М. Р. Соловьева КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА РУССКИХ СИБИРЯКОВ КАК ФОРМА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Часть I.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Праздники крестьян в 19 веке. Святки. Время от Рождества до Крещения называется святками. Оно выделялось духовным подъемом в церковных делах и праздничным.
Advertisements

Народные праздники ТРОИЦА. Духов День Семик Берёзка.
Рассказы старожилов Прибайкалья об Ильином дне ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии»
«Праздник – душа народа… монолитный образ России» (И.С.Шмелев)
Вечер под Старый Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме варили вареники с сыром и картошкой, жарили колбаску, пекли пирожки.
Подготовила ученица 8 «В» Алейникова Валерия. Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) – это праздник, а точнее целая масленичная.
Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские.
Главный праздник моей семьи. Проект. Подготовил: Седогин Михаил.
Традиции Масленицы Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! МОУ «Красноярская СОШ» Команда «Лучики»
Здравствуй, Масленица!. Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки.
Весенний праздник Пасха Девочки: Ой, весна, моя Ты весняночка! Из-за тёмных лесов, Из-за синих морей Приходи, Солнцем, светом озари!
Русская масленица Аитова И.И. Аитова И.И. учитель русского языка учитель русского языка и литературы и литературы МКОУ СОШ «с.Сафаровка» МКОУ СОШ «с.Сафаровка»
Презентацию подготовила ученица ГБОУ СОШ пос. Сургут Абышкина Лада Традиции, обряды и праздники русского народа.
Урок МХК в 10 классе по программе Емохоновой Л.Г. Учитель П категории Бурлакова Елена Алексеевна МКОУ СОШ 19 п. Светлый Челябинская обл. Пластовский район.
« В жизни надо иметь служение …» ( духовно - нравственное воспитание детей и юношества в Замелетеновской библиотеке ) Презентацию подготовила заведующая.
Автор: Перегудова Людмила Александровна педагог дополнительного образования МОБУООШ 30 с.Радищево Новокубанского района.
Презентация к занятию (подготовительная группа) по теме: Патриотическое воспитание. Презентация.
Проект Косолапова Михаила, 1 «Б», СОШ 6, г. Мытищи, «Масленица, Масленица! Приезжай ты к нам на широк двор: На горах покататься, В блинах поваляться,
Цель: Приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям русского народа, воспитания уважения к культурным и национальным традициям.
Хороводы Опахивание села Закликание весны Народный праздник "Красная горка", или "Фомино воскресенье", отмечается в первое воскресенье после Пасхи и завершает.
Транксрипт:

М. Р. Соловьева КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА РУССКИХ СИБИРЯКОВ КАК ФОРМА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Часть I

Ярким проявлением соционормативной культуры традиционной общности были праздники народного календаря. В устных рассказах русских сибиряков они представлены как универсальная форма манифестации и закрепления всех накопленных сельской общиной духовных ценностей. Важной функцией годового праздника было воспитание молодого поколения, передача ему этических и эстетических традиций. Календарный праздник предстаёт в рассказах как уникальная форма проявления народной педагогики, осуществлявшая формирование нравственных качеств ребенка в процессе «передачи культурного наследства одним поколением другому» [4, с. 1].

Праздники народного календаря являлись эффективным средством межпоколенной передачи духовно-нравственных традиций крестьянской общины в силу того, что, пройдя сквозь призму детского восприятия, они были усвоены «миром детства», в результате чего в «стране детей» [5] сформировался целый ряд традиционных форм поведения детей и подростков, функционирующих в контексте народного земледельческого календаря. На наш взгляд, правомерно обозначить эту сферу детского бытия как традиционную календарно-обрядовую культуру детства.

Своеобразно воссоздается эта сфера традиционного быта крестьянских детей в устных рассказах русских сибиряков о годовых праздниках. Следует отметить, что многие из календарных нарративов представляют собой мемораты (рассказы-воспоминания), в которых ярко передаётся именно детское восприятие ритуализованных форм поведения, обрядов и обычаев, составляющих содержание различных календарно-обрядовых комплексов. В современных устных рассказах находят отражение различные способы приобщения детей к праздничному действу. Выделим некоторые из них.

