ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Презентационные материалы курса Автор: А.Н. Салов, к.э.н., доцент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 7 Теория производства. Вопросы: 1. Основные категории анализа 2. Производство с одним переменным фактором 3. Выбор производственной технологии.
Advertisements

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗДЕРЖЕК Микроэкономика проф. Нестерова Д.В.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра маркетинга и коммерции СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ Автор: Салов А.Н., к.э.н.,
ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА. 1.Производство. Производственная функция и ее свойства. 2.Анализ производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей производительности.
Линейная модель парной регрессии и корреляции. 2 Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального.
1 Планирование материальных ресурсов предприятия.
Лекция 1 «Введение». Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов. Специфической.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Тема 4. Основные этапы проектирования сетевых корпоративных приложений производственного назначения.
Стратегия и тактика финансового менеджмента. Стратегия - это искусство руководства, планирования, управления, основанное на перспективных прогнозах. С.
Принятие решений в условиях риска Методы принятия решений в условиях риска разрабатываются и обосновываются в рамках так называемой теории статистических.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Направления консалтинговой деятельности Направления консалтинговой поддержки 1. Финансовая диагностика 3. Построение системы бюджетирования 2. Построение.
Моделирование финансово- хозяйственной деятельности организации с использованием пакета Project Expert Holding.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Бизнес-прогнозирование Бобкова Н. Г.. Введение Прогнозирование 1) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории.
Классической моделью, позволяющей описывать внутреннюю структуру производства (технологии), а так же взаимосвязь ресурсов и готовой продукции, является.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Что в системе управления делает работника неэффективным? Колобова Н.В. Доклад на Конференции НИСКУ (14-16 июня)
Транксрипт:

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Презентационные материалы курса Автор: А.Н. Салов, к.э.н., доцент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра маркетинга и коммерции

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Организационно-методические указания и содержание курса

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Цели и задачи курса

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Перечень тем лекционных занятий Тема 1. Введение в производственный менеджмент Тема 2. Инструменты принятия решений Тема 3. Прогнозирование Тема 4. Теория очередей Тема 5. Стратегия товара Тема 6. Стратегия процессов Тема 7. Тактика агрегатного планирования Тема 8. Управление запасами Тема 9. Планирование потребности в материалах деталях и узлах Тема 10. Тактика краткосрочного планирования Тема 11. Управление проектами

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Основная литература Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент. -Специальная литература.: СПб., 1998

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 1. Введение в производственный менеджмент

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Производство - это создание товаров и услуг. Производственный (операционный) менеджмент - Деятельность по созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Земля, труд, капитал, менеджмент ВХОДЫ Экономическая система, преобразующая входы в выходы ПРОЦЕС С Товары и услуги ВЫХОДЫ Обратная связь Рис. - Предприятие как экономическая система

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Производительность - подразумевает усиление производственного процесса Усиление производства предполагает нахождение наиболее результативного варианта сравнения количества затраченных ресурсов (входов) к количеству товаров и услуг полученных на выходе Снижение потока ресурсов на входах, пока выход товаров и услуг остается постоянным, или увеличение потока на выходе, пока входы постоянны, представляет увеличение производительности

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Произведено единиц Производительность = = Использован ресурс Произведено единиц или = Использовано человеко-часов

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Продуктивная производительность - Сбалансированное состояние экономики предприятия и рыночной экономики

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 2. Инструменты принятия решений

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Модель - есть представление реальности Физическая модель уменьшенная модель самолета Простая математическая модель Площадь = длина х ширину

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Алгоритм принятия решения 1. Определение проблемы и факторов, которые влияют на нее 2. Установка критерия решений и целей 3. Формулировка модели 4. Определение и оценка альтернатив 5. Выбор наилучшей альтернативы 6. Внедрение решения

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Термины Альтернатива - направление действия или стратегия, которая может быть выбрана принимающим решение Состояние природы - ситуация, на которую принимающий решение не может повлиять или имеет очень слабое влияние

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Теория Аналитический подход для принятия выбора альтернативы или решений направления действия Три типа модели Принятие решений в условиях определенности Принятие решений в условиях риска Принятие решений в условиях неопределенности

