Человеческое общение речевой обмен информацией эмоциональный контакт между людьми.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическое общение. План: 1.Общая характеристика общения 2.Специфика педагогического общения 3.Социально-психологические аспекты педагогического общения.
Advertisements

Межличностное общение воспитателя и воспитанника МБДОУ Детский сад «Аленка» Старший воспитатель Белова Т.В. Белова Т.В.
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Романычева Н.В., ст.преподаватель кафедры РРМВ Эффективное взаимодействие в педагогическом процессе.
Презентация к уроку (9 класс) по теме: Общение. Виды общения.
Тема педагогического совета Педагогическое взаимодействие- важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
«Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного обучения и воспитания».
«Формирование социально-коммуникативной компетентности посредством театрализации на разных возрастных ступенях» Чернушевич Е.Н. п.д.о. МБОУ ДОД ДДТ1.
СТРЕСС – неспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на экстремальные воздействия, требующие перестройки организма Виды СТРЕССА: информационный.
LOGO От конфликта к культуре педагогического общения.
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Подготовила: учитель информатики Дудина О.А.. Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению.
Курсовая работа на тему ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПЕРЕМЕНАХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В МЛАДШЕМ.
Педагогическое общение это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
Транксрипт:

Человеческое общение речевой обмен информацией эмоциональный контакт между людьми

Информативная - передача профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся. Контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности. Побудительная - стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий. Эмотивная - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»).

Личностно- ориентированная Учебно- дисциплинарная

Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения); обмен информацией (коммуникативный аспект); осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).

Учитель строит диалог с учащимися, учитывая их индивидуальные особенности, интересы, склонности, настроения и т.д.

Учитель передает знания, используя активные методы обучения, с целью активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

снежинка Женщина, закутанная в тончайший белый тюль Прелестна, нежна Живая, необычная Из ослепительно сверкающего льда Фантастиче ская, сказочная Глаза, как две ясных звезды Легкая, порхающая

Сказочная, фантастическая Окрыляет, вдохновляет Удержать ее умеют единицы Мечта Любовь

Принцип уважения индивидуальности. Принцип коллективной деятельности. Принцип разумной требовательности. Принцип диалога. Принцип педагогической поддержки.

Постановка проблемного вопроса Один вариант развития Другой вариант решения проблемы

проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим, либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); стереотипизация (механизм межличностного познания).

-проецировать свое отношение к определенному событию на всех остальных, полагая, что для них оно столь же значительно. -считать виновником своих неудач кого-то другого, вместо того, что попытаться признать отрицательные свойства характера в себе самом. -думать, что окружающие предпочитают то же самое, что любите Вы. -навязывать свое мнение другим. Проецирование:

Децентрация: -отойти от собственной эгоцентрической позиции; - принять точку зрения другого человека.

Идентификация: - неосознанно отождествлять себя с другим, копировать, подражать; - сознательно ставить себя на место другого.

Эмпатия: -понимание эмоционального состояния ребенка; -демонстрация этого понимания; -сопереживание; -Способность поставить себя на место другого.

Стереотипы: - антропологические; - этнонациональные; - социально-статусные; - социально-ролевые; - экспрессивно-эстетические; - вербально-поведенческие.

Антропологические стереотипы - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика.

Этнонациональные стереотипы – восприятие человека в зависимости от его принадлежности к той или иной расе, нации, этнической группе.

Социально-статусные стереотипы - оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса.

Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций.

Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»)

Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.).

Гендерные стереотипы:Возрастные стереотипы: мужчины умнее женщин; женщина не может быть руководителем и др. все подростки «трудные»; молодые люди легкомысленны и др.

Эффект «ореола»: общее впечатление об ученике переносится на оценку его отдельных качеств и наоборот.

Эффект «первичности» Эффект «последней информации»

умение передавать учебную информацию умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации умение активно слушать ученика умение организовывать и поддерживать педагогический диалог

умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося умение понимать эмоциональное состояние учащегося

1. Не унижать человеческое достоинство

2. Управлять своими эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях

3. Не обижаться по пустякам и не быть злопамятным

4. Не бояться извиниться, если чувствуешь, что неправ

5. Быть щедрым на похвалу

6. Соблюдать дистанцию в отношениях

7. Уметь разрядить обстановку

«Ты- высказывание» «Я-высказывание» Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

«Ты- высказывание» «Я-высказывание» Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?

Вечно ты хамишь! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Ты всегда ужасно себя ведешь! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Вы всегда ведете себя шумно! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Ты как всегда не голов к уроку! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

У тебя уже целую неделю нет ручки! «Ты- высказывание» «Я-высказывание»

Конфликт – ( лат. Conflictus) столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.

Этапы развития конфликта 1. Конфликтная ситуация: -различные позиции субъектов во взгляде на один и тот же вопрос; -противоречие завуалировано, скрыто от субъектов.

Этапы развития конфликта 2. Инцидент (от лат. «случай»): -Становится очевидным деление на «союзников» и «противников»; -силы начинают приводиться в «боевое» состояние.

