отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Основная идея – заключается в том, что окружающий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
Advertisements

Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Урок обществознания в 10 классе Свобода и необходимость в деятельности человека.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Неклассическая философия XIX века Выполнила: Смагулова Аида Группа ОМ Проверила: К.ф.н. Бисембаева З.У.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Всё, что прекрасно – нравственно. Г. Флобер. Ответьте письменно, продолжив следующие строки: Неповторимый человек… Во мне меня радует то, что… Когда я.
ФИЛОСОФСКАЯ НЕКЛАССИКА План 1. Эпоха модерна. 2. Артур Шопенгауэр (последний классик?). 3. Серен Кьеркегор (самый христианский философ?). 4. Фридрих Ницше:
Представление о Новейшей философии Шопенгауэр, Ницше.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Смысл жизни. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Page 1 Свобода в деятельности человека 11 класс. Обществознание.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЭТИКА РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Развитие социально- гуманитарных наук 1.Классический 2.Неклассический 3.Постнеклассический.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества Занятие 2. Философия как наука и форма мировоззрения Учебные вопросы: 1)Специфика философского.
Транксрипт:

отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Основная идея – заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам… 2

предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, переживание, созерцание, инстинкт, откровения, вера … 3

Критика иррационализма была направлена в основном на философию Гегеля, на его рационализм, панлогизм. Иррационализму - характерно стремление философски постичь веру, волю, жизнь… Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Кьеркегор, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон… 4

немецкий философ Один из самых известных мыслителей иррационализма тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, Теоретические источники идей философия Платона, Канта и Упанишады. Называл существующий мир, «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма» 5

«Если бы каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена вся наша жизнь, то нас объял бы трепет, и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то в конце концов и он, наверное, понял бы, что это за meilleur des mondes possibles(лучший из возможных миров фр.)» 6

Иррациональный стиль мышления - ярко выраженный мистический характер основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью. основан на идее, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но без учета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь. 7

- пессимистична т.е. внушение уныния, безнадежности, неверия в свои силы, в прогресс, в лучшее будущее «Мир неразумен и бессмысленно, им управляет слепая злая Воля. Ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно и своими страданиями». 8

– об этом можно судить по собственным поступкам: в массе своей они продиктованы не доводами разума, а инстинктами и желаниями – даже если мы заранее знаем, что исполнение этих желаний принесет нам больше неприятностей, чем пользы. Сильнейший инстинкт жизни, по Шопенгауэру, - инстинкт продолжения рода, а в действительности – воспроизводство новых поколений для мук, страданий и неминуемой гибели. Есть лишь один способ вырваться из этой трагической карусели – погасить у себя волю к жизни, к ее ложным соблазнам. 9

«О четверояком корне закона достаточного основания» (1813) «О зрении и цветах» (1816) «Мир как воля и представление» (1819) «О воле в природе» (1826) «О свободе воли» (1839) «Об основе морали» (1840) «Две основные проблемы этики» (1841) 10

славился своей внутренней и душевной свободой отличался резкостью суждений Был крайне честолюбив и мнителен Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью В совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками Любимое занятие - чтение: «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние» В его библиотеке было 1375 книг. 11

выводит логический закон достаточного основания истинная философия должна исходить только лишь из представления, которое является фактом сознания и которое делится на представления субъекта и представления объекта 12

философии Шопенгауэра является ВОЛЮНТАРИЗМ главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является ВОЛЯ ВОЛЯ – абсолютное начало, корень всего сущего, способная определять все сущее и влиять на него. Воля есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью людей. 13

Опирается на теорию Канта Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека. Сущность мира, его вещей, явлений - ВОЛЯ. Мир явлений и мир сущности есть, соответственно мир представлений и мир воли. 14

Точно так же как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире ВСЕОБЩАЯ ВОЛЯ, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений. Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной, дремлющей» воли. И соответственно весь окружающий мир по своей сущности является реализацией Воли. 15

Несмотря на то, что в основу человека и его сознания мыслитель заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. 16

– это существо обязанное своим появлением волей к жизни. У каждого человека своя воля к жизни – она главное в его сознании, источник его беспредельного эгоизма. Человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля заставляет его жить, каким бы бессмысленным и жалким не было его существование. 17

Вся жизнь - сплошные разочарования и страдания. Человек под влиянием воли все время чего- нибудь желает Но все дело в том, что желания никогда не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то приносят с собой равнодушие и разочарование. «ЖИЗНЬ ЕСТЬ НЕЧТО ТАКОЕ, ЧТО НАДО ОТСТРАДАТЬ» И все же главным в жизни является сострадание… 18

Но все же есть лишь одна разновидность людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и стремления, стали безвольными субъектами – это гении в искусстве, и святые в земной жизни. Когда человек, поднятый силой духа, перестает рассматривать мир как представление, связанное законами причинности, в пространстве и во времени. «Гениальность – полнейшая объективность» 19

Но обыкновенный человек совершенно не способен к сколько-нибудь продолжительному созерцанию …. и ему остается довольствоваться или неудовлетворенными желаниями, или в случае их удовлетворения скукой. «Правда у каждого человека есть три блага жизни –здоровье, молодость, свобода. Пока они у нас есть, мы их не осознаем и не проникаемся их ценностью, а осознаем только тогда, когда теряем, ибо они только отрицательные величины». 20

Искусство счастья в этике Шопенгауэра «…я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям : 1) Что такое человек : -- т. е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития. 2 ) Что человек имеет: -- т. е. имущество, находящееся в его собственности или владении. 3) Что представляет собою человек ; этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других: как они его себе представляют; -- словом это -- мнение остальных о нем, мнение, выражающееся вовне в его почете, положении и славе….» 21

Движущей силой поступков человека является слепая воля к жизни(эгоизм) – первенство воли к жизни, которую нужно погасить. Так как каждый человек эгоистичен в своем эгоизме, то в обществе все существуют как зависимые от его существования, как явление значимое только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Государство соизмеряет воли, людей, что бы не подавлять воли других. 22

«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так все ночи напролет». 23

«Германия слишком маленькая чтобы быть моей Родиной» «Моя философия не принесла мне много денег, но она избавила меня от многих трат» 24