ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ НАУКИ. Методологические модели науки. Часть 1 1. Первый позитивизм (классический) 2. Второй позитивизм (эмпириокритицизм) 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философские проблемы науки и техники 1.Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника:
Advertisements

Структура научных революций (теория Т.Куна) Выполнила: студентка 6 курса Жукова Е.А.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Структура научных революций (теория Т.Куна). «Структура научных революций» Допарадигмальный период Парадигма Нормальная наука Аномалии и научная революция.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Неопозитивизм и проблема моделей Нуриева А.У.. Неопозитивизм Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается.
Факт - единичное явление, носящее вполне частный конкретный характер. Под фактом понимается не только событие или явление, но также и высказывание об.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 3 Неопозитивизм. (логический позитивизм – Карнап, Шлик, Рейхенбах и др.). Принципы верификации, физикализма и конвенционализма.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Рост и развитие научного знания: основные концепции Горбатов В.В.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Транксрипт:

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ НАУКИ. Методологические модели науки. Часть 1 1. Первый позитивизм (классический) 2. Второй позитивизм (эмпириокритицизм) 3. Неопозитивизм 4. Постпозитивизм

Контексты философии науки Философия науки как феномен имеет 3 смысла: 1. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ социология науки (прежде всего способы государственного регулирования науки); наукометрия ( Д. Прайс ввел методы математической статистики для изучения роста научной информации, финансовых затрат, роста научных кадров).

Контексты философии науки 2. Методологический контекст методология научного познания, теория познания, логика науки

Контексты философии науки 3. Наука в контексте противопоставления философии: наука и научное знание противопоставляются классической философии как истинное неистинному; источником истинного знания, включая законы природы и общества, объявляется чувственный опыт.

1-й позитивизм (классический): О.Конт ( ), Дж. С. Милль ( ), Г. Спенсер ( ). Почему «позитивизм»? «Закон трех стадий» объясняет этапы развития человечества в своем умственном развитии: 1-я стадия религиозная до 1300 г. делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм; 2-я стадия метафизическая связана с поиском скрытых «качеств», «форм», «сил» и «сущностей»; от 1300 до 1800 г.г. происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция); 3-я стадия позитивная (научная) замена вопроса «почему?» вопросом «как?»; накопление положительного (позитивного) знания, получаемого частными науками с начала 19 века УСПЕШНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ПРЕДВИДЕНИЕ СОБЫТИЙ - ПОЗНАНИЕ ЗАКОНОВ РЕАЛЬНОСТИ - СОЗДАНИЕ ТЕОРИЙ - НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКПЕРИМЕНТ, СРАВНЕНИЕ - ЯДРО НАУЧНОГО МЕТОДА

1-й позитивизм (классический) Позитивная философия есть методология науки Ценность традиционной философии ПРЕХОДЯЩА. Метафизика помогла сформироваться позитивной науке и сама должна измениться под влиянием духа позитивности. Во внешнем мире у философии нет своего предмета, им должна стать усложняющаяся структура положительного знания науки. Позитивист должен анализировать отношения между отдельными научными дисциплинами и строить классификации.

1-й позитивизм (классический) Классификация наук Конта Математика (к ней примыкает механика) Астрономия Физика Химия Биология (к ней примыкает психология) Социология.

1-й позитивизм (классический) Джон Стюарт Милль: каким образом данные наблюдений переводятся в форму тех утверждений, которые в науке называются законами Умозаключения делятся на два типа: а) дедуктивные б) индуктивные ДЕДУКЦИЯ Все люди смертны (большая посылка) Сократ человек (меньшая посылка) Сократ смертен (вывод) Меньшая посылка уже входит в большую тавтология («масло масляное») нет нового знания

«ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ» ИЛИ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ Эрнст Мах - австрийский физик и философ Рихард Авенариус, «элементы мира» («непосредственно наблюдаемое»); Объект науки не вещи, а «устойчивые группы ощущений» (Э. Мах: «Предметом физики является анализ ощущений») Теоретические, законы, формулы и пр. - знаки для обозначения совокупности чувственных данных Наука должна исследовать только ощущения.

«ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ» ИЛИ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ «ТЕОРИЯ ЕСТЬ ЭКОНОМНАЯ СВОДКА ОЩУЩЕНИЙ»

«Второй позитивизм» или эмпириокритицизм Почему ученые не ограничиваются областью ощущений-фактов и создают теории? Научный опыт непрерывно растет, объем ощущений становится чрезвычайно большим, выход – «принцип экономии» формы «экономии», которые в науке называются теоретическим мышлением: 1) замена ощущений словами языка; 2) выделение типичных фактов и классификаций; 3) замена многих родственных фактов законом.