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях определенности Принимающий решение знает с определенностью последствия или выход любой альтернативы или выбранного решения Принимающий решение выбирает альтернативу, которая максимизирует его благосостояние или приведет к наилучшему результату

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях риска Принимающий решение знает вероятность появления результата или последствий для каждого выбора Принимающий решение будет пытаться максимизировать ожидаемое благосостояние

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях неопределенности Принимающий решение не знает вероятность появления результата для каждой альтернативы Принимающий решение использует критерии, характеризующие оптимистический, прагматический или пессимистический варианты развития событий

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях определенности Наилучшая альтернатива

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях риска Ожидаемая денежная отдача EMV (expected monetary value) EMV для варианта - Сумма возможных поступлений (отдач) варианта, каждая взвешенная на вероятность появления отдачи

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях риска Менеджер компании верит, что вероятность благоприятного рынка такая же, как и неблагоприятного. Это означает, что каждое состояние природы имеет шанс 0,50. EMV 1 = 0,50 х $200,0 + 0,50 х $(-180.0) = $10,0 EMV 2 = 0,50 х $ х $(-20,0) = $40,0 EMV 3 = 0,50 х 0 + 0,50 х 0 = 0 Наилучшая альтернатива

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях риска Ожидаемая ценность совершенной информации EVPI (expected value of perfect information) EVPI - разница между отдачей (от решений) в условиях определенности и отдачей в условиях риска

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях риска EVPI = (ожидаемая ценность в условиях определенности) - max EMV Ожидаемая ценность в условиях определенности = $200,0 х 0,50 + $0 х 0,50 = $100,0 EVPI = $100,0 - $40,0 = $60,0 Сумма, которую компания может заплатить за совершенную информацию

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях неопределенности Три критерия: maximax - этот критерий находит альтернативу, которая максимизирует максимальный выход maximin - этот критерий находит альтернативу, которая максимизирует минимальный выход равновероятностный - этот критерий находит альтернативу с критерий наивысшим средним выходом

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Принятие решений в условиях неопределенности Три критерия: maximax = $200,0 maximin = $0 равновероятностный критерий = $40,0 Наилучшая альтернатива Наилучшая альтернатива Наилучшая альтернатива

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Дерево целей - графическое отражение процесса, которое определяет альтернативы решения, состояния природы и их соответствующие вероятности отдачи для каждой комбинации альтернатив и состояний природы Узел решения, из которого может быть выбрана одна или несколько альтернатив Узел состояния природы, из которого может появится одно состояние природы Условные обозначения:

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1 2 Отдача Благоприятный рынок $200,0 Неблагоприятный рынок $ -180,0 Благоприятный рынок $100,0 Неблагоприятный рынок $-20.0 Ничего не строить 0 Строить большой завод Строить малый завод Рис. - Пример дерева решений компании

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 3. Прогнозирование

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Прогнозирование - это наука и искусство предсказания событий Эффективное планирование как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, зависит от прогноза спроса на товар компании

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Временные горизонты прогнозирования Краткосрочный прогноз - до 1 года. Используется для планирования закупок, работ, рабочей силы, распределения работ, объемов производства Среднесрочный прогноз года. Используется в планировании сбыта, производства и распределения бюджета, оперативном планировании Долгосрочный прогноз - более 3 лет. Используется в планировании новых товаров, месторасположения производства, исследованиях и разработках.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Два подхода к прогнозированию Количественный анализ Используются варианты математических моделей, чтобы на основе данных прошлых лет и/или случайных переменных спрогнозировать спрос Качественный подход Основывается на интуиции, эмоциях, личном опыте и системе ценностей

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Обзор количественных методов 1. Простейший метод 2. Метод меняющегося среднего 3. Экспоненциальное сглаживание 4. Трендовое проектирование 5. Линейная регрессия Модели временных серий Причинная модель

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Алгоритм прогнозирования 1. Определение пользы прогноза 2. Отбор объектов прогнозирования 3. Определение временных горизонтов прогноза 4. Отбор модели прогнозирования 5. Сбор данных, необходимых для прогноза 6. Обоснование модели прогнозирования 7. Выполнение прогноза 8. Отслеживание результатов

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Декомпозиция временных серий Тренд (Т) - градация повышения или понижения данных за определенный период Сезонность (S) - модель данных, которая повторяется через определенные промежутки времени Цикл (С) - модели данных, которые встречаются каждые несколько лет Случайные вариации (R) - «блики» в данных

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Статистические модели временных серий Мультипликативная модель Спрос = T x S x C x R Аддитивная модель Спрос = T + S + C + R

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Простейший метод прогнозирования - предполагает, что спрос в следующем периоде эквивалентен спросу в текущем периоде Является ли такой метод прогнозирования эффективным?