1. Дети были причастны к обрядам и увеселениям, совершаемым взрослыми. Константин Александрович Трутовский ( ). «Хоровод в Курской губернии»

Михаил Васильевич Боскин ( ). «Весёлый хоровод». Прежде всего, они наблюдали за совершением обрядов, основными исполнителями которых были взрослые и молодёжь, но нередко допускались и в качестве участников.

Мария Баркова, 14 лет. «Ряженые». ДХШ 1 г. Иркутска, преп. Н. А. Родионова. В рассказах упоминается, в частности, об участии детей в обряде колядования в Зимние Святки,

Владимир Чумаков-Орлеанский «Коляда». …

об участии детей в масленичных обрядах и увеселениях, Катание на Масленицу.

Сжигание чучела Масленицы. С. Л. Кожин «Масленица. Проводы зимы в XVII веке».

Ольга Денисенко «Народное гуляние». Ольга Денисенко «Веточка вербы». об участии детей в ритуальных действиях, совершаемых в Вербное воскресенье,

об участии детей в гульбище на природе (луговании) в Троицу, Михаил Васильевич Боскин ( или 1930). «Хоровод» е.

в украшении зеленью и цветами домов в Духов день. К. Лемох «В лето. С поздравлением».

Ефим Честняков ( ). «Посиделки». Взрослые, молодёжь могли учить детей своим увеселениям. Так, П.А. Елгина рассказывает о том, как девушки учили маленьких девочек петь и плясать на вечёрке: «Нас девки маленьких, вот таких- то подряжали петь: «Девчонки, идите вместе с нами песни петь!» Вот мы к имя на коленки сядем и начинаем. Молоденьки же – голос бравый. Пели... Вот они нас учат плясать» [7. Газимурозаводск. р-н Читинск. обл.].

Людмила Архипова «Пасхальная ночь» Дети принимали участие в действиях, связанных с нравственной подготовкой к празднику: например, перед Пасхой нельзя было спать, требовалось закончить шитьё нового наряда или украсить кулич до наступления утра.

Николай Сверчков Дети могли как бы дублировать отдельные обряды и увеселения, совершаемые взрослыми. Мальчики, например, объезжали жеребят и катались «верхами» в Масленицу, подобно тому, как гарцевали на лучших конях взрослые парни.

Федот Сычков «Катание с горы». Согласно локальной традиции с. Верхнее Догьё (Шелопугинский р-н Читинской обл.) дети самостоятельно совершали обход дворов в Прощёный день, повторяя ритуал взаимопосещения взрослых: «Ну и детвора обычно так же: после катушки идёт по деревне с самого крайнего дома и до последнего. Правда, они и сытые, но, в основном, у них лакомство – это мороженое. Вот это эхо первой кушанье, это уж они обязательно всё дочиста съедят» [7. Шелопугинск. р-н Читинск. обл.].

Детей приобщали и к ритуальным действиям, совершаемым взрослыми на кладбище, в частности, в Пасху: «Мы ходили на кладбишше, катали [крашеные яйца. – М.С.] на могилках, не дорос точками были. Могила была как раз возле деревни, и мы катали. Матеря нас посылали, покажут, где схоронен. Я вот помню, у бабушки у своёй у Катерины я катала. Прямо на могилке эдак каташь-каташь, покатаешь, потом разобьёшь его, поешь и накрошишь птичкам. Покрошишь на могилку и пойдёшь домой. Мы маленькие были, ходили» [2, 21].

2. Как свидетельствуют рассказчики, дети были осведомлены и о традиционных запретах, связанных с отдельными календарными праздниками и днями народного календаря, и, как правило, следовали предписаниям взрослых. Елизавета Бём. Дореволюционные открытки.