«Второй позитивизм» или эмпириокритицизм ФОРМЫ «ЭКОНОМИИ» МЫШЛЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ «ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМА» (ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА) Элиминация (изъятие, «изгнание») традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума; Поиск универсального метода получения достоверного знания (эмпирические методы) и универсального языка науки (философия); Гносеологический феноменализм - сведение научных знаний к совокупности чувственных данных и полное устранение "ненаблюдаемого" из науки; Методологический эмпиризм – полагать истинность теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки; Дескриптивизм - сведение всех функций науки к описанию.

НЕОПОЗИТИВИЗМ ( ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ) КАК СОЮЗ ЭМПИРИЗМА И ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАУКИ Опыт нельзя ограничить ощущениями и восприятиями ученого; мир чувственных впечатлений изменчив, относителен, субъективен Эмпиризм следует развивать логическим анализом языка науки; Определить отношения теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса; Необходимость анализа структурных характеристик научного исследования - соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов; Проблемы демаркации - отделения науки от метафизики. o Австрия : «Венский кружок», объединивший логиков, математиков, философов, социологов - Мориц Шлик ( ), Отто Нейрат ( ), Рудольф Карнап ( ), o Англия: Бертран Рассел ( ), Альфред Айер ( ), o Польша: Львовско-Варшавская школа -Я. Лукасевич ( ). К. Айдукевич ( ), А. Тарский ( ), o Берлинская школа : Г. Рейхенбах ( ) и др. o Людвиг Витгенштейн ( ) и его работа «Логико-философский трактат» (1921)

НЕОПОЗИТИВИЗМ : ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭМПИРИЗМА И ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАУКИ «Я называю метафизическими все те предложения, которые претендуют на то, чтобы представить знание о чем-то, что находится за пределами всякого опыта, например, о реальной Сущности вещей, о Вещах в себе, Абсолюте и т.п.» Рудольф Карнап ( ). Суть логического анализа языка науки состояла в выделении 3-х типов предложений: Логико-математические предложения не могут быть ложными или истинными, но могут быть правильными или неправильными. Эмпирические или фактуальные предложения: могут быть истинными или ложными, т. к. они могут быть проверены на опыте, под которым понимаются наблюдения и переживания субъекта. Все остальные предложения, если они не сводимы ни к тавтологии, ни к некоторому акту опыта - «метафизичны», т.е. научно не осмыслены.

НЕОПОЗИТИВИЗМ ТРАДИЦИОННАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО БЕССМЫСЛЕННА: «3-Й ПУТЬ В ФИЛОСОФИИ» (НЕТ НИ МАТЕРИАЛИЗМА, НИ ИДЕАЛИЗМА)

НЕОПОЗИТИВИЗМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ НАУЧНОГО ОПЫТА МОЖНО ВЫРАЗИТЬ ПРОТОКОЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ. В научной эмпирии появилось два уровня: 1. непосредственные данные (ощущения и восприятия) 2. язык протокольных предложений («Будучи помещенным в воду, вещество Х растворяется»), которым приписывалось точное выражение чувственного опыта ученого; истинность; независимость от теоретического знания.

НЕОПОЗИТИВИЗМ Значение теоретического высказывания определяется условиями его эмпирической проверки Проверка гипотез Логический анализ языка науки предполагал чувственную, эмпирическую проверку (верификацию -) эмпирических высказываний. Принцип верификации (от лат. verus – истинный, eacere – делать) – критерий истинности научных утверждений. Научное утверждение может быть сведено к совокупности протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта», особенности протокольных предложений: а) они гносеологически первичны; б) выражают «чистый» чувственный опыт субъекта и абсолютно достоверны; г) нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, поскольку органы чувств у людей не изменяются

НЕОПОЗИТИВИЗМ ВИДЫ ВЕРИФИКАЦИИ ПРЯМАЯ ВЕРИФИКАЦИЯКОСВЕННАЯ ВЕРИФИКАЦИЯ Из теории способом дедуктивной логики выводятся протокольные предложения. Теория истинна, если ее положения не расходятся с протоколом. Верификация ненаблюдаемых терминов фундаментальных теорий : дедуктивно выводятся эмпирические законы, которые подтверждаются чувственными данными и протоколами языка.

