Организация процесса образования дошкольников Основные понятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Гаврина Елена Евгеньевна воспитатель СП ГБОУ СШО 1 «ОЦ» с. Б-Глушица «Детский сад 4 «Колосок» муниципального р-на Большеглушицкий Самарской обл.
Advertisements

Внедрение ИКТ в образовательное пространство в детском саду « Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать.
Выполнила: Рудакова О.Ф.. ИКТ (информационно- коммуникационные технологии) это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЭПОХА Использование ИКТ в дошкольном образовании Выступление на педагогическом совете Автор презентации : воспитатель Ишмуратова Н. А. Государственное.
Подготовил воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ детский сад 41 «Радуга» Варламова Стелла Борисовна Ноябрь 2013 г. Детский сад 41.
Компьютер Мультимедийный проектор Принтер Видеомагнитофон Телевизор Магнитофон Фотоаппарат Видеокамера.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
Технология «Портфолио воспитанника детского сада».
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
Современные образовательные технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО подготовила старший воспитатель МКДОУ Детский сад комбинированного вида 12 «Родничок»
XI территориальная ярмарка образовательных ресурсов « Новое образование - Поволжскому округу » Применение информационно - коммуникационных технологий,
Организация проектной деятельности дошкольников Подготовила Александрова Ирина Алексеевна.
Подготовила педагог-психолог ГБОУ детский сад 486 Копылова Марина Евгеньевна.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Метод проектов В методической теме: «Калейдоскоп проектов по воспитанию экологического сознания» Бандилеева Л. А. Г. Ногинск 2012.
« Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббард.
Консультация для воспитателей Технология проектирования в детском саду Цель: Знакомство с теоретическими и практическими основами проектирования. Внедрение.
Транксрипт:

Организация процесса образования дошкольников Основные понятия

Образовательная область – совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана ООП, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах деятельности. Задачи образовательных областей решаются в процессе организации разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной познавательно – исследовательской, музыкально – художественной, чтения)

Основные понятия Формы организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности обучающего и обучающихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме Простые (беседа, рассказ, экскурсия, наблюдение, упражнение, дидактическая игра и др.) Составные (занятие, конкурс, досуг, викторина и т.д.) Комплексные ( проекты, тематические дни, недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.)

Основные понятия Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающая освоение содержания образования По степени познавательной активности: объяснительные, иллюстративные, проблемные, частично – поисковые, исследовательские. Следует перенести акценты с пассивной модели обучения на активную и интерактивную

Основные понятия Занятие – гибкая организационная форма образовательного процесса, предполагающая реализацию инициативы обучающихся при поддержке педагога. «Слово «занятие» целесообразно определять в его самом широком смысле- без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности»

Педагогическая технология Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов)

Педагогическая технология Совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационный инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв)

Технология проблемного обучения Специально созданная совокупность специфических приёмов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач. Данная технология не предполагает получение знаний в готовом виде, она способствует поддержанию познавательного интереса у дошкольников в течение всего занятия и как бы непроизвольно приводит их к истине (Г.К. Селевко)

Проблемная ситуация Ориентирована на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого Соответствовать уже имеющейся у детей информации, которую познаёт обучаемый, а также уже имеющейся у него информации Достаточно трудной, но и в то же время посильной Проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся В процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с данной проблемой

В основе проблемной ситуации должно лежать противоречие, которое: Вызывает затруднение Удивление Стремление помочь персонажу Вызывает интерес к способу действия Потребность в самовыражении и самопознании

Технология проблемного обучения 1 этап. Постановка проблемы Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом Постановка проблемных вопросов Рассматривание проблемы с разных позиций Создание противоречия 2 этап. Актуализация знаний, которые станут базовыми при решении проблемы 3 этап. Вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем – в планирование поисковой деятельности

Технология проблемного обучения 4 этап. Организация деятельности по проверке выдвинутых предположений и помощь в выборе правильного решения проблемной ситуации 5 этап. Выделение новых знаний и организация деятельности по применению полученных знаний на практике

Проектная технология «Метод учебного проекта – личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие методики» (Н.Ю. Пахомова).