В рассказах сибиряков отмечается запрет ходить в лес в праздник Преображения Господня («Второй Спас»): «Вот у нас киренски пошто-то все знали праздники. И почитали. Вот девятнадцатого августа августовский праздник никто не ходили в лес, нельзя было ходить. Старушонки-то всё говорили, что нельзя ходить в лес, чё-то брать там. За черёмухой нас мама не отпускала, она тоже киренска: Да чего вы?! гот. Сёдня августовский праздник, в лес не ходят! А-а, пойдём! Только в Чертовску зашли: на дороге змея! Дина её убила, а я убежала. Она убила её. Пришли, маме рассказы вам. А я чё вам говорила? Сёдня в лес не ходят. Лес отдыхает. И даже ягодку нельзя было сорвать. Если пошёл ты, чё-то в лесу где-то оказался в этот день, ты съешь её, но кустик вот так не отламывай. С кустика съешь, но так его не трогай, не ломай. Грех!» [1, 72].

Алексей Иванович Корзухин «Крестьянские девочки в лесу» Николай Ефимович Рачков «Девочка с ягодами»

3. При совершении некоторых обрядов дети становились полноправными участниками наравне со взрослыми. Символическим выражением уважительного отношения к человеку как к личности были особые вещественные атрибуты календарных обрядов, которые предназначались для каждого индивидуально, независимо от возраста.

В рассказах даётся описание локальных традиций, согласно которым в Семик венки завивались, А. Г. Виноградова «Плетение венков».

а на Пасху «пески» стряпались и паи изукрашенных яиц раскладывались на каждого члена семьи.

М. Мохов «Пасхальное воскресение» А. М. Овчинникова подчёркивает, что каждый в семье наделялся одинаковым количеством пасхальных яиц: «Вон у нас был свёкор – а семья большая была – он как придёт из бани, отдохнёт и сразу потом раскладыватьь, расстилать посередь полу шубу и сколь нас – по ей... Маленькому, году нету, – полпая, а то всем – полны паи. И вот раскладыватьь всем. Всем, всем, всем, сколько есть, – по куче по ровной» [7.Газимурозаводск. р-н Читинск. обл.].

4. Взрослые были заинтересованы в том, чтобы дети оказались «погруженными» в атмосферу праздничного действа и могли в полной мере испытать веселье и радость. Так, в рассказах упоминается истолкование взрослыми содержания праздника применительно к детскому восприятию: Троица: «К окошкам ставили берёзку. Принесут, поставят. Вот, говорят, Троица пришла...» [8]; Пасха: «Небольши-то были, а нам отец говорит: «Ну, сидни не спите, вон из-за той сопки-то будет Паска выходить и придёт к церкви». А в окошко-то смотрим: у церкви-то и стреляют – ой-ёй-ёй – огонь вылетать» [7]; «Масленка крутолобая»: «Вот малышам и посказывают: «Масленка очень крутолобая. Вы видели, вечор спать ложились, что было на столе? Всё. Утром встали – нет ничего. Она живо скатилась под стол и убежала в лес...» [7].

В восприятии зимних святок (страшных вечеров) детьми Приангарья особое место занимало бытующее в этих краях мифологическое представление о святочных духах – шуликунах. Здесь шуликуны по сути дела заменяли деда Мороза – дарителя новогодних подарков: «Страшные-то вечера у нас, дак буддийские- то [с. Бедея Богучанского р-на Красноярского края. – С.М.] всё бегали: Счас шуликины будут бегать, нады ложить. Я сама эти наволочки или мешочек ставила на улицу. Ну, поставишь там чё-нить, мешочек или там чё-нить положишь, на палочку повесишь… Ну, там пораньше встанешь, бабушка, мама ли кто-нибудь чё-нибидь тебе положут в наволочку, скажут: Шуликины положили. Вот вам шуликины принесли. Чё-нибудь стряпанное положат, чё-нибудь сладкое, завернут там в чё-нибудь и положат. А кожный ребёнок вынесет наволочку, мешочек. Кажный вынесет. Думает, что утром шуликин прибегал. И утром встают и бегут проверяют, что там шуликин принёс. » [2, 546].

