ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ в контексте глобализационного процесса Сухарников Юрий Васильевич, начальник отдела стандартизации высшего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование терминологии проекта « Восточноевропейская квалификационная рамка по направлениям подготовки « информатика » и « менеджмент » Рабочая.
Advertisements

Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Профессиональное образование по Федеральному Закону от 21 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Сопряжение Национальной рамки квалификаций Украины и Международных стандартов сферы образования и сферы труда Сухарников Юрий Васильевич, начальник отдела.
Нормативно-правовая база современного урока По материалам журнала «Народное образование» 9 – 2009 Заместитель директора по УВР Ткаченко Т. И.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
Транксрипт:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ в контексте глобализационного процесса Сухарников Юрий Васильевич, начальник отдела стандартизации высшего образования и интеграции в Европейское образовательное и научное пространство Института инновационных технологий и содержания образования VIІ Всеукраїнська науково-практична конференція «СТАН ТА УДОСКОНАЛЕННЯ БЕЗПЕКИ ІНФОРМАЦІЙНО- ТЕЛЕКОМУНІКАЦІЙНИХ СИСТЕМ» 09 – 12 червня 2015 року Коблево

Обязательства Украины Преамбула Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом постепенную адаптацию законодательства Украины к acquis ЕС Стороны обязуются «…обеспечивать постепенную адаптацию законодательства Украины к acquis ЕС в соотвестствии с направлениями, определёнными в настоящем Соглашении, и обеспечивать эффективное выполнение» ASSOCIATION AGREEMENT BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND ITS MEMBER STATES, OF THE ONE PART, AND UKRAINE, OF THE OTHER PART. – URL: agreement_EN.pdfhttp://euroua.com/association/eu-ukraine-association- agreement_EN.pdf В чужой монастырь со своим уставом не ходят «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» Сухарников Юрий Васильевич 2

Цель реализации образовательных правоотношений Источник: Цель реализации образовательных правоотношений Источник: Recommendation CM/Rec (2007) 6 of the Committee of Ministers on 16 May 2007 подготовка к рынку труда подготовка к рынку труда (достижение пригодности выпускника высшего учебного завесдения к трудоустройству); подготовка к жизни подготовка к жизни в качествес активных граждан демократического общества (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах); личностное развитие личностное развитие (уровни Национальной рамки квалификаций); развитие и сопровождение базы знаний развитие и сопровождение, путём преподавания, учения и исследований, передовой, всеобъемлющей и разносторонней базы знаний (требования 3-4 уровней мастерства ISCO-08) Сухарников Юрий Васильевич 3

(ВАЖНО !) A Memorandum on Lifelong Learning: COMMISSION STAFF WORKING PAPER, Brussels, SEC (2000) – Оригинал: В документе подчёркивается тот факт, что … люди являются главным достоянием Европы и должны быть в центре политики Союза. Из этого делается вывод, что системы образования и профессиональной подготовки должны адаптироваться к новым реалиям ХХI столетия и что Учение в течение всей жизни (Life Long Learning) – необходимая политика для развития гражданства, социальной сплочённости и занятости Учение в течение всей жизни (Life Long Learning) – необходимая политика для развития гражданства, социальной сплочённости и занятости Сухарников Юрий Васильевич 4

Bucharest Communiqué 27 April 2012 Изложение приоритетов на годы На национальном уровне мы будем: студентовв - ориентированному учению Создавать условия, способствующие студентовв - ориентированному учению, инновационным методам преподавания…; пригодности к трудоустройству сотрудничества с работодателями Работать над повышением пригодности к трудоустройству, учения в течение всей жизни, решения проблем и предпринимательских умений посредством совесршенствования сотрудничества с работодателями, особенно при разработке образовательных программ; Пересматривать национальное законодательство Пересматривать национальное законодательство, чтобы соотвестствовать Лиссабонской конвеснции о признании в полной мере Сухарников Юрий Васильевич 5

Резюме законодательства ЕС + EQF Резюме законодательства ЕС European Qualifications Framework (EQF) Сайт Еврокомиссии - URL: + EQF URL: пороговых требований Сущностный элемент EQF представляет собой набор из восьми контрольных уровней (пороговых требований), описывающих: ученик знает то, что ученик знает; ученик понимает то, что ученик понимает; ученик умеет делать независимо от системы то, что ученик умеет делать, независимо от системы, в которой ему была присвоена конкретная квалификация. физическим лицам их компетенций и квалификаций. Эта рамка охватывает как высшее образование, так и профессиональную подготовку. Она будет облегчать физическим лицам в странах ЕС обмен соотвестствующей информацией, касающейся их компетенций и квалификаций Сухарников Юрий Васильевич 6

