II Международная научно-практическая конференция «Профессиональное развитие учителя: традиции и перемены» 4-5 декабря 2012 г. Астана Action Research как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уровень 3 Третий (базовый) уровень Программа повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан Доктор Элейн Уилсон Кембриджский Университет.
Advertisements

Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
О деятельности стажировочных площадок: содержательный аспект Халудорова Л.Е.
Семинар 2 Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ О СОВРЕМЕННЫХ.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
Предмет и проблемы методики обучения географии и экологии.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Методическая деятельность педагога - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического.
«Оценка профессиональных компетентностей будущих учителей» Выполнил: Осетров Владимир.
САМООБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА УСПЕШНОЙРАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Педагогический совет МОУ «СОШ 13»
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Организация работы над методической проблемой школы.
Транксрипт:

II Международная научно-практическая конференция «Профессиональное развитие учителя: традиции и перемены» 4-5 декабря 2012 г. Астана Action Research как стратегия развития учителя: понимание и применение Кайрат Куракбаев Высшая школа образования / Центр образовательной политики, Назарбаев Университет

План доклада Определение понятия Action Research (AR) Опыт применения модуля AR на длительных курсах повышения квалификации (ПК) Особенности понимания AR на курсе ПК Оценка эффективности модуля AR Определение благоприятных условий для развития практики AR в школьном контексте

Что такое Action Research? В западной научной литературе имеются различные названия с одним общим смыслом: - Classroom-based action research- Classroom-based research - Classroom research- Practitioner research - Collaborative action research- Participatory action research - Educational action research В научном обиходе педагогической науки пост-советского пространства термин Action Research и его казахскоязычный и русскоязычный эквиваленты еще не утверждены и до сих пор уточняются: – исследование в действии (ЦПМ) – мини-исследование, исследование практики в действии (НИШ) – контекстное исследование (Гаргай В.Б. Сибирский независимый институт, г. Новосибирск)

Action + Research соединение исследования и действия Action Research вовлекает и действие (решение конкретных проблем в реальных ситуациях), и исследование (стремление достичь цели познания науки); Основная идея – анализ реальных жизненных ситуаций с реальными проблемами и изменение этих ситуаций к лучшему; В начальной стадии своего развития как исследовательского подхода Action Research выступал как составная часть решения реальных социальных проблем, включая роль меньшинств и межличностных отношений в социальных группах.

«Нет ничего практичнее хорошей теории» There is nothing so practical as a good theory (Lewin 1951: 169) «Исследование, которое производит ничего кроме книг нельзя считать достаточным» Research that produces nothing but books will not suffice (Lewin 1948: 202-3) Курт Левин ( )

Цикл подхода Action Research Проблематизация ситуации или собственной деятельности и планирование практического действия по улучшению ситуации; Выполнение действия и экспериментирование; Наблюдение изменения педагогической ситуации; Рефлексия по поводу смысла происходящего; Планирование следующего действия по изменению ситуации к лучшему.

Цикл Action Research Планирование Наблюдение Действие Рефлексирование Action Research

Спираль Action Research Курта Левина Kemmis, S. & McTaggart, R. (1982) The Action Research Planner. Victoria, Deakin University Press.

Информационно-технологическая модель профессионального развития учителя (по Wallace, M. 1991:9) (технократический рационализм (technical rationality – Sch ӧ n, D ) Научное знание (академическое) Применение и совершенствование в условиях эксперимента Результаты передаются обучающимся (студентам, стажерам, слушателям курсов) Профессиональная практика Периодическое обновление знаний Профессиональная компетентность

Модель рефлексивной практики для профессионального развития учителя (по Wallace, M. 1991:49) Концептуальные представления и личностные конструкты педагога Теоретические знание Практические знание (эмпирические ) Практика Рефлексия Профессиональная компетентность

Учи Думай вспять ОписывайИсследуй причины Переосмысли свою деятельность в свете теоретических моделей Разработай ряд интерпретаций Обдумай дальнейшие действия Начни все снова Рефлексивное преподавание (Henke, N Jarvis, P. 2002)

Action Research и педагогическая ситуация В структуре Action Research педагогическая ситуация рассматривается в качестве основной единицы, «клеточки» его предметного содержания. Ситуация – «совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение» (Словарь русского языка. – М., 1988) «Социальная ситуация развития» - Л.С. Выготский

Action Research и решение педагогической ситуации Применение подхода Action Research в школьных условиях заключается не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для психолого-педагогической теории и практики, а в том, чтобы систематизировать исследовательскую деятельность учителя, с помощью которой он сможет самостоятельно корректировать устоявшиеся представления о различных аспектах педагогической деятельности или, напротив, заново проверить их правильность.