Косвенная верификация Например, пусть нам нужно верифицировать утверждение «Температура в комнате равна 20°С». Его нельзя верифицировать непосредственно, т.к. в реальности объектов, которым соответствуют термины «температура» и «20°С» нет. Из данного утверждения мы можем вывести следствие, говорящее о том, что если в комнату внести термометр, то столбик ртути остановится у отметки «20». Мы приносим термометр и непосредственным наблюдением верифицируем утверждение «Столбик ртути находится у отметки "20». в молекулярной теории ненаблюдаемым является понятие кинетической энергии. Правило соответствия формулируется здесь так: «Температура газа пропорциональна средней кинетической энергии его молекул». Данное правило связывает кинетическую энергию с температурой газа, которая измеряется термометром. К примеру, кварковая теория элементарных частиц использует понятие «кварка» – гипотетической частицы, экспериментально не обнаруженной. Но кварковая теория предсказывает ряд явлений, которые уже можно зафиксировать опытным путем, и тем самым косвенно она верифицируется.

Если логика и математика аналитичны, то традиционная философия преимущественно бессмысленна. принцип верификации не распространяется на логику и математику. здесь важен синтаксис (связи символов друг с другом), а не семантика (отнесение символов к денотатам-объектам). Таким образом, логика и математика чисто формально развивают внутреннюю структуру научного языка. «Традиционный философ похож на муху, которая попала в мухоловку». Приемы аналитической философии: 1. Скрытую бессмыслицу следует представить явным абсурдом. 2. Заменять запутанные выражения ясными и последовательными суждениями. 3. Именования псевдо сущностей заменять типичными употреблениями слов в естественном языке.

РОЛЬ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ СТАНДАРТНОЙ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ а) опираться на факты и связывать их с теорией; б) применять предметный и аргументированный анализ; в) различать в научном знании объектные, логические и языковые аспекты.

Постпозитивизм. Карл Поппер ( ) Эволюционная эпистемология Бадейная теория отражения ошибочна. Знания воспринимаются не через органы чувств, а через активность. Интеллект работает, как прожектор. Человек его направляет даже на себя. Все продукты познания - погрешимы (фаллибилизм)в познании лучше ориентироваться не на истину, а на заблуждение; все научные знания изменчивы и относительны. (Поппер: «Знания - это реки»).

ПОСТПОЗИТИВИЗМ. КАРЛ ПОППЕР ( ) – Эволюционная эпистемология (1973 г.) Эпистемология - термин, обозначающий теорию познания. Эволюционная эпистемология - продукт биологической эволюции путем естественного отбора. Первый тезис. Специфически человеческая способность познавать, как и способность производить научное знание, являются результатами естественного отбора. Они тесно связаны с эволюцией специфически человеческого языка. Второй тезис. Эволюция научного знания представляет собой в основном эволюцию в направлении построения все лучших и лучших теорий. Это - дарвинистский процесс. Теории становятся лучше приспособленными благодаря естественному отбору. Они дают нам все лучшую и лучшую информацию о действительности. (Они все больше и больше приближаются к истине.). Теории создаются не на пути индукции, а в форме выдвижения рискованных гипотез. P 1 ТТ 1 - ПРОБНЫЕ ТЕОРИИ, ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ (TEMPORAL THEORY) EЕ 1 ПРОЦЕДУРА ЭЛИМИНАЦИИ ОШИБОК (ERROR ELIMINATION) P 2 T 2 E 2 …… Фальсификация включает рациональную критическую дискуссию ученых. Доводы-фальсификаторы делятся на две группы: а) контрфакты; б) понятийные, логические и философские аргументы; В) общность социального контекста.

КАРЛ ПОППЕР ( ) – Эволюционная эпистемология (1973 г.) Третий тезис. Ученому-человеку, такому как Эйнштейн, позволяет идти дальше амебы владение специфически человеческим языком. Три стадии развития функций языка Экспрессивная - внешнее выражение внутреннего состояния организма, возможно с помощью определенных звуков или жестов Коммуникативная – выражение сигнала, поскольку есть воспринимающие животные, отвечающие на него, то есть реагирующие на него как на сигнал. Дескриптивная (репрезентативная) - человеческий язык может передавать информацию о положении дел, о ситуации, которая может иметь место, а может и не иметь места или быть либо не быть биологически релевантной. Она может даже не существовать.

КАРЛ ПОППЕР ( ) – Эволюционная эпистемология (1973 г.) Четвертый тезис Обсервационизм, или бадейная теория - это теория, утверждающая, что знания могут вливаться в бадью снаружи через наши органы чувств. Информация не вливается в нас из окружающей среды. Это мы исследуем окружающую среду и активно высасываем из нее информацию, как и пищу. Люди не только активны, но и критичны Пятый тезис. В ходе эволюции человека необходимой предпосылкой критического мышления была дескриптивная функция человеческого языка: именно дескриптивная функция делает возможным критическое мышление. Интеллект работает, как прожектор. Человек его направляет даже на себя.

