Современное родительство: проблематика, исследования и первые предложения Поливанова Катерина Николаевна Вопилова Ирина Евгеньевна Козьмина Яна Яковлевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные программы для родителей. Что не так с родителями Исчезновение стереотипных (распределенных в многопоколенной семье) практик родительства;
Advertisements

Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
Как воспитать у ребенка ответственность? Педагог-психолог Трухнина Г.В.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Перспективы применения технологий социальной работы с естественным социальным окружением клиента.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проект «Путь к успеху» Авторы проекта: воспитатели - Гаевая Е. А. Покотило Н. В. Сесь С. М. Хабаровск 2015год.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Взаимодействие ДОО и семьи в контексте реализации ФГОС дошкольного образования.
Коучинг – это партнерское взаимодействие коуча и клиента, способствующее клиенту в достижении его цели.
Автор: Божкова Елена Викторовна, социальный педагог. Гражданско-правовое воспитание в условиях классного коллектива социально-педагогический проект.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Возрастные особенности детей 6-7-лет.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Психологическое здоровье учащихся как цель работы психологической службы Педагог-психолог МОАУ г.Бузулука «Гимназия 1 им. Романенко Ю.В» Чебасова Татьяна.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Транксрипт:

Современное родительство: проблематика, исследования и первые предложения Поливанова Катерина Николаевна Вопилова Ирина Евгеньевна Козьмина Яна Яковлевна Сивак Елизавета Викторовна Нисская Анастасия Константиновна «Создание и опытная реализация модели организации дополнительного образования, включающей программы обучения родителей детей дошкольного возраста, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности, а также программы подготовки специалистов-организаторов самостоятельных учебных программ»

Особенности проблемного поля 2 Множественность жизненных траекторий / траекторий родительства, отсутствие одной правильной траектории; Исчезновение стереотипных (распределенных в многопоколенной семье) практик родительства; «Несомасштабность»: необходимость принимать решение, отсутствие критериев правильности; действую сейчас, а результат будет виден в отдаленном будущем; Простое предположение: неосведомленность; нет, наоборот, избыток информации, противоречивой, недостоверной; Образ ребенка – ангел (видеоряд); в опыте же – множество трудных моментов; Переход от «естественного» родительства к искусственному/культурному

Кратко о проекте Основные смысловые части проекта: 1. Исследование a)Серия тематических интервью с матерями (1,5-3 часа) b)Дневник одного дня + анкетирование матерей 2. Разработка программ a)Для родителей b)Для потенциальных (родителей) - преподавателей, организаторов курсов 3. Апробация программ на родителях (2015 год)

Поддержка родителей в мире I.Экономическая и юридическая поддержка II.Образовательная и консультативная поддержка: UK – Department for Education and Skills Canada – Health Canada Finland – Ministry of Social Affairs and Health New Zealand – Ministry of Education Netherlands – no specific family policy и 1959 конференции Unesco Institute for education -Конец 60-х-начало 70-х гг. XX века – появление тренингов/курсов для родителей

Особенности образовательных программ в разных странах Государственное участие (содержательное и финансовое) Во многих странах, где есть государственные образовательные программы для родителей, эти программы направлены на семьи в тяжелом положении (исключение – Финляндия и Нидерланды) Реализация программ через местных провайдеров (государство предоставляет программы и финансирование) Общие курсы «для всех» часто проводятся на базе университетов Образовательные программы идут в комплексе с проектами по их оценке и мониторингу Самоэффективность!

Актуальность-1 За 3,5 года

Актуальность-2

Самоэффективность как ядро программы Почему именно самоэффективность? Так сложилось в международной практике Операционализируемый показатель эффективности программы (можно измерить) Связана с личностью самого родителя, который принимает участие в программе, а не с поведением ребенка, родственников, нянь Коррелят различных показателей родительской компетентности

Модель родительской самоэффективности СЭ - Объективные требования - Окружающая среда - Образовательные программы Родительская компетентность -Социально- экономический статус -Участие/неучастие в программе -Тип программы -Здоровье ребенка -……. -Разработанный операционализируемый конструкт -Коррелят родительских практик (чуткость, отзывчивость, активный коучинг) - Ψ методики оценки - Личностный потенциал -Поведение ребенка -Тревожность родителя/ребенка -Особенности РДО -Агрессивность ребенка -Восприятие ребенка -……. InputMediatorOutput

Проблема исследования. Методология. Трудности современного материнства (на примере матерей дошкольников из крупных городов РФ) Восприятие трудностей родителями Повседневные трудности Что влияет на наличие трудностей? Тематические интервью (35 интервью) Метод «Реконструкция дня» (300 чел) Анкетирование (онлайн, 1800 чел)

