Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский индустриальный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
Advertisements

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ доклад.
«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом.
Концепция воспитательной работы Из опыта работы классного руководителя 8А класса МОУ СОШ 4 Рязановой Ирины Владимировны.
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Мастер-класс и презентацию подготовила педагог-психолог, руководитель Центра «Здоровье» ГКООУ «Надежда» Гуреева И.В.
Проект: «Работа с социально-педагогически запущенными детьми в начальной школе» Автор: Исаева Т.В.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Школа – центральное звено в системе общей профилактики отклоняющего поведения.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Работу выполнил : Антипин Денис. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества.
Тема : "Работа с родителями трудновоспитуемого ребёнка"
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Конкурс «Самый классный классный» Номинация «Классный руководитель младшего звена» Программа включения ребенка с диагнозом задержка психического развития.
Тема воспитательной работы: «Воспитание нравственных качеств в формировании конкурентоспособной личности»
«Воспитательно-коррекционная работа с учащимися во внеурочной работе» Половинкина Елена Анатольевна заместитель директора по учебно-методической работе.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Транксрипт:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский индустриальный колледж» «Мурманский индустриальный колледж» Семинар: «Трудный подросток, как с ним работать?» Подготовила: Смирнова Т.Г., педагог- психолог ГАПОУ МО «Мурманский индустриальный колледж» Мурманск, 2015 г.

«Трудные» подростки – это такие подростки, поведение которых отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм и которые являются трудновоспитуемыми. Помимо отклонений в поведении выделяют еще основные признаки «трудных» подростков: сложность коррекции имеющихся отклонений в поведении, т.е. трудновоспитуемость как невосприимчивость педагогическому воздействию; сложность коррекции имеющихся отклонений в поведении, т.е. трудновоспитуемость как невосприимчивость педагогическому воздействию; особая потребность в индивидуальном подходе со стороны преподавателей и внимании сверстников. особая потребность в индивидуальном подходе со стороны преподавателей и внимании сверстников.

Какое поведение называется отклоняющимся? Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.

Факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение: Биологические (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения НС, телесные дефекты). Психологические (нервно-психические заболевания). Социально-педагогические (дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации). Социально-экономические (социальное неравенство, чрезмерная занятость родителей работой или своими проблемами, неполная семья). Морально-этические (низкий морально-нравственный уровень современного общества, неблагоприятная криминогенная ситуация).

Стадии развития отклонений в поведении Неодобряемое поведение Неодобряемое поведение Порицаемое поведение Порицаемое поведение Девиантное поведение Девиантное поведение Деликвентное (преступное) поведение Деликвентное (преступное) поведение Деструктивное поведение Деструктивное поведение

Формы отклоняющегося поведения 1. Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными Воровство и кражи Воровство и кражи Мелкое хулиганство Мелкое хулиганство Вандализм Вандализм Порча чужого имущества Порча чужого имущества Торговля наркотиками Торговля наркотиками

2. Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дома Систематические пропуски занятий Систематические пропуски занятий Агрессивное поведение Агрессивное поведение Ложь Ложь Вымогательство Вымогательство Беспорядочные половые связи Беспорядочные половые связи Ненормативная лексика Ненормативная лексика

3. Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: Курение Курение Токсикомания Токсикомания Наркомания Наркомания Вскрытие вен Вскрытие вен Алкоголизм Алкоголизм Суицид Суицид

Отклоняющееся поведение – одна из форм дезадаптации, которой подвержены подростки: имеющие проблемы в умственном развитии; имеющие проблемы в умственном развитии; имеющие проблемы в физическом развитии; имеющие проблемы в физическом развитии; обучающиеся с проблемами в поведении и общении; обучающиеся с проблемами в поведении и общении; обучающиеся с проблемами со здоровьем; обучающиеся с проблемами со здоровьем; обучающиеся, подверженные насилию; обучающиеся, подверженные насилию; с различными видами зависимости (алкоголь, наркотики, табакокурение); с различными видами зависимости (алкоголь, наркотики, табакокурение); с нетрадиционной сексуальной ориентацией и с опережающим половым развитием. с нетрадиционной сексуальной ориентацией и с опережающим половым развитием.

