руководитель агентства труда и занятости.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Формирование кадрового потенциала экономики Санкт-Петербурга в современных условиях Дмитрий Семёнович Чернейко, председатель Комитета по труду и занятости.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
5 марта Красноярск, 28 февраля Москва, 2011 Сибирский федеральный университет Институт управления бизнес-процессами и экономики Проблемы.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Ректор ГОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Фёдоров М.В. Образование через всю жизнь – как способ реализации принципа преемственности поколений.
0 Мониторинг потребностей экономики Санкт-Петербурга в трудовых ресурсах Санкт-Петербург 2009.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
В.В. Перегудова, министр образования Иркутской области министр образования Иркутской области Государственная образовательная политика в сфере профессионального.
Реструктуризация системы профессионального образования Республики Марий Эл Ушаков В.С. – председатель Государственного комитета Республики Марий Эл по.
О прогнозе потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием до 2025 года Заместитель министра.
Транксрипт:

Разработка проекта контрольных цифр приема по образовательным учреждениям профессионального образования всех уровней с учетом региональных и демографических особенностей, потребностей в специалистах и квалифицированных рабочих

Одной из главных стратегических задач регионализации системы профессионального образования является устранение несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на рынке труда, а также диспропорций и дублирования в подготовке специалистов соответствующего профиля с учётом перспективных потребностей экономики и социальной сферы региона.

Рынок труда как элемент рыночной экономики Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам занятости в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности

Рынок образовательных услуг Образование как система, согласно Закону РФ «Об образовании», представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, а также сети реализующих из образовательных учреждений независимо от их организационно- правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Противоречия современной образовательной системы 1. Противоречия между потребностями личности, общества и спросом на рынке труда, особенно на специалистов по наукоемким и высокотехнологичным специальностям, а также между уровнями профессионального образования. 2. Противоречие между скоростью обновления научной информации и уровневой специализацией учебных заведений. Быстрый рост общего объема научной информации ведет к увеличению сроков обучения, а специализация учебных заведений как способ сокращения этих сроков – к утрате целостности научно-объективной картины мира, осваиваемой субъектами. 3. Противоречие между объемом предназначенной для освоения элективной информации в ущерб информации фундаментальной и психологическими возможностями воспринимать и усваивать информацию индивидами. Необходимость ежедневно усваивать большое количество новой информации не оставляет обучаемым времени на ее обдумывание и осмысление, и знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления. 4. Противоречие между содержанием современного образования и потребностями в формировании креативного потенциала общества. Репродуцирующие прошлый опыт формы обучения не способны обеспечить массовую подготовку креативно мыслящих специалистов. 5. Противоречие между востребованными работодателями характеристиками рабочей силы и неразвитостью этих качеств у начинающих специалистов. Сюда можно отнести противоречие между требованием работодателей к наличию опыта работы и отсутствием такового в силу объективных причин у молодых специалистов, востребованностью общепрофессиональных умений и навыков, навыков делового общения, умения работать в команде, дисциплинированности, ответственности и недостаточным вниманием к выработке данных навыков у будущих специалистов. 6. Противоречие между готовностью работодателей оказывать содействие в профориентационной работе и социально-психологической поддержке молодым специалистам и недостаточной разработанностью механизма сотрудничества в данном направлении со стороны учебных заведений. 7. Противоречие между количеством желающих получить образование востребованного уровня и качества и количеством учебных заведений, способных удовлетворить эти потребности. 8. Противоречие между уровнем притязаний молодых людей и их индивидуальными социально-психологическими возможностями, которые обусловлены различными социально-политическими и экономическими причинами.

