ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ИКТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОНЦЕПТ СОЗДАНИЯ БАКАЛАВРИАТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
Advertisements

Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» ОПЫТ МЭИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. Москва, 18 апреля 2012 г. НИУ Начальник управления.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ИННОВАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ГОДЫ.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Ученый совет ТИЭИ 24 июня 2014 года Первый проректор – проректор по учебно- методической работе В.В.Соколов 1.
Оптимизация подготовки специалистов в области спутниковых систем связи и навигации ГБОУ СПО Техникум машиностроения 25
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Руководитель проекта учебного центра НПО «Сатурн» Караваева Марина Александровна, Управляющий совет Рыбинского промышленно- экономического колледжа Образование.
Стандарты аккредитации Паньшина Т.В.. СТАНДАРТ 4 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» Общие положения Стандарт должен обеспечивать уверенность студента и других.
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РАУ)
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Попович А.М. Переход на стандарты нового поколения подготовки менеджеров: организационные аспекты Переход на стандарты нового поколения подготовки менеджеров:
Транксрипт:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ИКТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОНЦЕПТ СОЗДАНИЯ БАКАЛАВРИАТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РК Министерство образования и науки Республики Казахстан АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Шарипов Бахыт Жапарович – главный эксперт АО «Национальный инфо- коммуникационный холдинг «Зерде», доктор педагогических наук, кандидат технических наук, академик Международной академии информатизации (МАИН)

2

Революция в вузовском образовании 3 В ближайшие 10 лет модель организации вузов будет вынуждена существенно измениться под давлением внешних обстоятельств Изменения определяются сдвигом технологической парадигмы и освоением новых возможностей глобальными лидерами образовательного рынка Переходной зоной является период гг, когда эффекты изменения глобальных правил игры станут очевидны и в Казахстане Если не учитывать вызовы этой трансформации, то по факту мы будем готовиться к «ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЕ»

4 Дискурс

Форсайт образования Казахстанское образование «находится между индустриальной и постиндустриальной» системами. В сфере ИКТ образование начинает откатываться все дальше и дальше назад, проигрывая конкуренцию не только развитым странам, но отдельным странам СНГ. Выделяют три разные системы образования: Первая система – типична для стран, находящихся на стадии раннего индустриального развития (это примерно 40% населения Земли, проживающие в Африке, Латинской Америке, Средней Азии). Там есть «базовая школа, технические училища, высшее образование для элиты, подготовка навыков». Вторая система – с массовой школой, спецшколами, массовым высшим образованием, большими университетами и квалификационным подходом к обучению – свойственна быстроразвивающимся странам (Китай, Индия, арабский мир, Юго-Восточная Азия). Третья система – постиндустриальная система образования охватывает примерно 15% населения планеты (страны ОЭСР) и характеризуется новыми методиками обучения, новыми компетенциями, «проектным деятельностным образованием». 5

Область профессиональной деятельности (ИКТ) 6 Информационные технологии (IT) Разработка и сопровождение программного обеспечения, автоматизированных систем управления, консультационные услуги в области информационных технологий Производство, эксплуатация и ремонт информационно- коммуникационного оборудования Производство, эксплуатация и ремонт радиотехнических систем, системам автоматики и робототехники, компьютеров, компьютерного периферийного и коммуникационного оборудования и подобными видами электронной продукции, составляющими и запасными частями для данной продукции Связь и телекоммуникации, включая все виды электро- и почтовой связи Проектирование, эксплуатация, техническая поддержка, управление сетями, разработка технологий, способов, методов и средств, обеспечивающих надежную и качественную передачу, прием, обработку и хранение информации с использованием проводных, радио и оптических систем

Основные проблемы подготовки ИКТ специалистов: 7 дефицит ИКТ - специалистов; отсутствие ТОП - программ вендеров; отсутствие специализированных ИКТ- колледжей, вузов; не совершенство типовых учебных планов в сфере ИКТ- образования; квалификация преподавателей не соответствует потребностям ИКТ – рынка; нехватка при колледжах и вузах современных лабораторий; дефицит учебных центров высокого уровня для подготовки и переподготовки ИКТ- специалистов и преподавателей; высокая динамика развития ИКТ сферы; отсутствие современных профессиональных стандартов в области ИКТ; отсутствие баз практик и стажировок для студентов.