Система работы классного руководителя с «трудными» подростками Первый этап - диагностика Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы Пятый этап – корректировка, оценка результатов Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов Первый этап - диагностика Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа Пятый этап – корректировка, оценка результатов

Основные направления в работе Методы и приемы в изучении и перевоспитании 1. Собрать общие данные о подростке (ФИО, возраст, состав семьи и т.д.) Изучение документальных данных на подростка (личное дело, характеристика, справка о состоянии здоровья) 2. Изучить окружающую социальную микросреду подростка, в которой он развивается и воспитывается в настоящее время Беседа с педагогами, самим подростком 3. Психологическое диагностирование для выявления личностных черт, обеспечивающих взаимодействие (для учета психологической совместимости «лидер - подчинение» и т.п.) Наблюдение за деятельностью и поведением подростка 4. Выявить негативные стороны личности подростка Метод создания специальных ситуаций, помогающих выявить «ведущую линию аморального поведения» подростка 5. Выявить степень работоспособности подростка, ее возможность к обучаемости, отношение к труду Метод независимых характеристик 6. Определить на базе полученных результатов подлинные причины трудновоспитуемости подростка Метод опроса (анкетирование) с целью выявления интересов, симпатий, склонностей, способностей подростка и т.д. 1. Система работы с подростками девиантного поведения на этапе диагностики ЦЕЛЬ: Изучить личность трудного подростка и выявить причины его трудновоспитуемости

Основные направления в работе Методы и приемы в изучении и перевоспитании 1. Формирование доверительных отношений, не снижая требований к подростку Методы: 1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение подростка к труду 2. Метод поощрения 3. Метод педагогического требования 4. Метод переубеждения 5. Метод упражнения 6. Метод самовоспитания (самовнушение) 2. Предоставление возможности заняться любимым социально значимым делом с обязательным достижением конкретного успеха 3. Создание условий для поддержки самоценной активности подростка. Показ подростку интересных сторон коллективной жизни в классе 4. Постоянный навязчивый контроль за ходом деятельности (учебной, трудовой) подростка, с организацией конкретной помощи Приемы: Разъяснение нравственных понятий Развитие интересов и формирование перспектив в учебе, труде Проявление доверия Внесение творческого начала в совместную деятельность 5. Постоянное создание воспитательных ситуаций (общественные поручения, соревнования, оказание доверия, постоянное включение в совместную коллективную жизнь) 6. Стимуляция положительного развития личности подростка через метод педагогического «взрыва» 7. Формирование у подростка потребности в развитии личности, личностного самоопределения 2. Система работы с подростками девиантного поведения на этапе подбора методов ЦЕЛЬ: Формировать положительный стереотип поведения

Способы перевоспитания учащихся с девиантным поведением Способы перевоспитания Назначение Конкретные способы и приемы ПЕРЕУБЕЖДЕНИЕ Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных навыков Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного жизненного опыта ПЕРЕУЧИВАНИЕ Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений «ВЗРЫВ» Разрушение отрицательных качеств, отрицательного поведения Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка

Способы перевоспитания Назначение Конкретные способы и приемы «РЕКОНСТРУКЦИЯ ХАРАКТЕРА» Внесение корректив в духовный мир подростка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное Система перспектив, выявление положительных качеств, составление программы реконструкции ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ Изменение направленности, переориентация на следование положительному опыту Методы и приемы организации социально ценной деятельности ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость САМОИСПРАВЛЕНИЕ Развитие активности подростка в перестройке и переделке своего характера Самоанализ, самооценка, самоубежденпие, само приучение, само упражнение, самонаказание, самоосуждение

3. Проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Составление индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка 3. Проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств Уровень воспитанности девиантного подростка Идеальный уровень воспитанности подростка Коллектив, группа Уровень воспитанности девиантного подростка Идеальный уровень воспитанности подростка Коллектив, группа