Восприятие трудностей родителями Ожидаемые родителями трудности Дети и мой жизненный проект (а как же моя карьера/ обучение / путешествия?) Усложнение ребенка как проекта: нужно создать условия для его «самореализации», «раскрытия потенциала» Неожиданные для родителей трудности: Резкое изменение повседневной жизни (мобильности, распорядка дня и пр.) Зависимость от окружения, социальных служб Отсутствие знание о множестве повседневных вопросов по поводу обращения с ребенком

Восприятие трудностей родителями Критическая роль раннего детства - основа для всей будущей жизни ребенка = критическая важность действий родителей. – Родитель – «менеджер образования» Приоритет долгосрочных целей, при этом – действия в ситуации неопределенности Весь груз ответственности – на матери, остальные – в лучшем «помощники» (не разделяют ее идей и пр.) – Выбор стратегий и избегание всего иного – чуждых методов воспитания и их «носителей» и пр.

Восприятие трудностей родителями «Ребенок» – хрупкий, чувствительный, сложный очень ресурсов затратные методы – затраты времени, работа матери со своими эмоциями, «самоконтроль» «Дидактика – она вообще не работает». «Хитрость, уговоры, договоренности и при этом постоянный-постоянный непрекращающийся эмоциональный контакт». «Я отложила регулирование их эмоций на более поздний период, когда они станут взрослее, и с ними можно будет вести диалоги, и что-то с ними решать»

Повседневные трудности Какова повседневность материнства? Метод - дневник одного дня матери: основные эпизоды, участники, эмоции участников, места Результаты: Более половины записей – без упоминания трудностей Трудности: Наиболее частые негативные состояния матери (эмоции, телесные состояния) – Усталость – Сонливость – Раздражение – Спешка Описание трудностей с ребенком – Капризничает – Медленно собирается\ ест – Болеет \ ударился, ушибся, поцарапался

Родительская самоэффективность – с чем связана?

Обучение или терапия? Объектная позиция учащегося Неравноправные отношения учителя и учащегося Принципиальная бесконечность и ограниченность знаний Трудности в применении знаний Универсализация, игнорирование индивидуальных особенностей Мифогенность Обучение Долгосрочность и ресурсозатратность Неравноправные отношения терапевта и клиента Отсутствие конкретных советов Неоднозначность оценки эффективности Психотерапия

Базовые принципы программы Приоритетное место активизации личностного ресурса родителя и повышение его самоэффективности Определение места и роли взрослого в развитии ребенка и становлении его личности Представления о закономерностях психического развития ребенка в возрасте от 0 до 7 лет Опора на индивидуальный жизненный опыт и знания каждого родителя Ведущая роль приобретения положительного опыта в ходе сотрудничества со значимым поддерживающим окружением

Цели Создание условий для получения родителями позитивного опыта Создание условий для повышения СОИ родителей Обучение техникам взаимодействия и формирования СОИ ребенка Создание условий для рефлексии общественных и индивидуальных установок о роли родителя Обеспечение условий для формирования индивидуального стиля родительства Создание безопасного и содержательного информационного пространства, обеспечивающего психологическую грамотность Создание безопасных условий для инициации и реализации педагогического творчества

Форма занятий СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В МОДУЛЕ Конкретный опыт Мыслительные наблюдения Абстрактная концептуализация Активное экспериментирование I модуль (18 ч) Тема 1 (6 ч) Тема 2 (6 ч) Тема 3 (6 ч) II модуль (18 ч) Тема 1 (6 ч) Тема 2 (6 ч) Тема 3 (6 ч) III модуль (18 ч) Тема 1 (6 ч) Тема 2 (12 ч) IV модуль(18 ч) Тема 1 (6 ч) Тема 2 (6 ч) Тема 3 (6 ч)

Содержание РОДИТЕЛЬ ИДЕАЛЬНЫЙ И НАСТОЯЩИЙ Родитель внутри общества Общество внутри родителя Настоящий родитель- уникальный родитель МОЙ РЕБЕНОК, МЫ, Я Ребенок и его мир Наше совместное пространство «Взрослые дела» ПОНИМАТЬ, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ Я знаю все?Мой самостоятельный ребенок Я - РОДИТЕЛЬ Роль родителя в развитии ребенка Воспитательн ое творчество Заключение

Спасибо за внимание!