Анализ зарубежных подходов и опыта решения проблемы прикладного бакалавриата Германия Внедрение дуального обучения - 70% обучение на производстве и 30% в образовательном учреждении. Основное назначение - подготовка рабочих специальностей и среднетехнического персонала. Бакалавр (Bachelor) – первый диплом, дающий право на профессиональную деятельность. Бакалавриат дает базовые знания по специальности и методические навыки, а также широкую профессиональную ориентацию. Финляндия Две параллельные системы высшего образования университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности политехников технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Обучение длится 3,5- 4 года и включает обязательную практику. Россия Две параллельные системы высшего образования университеты и «завод-втузы». В основе прикладного бакалавриата лежат образовательные программы среднего профессионального образования, ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьезной теоретической подготовки. 8

9 Для проведения реформы необходимо «идеологически завести» общественное сознание

Бакалавриат (100%) Бакалавриат производственного направления ( 80% ) Бакалавриат академического направления ( 20% ) Обучение по программам бакалавриата производств. направления Продолжение обучения 3 курс (в/о, з/о, д/о) Завершение обучения 4 курс по очной форме Обучение по программам бакалавриата академического направления Государственная аттестация (ВПО) Курсы подготовки в магистратуру Государственная аттестация (ВПО) Магистратура 1,5 год обучения Магистратура 2 года обучения Докторантура ВУЗ, колледж, научные, проектно-конструкторские институты Прерывание очного обучения после 2 курса Аттестация после 2 курса 3 курс колледжа ПРОИЗВОДСТВО ( 8 месячная производственная стажировка для студентов бакалавриата производственного направления) Государственная аттестация (СПО) Новая модель подготовки ИКТ-кадров техник специалист Прикладной бакалавриат младший инженер 4 кв. уровень 5 кв. уровень 3 кв. уровень 10 КАСИПКОР

Интересы выпускающей кафедры Университета и предприятий-работодателей Интересы выпускающей кафедры Интересы компании (предприятия, организации) 1. Обеспечение долгосрочных контрактов с компанией по базам практик студентов. 1. Получение квалифицированных выпускников кафедры (кадров) для компании. 2. Обеспечение стажировок студентов и преподавателей кафедры, как в ведущих зарубежных компаниях, так и в РК (компании). 2. Непосредственное (оперативное) влияние на качество подготовки выпускников кафедры. 3. Активизация процедуры выявления интересов студентов к месту будущей работы в компании. 3. Повышение престижа компании (отрасли). Консультирование в компании ведущего профессорско- преподавательского состава кафедры. 4. Постоянный мониторинг работодателей (компаний) с целью получения достоверной информации о качестве подготовки выпускников кафедры. 4. Проведение научно-исследовательских работ в компании силами ведущих специалистов кафедры. 5. Привлечение ведущих сотрудников отрасли (компании) к совместной работе по выработке компетенций по данному направлению подготовки. 5. Повышение производительности труда на базе методик, разработанных кафедрой.

Интересы выпускающей кафедры Университета и предприятий-работодателей 6. Привлечение сотрудников компании для чтения лекций и руководства практикой студентов. 6. Внедрение перспективных результатов выпускных работ студентов (магистерских диссертаций), разработанных под руководством ведущих специалистов компании и кафедры для компании. 7. Проведение повышения квалификации сотрудников компании на базе кафедры. 7. Приглашение студентов кафедры к работе в компании по индивидуальному графику (временная занятость). 8. Оказание компанией спонсорской помощи кафедре. 8. Организация и проведение исследований студентами кафедры во время прохождения учебной и производственной практик студентами кафедры. 9. Содействие трудоустройству выпускников кафедры в компании. 9. Организация и проведение научных исследований студентами кафедры во время подготовки выпускных работ и диссертаций (магистра, кандидата или доктора наук). 10. Информирование персонала компании о современных достижениях в данной отрасли. 10. Обучение детей сотрудников компании в ВУЗе.