4. Индивидуальная воспитательная работа Определение основных направлений работы по типу нарушения: проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении (Таблица 1) Проблемы В обучении В поведении В самосознании В общении Направления работы План работы с подростком на месяц (Таблица 2): ФИО ________________________________________ Месяц _______________ Направления работы Групповая работа Ответствен. Индивидуальная работа Ответствен. Отметка о выполнении

Направления индивидуальной воспитательной работы Проблемы в обучении Проблемы в поведении Оказание учителями- предметниками индивидуальной методической помощи подростку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока он не почувствует успех Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком. Проведение часов общения, бесед, классных часов. Создание комфортных условий подростку в коллективе. Формирование у девиантного подростка устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД группы, колледжа с последующей положительной оценкой его деятельности.

Проблемы в общении Проблемы в самосознании Проведение классных часов по формированию навыков конструктивного общения. Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности. Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ. Формирование устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы подросток мог почувствовать ситуацию успеха. Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, самоуправление. Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые дела.

Основные направления в работе Методы и приемы в изучении и перевоспитании 1. Включение подростка в коллективную трудовую деятельность по освоению и преобразованию окружающей его действительности мира предметов, процессов, вялений и отношений между людьми 1. Метод проведения беседы с использованием приемов самоанализа, достигнутых результатов 2. Методы поощрения и наказания 3. Метод самоисправления 4. Метод «взрыва» 5. Метод переубеждения 6. Метод преувеличивания 7. Метод самовнушения 8. Метод переключения 9. Приемы педагогического стимулирования положительного поведения 10. Метод личного приема 11. Метод содействия и творчества 2. Формировать убежденность в нелепости своего прошлого поведения 3. Совместные усилия в организации жизни и быта подростка. Принятие совместных обязательств 4. Постоянное предоставление возможностей в правильной реализации социальных потребностей (в учебе, труде, спорте, общении и т.п.) 5. Принятие решительных мер в устранении негативного воздействия окружающей среды (разрыв с группой социального поведения) 5. Система работы с подростками девиантного поведения на заключительном этапе ЦЕЛИ: Сформировать положительный стереотип поведения подростка. Сформировать положительный стереотип поведения подростка. Формировать у него потребности к самовоспитанию Формировать у него потребности к самовоспитанию

Индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания обучения. Индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого обучающегося для обеспечения гармоничного, целостного его развития. Эффективность индивидуальной работы зависит: от знания научных основ, от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данной группе, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данной группе, от установления уровня воспитанности каждого подростка, от установления уровня воспитанности каждого подростка, от гибкости методики, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства педагога. компетентности, профессионализма и педагогического мастерства педагога.

Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями Типы проблемных семей Задачи классного руководителя Семьи, в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем. Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями Изменить жизненную ориентацию родителей. Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Модель профилактики девиантного поведения Я - подросток Работа нач. отдела по ВСР Работа классного руководителя Работа социального педагога Работа психолога Родители

Принципы воспитания «трудных» подростков Принцип индивидуализации воспитания подростков с девиантным поведением Принцип социальной адекватности воспитания Принцип ориентации на позитив в поведении и характере подростка Принцип социального закаливания «трудных» подростков

Какие методы можно применять при воспитании «трудного» подростка? Нравственные ценности: моральные идеалы, принципы, номы поведения (гуманность, солидарность, любовь, долг, справедливость, скромность, самокритичность, честность, ответственность за себя) Методы воздействия на интеллектуальную сферу Для формирования взглядов, понятий, убеждений, установок Нравственные ценности: моральные идеалы, принципы, номы поведения (гуманность, солидарность, любовь, долг, справедливость, скромность, самокритичность, честность, ответственность за себя) Методы воздействия на интеллектуальную сферу Для формирования взглядов, понятий, убеждений, установок отрывки из различных литературных произведений; отрывки из различных литературных произведений; исторические аналогии; исторические аналогии; басни; басни; причти и др. причти и др. Формы убеждений Разумное доказательство подростку нравственной позиции, оценки происходящего Метод убеждений

требование-совет; требование-совет; требование-игра; требование-игра; требование доверием; требование доверием; требование-одобрение; требование-одобрение; приучение приучение Методы требования и упражнения Методы воздействия на волевую сферу Формирование нравственно- волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужества, смелости Методы воздействия на эмоциональную сферу Формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих Внушение