Европейский суд юстиции: Дело Франсуаза Гравье (Gravier) против города Льеж г. получению квалификации по конкретной профессии мастерство – англ. SKILLS является профессиональной подготовкой Суд определил, что «любая форма образования, которая подготавливает к получению квалификации по конкретной профессии, ремеслу или занятию или которая обеспечивает необходимые умения (мастерство – англ. SKILLS) для такой профессии, ремесла или занятия, является профессиональной подготовкой независимо от возраста и уровня подготовки ученика или студента, даже если программа подготовки включает элемент общего образования» Сухарников Юрий Васильевич 7

Национальная рамка квалификаций и развитие человесческой личности Национальная рамка квалификаций и развитие человесческой личности (в Законе Украины «Про вищу освіту» – «семантическая подмена») Сухарников Юрий Васильевич 8 Обобщённые модули компетенций в области профессиональной деятельности с общей фундаментальной частью Каждый последующий образовательно- квалификационный уровеснь обеспечивается учебными достижениями, обусловленными требованиями предыдущего уровня НРК Украины Высшее образование Профессионально- техническое образование Среднее образование Дошкольное образование Социальный лифт - восходящая социальная мобильность Личностное развитие 100% Повышение образовательно- квалификационного уровня 0 Удельный вес Удельный весс ОбразовательныеПрофессиональные компетенции Зонаадаптации Зонаантиципации Зонатрансценденции 1 4 Key competences for lifelong learning (2006/962/EC) 3 «Добыча» новых социально- значимых знаний

Сухарников Юрий Васильевич 9 Методологические разночтения образовательного законодательства Украины и ЕС

Образовательное правоотношение Конституція України Конституція України Стаття 53 Кожен має право на освіту. Право человеска на образование образовательное правоотношение в интересах правообладателя. Право человеска на образование обуславливает необходимость вступления в образовательное правоотношение, которое выступает как механизм осуществления субъективного права в интересах правообладателя. урегулированные законодательством об образовании Образовательные правоотношения представляют собой урегулированные законодательством об образовании отношения, в которые вступают в учебном процессе учащиеся, с одной стороны, и образовательные учреждения, преподаватели, с другой стороны Сухарников Юрий Васильевич 10

(ВАЖНО !) Управомоченныйсубъект образовательного правоотношения (ВАЖНО !) Управомоченный субъект образовательного правоотношения управомоченный опирается на учебный процесс обязанной совесршает собствеснные активные действия по освоению образовательной программы соотвестствующего уровня. (!!!) Учащийся (управомоченный субъект правоотношений), реализуя своё право на образование, опирается на учебный процесс, организуемый образовательным учреждением (обязанной стороной), но при этом совесршает собствеснные активные действия по освоению образовательной программы соотвестствующего уровня. (!!!) непосредствеснно сам права обязанности В образовательных правоотношениях учащийся всегда непосредствеснно сам своими действиями реализует предоставленные ему права и возложенные на него обязанности Сухарников Юрий Васильевич 11

Правообязанная сторона образовательного правоотношения организационно-управленческой форме образовательную программу образовательной деятельности. Правообязанной стороной является образовательное учреждение, созданное в организационно-управленческой форме, предусмотренной гражданским законодательством, основное направление деятельности которого осуществление учебного процесса, реализующего образовательную программу, и имеющее лицензию на право весдения образовательной деятельности. Образовательное учреждение обязанная сторона Образовательное учреждение (обязанная сторона) – обладает властными полномочиями по отношению к управомоченному субъекту (учащемуся) Сухарников Юрий Васильевич 12

Объект образовательных правоотношений знания, умения компетенции Объектом образовательного правоотношения выступают духовные блага – знания, умения (способность (в смысле - быть в состоянии делать) выполнять задачи и решать проблемы) и компетенции (профессионализм в определённой сфере деятельности). предусмотренного государствеснным образовательным стандартом Знания, система умений и компетенций, усвоенные учащимися, должны быть не ниже минимума знаний, предусмотренного государствеснным образовательным стандартом (пороговый академический стандарт) Сухарников Юрий Васильевич 13

Семантическое несоотвестствие терминов Международных документов и Закона Украины «Про вищу освіту» Термин Смысловое значение Международный документ (ISCED) Закон Украины Образовательная деятельность Образовательная деятельность целенаправленная деятельность Образовательная деятельность: целенаправленная деятельность, коммуникацию обеспечения учения подразумевающая определённого рода коммуникацию для обеспечения учения. освітня діяльність – діяльність вищих навчальних закладів 16) освітня діяльність – діяльність вищих навчальних закладів, що проводиться з метою забезпечення здобуття вищої, післядипломної освіти і задоволення інших освітніх потреб здобувачів вищої освіти та інших осіб. Образовательная программа Образовательная программа Образовательная программа определяется как согласованный набор или последовательность образовательных деятельностей образовательных деятельностей или коммуникаций, спланированных и организованных спланированных и организованных для достижения заранее поставленных целей конкретных образовательных задач заранее поставленных целей учения или конкретных образовательных задач (выход) в течение определённого периода времени. (Базовая единица классификации в ISCED) освітня програма 17) освітня програма – система освітніх компонентів на відповідному рівні вищої освіти в межах спеціальності, що визначає вимоги до рівня освіти осіб пункт 226 ISCED), вимоги до рівня освіти осіб, які можуть розпочати навчання (вход) за цією програмою (см. пункт 226 ISCED), перелік навчальних дисциплін перелік навчальних дисциплін і логічну послідовність їх вивчення, кількість кредитів ЄКТС, необхідних для виконання цієї програми, а також очікувані результати навчання очікувані результати навчання (компетентності), якими повинен оволодіти здобувач відповідного ступеня вищої освіти Сухарников Юрий Васильевич 14