Теория «третьего мира» К.Поппера « Мы могли бы различить три мира, или вселенных: во-первых, мир физических объектов или состояний; во-вторых, мир состояний сознания или, возможно, установок к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, в частности научного и художественного »

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ТОМАС КУН ( ) - «Структура научных революций» Парадигма (от греч. - образец) - это система норм, базисных теоретических взглядов, методов, фундаментальных фактов и образцов деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества как логического субъекта научной деятельности Понятие парадигма коррелятивно понятию научного сообщества. Ученый может быть понят как ученый только по его принадлежности к научному сообществу, члены которого придерживаются определенной парадигмы.

ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА ПАРАДИГМЫ: 1)философские идеи о строении изучаемого мира (атомизм, учение о порядке и случайности и т.п.); 2) формальные обобщения в виде определений основных понятий и законов науки; 3) внутринаучные ценности, задающие нормативные требования к результатам науки; 4) образцы решения исследовательских проблем

Допарадигмальный период Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки.

Зрелая наука Зрелая наука - существует не более одной общепринятой парадигмы. исчезновение плюрализма обычно вызвано триумфом одной из допарадигмальных школ, например, общественным признанием парадигмы Предмет интереса общепринятой парадигмы превращается в научную дисциплину. классические труды ученых: "Начала" и "Оптика" Ньютона, "Электричество" Франклина, "Химия" Лавуазье В наши дни парадигмы или научные достижения, которые в течение долгого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей деятельности, излагаются в учебниках.

Этапы развития зрелой науки Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки.

Структура научно-исследовательских программ и их роль. Имре Лакатос ( ) Критика Куна. Научное знание развивается в ходе конкуренции теоретических конструкций. Чувственные данные важны, но последнее слово остается за теорией. Плюрализм теорий неустраним из-за субъективности ученых. Чем лучше та или иная теория объясняет и предсказывает фактуальные явления, тем больше шансов у нее на победу Теории способны вступать в различные союзы, дополнять друг друга, одна концепция может входить в состав другой.

СТРУКТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ ИМРЕ ЛАКАТОСА. Структура научно-исследовательской программы : ТВЕРДОЕ ЯДРО – ЭВРИСТИКИ – ЗАЩИТНЫЙ ПОЯС «Твердое ядро» - центральная часть НИП, которая состоит из одной или нескольких теорий. Если теория попадает в программу в форме гипотезы, она признается на данный период устойчивой и неопровержимой («твердость»). Пример: твердое ядро нип ньютона было образовано тремя законами динамики и законом всемирного тяготения. Эвристики (от греч. Heurisko отыскиваю, открываю) совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач - нестрогие правила, в которых нашла отражение творческая деятельность Негативная эвристика предостерегает ученого от тех путей, которые следует избегать Пример: «не умножай сущности сверх необходимости», «не ищи вечных двигателей» и т.П. Позитивная эвристика рекомендует предпочтительные пути. Пример: К. Поппер: «выдвигай гипотезу, имеющую большее эмпирическое содержание, чем предшествующие предположения». «Защитный пояс» - позитивная эвристика защищает твердое ядро от фактов-аномалий. Ad hoc (от лат. для данного случая ) способ решения специфической проблемы или задачи, который не адаптируется для решения других задач.

Прогрессивный и регрессивный сдвиг проблем по Лакатосу Прогрессивный сдвиг проблем Прогрессивный сдвиг проблем Регрессивный сдвиг проблем Регрессивный сдвиг проблем

ТЕОРИЯ НИП ЛАКАТОСА

ПОСТМОДЕРНИЗМ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ ОБРАЗА НАУКИ. Истина как завершенное, независящее от условий познания знание. Причинно-следственное описание событий и явлений, исключающее учёт случайных и вероятных факторов. Элиминация субъективно-личностных компонентов познания, условий и средств осуществления познавательных действий. Интерпретация любых предметов научного познания как простых механических систем Объектно-созерцательнаый характер парадигмы Реляционная и прагматическая интерпретация истины Знание, получаемое исследователем зависит от объекта и характерных для познания условий и средств осуществления познавательных действий. Деятельностной характер парадигмы Поливариантная интерпретация истины Знание зависит от объекта познания, от условий и средств осуществления познавательных действий, от знаний исследователя и его ценностно-целевых ориентиров. Аксиологический и телеологический характер парадигмы