Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник. Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 5 классе. Толстой Лев Николаевич ( ) «По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте этот рассказ.
Advertisements

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская.
Маленькая трилогия о « футлярной » жизни. Человек в футляре » « Крыжовник » « О любви » Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Скачано с сайта Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Работа ученика 8а класса Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова Инешина Михаила Учитель Н.М. Рыжкова.
Литература. 5 класс Тринадцатое января. Классная работа.
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
5 класс А. Тургенев И.С Б. Толстой А.К. В. Толстой Л.Н.
Автор повести Марк Твен Команда « Деффчонки» В этой книге рассказывается о приключениях двух мальчиков, которые были очень похожи. Один из них родился.
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери стике героев ( Урок по литературе для 5 класса ) Автор – Судакова С. Р.
Разные судьбы в рассказе-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» «Вот «Кавказский пленник»- Жилин и Костылин – вот это я люблю,- сказал Л.Н.Толстой».
Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог»
Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Лев Николаевич Толстой Литература Урок 13. Вспоминаем Что мы знаем о Льве Николаевиче? Великий русский писатель Написал «Детство, Отрочество.
Урок литературы в 5 классе (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»). Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 115 г.
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». Уроки 1-2 (д/з: гл.1-3 читать, пересказ: Жилин и Костылин в плену) ЖИЛИН И КОСТЫЛИН Цели уроков 1-2: 1. учиться составлять.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Трошкиной Е.П – 1910 г.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Лингвистический анализ художественного текста.
Транксрипт:

Лев Николаевич Толстой Кавказский пленник

Рассказ «Кавказский пленник» напечатан в журнале «Заря» в 1872 году, затем вошёл в «Четвёртую книгу для чтения»

Как Жилин и Костылин попали в плен? Могли они избежать этого?

Чем различалось поведение офицеров в плену? Назовите ключевые слова.

ЖИЛИН «с ними что робеть, то хуже» «Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!» «Больше пятисот рублей не дам. А убьёте, - ничего не возьмёте» «…скажи ты ему, чтоб он нас кормил хорошо, одел – обул как следует, чтоб держал вместе, - нам веселей будет, и чтоб колодку снял» « А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать» «Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что- нибудь рукодельничает»

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал» «По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит» КОСТЫЛИН

Какое условие поставили татары пленным? Как и почему поступил Жилин? «Где, - думает, - матери столько денег взять, за меня заплатить? И то она тем больше жила, что я посылал ей. Если ей пятьсот рублей собрать, надо разориться вконец; Бог даст – и сам выберусь»

Чем Жилин завоевал расположение татар?

Кто и почему испытывает к Жилину острую неприязнь? Прочтите портрет старика (стр. 281). Какие изобразительно – выразительные средства использует автор при создании этого образа? Какова роль портрета?

Почему Дина решила помочь Жилину? Чем ей это грозило?

Сравнение характеров Жилина и Костылина Жилин От «жила» - прочное окончание мышц; жилистый, выносливый, двужильный, сильный Костылин От «костыль» - палка для хромых, бессильных

Сравнение характеров Жилина и Костылина I. Интерес Л.Н.Толстого к психологии двух героев. II. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. 1. Говорящие фамилии героев. 2. Как проявляется характер героев во время пленения? 3. В чём отличие в поведении героев в плену у татар? 4. Как относятся другие герои к Жилину и Костылину? Почему?

Сравнение характеров Жилина и Костылина 5. Как Жилин относится к товарищу? В каких поступках это выражается? 6. Как проявляется характер героев во время побега? III. Вывод. В чём смысл сравнения Жилина и Костылина в рассказе? Отношение автора к героям. Ваше отношение к офицерам.

Какова идея рассказа? В чём смысл сравнения двух офицеров? Мужественный человек, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта идея выражена в противопоставлении образов офицеров. Толстой показывает, что судьба человека зависит во многом от него самого. Противопоставление - показывает, что при одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой- трусом.

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь в плен попали два офицера? Уже в названии заложено противопоставление двух героев. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по- настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Композиция рассказа Экспозиция: Завязка: Развитие действия Кульминация: Развязка: События 19 века, война с горцами, знакомство с героями. Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. Пленение, пребывание в плену, 1 побег. Второй побег. Жилин оказывается в своей крепости.

Домашнее задание К Подготовиться к сочинению К Читать по учебнику стр , пересказывать (термины записать в тетрадь)