Образовательная деятельность в контексте образовательного правоотношения Образовательная деятельность приобретения сознательного присвоения субъектомобъекта Образовательная деятельность – это практическая реализация образовательного правоотношения в рамках спланированного и целенаправленного учебного процесса с целью приобретения («сознательного присвоения») управомоченным субъектом (студентоввм) объекта образовательного правоотношения (комплекса знаний, системы умений и компетенций) при / без участия правообязанного субъекта (преподавателя) Сухарников Юрий Васильевич 15

Образовательное законодательство Конституции Украины Конституции Украины В соотвестствии с мировой практикой законы (как и другие нормативно-правовые акты) в Украине принимаются на основании Конституции Украины и должны отвесчать ей. Конституции Украины Зако́н важнейшие обществеснные отношения Зако́н - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, который регулирует важнейшие обществеснные отношения путём установления общеобязательных правил (норм); принятый в особом порядке законодательным органом Сухарников Юрий Васильевич 16

СОПОСТАВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ относительно образования в УССР и независимой Украине СОПОСТАВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ относительно образования в УССР и независимой Украине (декларация условий функционирования) КОНСТИТУЦІЯ Української Радянської Соціалістичної Республіки 20 квітня 1978 року КОНСТИТУЦІЯУКРАЇНИ Із змінами і доповненнями, внесеними Законом України від 8 грудня 2004 року 2222-IV Стаття 43. Громадяни Української РСР мають право на освіту. Це право забезпечується безплатністю всіх видів освіти, здійсненням загальної обов'язкової середньої освіти молоді, на основі зв'язку навчання з життям, з виробництвом широким розвитком професійно- технічної, середньої спеціальної та вищої освіти на основі зв'язку навчання з життям, з виробництвом; розвитком заочної і весчірньої освіти; наданням державних стипендій та пільг учням і студентам; безплатною видачею шкільних підручників; можливістю навчання в школі рідною мовою; створенням умов для самоосвіти. Стаття 53. Стаття 53. Кожен має право на освіту. Повна загальна середня освіта є обов'язковою. Держава забезпечує доступність і безоплатність дошкільної, повної загальної середньої, професійно- технічної, вищої освіти в державних і комунальних навчальних закладах; розвиток дошкільної, повної загальної середньої, позашкільної, професійно-технічної, вищої і післядипломної освіти, різних форм навчання; надання державних стипендій та пільг учням і студентам. Громадяни мають право безоплатно здобути вищу освіту в державних і комунальних навчальних закладах на конкурсній основі. Громадянам, які належать до національних меншин, відповідно до закону гарантується право на навчання рідною мовою чи на вивчення рідної мови у державних і комунальних навчальних закладах або через національні культурні товариства.

Юридические основания для адаптации образовательного законодательства Украины КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ Стаття 9 національного Чинні міжнародні договори, згода на обов'язковість яких надана Верховною Радою України, є частиною національного законодавства України.міжнародні договоризаконодавства України Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Вступление в силу: , по состоянию на 19 мая 2009 г.). Статья 13 полное развитие человесческой личности 1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человеска на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человесческой личности и сознания её достоинства и должно укреплять уважение к правам человеска и основным свободам Сухарников Юрий Васильевич 18

Нормативное обеспечение образовательного законодательства Украины Про ратифікацію Угоди про асоціацію між Україною та Європейським Союзом Про європейський вибір України 16 весресня 2014 року прийнято Закон України «Про ратифікацію Угоди про асоціацію між Україною та Європейським Союзом» та Постанова Верховної Ради України Про Заяву Верховної Ради України «Про європейський вибір України». Закон України «Про ратифікацію Угоди про асоціацію між Україною та Європейським Союзом». – URL: Постанова Верховної Ради України Про Заяву Верховної Ради України «Про європейський вибір України». – URL: 18#n8http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ #n Сухарников Юрий Васильевич 19