Этапы развития конфликта 3. Эскалация (от лат. «лестница») – нарастание конфликта: -акцентуация отрицательных качеств оппонента (как реальных, так и иллюзорных); -рост эмоционального напряжения; -переход от аргументов к претензиям и личным выпадам; -потеря первоначального предмета разногласий; -расширение границ конфликта; -увеличение числа участников; -применение насилия.

Этапы развития конфликта 4. Завершение конфликта: -перемена ценностей субъектов противоборства, -появлении условий или сил, способствующих разрешению конфликта; -осознание безрезультатности продолжения конфликта.

Способы разрешения конфликта 1. Насилие: -«сильный» подавляет «слабого» путем применения физической силы; -«сильный» подавляет «слабого» путем применения форм административного, служебного и прочих воздействий.

Способы разрешения конфликта 2. Разъединение: -прекращения взаимодействия между конфликтующими сторонами; -«бегство» одной из конфликтующих сторон.

Способы разрешения конфликта 3 Примирение: -молчаливое прекращение «военных действий»; -переговоры.

Способы разрешения конфликта 4. Привлечение третьей стороны: -третья сторона выступает в поддержку одной из конфликтующих сторон; -третья сторона выступает в качестве беспристрастного посредника.

Эффективные стратегии поведения при конфликте «Перевод внимания» или «тушение конфликта» - необходимо перевести разговор на другую тему.

Эффективные стратегии поведения при конфликте «Компромисс» - участники конфликта готовы идти на взаимные уступки.

Эффективные стратегии поведения при конфликте «Диалог»

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: -Демонстрация способности к адекватному восприятию критики.

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: - Не демонстрировать обиду

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: -отвечайте конструктивно, по существу, не оправдываясь, а давая объяснения.

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: -Не вмешивайте в разговор эмоции.

Эффективные стратегии поведения при конфликте с начальником: -Не вмешивайте в разговор эмоции.

1. Не отталкивать, а привлекать к сотрудничеству; 2. Показывать родителям свое хорошее отношение к их детям; 3. Искать новые формы взаимодействия с родителями; 4. Не стремиться во чтобы то ни стало отстоять свою позицию; 5. Обсуждать проблемы, а не личные качества ученика.

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день. 2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю. 3. Рядом есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться. 4. Вы занимаетесь спортом или бываете на природе хотя бы раз в неделю. 5. Ваш доход удовлетворяет Ваши основные потребности. 6. Вас поддерживает Ваша вера. 7. Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью. 8. У Вас много друзей и знакомых.

9. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете. 10. Вы чувствуете себя здоровым человеком. 11. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо. 12. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы. 13. Вы можете организовать Ваше время эффективно. 14. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков. 15. Вы находите время на себя в течение дня.

Вы согласны с большей частью утверждений (от 12 и более) - у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться. Вы согласны примерно с половиной приведенных высказываний - стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильно сопротивляетесь. Количество высказываний, с которыми вы согласны, не превышает 5-ти - Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Как распознать стресс? - физическое недомогание, боли, спазмы; - дрожь или нервный тик; - повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение. -беспокойство, повышенная возбудимость, -раздражительность, агрессия; -невозможность сосредоточиться; -чувство беспомощности, страх.

Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя. Почти никогда Редко ЧастоПочти всегда 1. Я чувствую себя опустошенным к концу рабочего дня Я плохо засыпаю 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня 4. После рабочего дня я срываюсь на своих близких 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела 6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня 7. У меня появляются проблемы со здоровьем 8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил 9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

менее 3-х баллов – низкий показатель эмоционального выгорания средний показатель эмоционального выгорания выше 12 высокий показатель эмоционального выгорания Интерпретация результатов

Что поможет избежать эмоционального выгорания? Здоровый образ жизни Уверенность в себе Открытость Коммуникабельность Самостоятельность Позитивная установка

Качества, защищающие от эмоционального выгорания: Мудрость Вежливость Смелость Тактичность Гибкость Общительность

1. Отвлекайтесь: Прогуляйтесь на свежем воздухе; Смените деятельность; Переключите свои мысли на другой предмет.

2. Снижайте значимость событий: «Жизнь на 10% состоит из того, что мы делаем, и на 90% из того, как мы это воспринимаем». Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: «не очень-то и хотелось», «это не главное в жизни» и т.д.

3. Действуйте: Наведите порядок дома или на рабочем месте. Займитесь спортом, или просто походите. Побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите: рисуйте; танцуйте; пойте; лепите; шейте; конструируйте и т. п.

Методы саморегуляции: -Медитация; -Йога; -Релаксация; -Ароматерапия и др.

гуманистическое возвышения межличностных отношений; адекватное познание, восприятие и понимание человека; сопереживать, сочувствовать и содействовать людям; проявлять соучастие; ставить себя на место другого; принимать точку зрения другого человека; идти на компромисс; исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; проявлять уважение к индивидуальным особенностям ребенка и оказывать педагогическую поддержку; не быть заложником стереотипов и др.