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Метод меняющегося среднего Меняющаяся спрос в предшествующих N периодах средняя = N где: N - число периодов в меняющейся средней

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Экспоненциальное сглаживание Новый прогноз = Прогноз прошлого периода + (Фактический спрос прошлого периода - Прогноз прошлого периода) или Ft = Ft-1 + (At-1 - Ft-1) где: Ft - новый прогноз Ft-1 - прогноз предыдущего периода At-1 - фактический спрос прошлого периода - константа сглаживания (0< < 1)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Выбор константы сглаживания Ошибка прогноза = Спрос - Прогноз Измерение всех ошибок прогноза (MAD) Ошибка прогноза MAD = N

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Трендовое проектирование Этот метод устанавливает линию тренда по серии точек прошлых данных, а затем проектирует линию в будущее для средне- или долгосрочных прогнозов y = a + bx где y - расчетное значение предсказываемой переменной a - отрезок, отсекаемый прямой на оси y b - наклон линии регрессии x - независимая переменная (время)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Трендовое проектирование x y - n x y b = x^2 - n x ^ a = y - b x

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Мониторинг и контроллинг прогноза Трекинговый сигнал - инструмент, показывающий, как хорошо прогнозы обновляются каждый период времени Текущий спрос в N периоде - Прогноз спроса в периоде N = MAD

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 4. Теория очередей

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Характеристики линейных систем ожидания (очереди): 1. Размер источника 2. Модель прибытия в систему 3. Поведение прибытия

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Дисциплина очереди: FIFS - «Первый пришел - первый обслужен» LIFS - «Последний пришел - первый обслужен»

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Основные конфигурации системы очередей: Прибытия Очередь Узел обслуживания Убытия Рис. - Одноканальная однофазная система

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Основные конфигурации системы очередей: Прибытия Очередь ФАЗА 1 Узел обслуживания Убытия Рис. - Одноканальная многофазная система ФАЗА 2 Узел обслуживания

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Основные конфигурации системы очередей: Прибытия Очередь КАНАЛ 1 Узел обслуживания Убытия Рис. - Многоканальная однофазная система КАНАЛ 2 Узел обслуживания КАНАЛ 3 Узел обслуживания Убытия

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Основные конфигурации системы очередей: Прибытия Очередь ФАЗА 1 УЗЕЛ 1 КАНАЛ 1 Убытия Рис. - Многоканальная многофазная система Убытия ФАЗА 1 УЗЕЛ 1 КАНАЛ 2 ФАЗА 1 УЗЕЛ 1 КАНАЛ 3 ФАЗА 2 УЗЕЛ 2 КАНАЛ 1 ФАЗА 2 УЗЕЛ 2 КАНАЛ 2 ФАЗА 2 УЗЕЛ 2 КАНАЛ 2

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Измерители состояния очередей: 1. Среднее время, которое тратит каждый клиент в очереди 2. Средняя длина очереди 3. Среднее время нахождения клиента в системе (время ожидания + время обслуживания) 4. Среднее число клиентов в системе 5. Вероятность того, что узел обслуживания свободен 6. Коэффициент использования системы 7. Вероятность определенного числа клиентов в системе

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Разнообразие моделей очередей Модель А. Одноканальная модель. Модель В. Многоканальная модель Модель С. Модель с постоянным временем обслуживания Модель D. Модель с ограниченным размером источника

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 5. Стратегия товара

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Цель стратегии товара - это выбор, определение и дизайн товаров. Создание возможностей нового товара 1. Экономические изменения 2. Социологические и демографические изменения 3. Технологические изменения 4. Политические изменения 5. Практика рынка

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Определение и документирование товара Инженерный чертеж - показывает размеры, допуски, материалы и окончательный вид компонента Спецификация материалов, деталей и узлов - список всех компонент, их описание и количество, требуемое, чтобы сделать одну единицу товара Чертеж сборки - показывает общий вид товара