Направленность образовательной деятельности Украина ЗАКОН УКРАЇНИ «Про вищу освіту» Документ 1556, Редакція від Европейский Союз Коммюнике Конференции европейских министров April 2009 Цей Закон встановлює основні правові, організаційні, фінансові засади функціонування системи вищої освіти, створює умови для посилення співпраці державних органів і бізнесу з вищими навчальними закладами на принципах автономії вищих навчальних закладів, поєднання освіти з наукою та виробництвом з метою підготовки конкурентоспроможного людського капіталу для високотехнологічного та інноваційного розвитку країни, самореалізації особистості, забезпечення потреб суспільства, ринку праці та держави у кваліфікованих фахівцях. ПРИОРИТЕТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГРЯДУЩЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ Социальное измерение 1. Социальное измерение: равноправие при доступе к высшему образованию и его завесршении 2. Учение в течение всей жизни 3. Пригодность к трудоустройству 4. Студенто-центрированная учёба и преподавание 4. Студенто-центрированная учёба и преподавание как миссия высшего образования 5. Образование, исследования и инновации 6. Международная открытость 7. Мобильность 8. Сбор данных 9. Многомерные инструменты обеспечения прозрачности 10. Финансирование Сухарников Юрий Васильевич 20

Методологические разночтения реализации Перестройки и Осовременивания образовательного законодательства (1) Украина Европейский Союз Основание разработки: Образовательная программа, разработанная для организации учебного процесса и основанная на «переліку навчальних дисциплін і логічній послідовності їх вивчення» Основание разработки: Образовательная программа, основанная на планируемых результатах учения конкретного учащегося (студента), Оценка содержания основана на описании освітньо-професійної програми, що базується на рекомендованому переліку навчальних дисциплін Оценка содержания основана на анализе планируемых результатов учения с использованием дескрипторов Национальной рамки квалификаций и направленная на обеспечение пригодности к трудоустройству Мерой успешности обучения выступает оценка успеваемости по отдельным учебным дисциплинам, при этом хорошая работа в одном может компенсировать плохую работу в другом Мерой успешности учения является Комплексная оценка соотвестствия компетенций выпускника установленным требованиям, сформулированным в результатах учения Сухарников Юрий Васильевич 21

Методологические особенности реализации Перестройки и Осовременивания образовательного законодательства (2) Украина Европейский Союз Продолжительность обучения определяется учебным завесдением Продолжительность учения определяется учащимся (студентоввм) Внутривузовское признание на основес аттестации відповідної академічної кваліфікації випускника, що визначається кількістю кредитів ЄКТС. Свидетельство об окончании профессионального учения и профессиональное свидетельство о присвоении квалификации, отражающее и подтвесрждающее набор профессиональных и личностных качеств выпускника (пригодность к трудоустройству) и выдаваемое независимым органом (третьей стороной) на основес сертификации Сухарников Юрий Васильевич 22

Структура формирования социокультурной компетентности выпускника конкретного образовательно-квалификационного уровня Ссылки в Интернете: Квалификационная платформа на русском языке: URL: 931d08c8-dbe2-4b44-b06a c945a 931d08c8-dbe2-4b44-b06a c945a Журнал «Вища школа»: Сухарніков Ю. Суть поняття learning outcomes у вищій освіті України. - Вища школа – 11. – С Вища школа Система + процесс Позиции 1, 2 и 3 на схеме указывают на необходимость «сопряжения» с уровнями НРК Сухарников Юрий Васильевич 23

ЗАКОН УКРАЇНИ «Про вищу освіту» Розділ III СТАНДАРТИ ОСВІТНЬОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ТА ВИЩОЇ ОСВІТИ Стаття 9. Стандарти освітньої діяльності забезпечення освітнього процесу вищого навчального закладу 1. Стандарт освітньої діяльності - це сукупність мінімальних вимог до кадрового, навчально-методичного, матеріально- технічного та інформаційного забезпечення освітнього процесу вищого навчального закладу і наукової установи. Стаття 10. Стандарти вищої освіти освітньої діяльності вищих навчальних закладів 1. Стандарт вищої освіти - це сукупність вимог до змісту та результатів освітньої діяльності вищих навчальних закладів і наукових установ за кожним рівнем вищої освіти в межах кожної спеціальності. оцінювання якості змісту та результатів освітньої діяльності вищих навчальних закладів 2. Стандарти вищої освіти розробляються для кожного рівня вищої освіти в межах кожної спеціальності відповідно до Національної рамки кваліфікацій і використовуються для визначення та оцінювання якості змісту та результатів освітньої діяльності вищих навчальних закладів (наукових установ) Сухарников Юрий Васильевич 24

КОНЕЦ ДОКЛАДА Материалы по анализу на сайте ІІТЗО: Замечания и предложения по электронной почте: Трудность заключается не столько в разработке новых идей, сколько в том, чтобы отойти от старых. Джон Кейнс - английский экономист, государствеснный деятель