Методология Action Research Относится больше к парадигме качественных исследований Саморефлексия (авторефлексия, мета рефлексия); Ведение рефлексивного журнала; Записи во время наблюдения; Сбор и анализ документов; Анкетирование, структурированные и неструктурированные интервью; Метод исследования конкретного случая - case study.

Школьный учитель и Action Research В повседневной профессиональной деятельности каждый учитель на эмпирическом уровне эпизодически осуществляет рефлексию собственной деятельности; Однако подобная рефлексия производится стихийно и лишь в редких случаях приводит к высоким результатам, например, принципиальному изменению оснований действий.

Курс повышения квалификации Professional Development Programme Цель курса - освоение современной, передовой педагогической теории и инновационных методов преподавания для формирования кадрового потенциала Назарбаев Интеллектуальных школ; Общее количество учителей, принявших участие в данном курсе, составляло 100 человек, включая 25 учителей-предметников и 75 учителей-языковедов; Общая продолжительность курса составляла 680 часов. Курс был разделен на 3 триместра по недель. Курс длился с 1 октября 2011 г. по 30 июня 2012 г. Курс включал компонент педагогической практики в каждом триместре.

Ответы на вопрос 1 Был ли у Вас опыт выполнения исследовательского проекта Action Research перед зачислением на курс повышения квалификации (ПК)»? n = 68

Ответы на вопрос 2: «В чем заключается понятие Action Research?» n =68

Ответы на вопрос 3 «По Вашему мнению, насколько важно основывать свою педагогическую деятельность на результатах исследования?» n = 68

Ответы на вопрос 4 «Согласны ли Вы, что учебное время, отведенное на занятия по AR – это время, проведенное продуктивно?» n = 68

Ответы на вопрос 5 «Если бы Вам выделили специальное рабочее время для выполнения проекта Action Research, занимались бы Вы им?» n = 68

Ответы на вопрос 6 «Если бы модуль Action Research был элективным, выбрали бы Вы его?» N = 68

Ответы на вопрос 7 «Какие на Ваш взгляд факторы будут благоприятными для вовлечения учителей в проекты Action Research n = 68

Вопрос: На Ваш взгляд, как воспримут учителя понятие Action Research в своей профессиональной деятельности? Сам проект Action Research конечно же очень интересный. Но я сомневаюсь что учителям, которые работают в НИШ это понравится. У них столько дел, что зачастую кажется преподавание отходит на второй план. Если им выделят время на AR, то было бы здорово!

Примеры проектов Action Research, выполненных в течение курса ПК Насколько эффективно применять метод групповой работы на уроках математики? Использование онлайн ресурсов YouTube на уроках химии; Применение метода взаимного оценивания (peer assessment) при изучении иностранного языка; Применение метода дискуссии на уроках истории в школе; Почему и зачем нужно использовать проблемный подход обучения на уроках географии; Эффективность модели ESA (Engage, Study, Activate) в закреплении нового лексического материала на уроке английского языка.

Курс повышения квалификации Professional Development Programme – Центр образовательной политики Назарбаев Университет Благодарю за внимание!

Литература Henke, N. (2001) Reflective Teaching. London: Routledge. Jarvis, P., J.Holford and C.Griffin (eds) (2004) The Theory and Practice of Teaching. London: Routledge and Falmer (2 nd edition) Kemmis, S. & McTaggart, R. (1982) The Action Research Planner. Victoria, Deakin University Press. Lewin, K. (1951) Field theory in social science; selected theoretical papers. D. Cartwright (ed.). New York: Harper & Row. Schӧn, D. (1987) Educating the Reflective Practitioner. San Francisco, CA.: Jossey-Bass. Wallace, M. (1991) Training Foreign Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, – 1136 c. Гаргай В.Б., Куракбаев К.С. Рефлексивная педагогика как путь становления и развития профессиональной компетентности учителя (по материалам зарубежного опыта) // Сибирский педагогический журнал 7/ С Словарь русского языка. – М., Т.4. – С.100.