1 Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» Развитие критического мышления на уроках информатики и математики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2014» Карпачев С. В. Тульская область Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Advertisements

Егорова Ада Васильевна Учитель английского языка. «Отличник народного », «Учитель – методист», «Лучший по профессии 1985 г.», «Ветеран труда»,
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира в начальной школе. Забелина Л. К. МОУ Соловьевская основная.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕКСТОМ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Современные методы обучения математике Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ 4 Леонтьевой Л.Л.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Котова Юлия Ивановна, учитель высшей категории МОУ «Карцовская основная общеобразовательная школа»
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Тула Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра… (Джон Дьюи) "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как.
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением,
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Транксрипт:

1 Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» Развитие критического мышления на уроках информатики и математики

Развитие критического мышления на уроках информатики и математики Признаки критического мышления: -мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком -аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения -многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон -социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия -индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией Тема опыта 2

а) изучение и апробирование новых педагогических технологий б) изучение статей коллег по применению технологии развития критического мышления и применению новых дидактических технологий в методических материалах в) систематический анализ проверки знаний по предметам, итоговой аттестации по предмету г) личные наблюдения за обучающимися, общение с детьми и их родителями д) повышение квалификации на курсах Условия возникновения и становления педагогического опыта 3

- «включить» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний - формировать универсальные виды учебной деятельности, необходимые для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения - учить школьника самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию - контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Использование технологии РКМ позволяет педагогу, используя универсальную модель и систему эффективных приёмов: Актуальность опыта 4

между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие – слабой подготовкой и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику между знаниями, полученными на уроках и способностью применять их в жизненной практике между требованиями общества к высокой грамотности личности, к её кругозору и существующим характером обучения и воспитания детей в средней и старшей школе между пониманием учителями значимости формирования и развития критического мышления учащихся и их неготовностью решать эти задачи в практической деятельности вследствие отсутствия необходимых профессиональных компетенций Противоречия опыта 5

Проблема опыта Создание с помощью технологии развития критического мышления такой обучающей среды, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создание условий для обучения каждого ученика в зоне его ближайшего развития; формирование коммуникативных умений и навыков, успешности и признания обучающихся. 6

Задачи педагогического опыта: Цель педагогического опыта: представить систему работы по формированию метапредметных умений с помощью технологии развития критического мышления у обучающихся средних и старших классов при изучении математики и информатики, опираясь на научные труды и разработки. - формирование в процессе обучения информатики и математики критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; - формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте; - включение значимой информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений. 7

1. Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского. 2. Идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя. 3. Учения о сущности и технологиях формирования критического мышления учащихся П.Я. Гальперина и С.И. Заир-Бека. Структура урока по технологии РКМ Технологические этапы I стадияII стадияIII стадия Вызов: - имеющиеся знания; - интерес к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения. Технология развития критического мышления - технология, разработанная американскими педагогами Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита Ч. Темплом, Д. Стилом, К. Мередитом. Теоретическое обоснование педагогического опыта 8

Фаза вызова Фаза осмысления Фаза рефлексии Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (получение новой информации по теме) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Информационная (приобретение нового знания) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Функции этапов урока 9

Кластеры Инсерт Синквейн Сравнительная диаграмма Бортовой журнал Приёмыработы Технология педагогического опыта Идея педагогического опыта Формирование у обучающихся метапредметных умений через использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках математики и информатики 10

Синквейн Теорема Пифагора 2. Строгая, логичная. 3. Строим, доказываем, вычисляем. 4. Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах. 5. Прямоугольный треугольник. Значения Виды Вопросы Сравнительная диаграмма Технология педагогического опыта 11 Взаимоопрос Свойства различных функций, Свойства геометрических фигур Графики функций

Новизна опыта В преобразовании и адаптации известной технологии развития критического мышления, рассчитанной на продвинутого ученика, к условиям учебного заведения, в котором я работаю. Во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМ, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности. В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на математики и информатики в условиях внедрения ФГОС. В использовании нетрадиционных типов уроков. В преобразующей деятельности обучающихся на уроках. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе. 12

Результативность опыта 13

Результаты диагностики (в %) Показатели коммуникативности (в %) Результативность опыта 14

Ожидаемая модель выпускника, который должен: уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания; умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить; видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта 15

Трудоёмкость опыта Необходимость в: осуществлении коррекции и разработке рабочих программ по математике и информатике; разработке уроков с использованием технологии развития критического мышления; в освоении большого пласта дополнительной литературы и самостоятельном подборе учебного текстового, электронного и наглядно-иллюстративного материала; моделировании наглядных пособий, компьютерных презентаций, раздаточного материала; в органичном использовании учебных дисков, электронных учебников, учебных фильмов и других средств сопровождения образовательной деятельности в сочетании с вербальными средствами. Адресная направленность и область применения опыта Данный опыт предлагается учителям, работающим в основной и старшей школе. Опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах. Распространение опыта Диссеминация педагогического опыта 16

1. Байбородова Л.В., Белкина В.В., Гаибова В.Е., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П., Харисова И.Г.. Образовательные технологии: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, Загашев И.О., Заир – Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс Дельта, Клустер Д. Что такое критическое мышление.М. : ЦГЛ, Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. Математика, 2009, Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., Список литературы 17