А. С. Степанов «Катание на Масленицу» В обрядовые комплексы годовых праздников входили традиционные элементы, предписывающие, чтобы взрослые стали устроителями увеселений для детей. В Масленицу устраивалось традиционное катание детей на тройках,

для детей мастерились салазки, Федот Сычков «С гор»

Анна Виноградова «На горке» Анна Виноградова «Дети» (фрагмент картины)

а в Пасху в каждом дворе устанавливались качели. «А на Пасхе – качели. У каждого во дворе – для ребятишек. А для взрослых – на лужок» [8]. Екатерина Чернышева «Лето в деревне»

В селе находились особые «люди старого поколения» – пестуны, «педагоги в народной среде», по своему желанию руководившие некоторыми формами детского досуга. Ф.А. Балагуров рассказывает о деде Иване, «под контролем» которого из года в год происходило первойе купание детей в реке в Духов день [7. Шелопугинск. р-н Читинск. обл.]. Согласно рассказу Ф.А. Балагурова, Иван Кузьмич – человек, который добровольно брал на себя обязанность контролировать это первойе купание, следить, чтобы дети не задерживались в воде слишком долго. Здесь мы наблюдаем явление «персонификации обрядовой роли». Константин Фёдорович Юон ( ). «Июль. Купание»

Из рассказа Ф. А. Балагурова: «Дядя Ваня Кузьмич тут как тут, даёт команду детворе: – Сегодня Духов день. После, как искупали берёзку, разрешается купаться в речке. Все дети мигом раздеются и с разбегу прыгают с берега в речку, каждому хочется взять первенство, первойму упасть в речку. В речке начинается новая картина: раздевших донага с подстриженными волосами на голове белых, рыжих, русых, черных мальчишек всяких возрастов и мастей, как караван крикливых гусей, с криком, шумом и хохотом ныряют в воду, выскакивают на берег, умажутся грязью, песком – и снова в воду. Дядя Ваня не уходит с берега, всё смотрит, любуется на эту весёлую, жизнерадостную картину и посматривает на солнце, озабочен тем, что в первый день нельзя детям долго находиться в воде: могут остыть без привычки и заболеть. Иван Лаврентьевич Горохов ( ). «Купание в реке».

И вот слышится вторая команда: – Одевайтесь, пора кончать купаться. Из воды слышатся унылые, но попрошательные голоса, слова: – Дядя Ваня, еще только один раз укурнусь в воду, – кричат один за другим. Сжалился дядя Ваня и кричит: – Ну, ковырнитесь ещё по одному разочку! Довольные, весёлые выходят из речки, одеются по-быстрому, немножко вздрагивают. Подаётся третья команда: – Бегом по домам! Только рубашонки раздуваются да голые пятки мелькают. Дядя Ваня идёт домой, доволен, усмехается...» [7. Шелопугинск. р-н Читинск. обл.]. Иван Лаврентьевич Горохов ( ). «В жаркий июльский день».

Литература и источники 1. Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири: в 20 т. / отв. ред. Ф.П. Сороколетов. СПб.: Наука, Т Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири: в 20 т. / науч. ред. Ф.П. Сороколетов. СПб.: Наука, Т Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири: в 20 т. / науч. ред. В.М. Гацак, Ф.П. Сороколетов. СПб.: Наука, Т Виноградов Г. Народная педагогика (Отрывки и наброски). – Иркутск: Изд-во Вост.-Сибирск. отд. Русского географич. о-ва, Виноградов Г. С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства / Сост. А.В. Грунтовского; подг. тектстов и коммент. А.Ф. Некрыловой; архивн. материалы В.В. Головина. – СПб.: Историческое наследие, Виноградов Г.С. Шулюканы // Виноградов Г.С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. – М.: Вост. лит., – С. 129 – Фольклорный архив В.П. Зиновьева. 8. Фольклорный архив М. Р. Соловьевой.

ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Презентацию подготовили: Матюшина М. А., Соловьева М. Р. Иллюстративный материал: репродукции картин русских художников, работы учащихся ДХШ 1 им. А. А. Савиных; преподаватель: Родионова Н. А. ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии» Тел. (8395) Сайт: Иркутск г.