Рыночная концентрация и монопольная власть Проф. С.А. Толкачев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Advertisements

ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Тема 2. Методологические вопросы исследования структуры отраслевых рынков 1. Рынок и рыночные структуры 2. Концентрация продавцов на рынке и ее показатели.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
РЫНОК: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. РЫНОК КАК РАЗВИТАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ТОВАРНОГО ОБМЕНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ОТДЕЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ РЫНКОВ, А ЗНАЧИТ,
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
1 Оценка доминирующего положения предприятий на рынке телекоммуникационных услуг Украины к.э.н., доцент кафедры экономики ГУИКТ (г. Киев) НОВИКОВА И.В.
Теория отраслевых рынков. Взаимосвязь количественных и качественных характеристик оценки структуры отраслевого рынка.
Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции, которая существует в тех отраслях, где.
Типы рыночных структур Айтуар Асель УиА 15/2. 1. Понятие и типы рыночных структур 1. Понятие и типы рыночных структур 2.рынок совершенной конкуренции.
ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков. Ценовая дискриминация.
1 ТЕМА 3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чего нельзя измерить, тем нельзя управлять. Изречение американских менеджеров Ни одно исторически важное маркетинговое.
Анализ рыночной структуры проф. Крючкова П.В.. Основные вопросы 1. Анализ рынка: структура и поведение 2. Границы рынка 3. Показатели концентрации продавцов.
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков Достоинства и недостатки.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Тема 10. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА Бизнес – это организация, определяющим фактором существования или разрушения которой является квалификация ее сотрудников.
Транксрипт:

Рыночная концентрация и монопольная власть Проф. С.А. Толкачев

Зачем измерять рыночную власть? Для оценки ущерба от нее Для определения государственной политики Для выявления воздействия на рыночную власть разных факторов (технического прогресса, законодательства и его применения, рекламы) Для целей антимонопольной политики: выявление доминирования отношение к слияниям наложение штрафов

Что такое «отраслевой рынок» продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные границы, локальные границы

Рынок и отрасль Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий.

Границы рынка Джоан Робинсон: Рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка.

Показатели рыночной власти: концентрация Концентрация характеризуется: количеством фирм рыночными долями фирм Показатели концентрации по-разному учитывают эти характеристики

Что такое концентрация? Под рыночной концентрацией понимается плотность размещения рыночных структур и неравномерность возможностей агентов рынка по объему предложения или по объему спроса.

Индекс концентрации Индекс концентрации - это сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке Yi рыночная доля i-той фирмы; k число фирм, для которых высчитывается этот показатель. q i - объем продаж фирмы, Q- объем рыночных продаж

Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках А и В

Концентрация в промышленности США Величина CR 4 Количество отраслей Доля в количестве отраслей, % Доля в сов. добавил. ценности, % ,2 36,4 26,8 12,5 5,1 21,7 38,8 19,7 14,9 4,9

Запрет слияний и поглощений в США Поглощающая фирма, %Поглощаемая фирма, % Высококонцентрированные отрасли (CR4>75%) 44 и более 102 и более 151 и более Низкоконцентрированные отрасли (CR4<75%) 55 и более 104 и более 153 и более 202 и более 251 и более

Недостатки Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным. Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами между фирмами-аутсайдерами.

Индекс максимальной рыночной доли M(d) – средняя рыночная доля = 1/n

Дисперсия рыночных долей Дисперсия - представляет собой средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины. где Y i - доля фирмы на рынке Y- средняя доля фирмы на рынке равная 1/n; n - число фирм на рынке Смысл - определение неравномерности распределения долей между участниками рынка. Чем больше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю.

Недостаток дисперсии дисперсия не дает характеристику относительного размера фирм: для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка со 100 фирмами одинакового размера дисперсия в обоих случаях будет одинакова, и равна нулю, но уровень концентрации будет различным.

Вариация рыночных долей Коэффициентом вариации называют отношение среднего квадратического отклонения величины к ее среднему арифметическому значению. s i доля i-й фирмы в рыночном объеме продаж; N число фирм, действующих на рынке S = 1/ N средняя рыночная доля фирмы; σ среднее квадратическое отклонение рыночных долей фирм. Среднее квадратическое отклонение равно квадратному корню из среднего квадрата отклонений отдельных значений признака от средней арифметической:

Квадрат вариации рыночных долей Упрощает расчеты собственно вариации рыночных долей

Пример Пусть на рынке действуют 3 фирмы с объемами продаж 50, 30 и 20, так что общий объем продаж отрасли равен 100, а доли фирм соответственно 0.5, 0.3 и 0.2. коэффициент вариации долей: V 2 = 3·( ) – 1 = 0.14, V

Индекс Херфиндаля Хиршмана (HerfindalHirshman index) Индекс принимает значения от 100 (в идеальном случае совершенной конкуренции) до (чистая монополия). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Начиная с 1982 г. индекс Херфиндаля Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основное преимущество - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.

Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы

Пример расчета IHH

Американская практика 0 < HHI < рынок слабо концентрированный; 1000 < HHI < рынок умеренно концентрированный; 1800 < HHI - рынок высоко концентрированный.

HHI связан с показателями распределения рыночных долей Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель распределения равен нулю и значение индекса Херфиндаля Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса. где n число фирм на рынке; показатель дисперсии долей фирмы на рынке

IHH связан с коэффициентом вариации рыночных долей Поскольку сумма в коэффициенте вариации есть IHH, то справедливо

Индекс Джини статистический показатель, основанный на кривой Лоренца.

Индекс Джини Y i - объем производства i-й фирмы Y j - объем производства j-й фирмы N - общее число фирм x среднее арифметическое значение объема. индекс Джини представляет собой среднее различие по абсолютной величине объемов различных элементов, нормированное таким образом, чтобы максимально возможной дифференциации соответствовало значение индекса, равное единице

Недостатки индекса Джини 1)Концептуальный. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей. Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где фирм делят между собой рынок на равных долей и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. 2) Технический. Сложность подсчета: необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.

Кривые концентрации: от крупных фирм к мелким. Чем более выпуклы, тем выше концентрация А С ВА 0 50% 100% Кумулятивное число фирм Суммарная Рыночная доля

Показатели рыночной власти: концентрация Недостаток индексов концентрации - несовпадение статистической отрасли с рынком Статистическая отрасль часто выделяется на основе общности технологии производства Рынок выделяется на основе заменяемости в потреблении

Показатели монопольной власти Большинство показателей монопольной власти оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. 1. норма экономической прибыли (коэффициент Бэйна), 2. коэффициент Лернера, 3. коэффициент Тобина (q Тобина), 4. коэффициент Папандреу

Коэффициент (индекс) Бейна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. бухгалтерская прибыль нормальная прибыль

Смысл коэффициента Бэйна Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.

Трудности расчета индекса Бэйна оценка стоимости капитала и величины амортизации: при эмпирических расчетах используют не экономические, а бухгалтерские данные. Реальная стоимость капитала может отличаться от расчетного значения. расходы на нематериальные активы ( рекламу и научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки, брэнды). Эти расходы производятся в один год, а доходы могут поступать в течение нескольких последующих лет.

Индекс Лернера Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам, и следовательно монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции.

По данным США самые высокие показатели индекса Лернера и множителя наценки у табачной отрасли: 76% и 4,17 соответственно. Это означает, что в каждом долларе, оплачиваемом потребителем за товар, 76 центов приходится на наценку – превышение цены над предельными издержками. Множитель наценки показывает, что фактическая цена на табачные изделия в 4,17 раза выше предельных издержек.

Для практических расчетов AVC- средние переменные издержки; г - нормальная прибыль; d - норма амортизации; К - величина капитальных активов; Q - объем выпуска

Индекс Лернера и показатель концентрации для рынков олигополии, где n фирм взаимодействуют по Курно, показатель Лернера для фирмы будет находиться в прямой зависимости от доли фирмы на рынке Yi (отношение объема продаж рынка к отраслевому объему продаж) и в обратной - от показателя эластичности спроса Ed/

Средний для отрасли индекс Лернера HHI - индекс концентрации Херфиндаля- Хиршмана.

Коэффициент Тобина (q Тобина) P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций) С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли.

в 2003 г. Компания Стоимость контрактов, млрд. долл Локхид-Мартин 15,114,617,021,9 2Боинг 12,013,316,617,3 3Нортроп-Грумман 5,85,28,711,1 4Дженерал Дайнэмикс 4,24,97.08,2 5Рэйтион 6,35,57,07,9 6Юнайтед Технолоджиз 2,13,43,64,5 7Халибёртон--1,62,8 8Дженерал Электрик 1,61,75,63,9 9Сайенс Эпликэйшенс 1,51,72,12,6 10Компъютер Сайенсиз 1,20,8 2,5 Ведущие подрядчики Министерства обороны США, гг. Источник:. С.А. Толкачев. Развитие военно-промышленных корпораций США в 2000-е годы. Оцените уровень концентрации, если бюджет закупок Пентагона составил 99 млрд. долл