Стимулирование Поощрение Одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение Наказание Наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав бережное отношение к человеку; бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; стремление к идеалу; правдивость; правдивость; нравственные установки; нравственные установки; цели жизни и др. цели жизни и др. Для формирования обоснованности отношения к моральным ценностям Методы воздействия на мотивационную сферу

Метод коррекции поведения пример пример самокоррекция самокоррекция Формирование нравственной правомерности выбора: совестливости, совестливости, самооценку, самооценку, самокритичность, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, умение соотнести свое поведение с другими, самоконтроль, самоконтроль, рефлексию и др. рефлексию и др. Методы воздействия на сферу саморегуляции

Какие приемы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми? Первая группа приемов Прием – просьба о помощи Прием – оцени поступок Прием – обсуждение статьи Прием – доброго поступка Прием – обнажение противоречий Прием – стратегия жизни Прием – рассказ о себе и других Прием – мой идеал Прием – сказка для воспитанника Прием – ролевая маска

Вторая группа – организация групповой деятельности Прием – импровизация на свободную тему Прием – непрерывная эстафета мнений Прием – самостимулирование

Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью педагога, направленной на изменение ситуации вокруг обучающегося Прием - мизансцена Прием – обмен ролями Прием – самоотстранение педагога Прием – инструктирование Прием – распределение инициативы Прием – распределение ролей

СОВЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ В повседневном общении с ребятами Вам часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того, чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, старайтесь развить в себе способность к педагогической импровизации.В повседневном общении с ребятами Вам часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того, чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, старайтесь развить в себе способность к педагогической импровизации. Ваш успех в общении с учениками во многом будет зависеть от того, насколько Вы умеете смотреть на вещи глазами самих ребят.Ваш успех в общении с учениками во многом будет зависеть от того, насколько Вы умеете смотреть на вещи глазами самих ребят. Если Вы хотите, чтобы Ваша беседа с учеником состоялась, старайтесь начать ее с дружеского тона.Если Вы хотите, чтобы Ваша беседа с учеником состоялась, старайтесь начать ее с дружеского тона. Чтобы Ваш диалог с учеником был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках.Чтобы Ваш диалог с учеником был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках. При первом обращении с учеником никогда не старайтесь его критиковать.При первом обращении с учеником никогда не старайтесь его критиковать. Если вы хотите завоевать авторитету ученика, проявляйте к нему в процессе обучения искренний интерес.Если вы хотите завоевать авторитету ученика, проявляйте к нему в процессе обучения искренний интерес. Если вы хотите убедить ученика, что он не прав, начинайте диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают.Если вы хотите убедить ученика, что он не прав, начинайте диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают. Лучшим словом, располагающим ребенка к общению, является его собственное имя. Обращаясь к ученику по имени, мы тем самым даем почувствовать, что он достоин уважения.Лучшим словом, располагающим ребенка к общению, является его собственное имя. Обращаясь к ученику по имени, мы тем самым даем почувствовать, что он достоин уважения. Вступая в общение с учениками, старайтесь быть предельно дипломатичными, вести диалог на «равных».Вступая в общение с учениками, старайтесь быть предельно дипломатичными, вести диалог на «равных».

Список литературы 1. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками. – М.: Академия, – 240 с. 2. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М.: Педагогическое общество России, – 128 с. 3. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, – 336 с. 4. Дмитриев М.Г., Белов В.Г. Психолого-педагогическая диагностика деликвентного поведения у трудных подростков. – СПб.: ЗАО «ПОНИ», – 316 с. 5. Криволап Н.С. В помощь социальному педагогу. – Минск: Красико-Принт, – 128 с. 6. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, – 240 с. 7. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учеб.-метод. пособие. – 2- е изд. стер. / А. В. Гоголева. – М.; Воронеж: МОДЭК, – 240 с. 8. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителе. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, – 272 с. 9. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - %-е изд., стереотип. – М.: Академия, – 288 с.