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Определение и документирование товара Диаграмма сборки - показывает в схематичном виде, как собирается изделие, произведенные компоненты, закупленные компоненты или комбинация тех или других Маршрутный лист - показывает операции, включая сборку и контроль, необходимые для компонент, определенных в ведомости состава изделия

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Определение и документирование товара Рабочая инструкция - содержит детальные инструкции по выполнению задания. Руководство по нормам и допускам - обеспечивает информацией о нормах времени для наладки оборудования, скорость и мощность производств, допуски и др. Заказ-наряд на работу - инструкция на производство заданного количества определенного изделия по заданному графику

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема 6. Стратегия процессов

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Стратегия процессов - подход, который использует организация для преобразования ресурсов в товары и услуги. Объектом стратегии процесса является нахождение пути производства товаров, которые удовлетворяют потребностям покупателя и специфике производства по цене, гибкости и качеству производимого продукта.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Три типа процессов 1. Сфокусированный на процессе 2. Сфокусированный на продукте 3. Повторяющиеся процессы

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Особенности стратегии, сфокусированной на процессе 1. Характеризуется малыми объемами или партиями производства разнообразных товаров 2. Принимаются индивидуальные заказы на изготовление товара 3. Организация имеет возможность легко перестроится на другой производственный процесс

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Особенности стратегии, сфокусированной на продукте 1. Высокий объем производства малое разнообразие процессов, непрерывные процессы 2. Долгий и продолжительный процесс производства одного и того же товара 3. Высокая стандартизация и статический контроль качества

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Особенности повторяющихся процессов 1. Использование в производственном процессе модулей - частей и компонентов, изготовленных предварительно 2. Классический сборочный конвейер 3. Более структурированы и последовательны.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Управление мощностью Мощность - максимальный выход системы за определенный период Проектируемая мощность - максимум мощности, который может быть достигнут в идеальных условиях

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Управление мощностью Ожидаемая мощность это проектируемая мощность за вычетом неиспользуемых объемов (ремонт, простои оборудования и пр.). Эффективность Ожидаемая мощность мощности = Проектируемая мощность

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Управление мощностью Эффективность мощности (коэффициент использования) - тот максимум мощности, который организация может достигнуть при данном наборе товаров, методов планирования и стандартов качества Эффект - это мера действительного выход к эффективности мощности

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Управление мощностью Действительный выход Эффект = Эффективность мощности Нормативная мощность - измеритель максимума мощности на отобранных производствах Нормативная мощность = Проектируемая мощность х Коэффициент использования х Эффект

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Управление мощностью (пример) Предприятия выпекает булочки для завтрака. Оборудование имеет эффект 90% и коэффициент использования мощности 80%. Имеется три производственные линии, которые работаю 7 дней в неделю, три восьмичасовых смены в день. Каждая линия спроектирована на изготовление 120 булочек в час. Вопрос: Какова нормативная мощность? Нормативная мощность = 120 бул. х 3 линии х 168 час./нед. х 0,8 х 0,9 = булочек / неделю.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Анализ критической точки Объектом анализа критической точки является нахождение точки (в денежном или натуральном выражении), в которой затраты равны доходу. Анализ критической точки требует оценки постоянных затрат, переменных затрат и дохода. Цель анализа - помощь в процессе отбора и идентификации объемов выпуска с наименьшими затратами.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Анализ критической точки BEP (x) - критическая точка в натуральном выражении BEP ($) - критическая точка в денежном выражении P - цена за единицу продукции х - количество произведенных единиц F - постоянные затраты V - переменные затраты на единицу продукции TR = Px - общий доход TC = F+Vx - общие затраты

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Анализ критической точки F BEP (x) = P - V FP F BEP ($) = BEP (x) P = = P - V 1 - (V/P) Прибыль = TR - TC = Px - (F + Vx) = (P-V)x - F

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Анализ критической точки. Многопродуктовый случай F BEP ($) = (1-Vi/Pi) x (Wi) где: V - переменные затраты на единицу продукции P - цена за единицу продукции F - постоянные затраты W - процент каждого товара в общем объеме продаж i - индекс товара