Механизм взаимоотношений рынка труда и рынка образовательных услуг (Классификация видов взаимовлияния рынков труда и образовательных услуг) Критерии Вид взаимодействия Характеристика Время воздействия Долговременное Взаимное влияние, реализуемое через систему непрерывного образования Кратковременное Взаимное влияние через систему дополнительного образования (позволяет выполнять требования, предъявляемые рынком труда в данное время на данном рабочем месте Характер воздействия Количественное Общий объем выпуска специалистов Качественное Выпуск по уровню образования, уровню профессиональной подготовки, квалификации Характер решаемых задач Конъюнктурное Влияние рынка труда на рынок образовательных услуг, выражающее сиюминутную потребность, возникающую в результате оперативного решения кадровых проблем Постоянное Взаимное влияние, характеризующееся постоянной востребованностью широкого круга профессий и специальностей, не меняющихся во времени в процессе развития экономики Направление воздействия Прямое Влияние рынка образовательных услуг на рынок труда, выражающее потребность в кадрах через государственный заказ либо через договор с образовательным учреждением Косвенное Влияние рынка труда образовательных услуг на рынок труда, которое проявляется в повышенных требованиях работодателей к качеству трудовых ресурсов Уровень значимости Текущее Взаимное влияние, характеризующееся подготовкой специалистов для покрытия кратко- и среднесрочной потребности экономики в квалифицированных кадрах Опережающее Подготовка специалистов на перспективу, позволяющая экономике интенсивно развиваться

Механизм взаимоотношений рынка труда и рынка образовательных услуг (Диспропорции рынка труда и рынка образовательных услуг) Вид диспропорции ХарактеристикаПричины возникновения Разрыв между спросом и предложением квалифицированных рабочих в количественном выражении Недостаточное предложение рабочих специальностей Популяризация высшего образования нарушает баланс подготовки специалистов различных уровней образования Переизбыток специалистов финансово-экономического профиля Недостаточный спрос на бухгалтеров, финансистов, экономистов Заказчиком на услуги высшей школы является население, которое не учитывает спрос на специалистов Молодежная безработица Востребованность на рынке труда специалистов, имеющих опыт работы Завышение требования молодежи к рабочим местам и оплате труда Это прежде всего низкая конкурентоспособность выпускника вуза; отсутствие информации о потребностях рынка на момент поступления в ОУ и о реальных возможностях трудоустройства; рынок труда характеризуется избыточным предложением высококвалифицированных специалистов Повышенная нагрузка на трудоспособное население Дисбаланс в соотношении трудоспособности и нетрудоспособности Проявляются негативные демографические тенденции: при количественном преодолении дисбаланса (привлечение мигрантов) – качественное несоответствие уровней образования Сельская безработица Территориальное несоответствие объема вакансий и предложения рабочей силы Имеет место неразвитость социально-культурной сферы и образовательной инфраструктуры в сельских районах

Прогнозирование в системе государственного регулирования кадрового обеспечения экономического роста (Сценарный подход в прогнозировании развития рынка труда) Информационной базой для построения прогноза служат: 1)статистическая отчетность; 2)данные образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования региона о подготовке специалистов: приеме и выпуске обучающихся в разрезе специальностей (профессий); 3)оценки экспертов – руководителей предприятий об оптимальной структуре занятости; 4)данные Департамента экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области; 5)данные Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области.

Назначение системы прогнозирования 1. Формирование научно-обоснованных количественных показателей потребностей экономики в квалифицированных кадрах. 2. Формирование государственного задания (контрольных цифр приема за счет бюджетных средств) на подготовку кадров с профессиональным образованием на основе потребностей экономики. 3. Информирование потенциальных потребителей о профессионально-квалификационной структуре кадров, которые будут востребованы в среднесрочном периоде.

Подходы к прогнозированию

Структура выпуска по профессиям НПО в Смоленской области Металлургия, машиностроение и материалообработка (28%); Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (22%); Строительство и архитектура (16%); Транспортные средства (11%).

Структура выпуска СПО по специальностям в Смоленской области Экономика и управление (25%); Здравоохранение (11%); Транспортные средства (8%); Информационная и вычислительная техника (7%); Строительство и архитектура (7%).

Структура выпуска школ

Структура приема учреждений ПО

Динамика общей кадровой потребности по ключевым ВЭД в Смоленской области

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (раздел DА) Общая кадровая потребность экономики в производстве пищевых продуктов в гг. вырастет на 11%. Химическое производство (раздел DG) Потребность в кадрах в химической промышленности в гг. вырастет на 16%. Ее среднегодовой темп прироста составит почти 1%. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (раздел DJ) Величина кадровой потребности в металлургическом производстве края в гг. увеличится на 8,6%. Производство машин и оборудования (Раздел DK) Кадровая потребность в машиностроении в гг. вырастет почти на 10,5%. Этому будет способствовать среднегодовой темп прироста потребности в течение исследуемого периода около 0,5-1%. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (раздел DL) В производстве электрооборудования потребность экономики в кадрах в гг.вырастет на 12% за счет развития крупных предприятий. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (Раздел E) Общая потребность в кадрах в энергетике в гг. сохранится неизменной. Транспорт и связь (раздел I) Потребность в кадрах в транспортной отрасли в гг. останется на прежнем уровне.