11. Получение заказов на выполнение хоздоговорной тематики от компании. 11. Участие ведущих сотрудников компании в научных конференциях по предложению кафедры. 12. Финансовая поддержка от компаний для студентов на целевое обучение по направлению подготовки кафедры. 12. Непосредственное участие в подготовке специалистов для компании через руководство практикой студентов, курсовыми и дипломными проектами, чтении лекций на кафедре. 13. Повышение квалификации (подготовка магистерских и докторских диссертаций) топ менеджмента (руководства) компании. 13. Совместная с кафедрой подготовка высококвалифицированных специалистов для компании на базе ВУЗа и баз практик компании. 14. Обеспечение студентам кафедры временной занятости (материальной поддержки) на базе компании. 14. Обучение руководящего звена компании (магистратура, докторантура второе высшее, подготовка и защита магистерских и докторских диссертаций) на базе (или с участием) кафедры. 15. Совместное участие кафедры и компании в получении грантов. 15. Повышение материальной и профессиональной заинтересованности в подготовке хороших кадров. 16. Вклад предприятий (компаний) в модернизацию учебного оборудования. 16. Подготовка специалистов на уровне высоких мировых стандартов. 17. Участие компании в Вузовских конференциях и научных семинарах кафедры. 17. Получение возможности представителями компаний ознакомления с лучшими мировыми достижениями в данной отрасли. Интересы выпускающей кафедры Университета и предприятий-работодателей

Формы деятельности Инструменты Критерии классификации Институциональная Эндаумент-фонды, Институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские и иные советы), Совместные образовательные структуры. Учреждение участниками совместной организационно- правовой структуры Технопарки, Центры трансферта технологий, Ресурсные центры, Лаборатории коллективного пользования, Филиалы кафедр на производстве. Объединение нескольких участников для выполнения конкретной задачи Программно- проектная (контрактная) Стипендиальные программы, Гранты, Образовательные ваучеры и кредиты, Франчайзинговая модель финансовой поддержки студентов Программы финансирования отдельных студентов Стажировка студентов на предприятиях с последующим трудоустройством Договор о сотрудничестве образовательных учреждений и работодателей Концессии, Долгосрочная аренда, Инвестиционные контракты. Договора на использование имущества образовательных учреждений Классификация основных форм и инструментов совместной деятельности работодателей и системы образования 11

Web 1.0Образование 1.0Web 2.0Образование 2.0 Плоские статические сайты Коллекции страниц с учебными материалами Динамические сайты Полноценные учебные курсы и коллекции курсов Каталоги Простые LMSПользовательский контент Функциональные LMS Минимум динамики Электронные учебники Теги Пиринговое обучение (P2P learning) Learning – 1.0Социальные сети и сервисы МООС Минимизация форм Образовательные мини- сервисы Персональный учебный кабинет Learning – 2.0 Web / образование 1.0 Web / образование

Параметры сопоставления Бакалавриат производственного направления Бакалавриат академического направления 1. Адаптация к условиям производства До 2 мес.От 0,5 – 1,0 года 2. Процент трудоустройства 90%60% 3. Отставание знаний выпускников от требований рынка Не более 10%Более 50% 4. Умение работать в команде Приемлемые Не достаточные 5. Выполнение дипломных проектов по заказам предприятий 90%10% 6. Карьерный рост молодого специалиста Достижение 1 категории (6 уровня) – 2-3 года Достижение 1 категории (6 уровня) – не менее 5 лет Качество подготовки ИКТ-специалиста 15

16 Главным результатом реализации представленного Проекта будет качественно новый уровень организации, содержания учебного процесса и комплексной информатизации, обеспечивающий формирование профессиональной компетентности специалистов в сфере ИКТ. Заключение

Спасибо за внимание! 16

Если появился кто-то, готовый свернуть горы, за ним обязательно пойдут другие, готовые свернуть ему шею.

Национальная рамка квалификаций 9 классов и /или краткосрочное обучение 11 классов / практический опыт, краткосрочные курсы Практический опыт и / или профессиональная подготовка ТиПО / III + допобразование ТиПО + практический опыт или Высшее образование без опыта специалист / бакалавр / + практический опыт V + допобразование специалист/магистр/ VI + допобразование доктор наук, доктор PhD, кандидат наук / VII+ допобразование / профессиональное признание/ I II III IV V VI VII VIII 1. стандартные практические задания 2. контроль 1. типовые практические задания 2. контроль 1. типовые практические задания в узкой сфере 2. частичный контроль 1. типовые практические задания в широкой сфере 2. самостоятельная работа 1. задачи технологического/методического характера 2. руководит группой работников 1. исследование и управление в широкой сфере 2. стратегический менеджмент 1. задачи развития и разработки новых подходов 2. руководит группой работников 1. исследование и управление в узкой сфере 2. руководит коллективом описание уровнейспособы достижения самообразование +

Карта карьерного роста

Жизненный цикл разработки ПО