Коррупция как социально- экономическое явление: методы и система противодействия ей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Коррупция 1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп либо.
Advertisements

По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Система мер по обеспечению соблюдения федеральными государственными служащими ограничений, запретов, требований к служебному поведению, общих принципов.
Злоупотребление служебным положением Дача взятки, получение взятки Злоупотребление полномочиями Иное незаконное использование физическим лицом своего.
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему об основах антикоррупционного поведения ПАМЯТКА.
Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование.
МБОУ СОШ 3 г.Павлово Директор Гусева Н.Е.. Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. Д.А. Медведев.
ПАМЯТКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ СЛУЖАЩЕМУ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РК ОБ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции и правовая база противодействия коррупции Рехлов Андрей Сергеевич Начальник.
Администрация муниципального образования Тимашевский район ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Коррупция: или доброзло ?????. Корру́пция (от лат. corrumpere «растлевать») использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему.
1 Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Главном управлении Минюста России по Ставропольского края. Внедрение антикоррупционных.
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум»
О привлечении к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления (Статья КоАП Незаконное.
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения – В.В. ПУТИН Ответственность за коррупционные.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Организация работы подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике.
Транксрипт:

Корруопция как социально- экономическое явление: методы и система противодействия ей

Понятие коррупции Корру́опция (от лат. corrumpere «растлевать») термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.лат.властныхправзаконодательствуморальнымбюрократическомуэлите Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.семантику 2

продолжение Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). ресурсов чиновник депутат судья правоохранительных органов администратор экзаменатор врач Главным стимулом к коррупции – не только индивидов, но и организаций – является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором риск разоблачения и наказания.риск 3

(продолжение) Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти (глава 30 Уголовного кодекса РФ).конфликт выборного общества мошенничеству Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, корруопция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования в любой стране.макроэкономическим полит экономическим 4

Корруопция (из 273-ФЗ) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами 5

Основные проявления коррупции Взятка принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.деньги Действия по передаче и приёму взятки в России и др. странах противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса. Разновидностью взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки Уголовного кодекса откат 6

Взятки чиновников В роли незаконного вознаграждения могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, под которыми понимаются оказываемые без- возмездно, но подлежащие оплате услуги, например, пре- доставление санаторных и туристических путевок, производство ремонтных, строительных и других работ. При этом особого внимания заслуживает ст. 575 «Запреще- ние дарения» Гражданского кодекса РФ, легализующая дарение подарков должностным лицам стоимостью до трех тысяч рублей: «1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей: …». Однако приведенная норма касается только случаев после- дующего вознаграждения служащих, поэтому предвари- тельное получение подарка или факт вымогательства рассматриваются как преступление. 7

Ответственность за взятку (уголовная) Мера наказания за получение/дачу взятки определяется судом с учетом всех фактических обстоятельств дела, тем не менее, законом очерчены нижний и верхний пределы ответственности. Так, наказание взяткополучателя за незаконное вознаграждение колеблется от штрафа в сто тысяч рублей до лишения свободы на срок до двенадцати лет с одновременным штрафом до одного миллиона рублей. 8

Злоупотребление полномочиями Дискреционными – правом распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению Разрешительными Контрольно надзорными Незаконное присвоение или использование бюджетных средств, государственного или муниципального имущества

Место России в международном рейтинге восприятия коррупции Год БаллыМесто из из из из из из из ,4143 из из

Общие условия, способствующие коррупции в РФ Резкое «падение нравов» в 1990-е годы, организованное и поощрявшееся радикально-либеральными властями Низкий уровень правосознания и законопослушания населения как производное от «беспредела властей» и криминализации общества Высокий уровень терпимости к коррупции и широкое распространение «низовой» («бытовой») коррупции Неразвитость государственного регулирования «дикой» рыночной экономики РФ при избыточности «административных барьеров» Глубокая коррумпированность чиновников, имеющих доступ и право распоряжения общественными ресурсами, в том числе высокопоставленных руководителей Далеко зашедшая коррумпированность силовых структур Почти полная безнаказанность коррупционеров, сложившаяся с начала 1990-х годов и усиливавшаяся до недавнего времени ( гг.) 11

Правовая основа противодействия коррупции в РФ (основные правовые акты) 1. Указ Президента РФ от г. 815 «О мерах по противодействию коррупции» 2. «Национальный план противодействия коррупции», утвержденный Президентом РФ (Пр-1568 от г.). 3. Федеральный закон 273-ФЗ от г. «О противодействии коррупции». 4. Указ Президента РФ 1065 от г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими... 12

(продолжение) 5. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на годы». 6. Указ Президента РФ от N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». 7. Федеральный закон от г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». 13

Основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции (из Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ года) совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий; разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне; 14

(продолжение) сокращение категорий лиц, в отношении которых при- меняется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции; обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах; развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами. 15

Система противодействия коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 16

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 17

продолжение 4 ) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо для применения в отношении его иных мер юридической ответственности за непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 18

продолжение 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. 19

Из Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. N 925 Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". 20

Из N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений 1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. 2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. 3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 21

Из 79-ФЗ статьи 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе 5. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой … образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов 22