На протяжении гг. в Смоленской области будет наблюдаться относительно близкий к нулю дисбаланс только для высшего профессионального образования. В регионе имеются крупные образовательные центры, включающие множество ВУЗов, которые способны обеспечивать рынок труда специалистами с ВПО в соответствии с потребностями экономики. Однако, дисбаланс кадровой потребности для ВПО будет также иметь тенденцию к росту недостатка кадров, и к 2032 г. на рынке труда будет не хватать порядка 4 тыс. кадров с высшим образованием. Дисбаланс начального и среднего ПО будет характеризоваться значительным дефицитом кадров. Нехватка специалистов с НПО и СПО существует уже сейчас, и при сохранении существующих тенденций в учреждениях системы профессионального образования, недостаток кадров с каждым годом будет увеличиваться. К 2032 гг. по начальному и среднему ПО будет наблюдаться дефицит около 40 и 72 тыс. кадров соответственно. Такое различие дисбаланса по уровням образования главным образом связано со структурой подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, а также с ролью промышленности в структуре экономики региона, требующей большого количества рабочих и специалистов технических специальностей.

Дисбалансы кадровой потребности по востребованным УГС в НПО

Дисбалансы кадровой потребности по востребованным УГС в СПО

Структура приема в областные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

Законодательные и нормативные основы определения объема и структуры приема лиц в областные государственные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования Закон РФ от N (ред. от ) "Об образовании« (ст. 5, ст. 42) Закон Смоленской области от N 118-з (ред. от ) "Об образовании в Смоленской области» (ст. 3) Постановление Администрации Смоленской области от N 334 "Об утверждении Порядка установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств областного бюджета« Федеральный закон от N 7-ФЗ (ред. от ) "О некоммерческих организациях« (ст. 9.2)

Оценка конкурсных заявок и распределение КЦП осуществляется: с привлечением экспертов в соответствующих областях и экспертных организаций путем формирование ранжированного перечня заявок с учетом региональных потребностей в кадрах

Показатели оценки конкурсных заявок уровень обеспеченности ОУ материально-техническими, учебно-методическими и кадровыми ресурсами…; наличие в ОУ условий для обеспечения студентов местами в общежитии; средний балл лиц, поступивших в ОУ по результатам ЕГЭ в 2010 и 2011 годах; доля лиц, поступивших в ОУ без вступительных испытаний...; соответствие направления подготовки (специальности) профильной направленности подготовки кадров в ОУ; показатели научной деятельности ОУ; доля студентов и работников ОУ, ставших в годах победителями и призерами международных и всероссийских олимпиад...

Проведение конкурсного отбора осуществляется с учетом объемов отраслевой и региональной потребности экономики в кадрах

Отраслевая и региональная потребность в кадрах может быть выражена через: Характеристику потребностей регионального рынка труда, на удовлетворение которых направлена работа ОУ; Уникальность реализуемых образовательных программ; Участие работодателей в разработке образовательных программ; Взаимодействие с работодателями субъекта Российской Федерации, отрасли экономики; Вклад деятельности ОУ в социально-экономическое развитие субъекта и федерального округа Российской Федерации; Роль ОУ в реализации отраслевых программ развития, концепций, стратегий.

В настоящее время региональные рынки труда находятся в состоянии дисбаланса спроса и предложения по большинству групп специальностей. Поиск необходимых сотрудников - актуальная проблема для всех специалистов по управлению персоналом. Органы исполнительной власти Смоленской области регулярно проводят мониторинг спроса и потребности предприятий в кадрах. Задача бизнеса - предоставить необходимую информацию. Во многом от нас самих, от репрезентативности данных практики управления кадрами компаний, зависит эффективность дальнейших действий государственных органов по преодолению дефицита специалистов всех уровней профессиональной подготовки.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

Поздравляю ВАС с праздником Успения Пресвятой Богородицы. Желаю ВАМ спасения, радости духовной и здравия телесного