Возможность использования метода проектов определяется: Особенностями детей дошкольного возраста Связь с жизнью Нерасчленённость на предметные области Широкий спектр различных видов деятельности Возможность выбора форм и методов взаимодействия, проявления активности Возможность развивать интерес к различным областям знаний

Виды проектов Исследовательские ( проверка некоего предположения с использованием наблюдения, эксперимента) Творческие (подготовка праздников, театральных представлений и др.) Приключенческие, игровые проекты (имитация деловых и социальных отношений в проблемных или учебных ситуациях) Информационные (сбор и анализ информации о каком – либо объекте, явлении) Практико – ориентированные (получение материально – представленного результата).

Общая схема организации проектной деятельности Определение темы, актуальной и интересной для детей Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной ситуации Формулировка цели, поиск форм реализации проекта, подготовка к работе над проектом Реализация проекта ( «информационный запрос», практическая деятельность) Презентация проекта

Примерная тематика проектов (на примере образовательной области «Здоровье ») Младшая группа (краткосрочные и мини – проекты): «Эти разные и полезные щётки», «Мыло» (создание коллекции с последующим накоплением опыта применения) «Надо, надо умываться» (алгоритм для куклы Кати) «Как одеться по погоде» (коллекция сезонной одежды с пользой для здоровья) «Любимая еда в детском саду и дома» «Овощи», «Фрукты»

Примерная тематика проектов (на примере образовательной области «Здоровье») Средняя группа (краткосрочные и мини – проекты): «Идем к врачу» «Как проверить и сохранить слух» «Утром дома» ( правила умывания, выполнения зарядки, приёма пищи) «Научим ( какой то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, чистить зубы и т.д. «Полезно – вредно для зубов»

Примерная тематика проектов (на примере образовательной области «Здоровье») Старшая и подготовительная группы (краткосрочные и мини – проекты): «Что внутри у человека» (создание буклета или плаката) «Во что играть зимой и летом» (картотека игр) «Накорми меня правильно» ( создание книги полезных советов) «Создаём меню для малышей» «Сладкое и полезное» (оформление книги рецептов)

Взаимодействие педагога с детьми в ходе проекта Воспитатель Дети Погружение в проект Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить её Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, принимают, уточняют и конкретизируют цели деятельности Организация деятельности Создаёт условия для самостоятельной деятельности детей. Планирует и организует детскую деятельность по решению задач проекта и форм презентации его результата Осуществляют распределение по группам, планируют свою работу, выбирают формы и способы презентации (с помощью взрослого)

Взаимодействие педагога с детьми в ходе проекта Воспитатель Дети Осуществление деятельности Консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует, деликатно контролирует, обогащает знания детей, обсуждает и репетирует презентацию Консультируются, задают вопросы, ищут поддержки, добывают недостающие знания, готовят презентацию Презентация результатов Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника Демонстрируют найденные способы решения проблемы, самоанализ деятельности и её результата, способность выбрать лучших участников

Технология портфолио дошкольника Портфолио это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка. Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше. Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы­ вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки). Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы). Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком. Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

В ариант портфолио (по Орловой Л.н.). Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.). Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

В ариант портфолио (по Орловой Л.Н.). Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи). Раздел 4 «Чем могу помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы. Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам. Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

Структура портфолио ( В. Дмитриева, Е. Егорова ) Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители. Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая. Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

С труктур а портфолио (по Л.И. Адаменко) Б лок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям за воспитание ребенка;

Блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность. Блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

Требования к компьютерным программам ДОУ Исследовательский характер Легкость для самостоятельных занятий детей Развитие широкого спектра навыков и представлений Возрастное соответствие Занимательность

Информационно – коммуникационные технологии Виды программ Развитие воображения, мышления, памяти Говорящие словари иностранных языков Простейшие графические редакторы Игры-путешествия Обучение чтению, математике Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании ИКТ Н едостаточная методическая подготовленность педагога; неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях; бесплановость, случайность применения ИКТ; перегруженность занятия демонстрацие й

ИКТ в работе современного педагога 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.