Общая самооценка родительской эффективности (PSOC, Parental sense of competence scale) Укажите, пожалуйста, степень, в которой Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями (1 – полностью не согласен, 7 – полностью согласен) Хотя материнство может приносить радость, в настоящий момент, пока мой ребенок в его/ее нынешнем возрасте, я чувствую себя очень уставшей и подавленной Я засыпаю с тем же чувством, с которым и просыпаюсь – чувством, что я многого не сделала Я не знаю, почему так происходит, но иногда, когда я должна быть главной, я чувствую себя скорее как та, кем манипулируют Мои таланты и интересы находятся в других сферах, не в материнстве У меня как у матери бывают трудные моменты, но сейчас я могу уверенно сказать, что получаю большое удовольствие от материнства Трудности материнства компенсируются радостью от общения с ребенком, наблюдением за его развитием и успехами Проблемы ухода за ребенком легко решить, если вы знаете, как ваши действия влияют на вашего ребенка; и это знание я приобрела Я искренне верю, что у меня достаточно знаний и навыков для того, чтобы быть хорошей матерью Если ответ на вопрос, что беспокоит моего ребенка, можно найти, я его найду Я справляюсь со сложностями родительства не хуже других родителей

Оценка способности проводить время с ребенком с удовольствием Укажите, пожалуйста, степень, в которой Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями (1 – полностью не согласен, 7 – полностью согласен) Я способна проводить время с ребенком с удовольствием Я легко и с удовольствием играю с моим ребенком Многие занятия, интересные моему ребенку, скучны для взрослого Придумывать интересные моему ребенку занятия очень утомительно

Способность к контролю и установке границ Укажите, пожалуйста, степень, в которой Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями (1 – полностью не согласен, 7 – полностью согласен) Я не могу справиться с плохим поведением моего ребенка Я могу оставаться спокойной, когда мой ребенок себя плохо ведет Я умею договариваться со своим ребенком Я могу найти способы избежать конфликта с ребенком Я могу заставить ребенка слушаться, не испытывая при этом вины

Признаки депрессии (The Patient health questionnaire- 2 (PHQ-2)) Как часто в течение последних двух недель Вас беспокоили следующие проблемы: 0 совсем нет 1 несколько дней 2 больше половины дней 3 почти каждый день Отсутствие удовольствия и интереса к Вашим обычным делам Подавленность, депрессия или чувство безнадежности

Стресс (Perceived Stress scale) В течение последнего месяца, как часто Вы… 0 никогда 1 почти никогда 2 иногда 3 довольн о часто 4 очень часто 1.… чувствовали, что Вы не в состоянии контролировать важные вещи в Вашей жизни? 1....были в нервном и напряженном состоянии? 1....были уверены в своей способности справляться с Вашими проблемами? 1....понимали, что Вы не можете справиться со всем, что Вам нужно делать? 1....чувствовали, что у Вас все под контролем? 1....чувствовали, что накапливается столько трудностей, что Вы не можете их преодолеть?

Темперамент ребенка (James Camerons child temperament scale) Насколько интенсивны реакции Вашего ребенка, когда он чем-нибудь расстроен? Сильно Слабо - 5 Насколько легко Ваш ребенок расстраивается из-за ограничения его/ее действий? Нелегко Легко - 5 Когда Ваш ребенок расстроен, насколько легко его/ее можно отвлечь, развлечь или успокоить? Легко Тяжело - 5

Поддержка Укажите, пожалуйста, степень, в которой Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями (1 – полностью не согласен, 7 – полностью согласен) Моя семья действительно старается помогать и поддерживать меня Мои друзья действительно стараются помогать и поддерживать меня У меня есть человек, которого волнуют мои чувства Я могу поделиться своими проблемами со своими друзьями Моя семья готова помогать мне принимать важные решения У меня есть знакомые или родственники, к которым я могу обратиться за помощью по уходу и воспитанию детей Мои родные и друзья сильно критикуют меня то, как я воспитываю и ухаживаю за своим ребенком

Удовлетворенность помощниками Укажите, пожалуйста, степень, в которой Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями (1 – полностью не согласен, 7 – полностью согласен)/последний столбец – утверждение к Вам неприменимо Мне приходится ограничивать время, которое ребенок проводит с родственниками, из- за некоторых разногласий по поводу воспитания, ухода за ребенком Мне бывает сложно договориться с родственниками, с которыми мой ребенок проводит время, о правилах воспитания и ухода Мне в целом нравится, как мой муж проводит время с ребенком Мне в целом нравится, как мои родители проводят время с ребенком Мне в целом нравится, как родители мужа проводят время с ребенком

Распространенность поведенческих проблем ребенка скорее не могу (1-3)4 скорее могу (5-7) не считаю это проблемой, с которой нужно справляться не случается с ребенком никогда или почти никогда 1. ноет отказывается есть приготовленную для него/нее еду закатывает истерику постоянно требует внимания гиперактивный/ная или неугомонный/ная кричит не хочет идти спать вовремя ведет себя вызывающе, когда его о чем-то просят бъет родителей ломает игрушки и другие предметы слишком долго одевается спорит с Вами о правилах (например, правилах поведения) дерется с другими детьми слишком долго ест ругается с другими детьми дразнит или провоцирует других детей врет